Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиной О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Ивановой М.В., заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 05-24/029702 от 27.12.2012,
от Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Кузнецовой Г.И., представителя по доверенности N 10 от 01.06.2011 (сроком до 11.05.2014); Овчинниковой М.Н., представитель по доверенности N 11 от 08.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 по делу N А64-551/2013 (судья Пряхина Л.И.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041919) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на прибыль,
установил:
- Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - Общество, ОАО "ТКС") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением об обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12 235 935 руб. и возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4 544 775 руб., а также о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 21.12.2012 N 3963 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации на сумму 12 235 935 руб. и от 09.01.2013 N 4069 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации на сумму 4 544 775 руб.;
- В связи с отказом Общества от части заявленных требований производство по делу в части признания незаконным решений Инспекции от 21.12.2012 N 3963 и от 09.01.2013 N 4069 прекращено. Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Тамбову произвести возврат Открытому акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12235935 руб. и возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4544775 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с данным решением в части удовлетворения требований Общества, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что принятое Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом постановление по делу N А64-5837/2010 от 31.01.2012 и подача Обществом уточненных деклараций по налогу на прибыль не свидетельствуют, что ОАО "ТКС" узнало об излишней уплате налога на прибыль организаций в момент вынесения названного постановления. По мнению налогового органа, ОАО "ТКС" имело возможность при исчислении и уплате налога на прибыль за 2007, 2008 годы правильно применить положения НК РФ, в связи с чем, по мнению Инспекции, Общество, обратившись 04.02.2013 в суд с заявлением об обязании Инспекцию произвести возврат (зачет) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12 235 935 руб. и налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4 544 775 руб., пропустило трехгодичный срок исковой давности для такого обращения.
По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования Общества.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
ОАО "ТКС" ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявило, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 25.04.2012 лишь в обжалуемой части.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции и Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Обществом в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, согласно которым уменьшена сумма налога к уплате в бюджет: налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год к уменьшению - 27 498 478 руб., налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2008 год к уменьшению - 14 844 270 руб.
В результате направления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2007, 2008 годы у Общества образовалась переплата в размере 38 594 976 руб., поэтому 20.12.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 01-05-3738 о возврате указанной суммы.
Извещениями о принятом налоговом органе решении о возврате от 21.12.2012 N 15491 и от 09.01.2013 N 15711 налоговый орган сообщил ОАО "ТКС" о возврате соответственно налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, на сумму 15 906 235 руб. и налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, на сумму 5 908 031 руб.
21.12.2012 ИФНС России по г. Тамбову приняты решения N 3963 и N 4069 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в размере соответственно 12 235 935 руб. и 4 544 775 руб. в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога, со ссылкой на п. 7 ст. 78 НК РФ.
Решением от 09.01.2013 N 4070 об отказе в осуществлении зачета (возврата) Инспекция также довела до сведения Общества, что на основании ст. 78, 79 НК РФ заявление от 20.12.2012 N 01-05-3738 не может быть исполнено в связи с тем, что зачисление уплаты по срокам производится в автоматическом режиме и рекомендовало произвести сверку.
Не согласившись с отказом Инспекции в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 5 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном данным пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Исходя из положений пункта 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что условиями проведения зачета или возврата налога в порядке статьи 78 НК РФ являются: излишняя уплата налогоплательщиком налога; отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида; соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен зачет или возврат налога, исчисляемого с момента уплаты налога.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06.
В силу части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требования о возврате налоговых платежей, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что в разделе III Арбитражного процессуального кодекса не установлены особенности рассмотрения требований о возврате налога, и, исходя из положений статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности статьей 196 ГК РФ устанавливается в три года. Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 21.06.2001 N 173-О, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 28.02.2001 N 5, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В пункте 1 статьи 274 НК РФ указано, что налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 286 НК РФ установлено, что налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ. Если иное не установлено пунктами 4 и 5 данной статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (пункт 3 статьи 289 НК РФ). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Статьей 287 НК РФ предусмотрены сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей, в соответствии с которой налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Обществом в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, согласно которым уменьшена сумма налога к уплате в бюджет: налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год к уменьшению - 27 498 478 руб., налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2008 год к уменьшению - 14 844 270 руб.
Посчитав, что в результате направления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2007, 2008 годы образовалась переплата, в том числе, в размере 16 780 710 руб., 20.12.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 20.12.2012 г. N 01-05-3738 о возврате указанной суммы.
Как следует из пояснений Общества, основаниями представления в 2012 году уточненных деклараций за 2007 - 2008 годы явилось то, что о переплате по налогу на прибыль организаций оно узнало после вынесения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определения по делу N А64-5837/2010 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Тамбовской области в рамках рассмотрения дела N А64-5837/2010 о взыскании Обществом с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" задолженности за поставленную питьевую воду требования Общества удовлетворены в части, с ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" в пользу ОАО "Тамбовские коммунальные системы" взыскано 77 286, 25 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по указанному делу (в редакции определения от 29.06.2012) решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу от 24.03.2011 изменено, с ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в пользу Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" взыскано 30 649 801, 91 руб. задолженности за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2012 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 года по делу N А64-5837/2010 оставлено без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.08.2012 в передаче дела N А64-5837/2010 Арбитражного суда Тамбовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.03.2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2012 отказано.
Таким образом, судебными актами по делу N А64-5837/2010 была определена сумма реализации воды, а, следовательно, у Общества наступила определенность в исчислении налоговой база по налогу на прибыль организаций за 2006-2008 годы. Отказ во взыскании задолженности за воду обусловил корректировку Обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2006 - 2008 годы, в которую Общество при первоначальной исчислении налога по методу начисления включило сумму, начисленную к взысканию с ОАО "ТТК N 4". То обстоятельство, что корректировка налоговой базы произведена именно в результате отказа судом во взыскании указанной задолженности, налоговый орган подтверждает, как и то, что выручка в уточненных налоговых декларациях от 29.08.2012 определена Обществом в соответствии с установленной Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 задолженностью контрагента исходя из объемов фактического потребления воды.
Также Инспекция подтверждает факт уплаты Обществом в бюджет сумм налога на прибыль организаций в полном объеме.
Оценив обстоятельства настоящего дела, суд верно признал, что до момента вступления судебного акта по делу N А64-5837/2010 в силу (31.01.2012) у Общества не имелось оснований для обращения с заявлением о возврате переплаты, образовавшейся в 2012 году за 2007-2008 годы, так как определение налогооблагаемой базы за указанные периоды являлось предметом рассмотрения арбитражными судами и у Общества имелась неопределенность в исчислении его действительных налоговых обязанностей по уплате налога на прибыль за указанные периоды.
Между налоговым органом и Обществом был составлен акт совместной сверки расчетов N 47118 по состоянию на 01.10.2012. В данном акте установлена переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 10 452 806 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъекта РФ, в размере 2 8142 170 руб.
Из справочных данных, представленных налоговым органом (т. 2, л. 18 - 19), также следует, что по состоянию на 17.06.2010 у ОАО "ТКС" переплата по налогу на прибыль организаций отсутствовала, по состоянию на 29.08.2012 у Общества имелась переплата в размере 12 235 935 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Обществом не пропущен установленный налоговым законодательством трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате и зачете излишне уплаченного налога, исчисляемый в рассматриваемом случае с 31.01.2012 - со дня, когда Общество узнало о факте неверного определения им налоговой базы.
Возражений в отношении сумм налога, подлежащих возврату и зачету, налоговым органом не заявлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 по делу N А64-551/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 29.07.2013 ПО ДЕЛУ N А64-551/2013
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 июля 2013 г. по делу N А64-551/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 22 июля 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 29 июля 2013 года
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Семенюта Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сорокиной О.А.,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову: Ивановой М.В., заместителя начальника юридического отдела, доверенность N 05-24/029702 от 27.12.2012,
от Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы": Кузнецовой Г.И., представителя по доверенности N 10 от 01.06.2011 (сроком до 11.05.2014); Овчинниковой М.Н., представитель по доверенности N 11 от 08.02.2013,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 по делу N А64-551/2013 (судья Пряхина Л.И.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" (ОГРН 1036888185916, ИНН 6832041919) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову о возврате из бюджета излишне уплаченных сумм налога на прибыль,
установил:
- Открытое акционерное общество "Тамбовские коммунальные системы" (далее - Общество, ОАО "ТКС") обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тамбову (далее - Инспекция, налоговый орган) с заявлением об обязании Инспекции произвести возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12 235 935 руб. и возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4 544 775 руб., а также о признании незаконными решений Инспекции ФНС России по г. Тамбову от 21.12.2012 N 3963 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации на сумму 12 235 935 руб. и от 09.01.2013 N 4069 об отказе в осуществлении зачета (возврата) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в федеральный бюджет Российской Федерации на сумму 4 544 775 руб.;
- В связи с отказом Общества от части заявленных требований производство по делу в части признания незаконным решений Инспекции от 21.12.2012 N 3963 и от 09.01.2013 N 4069 прекращено. Суд обязал Инспекцию ФНС России по г. Тамбову произвести возврат Открытому акционерному обществу "Тамбовские коммунальные системы" излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12235935 руб. и возврат излишне уплаченной суммы налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4544775 руб.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 заявленные требования удовлетворены.
Инспекция, не согласившись с данным решением в части удовлетворения требований Общества, обратилась с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта и о принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Инспекция указывает, что принятое Девятнадцатым арбитражным апелляционным судом постановление по делу N А64-5837/2010 от 31.01.2012 и подача Обществом уточненных деклараций по налогу на прибыль не свидетельствуют, что ОАО "ТКС" узнало об излишней уплате налога на прибыль организаций в момент вынесения названного постановления. По мнению налогового органа, ОАО "ТКС" имело возможность при исчислении и уплате налога на прибыль за 2007, 2008 годы правильно применить положения НК РФ, в связи с чем, по мнению Инспекции, Общество, обратившись 04.02.2013 в суд с заявлением об обязании Инспекцию произвести возврат (зачет) излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 12 235 935 руб. и налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в сумме 4 544 775 руб., пропустило трехгодичный срок исковой давности для такого обращения.
По сути, доводы апелляционной жалобы касаются только части решения, которой удовлетворены требования Общества.
В соответствии с частью 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
ОАО "ТКС" ходатайство о пересмотре решения суда первой инстанции в полном объеме не заявило, в связи с чем, исходя из положений части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд проверяет законность и обоснованность решения Арбитражного суда Орловской области от 25.04.2012 лишь в обжалуемой части.
В представленном отзыве Общество возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей Инспекции и Общества, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Обществом в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, согласно которым уменьшена сумма налога к уплате в бюджет: налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год к уменьшению - 27 498 478 руб., налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2008 год к уменьшению - 14 844 270 руб.
В результате направления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2007, 2008 годы у Общества образовалась переплата в размере 38 594 976 руб., поэтому 20.12.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением N 01-05-3738 о возврате указанной суммы.
Извещениями о принятом налоговом органе решении о возврате от 21.12.2012 N 15491 и от 09.01.2013 N 15711 налоговый орган сообщил ОАО "ТКС" о возврате соответственно налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ, на сумму 15 906 235 руб. и налога на прибыль организаций, зачисляемого в федеральный бюджет, на сумму 5 908 031 руб.
21.12.2012 ИФНС России по г. Тамбову приняты решения N 3963 и N 4069 об отказе в осуществлении зачета (возврата) налога в размере соответственно 12 235 935 руб. и 4 544 775 руб. в связи с тем, что заявление подано по истечении 3-х лет со дня уплаты налога, со ссылкой на п. 7 ст. 78 НК РФ.
Решением от 09.01.2013 N 4070 об отказе в осуществлении зачета (возврата) Инспекция также довела до сведения Общества, что на основании ст. 78, 79 НК РФ заявление от 20.12.2012 N 01-05-3738 не может быть исполнено в связи с тем, что зачисление уплаты по срокам производится в автоматическом режиме и рекомендовало произвести сверку.
Не согласившись с отказом Инспекции в возврате излишне уплаченного налога на прибыль, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно пункту 4 статьи 78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Пунктом 5 статьи 78 НК РФ установлено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном данным пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Исходя из положений пункта 6 статьи 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 7 статьи 78 НК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что условиями проведения зачета или возврата налога в порядке статьи 78 НК РФ являются: излишняя уплата налогоплательщиком налога; отсутствие недоимки по иным налогам соответствующего вида; соблюдение налогоплательщиком трехлетнего срока на подачу заявления, в пределах которого может быть произведен зачет или возврат налога, исчисляемого с момента уплаты налога.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определении от 21.06.2001 N 173-О, статья 78 НК РФ направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а, напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. В то же время, данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства.
При этом вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишне уплаченного налога (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Данная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.11.2006 N 6219/06.
В силу части 1 статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным Кодексом, с особенностями, установленными в разделе III Кодекса, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Требования о возврате налоговых платежей, хотя и вытекают из публичных правоотношений, однако носят имущественный характер и не подпадают под категорию дел, рассматриваемых по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом того, что в разделе III Арбитражного процессуального кодекса не установлены особенности рассмотрения требований о возврате налога, и, исходя из положений статьи 189 Арбитражного процессуального кодекса, указанные требования должны рассматриваться по правилам искового производства.
Статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации под исковой давностью понимается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности статьей 196 ГК РФ устанавливается в три года. Согласно статье 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
В случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм (пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенные в определении от 21.06.2001 N 173-О, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 28.02.2001 N 5, вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
При этом, исходя из правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08, вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности: установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью в целях настоящей главы признается для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
В пункте 1 статьи 274 НК РФ указано, что налоговой базой для целей главы 25 НК РФ признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со статьей 247 НК РФ, подлежащей налогообложению.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу признается календарный год, отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Пунктом 1 статьи 286 НК РФ установлено, что налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьей 274 НК РФ. Если иное не установлено пунктами 4 и 5 данной статьи, сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 календарных дней со дня окончания соответствующего отчетного периода (пункт 3 статьи 289 НК РФ). Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 289 НК РФ).
Статьей 287 НК РФ предусмотрены сроки и порядок уплаты налога и налога в виде авансовых платежей, в соответствии с которой налог, подлежащий уплате по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период статьей 289 НК РФ. Авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период.
Как следует из материалов дела, 29.08.2012 Обществом в налоговый орган представлены уточненные налоговые декларации по налогу на прибыль организаций за 2007 и 2008 годы, согласно которым уменьшена сумма налога к уплате в бюджет: налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2007 год к уменьшению - 27 498 478 руб., налоговая декларация по налогу на прибыль организаций за 2008 год к уменьшению - 14 844 270 руб.
Посчитав, что в результате направления уточненных налоговых деклараций по налогу на прибыль организаций за 2007, 2008 годы образовалась переплата, в том числе, в размере 16 780 710 руб., 20.12.2012 Общество обратилось в Инспекцию с заявлением от 20.12.2012 г. N 01-05-3738 о возврате указанной суммы.
Как следует из пояснений Общества, основаниями представления в 2012 году уточненных деклараций за 2007 - 2008 годы явилось то, что о переплате по налогу на прибыль организаций оно узнало после вынесения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации определения по делу N А64-5837/2010 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
Как следует из материалов дела, Арбитражным судом Тамбовской области в рамках рассмотрения дела N А64-5837/2010 о взыскании Обществом с ОАО "Территориальная генерирующая компания N 4" задолженности за поставленную питьевую воду требования Общества удовлетворены в части, с ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в лице филиала ОАО "Квадра" - "Восточная региональная генерация" в пользу ОАО "Тамбовские коммунальные системы" взыскано 77 286, 25 руб.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 по указанному делу (в редакции определения от 29.06.2012) решение Арбитражного суда Тамбовской области по делу от 24.03.2011 изменено, с ОАО "Квадра - Генерирующая компания" в пользу Открытого акционерного общества "Тамбовские коммунальные системы" взыскано 30 649 801, 91 руб. задолженности за период с 01.01.2006 по 31.12.2008. В остальной части исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2012 постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31 января 2012 года по делу N А64-5837/2010 оставлено без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.08.2012 в передаче дела N А64-5837/2010 Арбитражного суда Тамбовской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 24.03.2011, постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Центрального округа от 17.04.2012 отказано.
Таким образом, судебными актами по делу N А64-5837/2010 была определена сумма реализации воды, а, следовательно, у Общества наступила определенность в исчислении налоговой база по налогу на прибыль организаций за 2006-2008 годы. Отказ во взыскании задолженности за воду обусловил корректировку Обществом налоговой базы по налогу на прибыль за 2006 - 2008 годы, в которую Общество при первоначальной исчислении налога по методу начисления включило сумму, начисленную к взысканию с ОАО "ТТК N 4". То обстоятельство, что корректировка налоговой базы произведена именно в результате отказа судом во взыскании указанной задолженности, налоговый орган подтверждает, как и то, что выручка в уточненных налоговых декларациях от 29.08.2012 определена Обществом в соответствии с установленной Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2012 задолженностью контрагента исходя из объемов фактического потребления воды.
Также Инспекция подтверждает факт уплаты Обществом в бюджет сумм налога на прибыль организаций в полном объеме.
Оценив обстоятельства настоящего дела, суд верно признал, что до момента вступления судебного акта по делу N А64-5837/2010 в силу (31.01.2012) у Общества не имелось оснований для обращения с заявлением о возврате переплаты, образовавшейся в 2012 году за 2007-2008 годы, так как определение налогооблагаемой базы за указанные периоды являлось предметом рассмотрения арбитражными судами и у Общества имелась неопределенность в исчислении его действительных налоговых обязанностей по уплате налога на прибыль за указанные периоды.
Между налоговым органом и Обществом был составлен акт совместной сверки расчетов N 47118 по состоянию на 01.10.2012. В данном акте установлена переплата по налогу на прибыль в федеральный бюджет в размере 10 452 806 руб., по налогу на прибыль организаций, зачисляемому в бюджеты субъекта РФ, в размере 2 8142 170 руб.
Из справочных данных, представленных налоговым органом (т. 2, л. 18 - 19), также следует, что по состоянию на 17.06.2010 у ОАО "ТКС" переплата по налогу на прибыль организаций отсутствовала, по состоянию на 29.08.2012 у Общества имелась переплата в размере 12 235 935 руб.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Обществом не пропущен установленный налоговым законодательством трехлетний срок для обращения с заявлением о возврате и зачете излишне уплаченного налога, исчисляемый в рассматриваемом случае с 31.01.2012 - со дня, когда Общество узнало о факте неверного определения им налоговой базы.
Возражений в отношении сумм налога, подлежащих возврату и зачету, налоговым органом не заявлено.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела по существу, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка и правильно применены нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
Все доводы, положенные в основу апелляционной жалобы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся, в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В указанной связи апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013.
Учитывая результат рассмотрения дела, и руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 266 - 268, частью 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
постановил:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 14.05.2013 по делу N А64-551/2013 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Тамбовской области.
Председательствующий судья
Н.А.ОЛЬШАНСКАЯ
Судьи
Т.Л.МИХАЙЛОВА
Е.А.СЕМЕНЮТА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)