Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А78-5784/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. N А78-5784/2012


Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Первушиной М.А.,
судей: Левошко А.Н., Парской Н.Н.,
при участии в судебном заседании представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чите Тучковой Анастасии Дмитриевны (доверенность N 06-19/4 от 15.10.2012), Яковлева Александра Игоревича, представителя гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющего статус индивидуального предпринимателя, Нехорошевой Татьяны Николаевны (доверенность от 09.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по г. Чите на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2012 года по делу N А78-5784/2012 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Минашкин Д.Е.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Ткаченко Э.В., Ячменев Г.Г.),

установил:

гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющий статус индивидуального предпринимателя, Нехорошева Татьяна Николаевна (ОГРН 306753604800013, далее - индивидуальный предприниматель Нехорошева Т.Н., налогоплательщик) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по г. Чите (ОГРН 1047550035400, далее - налоговый орган, налоговая инспекция) о признании частично недействительным ее решения N 16-15/14 от 28.04.2012.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2012 года заявленные налогоплательщиком требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом первой и апелляционной инстанции нарушены нормы материального права, выразившиеся в неправильном применении главы 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу предприниматель считает доводы, изложенные в ней, несостоятельными, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Забайкальского края и Четвертого арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о необоснованности доводов кассационной жалобы и отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией проведена выездная налоговая проверка налогоплательщика по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом за период с 01.01.2008 по 30.06.2011, единого социального налога за период с 01.01.2008 по 31.12.2009, налога на добавленную стоимость за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, а также по страховым взносам за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам проверки составлен акт выездной налоговой проверки от 10.02.2012 г. N 16-15/1дсп.
Решением N 16-15/14 от 28.04.2012 налогоплательщик привлечен к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122, пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, начислены пени и предложено уплатить недоимку, в том числе по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 год, минимального налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2009 год.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Забайкальскому краю N 2.14-20/250 ИП/06715 от 25.06.2012 решение налоговой инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Индивидуальный предприниматель Нехорошева Т.Н., не согласившись с решением налогового органа, обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании его недействительным.
Суд первой и апелляционной инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходили из следующего.
Пунктами 1 и 2 статьи 346.14 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения признаются доходы, а также доходы, уменьшенные на величину расходов. Выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи. Объект налогообложения не может меняться налогоплательщиком в течение трех лет с начала применения упрощенной системы налогообложения.
Пунктами 2, 5 статьи 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если объектом налогообложения являются доходы организации или индивидуального предпринимателя, уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.
При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.
Положениями статьи 346.19 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на перечисленные в данном пункте расходы.
Согласно пункту 2 статьи 346.16 Налогового кодекса Российской Федерации расходы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 настоящего Кодекса.
Расходы, указанные в подпунктах 5, 6, 7, 9 - 21, 34 пункта 1 настоящей статьи, принимаются применительно к порядку, предусмотренному для исчисления налога на прибыль организаций статьями 254, 255, 263, 264, 265 и 269 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 настоящего Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 настоящего Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В силу пункта 1 статьи 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают, в том числе доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 249 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах. В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей настоящей главы в соответствии со статьей 271 или статьей 273 настоящего Кодекса.
Пунктами 1 и 2 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Согласно положениям статьи 41 Налогового кодекса Российской Федерации, доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации.
Таким образом, на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, возложена обязанность по соблюдению порядка ведения учета, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 86Н и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-04/430 утвержден Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей. Однако в соответствии с пунктом 3 данного Порядка он не распространяется на доходы индивидуальных предпринимателей, по которым применяется упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, предусмотренная для субъектов малого предпринимательства, а также на доходы, по которым уплачиваются единый налог на вмененный доход и единый сельскохозяйственный налог.
Подпунктами 3 и 9 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщики обязаны вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 346.11, пункта 5 статьи 346.26, пункта 1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации для предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения сохраняются действующие порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель Нехорошева Т.Н. в спорных периодах применяла упрощенную систему налогообложения в виде уплаты единого налога, с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем Нехорошевой Т.Н. занижена налоговая база для исчисления единого налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 и 2009 годы в результате не учета доходов, полученных от реализации стройматериалов, ручных инструментов, лакокрасочных материалов за наличный и безналичный расчет в суммах 3 065 020 рублей и 726 866 рублей 28 копеек соответственно, а также ввиду неправомерного уменьшения в 2008 году суммы исчисленного налога на суммы не исчисленных ранее авансовых платежей в размере 185 906 рублей. Указанные обстоятельства привели к неполной уплате единого налога по упрощенной системе налогообложения за 2008 год на 645 658 рублей 85 копеек и к неуплате минимального налога за 2009 год в сумме 7 269 рублей.
Налогоплательщиком в 2008 - 2009 годах осуществлялась, в том числе по адресу: г. Чита, ул. Вокзальная, 3, рынок "Мегастрой", продажа товаров бытовой химии, синтетических моющих средств, обоев, строительных и лакокрасочных материалов, ручного инструмента, а согласно карточек регистрации N 162584 и 169429 на объектах торговли были установлены контрольно-кассовые машины (зав. N 1614096 и 1695903) с 15.10.2007 и 26.01.2009 соответственно.
Суды в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оценив представленные в материалы дела договоры на инкассацию N 4321 от 30.05.2008, N 4321 от 24.12.2008, приложения к каждому договору, установили, что налоговой инспекцией зафиксирован факт осуществления налогоплательщиком, в том числе розничной торговли по адресам: г. Чита, ул. Вокзальная, 3А, рынок "Мегастрой", залы N 3 и N 7 в периоды с 01.01.2009 по 31.08.2009, в то время как конкретизации периодов в части осуществления налогоплательщиком деятельности, связанной с оптовой торговлей по адресу: г. Чита, ул. Вокзальная, 3А, рынок "Мегастрой", материалы проверки не содержат, обстоятельств, связанных с ведением индивидуальным предпринимателем Нехорошевой Т.Н. торговли по адресу: г. Чита, ул. Вокзальная, 3А, рынок "Мегастрой", зал N 2, из которого производилось инкассирование ее денежной наличности с последующим перечислением на расчетный счет в рамках договоров N 4321 от 30.05.2008 и 4321 от 24.12.2008, налоговой проверкой не выявлено и не усматривается из материалов проверки.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали необоснованными выводы налоговой инспекции о том, что налогоплательщиком не учтены денежные средства, поступившие на его расчетный счет в виде инкассированной наличной выручки с объектов торговли по адресу: г. Чита, ул. Вокзальная, 3А, рынок "Мегострой" (в 2008 году - 1 434 443 рубля, в 2009 году 719 538 рублей 48 копеек), поскольку налоговая инспекция, не проверив истинной природы зачисленных на расчетный счет индивидуального предпринимателя Нехорошевой Т.Н. денежных средств, поступивших путем инкассирования в 2008 и 2009 годах в указанных размерах, фактически произвела лишь сопоставление показателей заявленных предпринимателем в налоговых декларациях по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 и 2009 годы сумм доходов с суммовыми показателями средств, в том числе поступивших из его касс, формально учтя разницу как занижение дохода.
В силу пункта 4 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по единому налогу, исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия и девяти месяцев с учетом ранее уплаченных ими сумм квартальных авансовых платежей по единому налогу.
Пунктом 5 статьи 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что уплаченные авансовые платежи по единому налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
В силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимка - сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Из материалов дела следует, что индивидуальным предпринимателем Нехорошевой Т.Н. в течение 2008 года не производилось исчисления авансовых платежей по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на которые подлежала уменьшению сумма исчисленного к уплате по итогам налогового периода сумма налога.
Судами установлено, что согласно представленных в материалы дела налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 год и платежному поручению N 11 от 25.07.2011 сумма исчисленного за налоговый период и уплаченного в бюджет налога составила 216 921 рубль, независимо от фиксации налогоплательщиком по строке 120 декларации исчисленного за предыдущие отчетные периоды налога в сумме 185 906 рублей, на которую подлежала уменьшению сумма налога к уплате за 2008 год, составившая в итоге 31 015 рублей.
На основании изложенного правомерным является вывод судов о том, что недозаявление индивидуальным предпринимателем Нехорошевой Т.Н. налога к уплате в налоговой декларации по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2008 год в сумме 185 906 рублей, но фактическое его внесение в бюджет в сумме 216 921 рубль, не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, а потому предложение налоговой инспекции по его внесению в составе общей доначисленной суммы налога за указанный период, является некорректным.
Довод кассационной жалобы относительно положения пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и того, что налоговый орган в подпункте 4 пункта 5 страниц 7 - 8 решения указал на учет денежных средств, поступивших на лицевой счет налогоплательщика, в сумме 216 921 рубль при расчете пени и последующее направление на погашение исчисленной суммы налога по итогу отчетного налогового периода за 2008 год являлся предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и обоснованно признан несостоятельным с учетом указанных выше обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы фактически направлены на переоценку установленных при рассмотрении дела судом первой и апелляционной инстанций обстоятельств, что в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в суде кассационной инстанции, поэтому Федеральным арбитражным судом Восточно-Сибирского округа указанные доводы не могут быть приняты во внимание.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 15 октября 2012 года по делу N А78-5784/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 декабря 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
М.А.ПЕРВУШИНА

Судьи:
А.Н.ЛЕВОШКО
Н.Н.ПАРСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)