Судебные решения, арбитраж
Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола Секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "РН-Влакра", ООО "Реестр-РН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2013 по делу N А40-134246/2012, судьи Башлаковой-Николаевой Е.Ю.
по заявлению ОАО "РН-Влакра" (119071, г. Москва, ул. М.Калужская, д. 15, стр. 1
к Региональному отделению ФСФР России по ЦФО (119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, стр. 1)
третье лицо: ООО "Реестр-РН"
о признании ненормативного акта недействительным
при участии:
От заявителя: Лаврентьева Е.И., по доверенности от 07.03.2013 N 07/03-2013/1; Парфенова В.В., по доверенности от 16.05.2013 N 16/05-2013/1; Черняков Д.Н., по доверенности от 24.07.2013 N 24/07-2013/1; Мишин А.М., по доверенности от 22.02.2013 N 22/02-2013/1
От ответчика: Жафярова Ш.Ш., по доверенности от 23.10.2012 N УЗ-12-ИГ-05/55798; Магдина В.Н., по доверенности от 31.07.2013 N 73-13-ИГ-05/31927
- От третьего лица: не явился, извещен;
ОАО "РН-Влакра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Региональному отделению ФСФР России по ЦФО (далее - ответчик, отделение) о признании недействительным п. 1 приказа от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н и об обязании восстановить в реестре эмиссионных ценных бумаг запись об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска 001Д в государственном регистрационном номере 1-01-13057-А-ОО1Д, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску обыкновенных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (код эмитента 13057-А).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2013 заявителю отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличия при принятии ответчиком оспариваемого приказа фактов нарушения прав и законных интересов заявителя, а также несоответствия приказа закону или иному ненормативному акту.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Третье лицо - ООО "Реестр-РН" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Ответчик представил отзывы на апелляционные жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции поддержал решение суда, с доводами апелляционных жалоб не согласен, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав выступление сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 20.04.2010 ОАО "РН-Влакра" представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг (обыкновенных именных бездокументарных акций) в количестве 40 000 000 штук номинальной стоимостью 4,31 руб. каждая, размещаемых путем закрытой подписки.
Исходя из нормы п. 4 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), индивидуальный государственный регистрационной номер дополнительному выпуску ценных бумаг присваивается регистрирующим органом только при государственной регистрации данного дополнительного выпуска.
Из п. 1.1 Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 13.03.2007 N 07-23/пз-н (далее - Порядок N 07-23/пз-н), следует, что индивидуальный государственный регистрационной номер присваивается дополнительному выпуску ценных бумаг исключительно в связи с его государственной регистрацией, которая является одним из этапов процедуры эмиссии ценных бумаг (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с указанными выше нормативными актами 23.06.2010 РО ФСФР России в ЦФО издан приказ N 853, в соответствии с которым дополнительному выпуску ценных бумаг ОАО "РН-Влакра" присвоен государственный регистрационный номер: 1-01-13057-A-001D.
Содержание данного индивидуального номера свидетельствовало о следующем:
- первая составляющая номера - 1 означает тип выпускаемых (эмитируемых) акций - обыкновенные;
- вторая - 01 - свидетельствует о том, что зарегистрирован единственный (основной) выпуск акций;
- третья - 13057 - индивидуальный код эмитента- ОАО "РН-Влакра";
- четвертая - А - указание на вид акционерного общества-эмитента (Открытое);
- пятая - 00ID - порядковый номер дополнительного выпуска акций, регистрируемых в соответствии с приказом N 853 (первый дополнительный выпуск акций).
Последняя (пятая) составляющая номера выпуска акций и есть его индивидуальный код, присваиваемый выпуску на момент его государственной регистрации, размещения и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска.
Присвоение названного (индивидуализирующего конкретный дополнительный выпуск акций) номера обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 19 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии) эмиссия (выпуск) акций является продолжительной по времени процедурой, состоящей из пяти этапов.
При этом в соответствии с главой 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии на каждом из пяти этапов эмиссии акций выпуск может быть приостановлен, оспорен, признан несостоявшимся или недействительным, а сами акции будут подлежать изъятию из обращения (п. 11 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Вместе с тем, в силу специфики акций, являющихся невещественным объектом гражданских прав, наличие которых в соответствии со ст. 28 ФЗ "О рынке ценных бумаг" удостоверяется лишь записями на лицевых счетах (счетах депо), до завершения всех процедур эмиссии акций необходима их индивидуализация (отличие от иных акций данного эмитента), которая позволит аннулировать записи об акциях в случае аннулирования их выпуска.
Названными обстоятельствами и обусловлена необходимость присвоения индивидуального кода каждому выпуску (дополнительному выпуску) акций до завершения всех процедур его эмиссии.
Таким образом, присвоение РО ФСФР России в ЦФО государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) ценных бумаг и издание соответствующих приказов осуществляется в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг и нормативными правовыми актами ФСФР России.
Учитывая, что в соответствии с п. 9 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлен пресекательный срок для признания выпуска (дополнительного выпуска) акций, решений, принятых эмитентом, регистрирующим органом и (или) иным уполномоченным органом либо организацией и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, недействительными - три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска). Законодателем установлено, что индивидуальный код выпуска (дополнительного выпуска) акций аннулируется по истечении 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска (п. 4 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 4.1. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и п. 4.1 Порядка N 07-23/пз-н индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах этого выпуска. Во исполнение данной обязанности 29.04.2011 РО ФСФР России в ЦФО издан приказ N 73-11-608/пз об аннулировании индивидуального номера (кода) 001D дополнительного выпуска акций ОАО "РН-Влакра".
Таким образом, издание РО ФСФР в ЦФО приказа об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг также осуществляется в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг.
После аннулирования индивидуального номера выпуска акций они обезличиваются, смешиваясь со всеми ранее размещенными эмитентом акциями и записи о них невозможно идентифицировать на счетах зарегистрированных в реестре акционеров эмитента лиц.
Именно по причине обезличивания акций после аннулирования индивидуального кода их выпуска, в целях защиты прав инвесторов (неограниченного круга лиц -приобретателей таких акций), предусмотрено, что индивидуальный номер не может быть аннулирован в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер (в виде запрета аннулировать индивидуальный код) судом (п. 4.3. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н).
То есть до полного разрешения судом вопроса о законности выпуска акций регистрирующий орган может не производить аннулирование индивидуального номера выпуска акций (в целях исполнения решения суда, в случае признания им выпуска акций недействительным).
15.09.2010 приказом РО ФСФР в ЦФО N 1289 (т. 1, л.д. 30) был зарегистрирован Отчет об итогах дополнительного выпуска акций заявителя N 1-01-13057-A-001D. Названный приказ не отменен, не оспорен и не признан недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.07.2012 по делу N А40-119065/10-131-770 (далее - постановление ФАС МО) удовлетворены требования компании Lecaz Holdings Limited и признаны недействительными:
- - решение РО ФСФР России в ЦФО, на основании которого 23.06.2010 произведена государственная регистрация дополнительного выпуска 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра";
- - дополнительный выпуск 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D), т.е. недействительными признаны приказ РО ФСФР России в ЦФО от 23.06.2010 N 853 в части присвоения дополнительному выпуску акций ОАО "РН-Влакра" государственного регистрационного номера 1-01-13057-A-001D и сам дополнительный выпуск, имеющий данный номер.
07.09.2012 РО ФСФР России в ЦФО издает приказ N 73-12-1306/пз-н, пунктом 1 которого отменен п. 4 Приказа РО ФСФР России в ЦФО N 73-11-608/пз от 29.04.2011 об аннулировании в государственном регистрационном номере 1-01-13057-A-001D, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "РН-Влакра" (дата государственной регистрации дополнительного выпуска 23.06.2010) в связи с истечением трехмесячного срока с даты государственной регистрации отчета об итогах указанного дополнительного выпуска ценных бумаг (15.09.2010) с 29.04.2011 индивидуального номера (кода) 001D.
Издав приказ от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н, РО ФСФР России в ЦФО вновь присвоило дополнительному выпуску ценных бумаг, признанному недействительным, индивидуальный государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D.
Вместе с тем, к моменту вступления судебного акта в законную силу по названному делу индивидуальный код дополнительного выпуска был аннулирован РО ФСФР в ЦФО, а акции данного дополнительного выпуска обезличились, смешавшись с иными эмитированными заявителем акциями.
Более того, приказ РО ФСФР в ЦФО об аннулировании индивидуального кода дополнительного выпуска не был признан в установленном порядке незаконным, и не оспаривался заинтересованными лицами.
Несмотря на названные обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого приказа РО ФСФР в ЦФО, сославшись на положения п. 4.4. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н.
Согласно п. 4.4 Порядка N 07-23/пз-н регистрирующий орган аннулирует (а не восстанавливает) государственный регистрационный номер, присвоенный дополнительному выпуску эмиссионных ценных бумаг, в том числе индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, в случае принятия судом решения о признании дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются лицами, на которых возложена соответствующая обязанность, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 данного Закона, в порядке, установленном федеральными законами. Следует отметить, что в Постановлении ФАС МО не предписывается РО ФСФР России в ЦФО совершать действия по отмене каких-либо приказов, изданных регистрирующим органом в процессе эмиссии вышеуказанных ценных бумаг, так как подобные требования не были предметом судебного рассмотрения.
Согласно п. 11 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг признание дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным влечет за собой:
- аннулирование его государственной регистрации;
- изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного дополнительного выпуска;
- возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты.
При этом, под аннулированием государственной регистрации выпуска ценных бумаг понимается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (п. 1.3 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45) (далее - Положение о порядке приостановления эмиссии).
Таким образом, Постановление ФАС МО может быть исполнено только в порядке, предусмотренном законом или иными нормативными правовыми актами, и только теми способами, которые в них предусмотрены, т.е. посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена. При этом возможность восстановления индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг, объединенного в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, с акциями первоначального выпуска законодательно не предусмотрена.
Данный довод подтверждается и складывающейся по таким спорам правоприменительной практикой.
Так, например, в Определении ВАС РФ от 24.10.2011 N ВАС-10502/10 выражена позиция о том, что решения арбитражного суда о признании недействительным дополнительного выпуска акций исполняются в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, которые не предусматривают признание недействительным или отмену решения об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела суду первой инстанции следовало учесть следующие обстоятельства.
Согласно п. п. 1.5, 1.6 и 1.8 Положения о порядке приостановления эмиссии эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшемся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Закон о рынке ценных бумаг, приказ ФСФР России от 25.01.2012 N 09-4/пз-н "Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", а вместе с ними Приказ ФСФР России от 13.03.2007 N 07-23/пз-н "Об утверждении Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг" и Положение о порядке приостановления эмиссии не содержат возможности восстановления индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска после завершения процедуры эмиссии этих ценных бумаг в результате обращения заинтересованного лица по истечении пресекательного трехмесячного срока, установленного для подачи заявления о признании недействительным дополнительного выпуска и связанных с ним ненормативных актов регистрирующего органа.
Перечисленные нормативные акты также не содержат процедуры восстановления индивидуального кода (номера) после регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при условии, что указанный отчет и гражданско-правовые сделки, заключенные эмитентом в ходе размещения ценных бумаг не признаны незаконными.
Указанное постановление ФАС МО не возлагает на РО ФСФР России в ЦФО обязанностей по совершению каких-либо действий, связанных с последствиями признания недействительным дополнительного выпуска 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D).
Несоответствие оспариваемого пункта ненормативного акта действующему законодательству приведет к тому, что заявитель лишится возможности привлекать дополнительные активы посредством размещения ценных бумаг, что будет свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и о наличии препятствий для осуществления его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ни оспариваемый приказ РО ФСФР в ЦФО, ни доводы ответчика, ни решение суда первой инстанции не содержат указания на какие-либо нормы права, предусматривающие возможность восстановления индивидуального номера дополнительного выпуска акций после его (номера) аннулирования.
Данные действия не только не предусмотрены законом, но и напрямую ему противоречат, т.к. в нарушение ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - владельцев акций заявителя.
Более того, суд первой инстанции, сославшись на наличие вступившего в законную силу судебного акта по делу N А40-119065/10-131-770, не учел, что данный судебный акт не обязывал РО ФСФР в ЦФО производить какие-либо действия по восстановлению индивидуального кода дополнительного выпуска акций.
Суд первой инстанции также не дал надлежащей правовой оценки спорным правоотношениям в свете Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, которым установлен исчерпывающий перечень действий регистрирующего органа при применении последствий признания выпуска ценных бумаг недействительным. Данным перечнем не предусмотрены права и обязанности регистрирующего органа по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
Как указано выше, приказ РО ФСФР в ЦФО об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций заявителя не оспаривался в судебном порядке. Требование о его недействительности не заявлялось и в рамках дела N А40-119065/10-131-770.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым приказом РО ФСФР в ЦФО исполняло постановление ФАС Московского округа, несостоятелен, поскольку требование не заявлялось, соответственно, и не было предметом судебного разбирательства.
Порядок исполнения судебного постановления о признании недействительным дополнительного выпуска акций регламентирован ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативными актами ФСФР России, которые не содержат возможности восстановления индивидуального кода дополнительного выпуска акций, даже в случае признания его недействительным после аннулирования данного кода, что не противоречит позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 24.10.2011 N ВАС-10502/10.
Нельзя признать обоснованным и довод о том, что п. 1 приказа издан с целью идентификации дополнительного выпуска акций заявителя, признанного недействительным. Данный довод противоречит законодательству РФ, позиции РО ФСФР в ЦФО и выводам самого суда первой инстанции.
Так, РО ФСФР в ЦФО указывает, что по истечении трехмесячного срока акции дополнительного выпуска нельзя будет отличить от акций иных дополнительных выпусков в рамках соответствующего выпуска. В решении суд первой инстанции также указывает, что по истечении трехмесячного срока акции дополнительного выпуска невозможно идентифицировать от акций иных дополнительных выпусков в рамках соответствующего выпуска.
Таким образом, и РО ФСФР в ЦФО, и суд первой инстанции согласились с доводом заявителя о том, что после аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акции с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D фактически и юридически обезличились, смешавшись с ранее (и позднее) эмитированными акциями заявителя, и распределившись на лицевых счетах неустановленных лиц, зарегистрированных в реестре акционеров заявителя.
Более того, суд первой инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что РО ФСФР в ЦФО, участвуя в деле N А40-119065/10-131-770 (о признании недействительным дополнительного выпуска акций) и зная о неисполнимости судебного акта о признании дополнительного выпуска недействительным после аннулирования его индивидуального кода, тем не менее, произвело его аннулирование до рассмотрения данного дела по существу и принятия по нему судебного акта. В то же время, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Определении от 24.10.2011 N ВАС-10502/10 при оценке аналогичных обстоятельств, нет оснований "для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов, поскольку суды исходили из того, что оспариваемые Приказы ФСФР приняты до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2009 года по делу N А10-3456/08 о признании недействительным дополнительного выпуска акций".
Обжалуемое решение (в нарушение ст. 170 АПК Ф) не содержит мотивов, по которым суд не согласился с доводами заявителя о нарушении оспаривавшимся п. 1 Приказа его прав и законных интересов.
Вместе с тем, данный пункт приказа создает ситуацию правовой неопределенности, выражающуюся в том, что, с одной стороны, акции с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D фактически и юридически перестали существовать как объект гражданских прав (так как индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулирован Отделением в полном соответствии с законом), а, с другой, формально вновь появляются, так как Отделение, не обладая соответствующими полномочиями, восстанавливает их индивидуальный номер (код) - 00ID.
Между тем, КС РФ в Постановлении от 20.07.2011 N 20-П указал, что "неопределенность в правовом положении влечет неоправданное ограничение их имущественных прав, нарушение баланса публичных и частных интересов и в результате - нарушение конституционно-правового режима стабильности условий хозяйствования, выводимого из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации".
При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции в нарушение требований ст. ст. 198, 200 АПК РФ не установил, на основании каких норм материального права было осуществлено восстановление ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций общества, и имелись ли у РО ФСФР полномочия на осуществление подобных действий.
Как следует из мотивировочной части обжалуемого решения, суд первой инстанции рассмотрел и дал правовую оценку лишь обстоятельствам и полномочиям РО ФСФР по присвоению и аннулированию индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска, но не последующего его восстановления.
Обществом оспаривались действия РО ФСФР по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
Вместе с тем, суд первой инстанции не дал правовой оценки действий РО ФСФР по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
При этом, оспариваемый приказ не содержит ссылок на нормы материального права, предусматривающие как саму возможность восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, так и наличие соответствующих полномочий именно у РО ФСФР.
Таким образом, выводы суда об отказе в удовлетворении требований общества являются ничем не мотивированными, не основаны на законе.
Более того, РО ФСФР в своем отзыве на апелляционную жалобу общества указывает лишь на наличие у него полномочий по присвоению и аннулированию индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, с которыми общество не спорит.
Действующее законодательство не предусматривает возможности восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, в связи с чем осуществленные РО ФСФР соответствующие действия в отношении общества являются незаконными.
Как следует из официальных сайтов как ФСФР России (http://www.fcsm.ru/), так и РО ФСФР (http://www.mosfund.ru/), содержащих данные о принятых ими приказах, регулятором рынка ценных бумаг никогда ранее не производилось действий по восстановлению аннулированных в соответствии с законодательством РФ индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков акций.
Законодатель не предоставил ФСФР России возможность восстанавливать ранее аннулированный индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска акций.
Только для выпусков ценных бумаг законодатель установил следующую исключительную взаимосвязанную систему норм права с целью защиты выпусков ценных бумаг от изъятия из хозяйственного оборота и защиты прав инвесторов:
- - специальный (пресекательный) 3-месячный срок для подачи заявлений о признании дополнительных выпусков ценных бумаг недействительными (п. 9 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг");
- - аннулирование индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска по истечении 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (п. 4 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг");
- - невозможность восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска.
- изъятие из обращения ценных бумаг возможно только до момента аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска, т.к. после его аннулирования акции дополнительного выпуска прекращают свое существование как объект гражданских прав, объединившись с акциями иных выпусков, и данные акции уже невозможно идентифицировать.
Более того, суд правильно установил, что после аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций в связи с истечением 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска невозможно идентифицировать акции дополнительного выпуска от акций иных дополнительных выпусков и самого основного выпуска, т.е. в данном случае суд правильно установил правовую сущность регулирования и цели законодателя, но сделал выводы, не основанные на нормах права.
На основании оспариваемого приказа РО ФСФР осуществил аннулирование в реестре эмиссионных ценных бумаг (данный реестр ведет сам РО ФСФР) записи о существовании 40 000 000 штук акций с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D.
Таким образом, нарушаются права всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, инвесторов, регистраторов, депозитариев, брокеров, дилеров и пр., которые, осуществляя операции с акциями, у выпусков которых уже был аннулирован индивидуальный номер (код) (и, как следствие, они смешались с остальными акциями одного эмитента), в определенный момент могут столкнуться с произвольными действиями органов ФСФР России по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода). В результате таких действий органов ФСФР России будет невозможно определить, какие же именно из акций эмитента относились к выпуску, чей индивидуальный номер (код) восстановлен, что парализует возможность обращения всех акций эмитента.
Также оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы третьего лица, что выражается в следующем. Деятельность ООО "Реестр-РН" (регистратора) осуществляется на основании лицензии от 16.12.2004 N 10-000-1-00330, выданной ФСФР России при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 3 Порядка отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 22.05.2003 N 03-28/пс, на основании уведомления регистрирующего органа об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг регистратор проводит операцию аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг и объединения ценных бумаг дополнительного выпуска с ценными бумагами выпуска, по отношению к которому они являются дополнительными (далее - операция аннулирования кода дополнительного выпуска).
На основании уведомления РО ФСФР России в ЦФО от 29.04.2011 N 73-11-704-08/13383 ООО "Реестр-РН" проведена операция аннулирования кода дополнительного выпуска акций ОАО "РН-Влакра", имеющего государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D, в том числе объединены ценные бумаги этого дополнительного выпуска с ценными бумагами основного выпуска (1-01-13057-А), по отношению к которому они являются дополнительными. Согласно указанному уведомлению индивидуальный номер (код) 001D аннулирован приказом РО ФСФР России в ЦФО от 29.04.2011 N 73-11-608/пз.
В результате проведенной операции аннулирования кода дополнительного выпуска общее количество размещенных акций ОАО "РН-Влакра" по данным реестра владельцев именных ценных бумаг, ведение которого осуществляет ООО "Реестр-РН", составило 91 643 984 шт.
Однако впоследствии пунктом 1 оспариваемого Приказа отменено решение об аннулировании индивидуального номера (кода) 001D. Как следствие в реестр эмиссионных ценных бумаг, ведение которого осуществляет ФСФР России и ее территориальные органы в соответствии с Порядком ведения реестра эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 28.02.2006 N 06-21/пз-н, внесены следующие записи:
- в части даты аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг 1-01-13057-A-001D и наименования органа, принявшего решение о его аннулировании, внесена запись: "Нет";
- в части общего количества размещенных акций ОАО "РН-Влакра" внесена запись: "40 000 000 шт.", то есть не учитываются акции эмитента, размещенные в рамках дополнительного выпуска, имеющего государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D.
Таким образом, в результате издания оспариваемого приказа сведения, содержащиеся в реестре, ведение которого осуществляет ООО "Реестр-РН", не соответствуют сведениям, ведение которого осуществляет регистрирующий орган.
Учитывая вышеприведенные доводы, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не дана оценка доводам, изложенным в исковом заявлении, не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего спора, неправильно истолкован и не применен закон, подлежащий применению, кроме этого, имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с этим решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд,
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2013 по делу N А40-134246/2012 отменить.
Признать недействительным п. 1 приказа РО ФСФР России по ЦФО от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н.
Обязать РО ФСФР России по ЦФО восстановить в реестре эмиссионных ценных бумаг запись об аннулировании индивидуального номера(кода) дополнительного выпуска 001Д в государственном регистрационном номере 1-01-13057-А-001Д, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску обыкновенных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (код эмитента 13057-А).
Взыскать с РО ФСФР России по ЦФО в пользу ОАО "РН-Влакра" расходы по уплате госпошлины в размере 4 000 руб. по заявлению и 2 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с РО ФСФР России по ЦФО в пользу ООО "Реестр-РН" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 20.08.2013 N 09АП-19076/2013-АК, 09АП-25301/2013-АК ПО ДЕЛУ N А40-134246/2012
Разделы:Акцизы
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 г. N 09АП-19076/2013-АК,
09АП-25301/2013-АК
Дело N А40-134246/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 августа 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: Мухина С.М., Поташовой Ж.В.,
при ведении протокола Секретарем судебного заседания Жеренковой Ю.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ОАО "РН-Влакра", ООО "Реестр-РН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2013 по делу N А40-134246/2012, судьи Башлаковой-Николаевой Е.Ю.
по заявлению ОАО "РН-Влакра" (119071, г. Москва, ул. М.Калужская, д. 15, стр. 1
к Региональному отделению ФСФР России по ЦФО (119017, г. Москва, Старомонетный пер., д. 3, стр. 1)
третье лицо: ООО "Реестр-РН"
о признании ненормативного акта недействительным
при участии:
От заявителя: Лаврентьева Е.И., по доверенности от 07.03.2013 N 07/03-2013/1; Парфенова В.В., по доверенности от 16.05.2013 N 16/05-2013/1; Черняков Д.Н., по доверенности от 24.07.2013 N 24/07-2013/1; Мишин А.М., по доверенности от 22.02.2013 N 22/02-2013/1
От ответчика: Жафярова Ш.Ш., по доверенности от 23.10.2012 N УЗ-12-ИГ-05/55798; Магдина В.Н., по доверенности от 31.07.2013 N 73-13-ИГ-05/31927
- От третьего лица: не явился, извещен;
- установил:
ОАО "РН-Влакра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Региональному отделению ФСФР России по ЦФО (далее - ответчик, отделение) о признании недействительным п. 1 приказа от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н и об обязании восстановить в реестре эмиссионных ценных бумаг запись об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска 001Д в государственном регистрационном номере 1-01-13057-А-ОО1Д, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску обыкновенных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (код эмитента 13057-А).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22.04.2013 заявителю отказано в удовлетворении требований в полном объеме.
При этом суд исходил из того, что заявителем не представлено доказательств наличия при принятии ответчиком оспариваемого приказа фактов нарушения прав и законных интересов заявителя, а также несоответствия приказа закону или иному ненормативному акту.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции поддержал доводы апелляционных жалоб, просил решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Третье лицо - ООО "Реестр-РН" также обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Ответчик представил отзывы на апелляционные жалобы, в которых просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции поддержал решение суда, с доводами апелляционных жалоб не согласен, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, дело судом рассмотрено в порядке, предусмотренном ст. ст. 123, 156 АПК РФ в его отсутствие.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив материалы дела, заслушав выступление сторон, обсудив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене, а апелляционные жалобы - удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 20.04.2010 ОАО "РН-Влакра" представило в Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Центральном федеральном округе заявление на государственную регистрацию дополнительного выпуска ценных бумаг (обыкновенных именных бездокументарных акций) в количестве 40 000 000 штук номинальной стоимостью 4,31 руб. каждая, размещаемых путем закрытой подписки.
Исходя из нормы п. 4 ст. 20 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Закон о рынке ценных бумаг), индивидуальный государственный регистрационной номер дополнительному выпуску ценных бумаг присваивается регистрирующим органом только при государственной регистрации данного дополнительного выпуска.
Из п. 1.1 Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 13.03.2007 N 07-23/пз-н (далее - Порядок N 07-23/пз-н), следует, что индивидуальный государственный регистрационной номер присваивается дополнительному выпуску ценных бумаг исключительно в связи с его государственной регистрацией, которая является одним из этапов процедуры эмиссии ценных бумаг (ст. 19 Закона о рынке ценных бумаг). В соответствии с указанными выше нормативными актами 23.06.2010 РО ФСФР России в ЦФО издан приказ N 853, в соответствии с которым дополнительному выпуску ценных бумаг ОАО "РН-Влакра" присвоен государственный регистрационный номер: 1-01-13057-A-001D.
Содержание данного индивидуального номера свидетельствовало о следующем:
- первая составляющая номера - 1 означает тип выпускаемых (эмитируемых) акций - обыкновенные;
- вторая - 01 - свидетельствует о том, что зарегистрирован единственный (основной) выпуск акций;
- третья - 13057 - индивидуальный код эмитента- ОАО "РН-Влакра";
- четвертая - А - указание на вид акционерного общества-эмитента (Открытое);
- пятая - 00ID - порядковый номер дополнительного выпуска акций, регистрируемых в соответствии с приказом N 853 (первый дополнительный выпуск акций).
Последняя (пятая) составляющая номера выпуска акций и есть его индивидуальный код, присваиваемый выпуску на момент его государственной регистрации, размещения и регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска.
Присвоение названного (индивидуализирующего конкретный дополнительный выпуск акций) номера обусловлено тем обстоятельством, что в соответствии со ст. 19 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР от 25.01.2007 N 07-4/пз-н (далее - Стандарты эмиссии) эмиссия (выпуск) акций является продолжительной по времени процедурой, состоящей из пяти этапов.
При этом в соответствии с главой 5 ФЗ "О рынке ценных бумаг" и Стандартами эмиссии на каждом из пяти этапов эмиссии акций выпуск может быть приостановлен, оспорен, признан несостоявшимся или недействительным, а сами акции будут подлежать изъятию из обращения (п. 11 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Вместе с тем, в силу специфики акций, являющихся невещественным объектом гражданских прав, наличие которых в соответствии со ст. 28 ФЗ "О рынке ценных бумаг" удостоверяется лишь записями на лицевых счетах (счетах депо), до завершения всех процедур эмиссии акций необходима их индивидуализация (отличие от иных акций данного эмитента), которая позволит аннулировать записи об акциях в случае аннулирования их выпуска.
Названными обстоятельствами и обусловлена необходимость присвоения индивидуального кода каждому выпуску (дополнительному выпуску) акций до завершения всех процедур его эмиссии.
Таким образом, присвоение РО ФСФР России в ЦФО государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) ценных бумаг и издание соответствующих приказов осуществляется в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг и нормативными правовыми актами ФСФР России.
Учитывая, что в соответствии с п. 9 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлен пресекательный срок для признания выпуска (дополнительного выпуска) акций, решений, принятых эмитентом, регистрирующим органом и (или) иным уполномоченным органом либо организацией и связанных с осуществлением эмиссии ценных бумаг, недействительными - три месяца с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска). Законодателем установлено, что индивидуальный код выпуска (дополнительного выпуска) акций аннулируется по истечении 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска (п. 4 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг", п. 4.1. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н.
В соответствии с абз. 3 п. 4 ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг и п. 4.1 Порядка N 07-23/пз-н индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулируется по истечении трех месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах этого выпуска. Во исполнение данной обязанности 29.04.2011 РО ФСФР России в ЦФО издан приказ N 73-11-608/пз об аннулировании индивидуального номера (кода) 001D дополнительного выпуска акций ОАО "РН-Влакра".
Таким образом, издание РО ФСФР в ЦФО приказа об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг также осуществляется в соответствии с требованиями Закона о рынке ценных бумаг.
После аннулирования индивидуального номера выпуска акций они обезличиваются, смешиваясь со всеми ранее размещенными эмитентом акциями и записи о них невозможно идентифицировать на счетах зарегистрированных в реестре акционеров эмитента лиц.
Именно по причине обезличивания акций после аннулирования индивидуального кода их выпуска, в целях защиты прав инвесторов (неограниченного круга лиц -приобретателей таких акций), предусмотрено, что индивидуальный номер не может быть аннулирован в случае принятия судом соответствующих обеспечительных мер (в виде запрета аннулировать индивидуальный код) судом (п. 4.3. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного Приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н).
То есть до полного разрешения судом вопроса о законности выпуска акций регистрирующий орган может не производить аннулирование индивидуального номера выпуска акций (в целях исполнения решения суда, в случае признания им выпуска акций недействительным).
15.09.2010 приказом РО ФСФР в ЦФО N 1289 (т. 1, л.д. 30) был зарегистрирован Отчет об итогах дополнительного выпуска акций заявителя N 1-01-13057-A-001D. Названный приказ не отменен, не оспорен и не признан недействительным.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 19.07.2012 по делу N А40-119065/10-131-770 (далее - постановление ФАС МО) удовлетворены требования компании Lecaz Holdings Limited и признаны недействительными:
- - решение РО ФСФР России в ЦФО, на основании которого 23.06.2010 произведена государственная регистрация дополнительного выпуска 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра";
- - дополнительный выпуск 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D), т.е. недействительными признаны приказ РО ФСФР России в ЦФО от 23.06.2010 N 853 в части присвоения дополнительному выпуску акций ОАО "РН-Влакра" государственного регистрационного номера 1-01-13057-A-001D и сам дополнительный выпуск, имеющий данный номер.
07.09.2012 РО ФСФР России в ЦФО издает приказ N 73-12-1306/пз-н, пунктом 1 которого отменен п. 4 Приказа РО ФСФР России в ЦФО N 73-11-608/пз от 29.04.2011 об аннулировании в государственном регистрационном номере 1-01-13057-A-001D, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску акций обыкновенных именных бездокументарных ОАО "РН-Влакра" (дата государственной регистрации дополнительного выпуска 23.06.2010) в связи с истечением трехмесячного срока с даты государственной регистрации отчета об итогах указанного дополнительного выпуска ценных бумаг (15.09.2010) с 29.04.2011 индивидуального номера (кода) 001D.
Издав приказ от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н, РО ФСФР России в ЦФО вновь присвоило дополнительному выпуску ценных бумаг, признанному недействительным, индивидуальный государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D.
Вместе с тем, к моменту вступления судебного акта в законную силу по названному делу индивидуальный код дополнительного выпуска был аннулирован РО ФСФР в ЦФО, а акции данного дополнительного выпуска обезличились, смешавшись с иными эмитированными заявителем акциями.
Более того, приказ РО ФСФР в ЦФО об аннулировании индивидуального кода дополнительного выпуска не был признан в установленном порядке незаконным, и не оспаривался заинтересованными лицами.
Несмотря на названные обстоятельства, суд первой инстанции, пришел к выводу о законности оспариваемого приказа РО ФСФР в ЦФО, сославшись на положения п. 4.4. Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг, утвержденного приказом ФСФР от 13.03.2007 N 07-23/пз-н.
Согласно п. 4.4 Порядка N 07-23/пз-н регистрирующий орган аннулирует (а не восстанавливает) государственный регистрационный номер, присвоенный дополнительному выпуску эмиссионных ценных бумаг, в том числе индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг, в случае принятия судом решения о признании дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" требования, содержащиеся в судебных актах, исполняются лицами, на которых возложена соответствующая обязанность, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 данного Закона, в порядке, установленном федеральными законами. Следует отметить, что в Постановлении ФАС МО не предписывается РО ФСФР России в ЦФО совершать действия по отмене каких-либо приказов, изданных регистрирующим органом в процессе эмиссии вышеуказанных ценных бумаг, так как подобные требования не были предметом судебного рассмотрения.
Согласно п. 11 ст. 26 Закона о рынке ценных бумаг признание дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг недействительным влечет за собой:
- аннулирование его государственной регистрации;
- изъятие из обращения эмиссионных ценных бумаг данного дополнительного выпуска;
- возвращение владельцам таких эмиссионных ценных бумаг денежных средств или иного имущества, полученных эмитентом в счет их оплаты.
При этом, под аннулированием государственной регистрации выпуска ценных бумаг понимается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена (п. 1.3 Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным (утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45) (далее - Положение о порядке приостановления эмиссии).
Таким образом, Постановление ФАС МО может быть исполнено только в порядке, предусмотренном законом или иными нормативными правовыми актами, и только теми способами, которые в них предусмотрены, т.е. посредством внесения соответствующей записи в реестр зарегистрированных и аннулированных выпусков ценных бумаг, а также выпусков ценных бумаг, эмиссия которых приостановлена или возобновлена. При этом возможность восстановления индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг, объединенного в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона о рынке ценных бумаг, с акциями первоначального выпуска законодательно не предусмотрена.
Данный довод подтверждается и складывающейся по таким спорам правоприменительной практикой.
Так, например, в Определении ВАС РФ от 24.10.2011 N ВАС-10502/10 выражена позиция о том, что решения арбитражного суда о признании недействительным дополнительного выпуска акций исполняются в соответствии с Законом о рынке ценных бумаг и Положением о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, которые не предусматривают признание недействительным или отмену решения об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг.
Суд апелляционной инстанции считает, что при рассмотрении настоящего дела суду первой инстанции следовало учесть следующие обстоятельства.
Согласно п. п. 1.5, 1.6 и 1.8 Положения о порядке приостановления эмиссии эмиссия ценных бумаг может быть приостановлена, а выпуск ценных бумаг признан несостоявшемся на любом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг до даты регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг.
Закон о рынке ценных бумаг, приказ ФСФР России от 25.01.2012 N 09-4/пз-н "Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг", а вместе с ними Приказ ФСФР России от 13.03.2007 N 07-23/пз-н "Об утверждении Порядка присвоения государственных регистрационных номеров выпускам (дополнительным выпускам) эмиссионных ценных бумаг" и Положение о порядке приостановления эмиссии не содержат возможности восстановления индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска после завершения процедуры эмиссии этих ценных бумаг в результате обращения заинтересованного лица по истечении пресекательного трехмесячного срока, установленного для подачи заявления о признании недействительным дополнительного выпуска и связанных с ним ненормативных актов регистрирующего органа.
Перечисленные нормативные акты также не содержат процедуры восстановления индивидуального кода (номера) после регистрации отчета об итогах дополнительного выпуска ценных бумаг при условии, что указанный отчет и гражданско-правовые сделки, заключенные эмитентом в ходе размещения ценных бумаг не признаны незаконными.
Указанное постановление ФАС МО не возлагает на РО ФСФР России в ЦФО обязанностей по совершению каких-либо действий, связанных с последствиями признания недействительным дополнительного выпуска 40 млн. шт. обыкновенных именных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D).
Несоответствие оспариваемого пункта ненормативного акта действующему законодательству приведет к тому, что заявитель лишится возможности привлекать дополнительные активы посредством размещения ценных бумаг, что будет свидетельствовать о нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, и о наличии препятствий для осуществления его предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ни оспариваемый приказ РО ФСФР в ЦФО, ни доводы ответчика, ни решение суда первой инстанции не содержат указания на какие-либо нормы права, предусматривающие возможность восстановления индивидуального номера дополнительного выпуска акций после его (номера) аннулирования.
Данные действия не только не предусмотрены законом, но и напрямую ему противоречат, т.к. в нарушение ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц - владельцев акций заявителя.
Более того, суд первой инстанции, сославшись на наличие вступившего в законную силу судебного акта по делу N А40-119065/10-131-770, не учел, что данный судебный акт не обязывал РО ФСФР в ЦФО производить какие-либо действия по восстановлению индивидуального кода дополнительного выпуска акций.
Суд первой инстанции также не дал надлежащей правовой оценки спорным правоотношениям в свете Положения о порядке приостановления эмиссии и признания выпуска ценных бумаг несостоявшимся или недействительным, утв. Постановлением ФКЦБ России от 31.12.1997 N 45, которым установлен исчерпывающий перечень действий регистрирующего органа при применении последствий признания выпуска ценных бумаг недействительным. Данным перечнем не предусмотрены права и обязанности регистрирующего органа по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
Как указано выше, приказ РО ФСФР в ЦФО об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций заявителя не оспаривался в судебном порядке. Требование о его недействительности не заявлялось и в рамках дела N А40-119065/10-131-770.
В связи с чем, вывод суда первой инстанции о том, что оспариваемым приказом РО ФСФР в ЦФО исполняло постановление ФАС Московского округа, несостоятелен, поскольку требование не заявлялось, соответственно, и не было предметом судебного разбирательства.
Порядок исполнения судебного постановления о признании недействительным дополнительного выпуска акций регламентирован ФЗ "О рынке ценных бумаг" и нормативными актами ФСФР России, которые не содержат возможности восстановления индивидуального кода дополнительного выпуска акций, даже в случае признания его недействительным после аннулирования данного кода, что не противоречит позиции, изложенной в Определении ВАС РФ от 24.10.2011 N ВАС-10502/10.
Нельзя признать обоснованным и довод о том, что п. 1 приказа издан с целью идентификации дополнительного выпуска акций заявителя, признанного недействительным. Данный довод противоречит законодательству РФ, позиции РО ФСФР в ЦФО и выводам самого суда первой инстанции.
Так, РО ФСФР в ЦФО указывает, что по истечении трехмесячного срока акции дополнительного выпуска нельзя будет отличить от акций иных дополнительных выпусков в рамках соответствующего выпуска. В решении суд первой инстанции также указывает, что по истечении трехмесячного срока акции дополнительного выпуска невозможно идентифицировать от акций иных дополнительных выпусков в рамках соответствующего выпуска.
Таким образом, и РО ФСФР в ЦФО, и суд первой инстанции согласились с доводом заявителя о том, что после аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акции с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D фактически и юридически обезличились, смешавшись с ранее (и позднее) эмитированными акциями заявителя, и распределившись на лицевых счетах неустановленных лиц, зарегистрированных в реестре акционеров заявителя.
Более того, суд первой инстанции не дал правовой оценки тому обстоятельству, что РО ФСФР в ЦФО, участвуя в деле N А40-119065/10-131-770 (о признании недействительным дополнительного выпуска акций) и зная о неисполнимости судебного акта о признании дополнительного выпуска недействительным после аннулирования его индивидуального кода, тем не менее, произвело его аннулирование до рассмотрения данного дела по существу и принятия по нему судебного акта. В то же время, согласно правовой позиции ВАС РФ, изложенной в Определении от 24.10.2011 N ВАС-10502/10 при оценке аналогичных обстоятельств, нет оснований "для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов, поскольку суды исходили из того, что оспариваемые Приказы ФСФР приняты до вступления в силу решения Арбитражного суда Республики Бурятия от 16.06.2009 года по делу N А10-3456/08 о признании недействительным дополнительного выпуска акций".
Обжалуемое решение (в нарушение ст. 170 АПК Ф) не содержит мотивов, по которым суд не согласился с доводами заявителя о нарушении оспаривавшимся п. 1 Приказа его прав и законных интересов.
Вместе с тем, данный пункт приказа создает ситуацию правовой неопределенности, выражающуюся в том, что, с одной стороны, акции с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D фактически и юридически перестали существовать как объект гражданских прав (так как индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска аннулирован Отделением в полном соответствии с законом), а, с другой, формально вновь появляются, так как Отделение, не обладая соответствующими полномочиями, восстанавливает их индивидуальный номер (код) - 00ID.
Между тем, КС РФ в Постановлении от 20.07.2011 N 20-П указал, что "неопределенность в правовом положении влечет неоправданное ограничение их имущественных прав, нарушение баланса публичных и частных интересов и в результате - нарушение конституционно-правового режима стабильности условий хозяйствования, выводимого из статей 8 (часть 1), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации".
При рассмотрении настоящего дела, суд первой инстанции в нарушение требований ст. ст. 198, 200 АПК РФ не установил, на основании каких норм материального права было осуществлено восстановление ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций общества, и имелись ли у РО ФСФР полномочия на осуществление подобных действий.
Как следует из мотивировочной части обжалуемого решения, суд первой инстанции рассмотрел и дал правовую оценку лишь обстоятельствам и полномочиям РО ФСФР по присвоению и аннулированию индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска, но не последующего его восстановления.
Обществом оспаривались действия РО ФСФР по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
Вместе с тем, суд первой инстанции не дал правовой оценки действий РО ФСФР по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций.
При этом, оспариваемый приказ не содержит ссылок на нормы материального права, предусматривающие как саму возможность восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, так и наличие соответствующих полномочий именно у РО ФСФР.
Таким образом, выводы суда об отказе в удовлетворении требований общества являются ничем не мотивированными, не основаны на законе.
Более того, РО ФСФР в своем отзыве на апелляционную жалобу общества указывает лишь на наличие у него полномочий по присвоению и аннулированию индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, с которыми общество не спорит.
Действующее законодательство не предусматривает возможности восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций, в связи с чем осуществленные РО ФСФР соответствующие действия в отношении общества являются незаконными.
Как следует из официальных сайтов как ФСФР России (http://www.fcsm.ru/), так и РО ФСФР (http://www.mosfund.ru/), содержащих данные о принятых ими приказах, регулятором рынка ценных бумаг никогда ранее не производилось действий по восстановлению аннулированных в соответствии с законодательством РФ индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков акций.
Законодатель не предоставил ФСФР России возможность восстанавливать ранее аннулированный индивидуальный номер (код) дополнительного выпуска акций.
Только для выпусков ценных бумаг законодатель установил следующую исключительную взаимосвязанную систему норм права с целью защиты выпусков ценных бумаг от изъятия из хозяйственного оборота и защиты прав инвесторов:
- - специальный (пресекательный) 3-месячный срок для подачи заявлений о признании дополнительных выпусков ценных бумаг недействительными (п. 9 ст. 26 ФЗ "О рынке ценных бумаг");
- - аннулирование индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска по истечении 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска (п. 4 ст. 20 ФЗ "О рынке ценных бумаг");
- - невозможность восстановления ранее аннулированного индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска.
- изъятие из обращения ценных бумаг возможно только до момента аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска, т.к. после его аннулирования акции дополнительного выпуска прекращают свое существование как объект гражданских прав, объединившись с акциями иных выпусков, и данные акции уже невозможно идентифицировать.
Более того, суд правильно установил, что после аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска акций в связи с истечением 3-х месяцев с момента государственной регистрации отчета об итогах выпуска невозможно идентифицировать акции дополнительного выпуска от акций иных дополнительных выпусков и самого основного выпуска, т.е. в данном случае суд правильно установил правовую сущность регулирования и цели законодателя, но сделал выводы, не основанные на нормах права.
На основании оспариваемого приказа РО ФСФР осуществил аннулирование в реестре эмиссионных ценных бумаг (данный реестр ведет сам РО ФСФР) записи о существовании 40 000 000 штук акций с государственным регистрационным номером 1-01-13057-A-001D.
Таким образом, нарушаются права всех участников рынка ценных бумаг: эмитентов, инвесторов, регистраторов, депозитариев, брокеров, дилеров и пр., которые, осуществляя операции с акциями, у выпусков которых уже был аннулирован индивидуальный номер (код) (и, как следствие, они смешались с остальными акциями одного эмитента), в определенный момент могут столкнуться с произвольными действиями органов ФСФР России по восстановлению ранее аннулированного индивидуального номера (кода). В результате таких действий органов ФСФР России будет невозможно определить, какие же именно из акций эмитента относились к выпуску, чей индивидуальный номер (код) восстановлен, что парализует возможность обращения всех акций эмитента.
Также оспариваемый приказ нарушает права и законные интересы третьего лица, что выражается в следующем. Деятельность ООО "Реестр-РН" (регистратора) осуществляется на основании лицензии от 16.12.2004 N 10-000-1-00330, выданной ФСФР России при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации о ценных бумагах и нормативных актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с п. 3 Порядка отражения в учетной системе объединения дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг и аннулирования индивидуальных номеров (кодов) дополнительных выпусков эмиссионных ценных бумаг, утв. Постановлением ФКЦБ России от 22.05.2003 N 03-28/пс, на основании уведомления регистрирующего органа об аннулировании индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг регистратор проводит операцию аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг и объединения ценных бумаг дополнительного выпуска с ценными бумагами выпуска, по отношению к которому они являются дополнительными (далее - операция аннулирования кода дополнительного выпуска).
На основании уведомления РО ФСФР России в ЦФО от 29.04.2011 N 73-11-704-08/13383 ООО "Реестр-РН" проведена операция аннулирования кода дополнительного выпуска акций ОАО "РН-Влакра", имеющего государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D, в том числе объединены ценные бумаги этого дополнительного выпуска с ценными бумагами основного выпуска (1-01-13057-А), по отношению к которому они являются дополнительными. Согласно указанному уведомлению индивидуальный номер (код) 001D аннулирован приказом РО ФСФР России в ЦФО от 29.04.2011 N 73-11-608/пз.
В результате проведенной операции аннулирования кода дополнительного выпуска общее количество размещенных акций ОАО "РН-Влакра" по данным реестра владельцев именных ценных бумаг, ведение которого осуществляет ООО "Реестр-РН", составило 91 643 984 шт.
Однако впоследствии пунктом 1 оспариваемого Приказа отменено решение об аннулировании индивидуального номера (кода) 001D. Как следствие в реестр эмиссионных ценных бумаг, ведение которого осуществляет ФСФР России и ее территориальные органы в соответствии с Порядком ведения реестра эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР России от 28.02.2006 N 06-21/пз-н, внесены следующие записи:
- в части даты аннулирования индивидуального номера (кода) дополнительного выпуска ценных бумаг 1-01-13057-A-001D и наименования органа, принявшего решение о его аннулировании, внесена запись: "Нет";
- в части общего количества размещенных акций ОАО "РН-Влакра" внесена запись: "40 000 000 шт.", то есть не учитываются акции эмитента, размещенные в рамках дополнительного выпуска, имеющего государственный регистрационный номер 1-01-13057-A-001D.
Таким образом, в результате издания оспариваемого приказа сведения, содержащиеся в реестре, ведение которого осуществляет ООО "Реестр-РН", не соответствуют сведениям, ведение которого осуществляет регистрирующий орган.
Учитывая вышеприведенные доводы, суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при принятии обжалуемого решения не дана оценка доводам, изложенным в исковом заявлении, не в полной мере выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение для настоящего спора, неправильно истолкован и не применен закон, подлежащий применению, кроме этого, имеет место несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела в связи с этим решение суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд,
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 22.04.2013 по делу N А40-134246/2012 отменить.
Признать недействительным п. 1 приказа РО ФСФР России по ЦФО от 07.09.2012 N 73-12-1306/пз-н.
Обязать РО ФСФР России по ЦФО восстановить в реестре эмиссионных ценных бумаг запись об аннулировании индивидуального номера(кода) дополнительного выпуска 001Д в государственном регистрационном номере 1-01-13057-А-001Д, присвоенном 23.06.2010 дополнительному выпуску обыкновенных бездокументарных акций ОАО "РН-Влакра" (код эмитента 13057-А).
Взыскать с РО ФСФР России по ЦФО в пользу ОАО "РН-Влакра" расходы по уплате госпошлины в размере 4 000 руб. по заявлению и 2 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Взыскать с РО ФСФР России по ЦФО в пользу ООО "Реестр-РН" расходы по уплате госпошлины в размере 2 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Л.Г.ЯКОВЛЕВА
Судьи
С.М.МУХИН
Ж.В.ПОТАШОВА
С.М.МУХИН
Ж.В.ПОТАШОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)