Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Тарасова Т.В., доверенность от 10.09.2012 г. N 50/41,
от первого ответчика - Ряшенцев И.Н., доверенность от 15.03.2012 г. N 04/009,
от второго ответчика - Скляр Т.В., доверенность от 23.07.2012 г. N 12-22/0049,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" (ИНН 6320001928), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская обл., УФНС России по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - ФГУ "Кадастровая палата по Самарской области", г. Самара,
о признании недействительными решений,
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514, а также признании недействительным решения УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. заявление Общества удовлетворено частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 г. отменены в части признания недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514 и решения УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539, по эпизоду доначисления налога на землю по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, соответствующих сумм пени и налоговых санкций, а также в части отказа в признании недействительными указанных решений по эпизоду доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, соответствующих сумм пени и налоговых санкций. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку рассмотрено и решение принято по неполно выясненным обстоятельствам.
В частности, кассационной инстанцией указано на то, что удовлетворяя заявление общества по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, суды исходили из того, что свидетельство от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок признано утратившим силу распоряжением мэра города Тольятти от 09.11.2004 г. N 2714/1р, следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у общества также считается прекращенным. Между тем судами не дана всесторонняя оценка обстоятельствам, на которые ссылается налоговый орган в подтверждение обоснованности своих выводов о правомерности начисления налоговых обязательств по данному земельному участку, поскольку налоговый орган указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 29.12.1989 N 371254, при этом ссылается на письмо ФГУ "Кадастровая палата по Самарской области" от 05.05.2010 N 17018. Налоговый орган считает ошибочным довод налогоплательщика о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на этот спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 03.03.1994 N 17637, поскольку, по его мнению, свидетельством от 03.03.1994 N 17637 подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1043, по которому начисления налоговых обязательств не производилось.
Тем не менее, в нарушение положений статьи 71 АПК РФ судами не дана всесторонняя правовая оценка доказательствам, свидетельствующим, по мнению налогового органа, об обоснованности принятия решения по доначислению земельного налога по спорному эпизоду, и соответствующим доводам налогового органа, установленные проверкой обстоятельства судом в полном объеме не исследованы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, суды исходили из того, что налогоплательщиком не правильно определена кадастровая стоимость земли и согласились с кадастровой стоимостью указанной налоговым органом.
Однако суды отклонили доказательства представленные заявителем в нарушении статьи 71 АПК РФ без надлежащей оценки.
Кроме того, суд первой инстанции указав в мотивировочной части решения на отсутствие вины заявителя в совершенном правонарушении и сославшись на пункт 2 статьи 109 НК РФ в резолютивной части решения не исключил штраф начисленный по данному земельному участку из суммы налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011 в части привлечения Открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690 058 руб. и начисления соответствующих пеней по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. Признано недействительными решение УФНС России по Самарской области N 03-15/19539 от 18.08.2011 г. в части утверждения решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011 о привлечении Открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690 058 руб. и начисления соответствующих пеней по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. На Межрайонную ИФНС России N 19 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой отказано в удовлетворении заявленных требований и просит полностью удовлетворить заявленные требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части признания недействительным оспариваемых решений о начислении пени по земельному налогу, считает, что пени должны быть взысканы как компенсационная мера и просит в этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514 ОАО "Волгоцеммаш" доначислен земельный налог за 2010 год по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124 в размере 237 636 руб. С указанной суммы исчислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ и начислены соответствующие пени.
Решением УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539 жалоба ОАО "Волгоцеммаш" на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога", согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункту 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
В силу части 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2007, отказ общества от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При таких обстоятельствах, обязанность уплачивать земельный налог прекращается у такого лица со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция изложена в т.ч. в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2009 г. по делу N А55-10842/2008, от 09.07.2010 г. по делу N А55-23550/2009.
Как видно из материалов дела, Общество в обоснование заявления указывает на то, что не является плательщиком земельного налога по спорному земельному участку, т.к. спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 был предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование под строительство объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 143-146 со сносом садово-дачных строений и насаждений Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области N 102 от 03.03.1988. (п. 1.8.). Поскольку данное право было отменено Распоряжением Мэра города Тольятти от 09.11.2004 N 2714-1р со ссылкой на решение Арбитражного суда от 13.04.2012 г. по делу N А55-32241/2011, Общество считает, что не может выступать налогоплательщиком земельного налога по этому земельному участку. Из материалов дела усматривается, что при первоначальном рассмотрении дела заявитель также ссылался на земельный участок как несформированный, на признание утратившим силу Распоряжением Мэра г. Тольятти от 09.11.2004 N 2714/1р, свидетельства от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок.
Налоговый орган считает, что спорный земельный участок сформирован, существует как объект права, т.к. поставлен на кадастровый учет, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок подтверждается свидетельством от 29.12.1989 г. N 371254, что следует, в т.ч. из писем органа кадастра: ФГУ ЗКП по Самарской области от 05.05.2010 N 17018; Территориального отдела N 2 Управления Роснедвижимости по Самарской области от 13.04.2010 г. N 02-09-73/Т-693; Управления земельных ресурсов Мэрии г.о. Тольятти от 23.04.2010 г. N 1607/5.2.
Налоговый орган указывает на то, что спорный земельный участок, расположенный в Центральном районе, квартал 143, площадью 11 400 кв. м, предоставлен для строительства комплексного приемного пункта предприятий бытового обслуживания Решением горисполкома от 19.02.1988 N 295, а свидетельство от 03.03.1994 N 17637 подтверждает право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1043, по которому доначисления налога не производилось.
С учетом изложенного, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ ОАО "Волгоцеммаш" не представил надлежащих доказательств, опровергающих доводы налогового органа. Также Обществом не представлено доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок в налоговом периоде 2010 года.
Ссылка ОАО "Волгоцеммаш" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2012 по делу N А55-32241/2011, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку из указанного решения такого вывода не следует. В данном решении указано на то, что распоряжением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 09.11.2004 N 2714-1/р в постановление мэра г. Тольятти Самарской области от 26.02.2011 N 730-1/02-01 внесены изменения и пункт 1 данного постановления, который изложен в новой редакции: "1. В связи с выполнением ЗАО "Тольяттистройзаказчик" проектных работ, признать утратившим силу пункта 1.8 решения Тольяттинского городского исполнительного комитета от 03.03.1988 N 102 в части предоставления объединению "Волгоцеммаш" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под строительство объектов жилья и соцкультбыта площадью 7,2 га. в микрорайонах N N 143 - 146 Центрального района г. Тольятти.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 расположенный в Центральном районе, квартал 143, площадью 11 400 кв. м, предоставлен для строительства комплексного приемного пункта предприятий бытового обслуживания Решением горисполкома от 19.02.1988 N 295, а не решением Тольяттинского городского исполнительного комитета от 03.03.1988 N 102.
Данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что Обществом не опровергнуто.
С учетом изложенного, в нарушение ст. 65 АПК РФ заявитель не представил документы, подтверждающие прекращение соответствующих прав на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124, которые оформлялись в соответствующий период, что свидетельствует об обоснованном включении в налоговую базу в 2010 году кадастровой стоимости указанного земельного участка.
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе. В пункте 3 названной статьи указано, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
При этом в п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законом.
Согласно Приказу Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" государственный кадастровый учет земельных участков это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его количественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Соответственно, если в кадастре недвижимого имущества имеются сведения о земельном участке, то данный земельный участок существует как объект права с характеристиками, позволяющими его идентифицировать как индивидуально определенную вещь и позволяющими осуществить его количественную и экономическую оценки.
Вышеуказанному земельному участку присвоен кадастровый номер, сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости, следовательно, участок сформирован.
ОАО "Волгоцеммаш" также не опровергнуто, что данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Аналогичные обстоятельства, касающиеся обоснованности доначисления земельного налога по указанному земельному налогу за 2009 год, установлены при рассмотрении Арбитражным судом дела N А55-1601/2011 решением от 11.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 г.
В силе положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011, а также решения УФНС России по Самарской области N 03-15/19539 от 18.08.2011 в указанной части.
Доводы заявителя в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 о необоснованном доначислении земельного налога в сумме 3 450 290 руб., также являются необоснованными.
Общество к указанному земельному участку применило кадастровую стоимость 1 830 980 775,12 руб. со ссылкой на кадастровую выписку от 04.02.2010 г.
Между тем, по сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка - 2 077 430 101,53 руб.
Аналогичные сведения предоставлены ФГУ "Земельная кадастровая палата" в налоговый орган 30.03.2011 г. с предоставлением кадастровой выписки от 28.03.2011 г.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2009 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Росреестра предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном ст. 14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, сведения, внесенные в ГКН, представляются в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта об объекте недвижимости, содержащих сведения об объекте.
Следовательно, определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в ГКН, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
Статьей 17 НК РФ определено, что налог считается установленным только когда определены плательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база. Из п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Информационный обмен сведениями регламентирован Порядком обмена сведениями в электронном виде между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой, утвержденных совместным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой от 13.09.2007 N П/0235/ММ-3-13/529.
Кадастровая стоимость участков по Самарской области на 2010 год была установлена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области". В указанном Постановлении содержится информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:44 (который предшествовал кадастровому номеру 63:09:00302051:709, о чем указано в строке 16 кадастровой выписки, представленной как обществом, так и налоговым органом).
Таким образом, налогоплательщик имел возможность на основании указанного нормативного акта самостоятельно исчислить земельный налог по рассматриваемому земельному участку с указанной в постановлении кадастровой стоимости.
В связи с обнаруженной ошибкой в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 на основании протокола выявления технической ошибки N 2651 от 26.05.2010 внесены изменения в ГКН по указанному земельному участку и его кадастровая стоимость исправлена на 2 077 430 101,53 руб.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, фактическая кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка в 2010 году составляла 2 077 430 101,53 руб., а поэтому налоговый орган обоснованно доначислил ОАО "Волгоцеммаш" сумму земельного налога за 2010 год с земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 в размере 3 450 290 руб., исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН.
Техническая ошибка исправлена территориальным органом кадастра в соответствии с полномочиями предоставленными ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21 при исправлении технической ошибки, которая приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, земельный налог подлежит исчислению и уплате исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, а не ошибочной.
В остальной части заявленные требования по указанному земельному участку (в части привлечения к ответственности и начисления пени) подлежат удовлетворению.
В государственный кадастр недвижимости сведения о действительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 были внесены только 26.05.2010, до этого времени сведения о кадастровой стоимости земельного участка были указаны ошибочные.
Общество о действительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 до 01.03.2010 проинформировано не было.
В материалы дела налоговым органом не представлены доказательства того, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 налоговым органом были доведены до общества до наступления срока представления налоговой декларации за 2010 год.
Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию.
В то же время, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, при проведении камеральной проверки налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@ "О земельном налоге" (вместе с письмом Министерства финансов от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).
Суммы земельного налога (авансовых платежей), исчисленные в установленном порядке по уточненным налоговым декларациям (расчетам) за прошедшие налоговые (отчетные) периоды в связи с получением налогоплательщиком - организацией в текущем налоговом (отчетном) периоде сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой базы и сумм земельного налога (авансовых платежей), не являются недоимкой в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ.
Кроме того, частью первой и главой 31 НК РФ не установлены специальные сроки для исполнения налогоплательщиками - организациями обязанностей по уплате дополнительных сумм земельного налога (авансовых платежей), а также представлению в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам) по земельному налогу в связи с перерасчетом налоговой базы и суммы земельного налога (авансового платежа) при получении сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости. В связи с получением таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного налога (авансовых платежей) должна быть исполнена налогоплательщиком - организацией в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога (авансового платежа).
В случае, когда налогоплательщиком исполнена в установленном порядке обязанность по уплате указанной суммы земельного налога (авансового платежа) или суммы земельного налога на основании полученного уточненного налогового уведомления, основания для начисления пеней и привлечения такого налогоплательщика к ответственности отсутствуют.
С учетом изложенного, оснований для начисления соответствующей суммы пени с доначисленной суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709 не имеется.
Также не имеется оснований для привлечения ОАО "Волгоцеммаш" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690058 руб., поскольку в соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ общество не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Налоговым органом в нарушение положений ст. ст. 108 НК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены доказательства вины ОАО "Волгоцеммаш" при исчислении и уплате земельного налога за 2010 год с земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709.
Указанная правовая позиция основана на единообразном толковании и применении норм права и указанная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2012 по делу N А55-10489/2011, а поэтому довод первого ответчика об обоснованном начислении пени отклоняется судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.07.2013 ПО ДЕЛУ N А55-24324/2011
Разделы:Земельный налог; Права на землю: собственность, аренда, безвозмездное срочное пользование, сервитут ...; Земельные правоотношения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июля 2013 г. по делу N А55-24324/2011
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 июля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 09 июля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Тарасова Т.В., доверенность от 10.09.2012 г. N 50/41,
от первого ответчика - Ряшенцев И.Н., доверенность от 15.03.2012 г. N 04/009,
от второго ответчика - Скляр Т.В., доверенность от 23.07.2012 г. N 12-22/0049,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 (судья Лихоманенко О.А.),
по заявлению открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" (ИНН 6320001928), г. Тольятти, Самарская обл.,
к Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области, г. Тольятти, Самарская обл., УФНС России по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - ФГУ "Кадастровая палата по Самарской области", г. Самара,
о признании недействительными решений,
установил:
Открытое акционерное общество "Волгоцеммаш" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения предмета заявленных требований, о признании недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514, а также признании недействительным решения УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. заявление Общества удовлетворено частично.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24.09.2012 г. решение Арбитражного суда Самарской области от 22.03.2012 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2012 г. отменены в части признания недействительными решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514 и решения УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539, по эпизоду доначисления налога на землю по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, соответствующих сумм пени и налоговых санкций, а также в части отказа в признании недействительными указанных решений по эпизоду доначисления земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, соответствующих сумм пени и налоговых санкций. Дело в отмененной части направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку рассмотрено и решение принято по неполно выясненным обстоятельствам.
В частности, кассационной инстанцией указано на то, что удовлетворяя заявление общества по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124, суды исходили из того, что свидетельство от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на данный земельный участок признано утратившим силу распоряжением мэра города Тольятти от 09.11.2004 г. N 2714/1р, следовательно, право постоянного (бессрочного) пользования на спорный земельный участок у общества также считается прекращенным. Между тем судами не дана всесторонняя оценка обстоятельствам, на которые ссылается налоговый орган в подтверждение обоснованности своих выводов о правомерности начисления налоговых обязательств по данному земельному участку, поскольку налоговый орган указывает, что право постоянного (бессрочного) пользования общества на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 29.12.1989 N 371254, при этом ссылается на письмо ФГУ "Кадастровая палата по Самарской области" от 05.05.2010 N 17018. Налоговый орган считает ошибочным довод налогоплательщика о том, что право постоянного (бессрочного) пользования на этот спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 подтверждается свидетельством от 03.03.1994 N 17637, поскольку, по его мнению, свидетельством от 03.03.1994 N 17637 подтверждается право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1043, по которому начисления налоговых обязательств не производилось.
Тем не менее, в нарушение положений статьи 71 АПК РФ судами не дана всесторонняя правовая оценка доказательствам, свидетельствующим, по мнению налогового органа, об обоснованности принятия решения по доначислению земельного налога по спорному эпизоду, и соответствующим доводам налогового органа, установленные проверкой обстоятельства судом в полном объеме не исследованы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований по эпизоду доначисления земельного налога (начисления соответствующих сумм пеней и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ) по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, суды исходили из того, что налогоплательщиком не правильно определена кадастровая стоимость земли и согласились с кадастровой стоимостью указанной налоговым органом.
Однако суды отклонили доказательства представленные заявителем в нарушении статьи 71 АПК РФ без надлежащей оценки.
Кроме того, суд первой инстанции указав в мотивировочной части решения на отсутствие вины заявителя в совершенном правонарушении и сославшись на пункт 2 статьи 109 НК РФ в резолютивной части решения не исключил штраф начисленный по данному земельному участку из суммы налоговых санкций.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 заявленные требования удовлетворены частично. Признаны недействительными решение Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011 в части привлечения Открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690 058 руб. и начисления соответствующих пеней по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. Признано недействительными решение УФНС России по Самарской области N 03-15/19539 от 18.08.2011 г. в части утверждения решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011 о привлечении Открытого акционерного общества "Волгоцеммаш" к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690 058 руб. и начисления соответствующих пеней по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709, как несоответствующее требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано. На Межрайонную ИФНС России N 19 по Самарской области возложена обязанность устранить допущенные нарушения законных прав и интересов заявителя.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части в которой отказано в удовлетворении заявленных требований и просит полностью удовлетворить заявленные требования, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Первый ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда в части признания недействительным оспариваемых решений о начислении пени по земельному налогу, считает, что пени должны быть взысканы как компенсационная мера и просит в этой части в удовлетворении заявленных требований отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, заслушав представителей заявителя и ответчиков, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области от 08.07.2011 N 13-11/3739/514 ОАО "Волгоцеммаш" доначислен земельный налог за 2010 год по земельному участку с кадастровым номером 63:09:301167:1124 в размере 237 636 руб. С указанной суммы исчислен штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ и начислены соответствующие пени.
Решением УФНС России по Самарской области от 18.08.2011 N 03-15/19539 жалоба ОАО "Волгоцеммаш" на решение налогового органа оставлена без удовлетворения.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дела, связанных с взиманием земельного налога", согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ указанные права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункту 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.
При этом, как следует из пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные до введения в действие Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, имеют равную юридическую силу с записями в реестре.
Поэтому на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта (пункт 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога").
В силу части 1 статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей до 01.01.2007, отказ общества от осуществления принадлежащего ему права на земельный участок (подача заявления об отказе) не влечет за собой прекращение соответствующего права.
При таких обстоятельствах, обязанность уплачивать земельный налог прекращается у такого лица со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Данная правовая позиция изложена в т.ч. в Постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2009 г. по делу N А55-10842/2008, от 09.07.2010 г. по делу N А55-23550/2009.
Как видно из материалов дела, Общество в обоснование заявления указывает на то, что не является плательщиком земельного налога по спорному земельному участку, т.к. спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 был предоставлен ему в постоянное (бессрочное) пользование под строительство объектов жилья и соцкультбыта в микрорайоне 143-146 со сносом садово-дачных строений и насаждений Решением исполнительного комитета Тольяттинского городского Совета народных депутатов Куйбышевской области N 102 от 03.03.1988. (п. 1.8.). Поскольку данное право было отменено Распоряжением Мэра города Тольятти от 09.11.2004 N 2714-1р со ссылкой на решение Арбитражного суда от 13.04.2012 г. по делу N А55-32241/2011, Общество считает, что не может выступать налогоплательщиком земельного налога по этому земельному участку. Из материалов дела усматривается, что при первоначальном рассмотрении дела заявитель также ссылался на земельный участок как несформированный, на признание утратившим силу Распоряжением Мэра г. Тольятти от 09.11.2004 N 2714/1р, свидетельства от 03.03.1994 N 17637 о праве постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок.
Налоговый орган считает, что спорный земельный участок сформирован, существует как объект права, т.к. поставлен на кадастровый учет, право постоянного (бессрочного) пользования заявителя на спорный земельный участок подтверждается свидетельством от 29.12.1989 г. N 371254, что следует, в т.ч. из писем органа кадастра: ФГУ ЗКП по Самарской области от 05.05.2010 N 17018; Территориального отдела N 2 Управления Роснедвижимости по Самарской области от 13.04.2010 г. N 02-09-73/Т-693; Управления земельных ресурсов Мэрии г.о. Тольятти от 23.04.2010 г. N 1607/5.2.
Налоговый орган указывает на то, что спорный земельный участок, расположенный в Центральном районе, квартал 143, площадью 11 400 кв. м, предоставлен для строительства комплексного приемного пункта предприятий бытового обслуживания Решением горисполкома от 19.02.1988 N 295, а свидетельство от 03.03.1994 N 17637 подтверждает право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1043, по которому доначисления налога не производилось.
С учетом изложенного, в нарушение положений ст. 65 АПК РФ ОАО "Волгоцеммаш" не представил надлежащих доказательств, опровергающих доводы налогового органа. Также Обществом не представлено доказательств прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на этот земельный участок в налоговом периоде 2010 года.
Ссылка ОАО "Волгоцеммаш" на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.04.2012 по делу N А55-32241/2011, обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку из указанного решения такого вывода не следует. В данном решении указано на то, что распоряжением мэра городского округа Тольятти Самарской области от 09.11.2004 N 2714-1/р в постановление мэра г. Тольятти Самарской области от 26.02.2011 N 730-1/02-01 внесены изменения и пункт 1 данного постановления, который изложен в новой редакции: "1. В связи с выполнением ЗАО "Тольяттистройзаказчик" проектных работ, признать утратившим силу пункта 1.8 решения Тольяттинского городского исполнительного комитета от 03.03.1988 N 102 в части предоставления объединению "Волгоцеммаш" в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под строительство объектов жилья и соцкультбыта площадью 7,2 га. в микрорайонах N N 143 - 146 Центрального района г. Тольятти.
Спорный земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124 расположенный в Центральном районе, квартал 143, площадью 11 400 кв. м, предоставлен для строительства комплексного приемного пункта предприятий бытового обслуживания Решением горисполкома от 19.02.1988 N 295, а не решением Тольяттинского городского исполнительного комитета от 03.03.1988 N 102.
Данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет, что Обществом не опровергнуто.
С учетом изложенного, в нарушение ст. 65 АПК РФ заявитель не представил документы, подтверждающие прекращение соответствующих прав на земельный участок с кадастровым номером 63:09:301167:1124, которые оформлялись в соответствующий период, что свидетельствует об обоснованном включении в налоговую базу в 2010 году кадастровой стоимости указанного земельного участка.
На основании п. 2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с названным Федеральным законом недвижимом имуществе. В пункте 3 названной статьи указано, что государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
При этом в п. 1 ст. 45 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определено, что государственный кадастровый учет или государственный технический учет объектов недвижимости, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу названного Закона, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Законом.
Согласно Приказу Госкомзема РФ от 22.11.1999 N 84 "О введении в действие документов по ведению государственного земельного кадастра" государственный кадастровый учет земельных участков это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его количественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Соответственно, если в кадастре недвижимого имущества имеются сведения о земельном участке, то данный земельный участок существует как объект права с характеристиками, позволяющими его идентифицировать как индивидуально определенную вещь и позволяющими осуществить его количественную и экономическую оценки.
Вышеуказанному земельному участку присвоен кадастровый номер, сведения о котором содержатся в Государственном кадастре недвижимости, следовательно, участок сформирован.
ОАО "Волгоцеммаш" также не опровергнуто, что данный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет.
Аналогичные обстоятельства, касающиеся обоснованности доначисления земельного налога по указанному земельному налогу за 2009 год, установлены при рассмотрении Арбитражным судом дела N А55-1601/2011 решением от 11.12.2012 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 г.
В силе положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ указанные обстоятельства не подлежат доказыванию вновь при рассмотрении настоящего дела.
С учетом изложенного, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод об отсутствии оснований для признания недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 19 по Самарской области N 13-11/3739/514 от 08.07.2011, а также решения УФНС России по Самарской области N 03-15/19539 от 18.08.2011 в указанной части.
Доводы заявителя в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 о необоснованном доначислении земельного налога в сумме 3 450 290 руб., также являются необоснованными.
Общество к указанному земельному участку применило кадастровую стоимость 1 830 980 775,12 руб. со ссылкой на кадастровую выписку от 04.02.2010 г.
Между тем, по сведениям ФГУ "Земельная кадастровая палата" в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о кадастровой стоимости указанного земельного участка - 2 077 430 101,53 руб.
Аналогичные сведения предоставлены ФГУ "Земельная кадастровая палата" в налоговый орган 30.03.2011 г. с предоставлением кадастровой выписки от 28.03.2011 г.
В соответствии с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Пунктом 3 указанной статьи установлено, что налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 обязанность уплачивать земельный налог возникает у налогоплательщика с момента регистрации за ним права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования или права пожизненного наследуемого владения на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.
Постановлением Правительства РФ N 52 от 07.02.2009 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" установлено, что территориальные органы Росреестра предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном ст. 14 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в частности, сведения, внесенные в ГКН, представляются в виде кадастровой выписки, кадастрового паспорта об объекте недвижимости, содержащих сведения об объекте.
Следовательно, определение налоговой базы по земельному налогу должно осуществляться юридическим лицом на основании документов, содержащих сведения о земельном участке, внесенные в ГКН, и выданных уполномоченным органом кадастрового учета.
Статьей 17 НК РФ определено, что налог считается установленным только когда определены плательщики и элементы налогообложения, в том числе налоговая база. Из п. 1 ст. 391 НК РФ следует, что кадастровая стоимость земельного участка определяется по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики должны быть проинформированы о кадастровой стоимости земельных участков не позднее 1 марта текущего года (п. 14 ст. 396 НК РФ).
Органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщить в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Информационный обмен сведениями регламентирован Порядком обмена сведениями в электронном виде между Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой, утвержденных совместным приказом Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Федеральной налоговой службой от 13.09.2007 N П/0235/ММ-3-13/529.
Кадастровая стоимость участков по Самарской области на 2010 год была установлена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области". В указанном Постановлении содержится информация о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:0302053:44 (который предшествовал кадастровому номеру 63:09:00302051:709, о чем указано в строке 16 кадастровой выписки, представленной как обществом, так и налоговым органом).
Таким образом, налогоплательщик имел возможность на основании указанного нормативного акта самостоятельно исчислить земельный налог по рассматриваемому земельному участку с указанной в постановлении кадастровой стоимости.
В связи с обнаруженной ошибкой в кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 на основании протокола выявления технической ошибки N 2651 от 26.05.2010 внесены изменения в ГКН по указанному земельному участку и его кадастровая стоимость исправлена на 2 077 430 101,53 руб.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Таким образом, фактическая кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка в 2010 году составляла 2 077 430 101,53 руб., а поэтому налоговый орган обоснованно доначислил ОАО "Волгоцеммаш" сумму земельного налога за 2010 год с земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 в размере 3 450 290 руб., исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, отраженной в ГКН.
Техническая ошибка исправлена территориальным органом кадастра в соответствии с полномочиями предоставленными ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с письмом Министерства финансов РФ от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21 при исправлении технической ошибки, которая приводит к увеличению кадастровой стоимости земельного участка, земельный налог подлежит исчислению и уплате исходя из действительной кадастровой стоимости земельного участка, а не ошибочной.
В остальной части заявленные требования по указанному земельному участку (в части привлечения к ответственности и начисления пени) подлежат удовлетворению.
В государственный кадастр недвижимости сведения о действительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 были внесены только 26.05.2010, до этого времени сведения о кадастровой стоимости земельного участка были указаны ошибочные.
Общество о действительной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 до 01.03.2010 проинформировано не было.
В материалы дела налоговым органом не представлены доказательства того, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709 налоговым органом были доведены до общества до наступления срока представления налоговой декларации за 2010 год.
Если кадастровая стоимость земельного участка и порядок ее доведения до налогоплательщиков определены, но до сведения налогоплательщика в установленном порядке кадастровая стоимость земельного участка не доведена, то налогоплательщик обязан представить в налоговые органы "нулевую" налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам), а после получения официальных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в порядке, установленном органами местного самоуправления, представить уточненную налоговую декларацию.
В то же время, учитывая, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков официально доводятся до налоговых органов органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, при проведении камеральной проверки налоговых деклараций (налоговых расчетов по авансовым платежам) налоговым органам следует доводить до сведения налогоплательщиков полученную информацию о кадастровой стоимости земельных участков, которая в установленном порядке до них не доведена.
Аналогичная позиция изложена в письме Федеральной налоговой службы от 18.07.2006 N ММ-6-21/684@ "О земельном налоге" (вместе с письмом Министерства финансов от 06.06.2006 N 03-06-02-02/75).
Суммы земельного налога (авансовых платежей), исчисленные в установленном порядке по уточненным налоговым декларациям (расчетам) за прошедшие налоговые (отчетные) периоды в связи с получением налогоплательщиком - организацией в текущем налоговом (отчетном) периоде сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости и повлекших необходимость перерасчета налоговой базы и сумм земельного налога (авансовых платежей), не являются недоимкой в смысле пункта 2 статьи 11 НК РФ.
Кроме того, частью первой и главой 31 НК РФ не установлены специальные сроки для исполнения налогоплательщиками - организациями обязанностей по уплате дополнительных сумм земельного налога (авансовых платежей), а также представлению в налоговые органы уточненных налоговых деклараций (расчетов по авансовым платежам) по земельному налогу в связи с перерасчетом налоговой базы и суммы земельного налога (авансового платежа) при получении сведений органа кадастрового учета о технических ошибках, допущенных при формировании и ведении государственного кадастра недвижимости. В связи с получением таких сведений обязанность по уплате указанных сумм земельного налога (авансовых платежей) должна быть исполнена налогоплательщиком - организацией в ближайший предстоящий срок уплаты земельного налога (авансового платежа).
В случае, когда налогоплательщиком исполнена в установленном порядке обязанность по уплате указанной суммы земельного налога (авансового платежа) или суммы земельного налога на основании полученного уточненного налогового уведомления, основания для начисления пеней и привлечения такого налогоплательщика к ответственности отсутствуют.
С учетом изложенного, оснований для начисления соответствующей суммы пени с доначисленной суммы земельного налога по земельному участку с кадастровым номером 63:09:00302051:709 не имеется.
Также не имеется оснований для привлечения ОАО "Волгоцеммаш" к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 690058 руб., поскольку в соответствии с п. 2 ст. 109 НК РФ общество не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Налоговым органом в нарушение положений ст. ст. 108 НК РФ, ч. 5 ст. 200 АПК РФ не представлены доказательства вины ОАО "Волгоцеммаш" при исчислении и уплате земельного налога за 2010 год с земельного участка с кадастровым номером 63:09:00302051:709.
Указанная правовая позиция основана на единообразном толковании и применении норм права и указанная позиция изложена в Постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 01.03.2012 по делу N А55-10489/2011, а поэтому довод первого ответчика об обоснованном начислении пени отклоняется судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 апреля 2013 г. по делу N А55-24324/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Т.С.ЗАСЫПКИНА
С.Т.ХОЛОДНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)