Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 01.02.2008 ПО ДЕЛУ N А12-15396/07-С51

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 февраля 2008 г. по делу N А12-15396/07-С51


Резолютивная часть постановления объявлена "31" января 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен "01" февраля 2008 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания судьей Комнатной Ю.А.,
при участии в заседании:
представителя ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" - не явился, извещен,
представителя Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области - Рассказова Е.А. (доверенность N 25 от 09.01.2008 года сроком на 1 год),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Саратовской области от "14" ноября 2007 года по делу N А12-15396/07-С51, принятое судьей Репниковой В.В.,
по заявлению ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь", г. Волгоград,
к Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области, г. Волгоград,
о признании недействительным ненормативного акта налогового органа в части,

установил:

В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области N 15-10/3777 от 02.08.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности в части требования об уплате земельного налога в размере 20 776 528 рублей и пени в размере 765 072,25 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14.11.2007 г. в удовлетворении заявления ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" отказано.
ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 14.11.2007 года полностью по основаниям, изложенным в жалобе, и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить требования Общества в полном объеме. Так, Общество полагает, что Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" регулирует длящиеся налоговые правоотношения, в связи с чем Закон Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД не имеет обратной силы в силу пункта 2 статьи 5 НК РФ как ухудшающий положение налогоплательщика. Кроме того, льгота, предоставленная Обществу, имеет индивидуальный характер, следовательно, она сохранена в силу статьи 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999 N 154-ФЗ.
ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" извещено о времени и месте судебного заседания надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса РФ, уведомления о вручении почтового отправления Обществу N 96251 6 от 21.01.2008 года и N 96251 6 от 21.01.2008 года приобщены к материалам дела. Представитель Общества в судебное заседание не явился.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь".
Межрайонная ИФНС России N 9 по Волгоградской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя налогового органа, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 19 июля 2004 года ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" имеет на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок для производственной деятельности площадью 2 554 460 кв. м.
27 апреля 2007 года обществом ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" в Межрайонную ИФНС России N 9 по Волгоградской области представлен авансовый расчет по земельному налогу за 3 месяца 2007 года, в котором отсутствует начисление земельного налога со ссылкой на применение льготы по уплате налога в соответствии с Законом Волгоградской области N 121-ОД от 3.07.1997 г. "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области".
Межрайонной ИФНС России N 9 по Волгоградской области проведена камеральная проверка налоговой декларации, в результате которой установлена неполная уплата земельного налога за 3 мес. 2007 года в размере 20 776 528 рублей.
Решением N 15-10/3777 от 2.08.2007 г. в привлечении ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" к налоговой ответственности отказано, обществу предложено уплатить сумму авансового платежа по земельному налогу в размере 20 776 528 рублей и пени в размере 765 072,25 рублей.
ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь", считая данное решение налоговой инспекции в части требования уплатить земельный налог в размере 20 776 528 рублей и пени в размере 765 072,25 рублей незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" в удовлетворении заявленных требований, указал, что у Общества как юридического лица, производственная деятельность которого в 2007 году осуществлялась вне прекратившей существование экономической зоны, отсутствовали основания для освобождения от уплаты земельного налога земельного участка, предоставленного для производственной деятельности, поскольку предоставление льготы напрямую зависело от наличия у налогоплательщика статуса участника действующей экономической зоны.
Суд апелляционной инстанции считает правомерными выводы суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно статье 12 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) земельный налог является местным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязателен к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Земельный налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.
Статья 12 НК РФ введена в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (статья 32.1 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ), п. 2 ст. 21 которого право на установление конкретных ставок местных налогов предоставлялось органам государственной власти краев, областей.
Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также Закон РФ "О плате за землю" признаны утратившим силу с 1 января 2005 года Федеральным законом от 29.07.2004 N 95-ФЗ.
Федеральным законом от 29.11.2004 N 141-ФЗ введена глава 31 НК РФ "Земельный налог".
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" до принятия представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) нормативных правовых актов (законов) о введении с 01.01.2005 года в соответствии с настоящей главой земельного налога на территориях соответствующих муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) применяется Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
Ранее статьей 13 Закона Российской Федерации "О плате за землю" также предусматривалось, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего органа местного самоуправления.
На основании Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" и Постановления Волгоградского городского Совета народных депутатов и администрации Волгограда от 06.11.1998 N 48/490/1395 "О создании зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
Согласно статье 3 Закона N 234-ОД в редакции, применимой к налогоплательщику, юридические лица, производственная деятельность которых будет осуществляться в зоне экономического развития на территории ОАО "Красный Октябрь", освобождаются от уплаты налоговых платежей сроком на 10 лет в части, зачисляемой в областной и местный бюджеты, по следующим видам налогов: на прибыль; на имущество; на землю.
Во исполнение требований НК РФ с 01.01.2006 введено в действие Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда". Одновременно с 01.012006 г. признано утратившим силу Постановление Волгоградского городского Совета народных депутатов от 30.10.2002 N 45/835 "О Положении о местных налогах и сборах на территории Волгограда".
Кроме того, Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. N 354-ОД "О ставках земельного налога" с последующими изменениями и дополнениями, действовавший на территории Волгоградской области до изменения федерального законодательства, утратил силу с 1 января 2006 года в связи с принятием Закона Волгоградской области от 23.12.2005 N 1150-ОД. Статья 2 Закона, устанавливавшая налоговые льготы по земельному налогу на территории Волгоградской области, в том числе и в отношении участников зон экономического развития, которым являлся и ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", утратила силу в связи с принятием Закона Волгоградской области от 14.05.2005 N 1057-ОД.
Статьей 11 Закона Волгоградской области от 14.05.2005 г. N 1057-ОД, кроме того, внесены изменения в Закон Волгоградской области от 18 декабря 1998 г. N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории открытого акционерного общества "Металлургический завод "Красный Октябрь", в соответствии с которыми льгота по уплате земельного налога должна предоставляться в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах по решению представительных органов местного самоуправления.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, законодательство, действовавшее на территории Волгограда в части установления местных налогов, в том числе земельного налога, по состоянию на 01.01.2006 приведено в соответствие с нормами федерального законодательства.
Суд первой инстанции так же обоснованно указывает, что ни в главе 31 НК РФ, ни в Постановлении Волгоградского городского Совета народных депутатов от 23.11.2005 N 24/464 "О Положении о местных налогах на территории Волгограда, введении системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, установлении и введении местных налогов на территории Волгограда" льгот по уплате земельного налога для участников зон экономического развития не предусмотрено.
Более того, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 3.06.1997 "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" решением Волгоградского областного суда от 2 февраля 2006 года, оставленным без изменения определением Верховного Суда РФ от 28.06.2006 г., признан недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
16 октября 2006 года принят Закон Волгоградской области N 1281-ОД о признании утратившим силу Закона Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области", вступивший в силу 18 октября 2006 года (со дня официального опубликования).
Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1292-ОД с 1 января 2007 года признан утратившим силу Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
На основании изложенного суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что доводы Общества о наличии у него в 2007 году льготы по уплате земельного налога как участника зоны экономического развития необоснованны ввиду отсутствия в проверяемом периоде зоны экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
Суд апелляционной инстанции также считает, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка доводу ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" как ошибочному о том, что предоставленная льгота, несмотря на отмену законодательного регулирования, продолжает действовать и в 2007 году, поскольку 10-летний срок с момента регистрации общества в реестре участников зоны экономического развития не истек, и льгота относится к длящимся налоговым правоотношениям.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Пунктом 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаны предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
В рассматриваемом случае нельзя принять довод Общества о длящемся характере налоговых правоотношений, поскольку с 01.01.2005 года вступила в силу глава 31 "Земельный налог" НК РФ, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" признан недействующим решением Волгоградского областного суда от 2 февраля 2006 года с момента вступления решения суда в законную силу, Закон Волгоградской области N 121-ОД от 03.06.1997 "О зонах экономического развития на территории Волгоградской области" признан утратившим силу Законом Волгоградской области N 1281-ОД от 16 октября 2006 года, Закон Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" так же признан утратившим силу Законом Волгоградской области от 17 октября 2006 года N 1292-ОД с 1 января 2007 года.
Ссылка Общества на Определение Конституционного Суда РФ от 01.07.1999 года N 111-О правомерно не принята судом первой инстанции, поскольку в Определении проанализированы положения действующего Федерального закона "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" и абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", имеющих одинаковую юридическую силу в части обратной силы указанных законов.
Суд первой инстанции так же правомерно учтена позиция Конституционного Суда Российской Федерации, содержащаяся в Определении от 07.02.2002 N 37-О, согласно которой "само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требование о его уплате не распространяется на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы".
Суд апелляционной инстанции также считает, что судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" на статью 2 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ" от 09.07.1999 N 154-ФЗ в части положений о сохранении индивидуальных налоговых льгот до окончания срока, на который они были предоставлены как не относящейся к предмету спора, поскольку льгота, предоставленная такой категории налогоплательщиков, как участники зон экономического развития на территории области, не носила характера индивидуальной в отношении заявителя.
Кроме того, согласно Закону Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь" зона экономического развития на территории ОАО "Красный Октябрь" была создана с целью стимулирования экономического развития Краснооктябрьского района г. Волгограда, а не конкретного предприятия - ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь", как указано в жалобе. Статей 3 данного закона налоговые льготы были предоставлены организациям, зарегистрированным на территории зоны экономического развития ОАО "Красный Октябрь", в течение 10 лет со дня создания зоны экономического развития при соблюдении условий, предусмотренных в статье 4 Закона.
Судом первой инстанции была дана оценка ссылок заявителя на судебную практику по аналогичным делам (N А12-35473/05, N А12-20042/05). На данную практику Общество ссылается и в апелляционной жалобе.
Как верно указал суд, названные Обществом судебные акты касаются предыдущих налоговых периодов (2005-2006 г.г.), в которых действовали нормы Закона Волгоградской области от 18.12.1998 N 234-ОД "О зоне экономического развития на территории ОАО "Металлургический завод "Красный Октябрь".
То обстоятельство, что данный закон утратил силу с нового налогового периода (с 1 января 2007 года) имеет определяющее значение для разрешения спора о правомерности применения льготы по уплате земельного налога в 2007 году.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что по делу принято законное решение, всем доводам ОАО "Металлургический завод "Красный октябрь" судом первой инстанции дана надлежащая оценка, суд правомерно пришел к выводу, что у Общества как юридического лица, производственная деятельность которого в 2007 году осуществлялась вне прекратившей существование экономической зоны, отсутствовали правовые основания для освобождения от уплаты земельного налога, поскольку предоставление льготы напрямую зависело от наличия у налогоплательщика статуса участника действующей экономической зоны.
Судом первой и апелляционной инстанций проверен расчет земельного налога и пени, и установлено, что расчет произведен налоговым органом верно.
Суд апелляционной инстанции считает, что оснований для отмены решения суда от 14.11.2007 года не имеется, и апелляционную жалобу Общества следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области по делу N А12-15396/07-С15 от 14.11.2007 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд Волгоградской области.

Председательствующий
Ю.А.КОМНАТНАЯ

Судьи
С.Г.ВЕРЯСКИНА
О.А.ДУБРОВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)