Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 N 05АП-3861/2013 ПО ДЕЛУ N А51-33727/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. N 05АП-3861/2013

Дело N А51-33727/2012

Резолютивная часть постановления оглашена 20 мая 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 мая 2013 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего В.В. Рубановой,
судей Г.М. Грачева, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.С. Лисовской,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю,
апелляционное производство N 05АП-3861/2013,
на решение от 12.02.2013
судьи Е.И. Андросовой
по делу N А51-33727/2012 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" (ИНН 2503019192, ОГРН 1022500576856, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 22.10.2002) о признании незаконным решения
Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (ИНН 2511015850, ОГРН 1022500867267, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 27.12.2004) N 34383 от 20.09.2012
при участии:
- от ООО "БРЭНТ": Борецкий О.А. - генеральный директор общества, решение учредителя N 1 от 30.11.2012, выписка из ЕГРЮЛ N 498 от 29.03.2013, Кузнецов А.Н. - адвокат по доверенности N 4 от 25.03.2013, срок действия 1 год;
- от МИФНС N 9 по Приморскому краю: Яцкович А.С. - специалист 1 разряда по доверенности N 05-64 от 30.11.2012, срок действия до 31.12.2013.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" (далее - заявитель, общество, ООО "БРЭНТ") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) от 20.09.2012 N 34383.
Решением суда от 12.02.2013 заявленные требования удовлетворены. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое решение налогового органа не соответствует закону и нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
Не согласившись с решением суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм материального права. В обоснование своих доводов заявитель жалобы указал, что в соответствии с постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края", которое вступило в законную силу и подлежит исполнению с 01.01.2011, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 определена в размере 109 908 499,36 руб., в связи с чем, у общества имелась обязанность исчислить и уплатить земельный налог за 2011 год, исходя из указанной кадастровой стоимости земельного участка.
При этом заявитель жалобы считает, что поскольку органом кадастрового учета не принято решение об осуществлении государственного кадастрового учете изменений объекта недвижимости на основании решения арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012, которым определена кадастровая стоимость спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, то при определении налоговой базы по земельному налогу инспекция правомерно руководствовалась прежней кадастровой стоимостью земельного участка.
На основании распоряжения и.о. председателя четвертого судебного состава Пятого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2013 в соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) произведена замена судьи А.В. Пятковой на судью Е.Л. Сидорович.
Представители налогового органа в судебном заседании доводы жалобы поддержали в полном объеме.
В судебном заседании представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в представленном отзыве. Ссылаясь на письма Минфина РФ от 01.03.2012 N 03-05-04-02/17, от 01.11.2012 N 03-05-0502/112, общество указало, что поскольку решением арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, которая составляет 46 661 247 руб., то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 13.05.2013 был объявлен перерыв до 20.05.2013 до 11 часов 45 минут, лица, участвующие в деле, уведомлены в соответствии с Информационным Письмом Президиума ВАС РФ N 113 от 19.09.06 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" путем размещения на официальном сайте суда информации о времени и месте продолжения судебного заседания.
После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда при участии представителей сторон.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
ООО "БРЭНТ" принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок площадью 124784 кв. м для эксплуатации и обслуживания объектов недвижимости производственно-технологического комплекса по выпуску обуви, расположенный по адресу: г. Уссурийск, ул. Штабского, 12-а, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 21.03.2001 года сделана запись регистрации N 25-1/12-3/2001-186, внесены изменения 08.11.2006.
В соответствии с Постановлением Администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 составляет 109 908 499,36 руб.
Решением арбитражного суда Приморского края от 18.07.2012 по делу N А51-7464/2012 кадастровая стоимость указанного земельного участка определена в размере его рыночной стоимости, которая составляет 46 661 247 руб.
26.04.2012 общество представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2011 год с отражением суммы налога к уменьшению в размере 948 709 руб., исходя из рыночной стоимости, установленной решением суда.
В ходе камеральной проверки уточненной налоговой декларации налоговым органом было установлено, что общество неверно отразило кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98, в связи с чем решением МИФНС N 9 Приморскому краю N 34383 от 20.09.2012 ООО "БРЭНТ" привлечено к ответственности за неполную уплату земельного налога за 2011 год по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 47 436 руб. Также решением обществу доначисленны земельный налог в сумме 948 709 руб. и пени по данному налогу в сумме 92 727 руб.
Налогоплательщик, не согласившись с законностью вынесенного инспекцией решения N 34383, обжаловал его в апелляционном порядке.
Решением УФНС по Приморскому краю от 12.12.2012 N 13-11/746 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения, решение налогового органа N 34383 от 20.09.2012 без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа N 34383 от 20.09.2012, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "БРЭНТ" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, отзыве на нее, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Земельный налог согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Кадастровая стоимость конкретного земельного участка определяется путем умножения его площади на утвержденный субъектом Российской Федерации удельный показатель кадастровой стоимости, определяемый с учетом месторасположения земельного участка и вида разрешенного использования.
Налоговая база в силу положений статьи 391 НК РФ определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Приморского края от 30.12.2010 N 437-па "О результатах государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Приморского края" (далее - Постановление N 437-па), принятым в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Приморского края.
Из пункта 4 Постановления N 437-па следует, что оно вступает в силу с момента официального опубликования и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2011 года.
Указанное постановление, как установил суд первой инстанции и не оспаривают лица, участвующие в деле, официально опубликовано в издании "Приморская газета", спецвыпуск 31.12.2010 N 111 (502) и доведены до сведения налогоплательщиков в установленном порядке. Названные обстоятельства подтверждены также вступившим в законную силу Определением Верховного Суда Российской Федерации от 16.11.2011 N 56-Г11-22, проверявшим на соответствие пункту 1 статьи 5 НК РФ пункт 4 постановления администрации Приморского края N 437-па.
Таким образом, до начала налогового периода (01.01.2011), исполнительным органом субъекта Российской Федерации утверждена кадастровая стоимость, следовательно, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки и определении налоговой обязанности заявителя по уплате земельного налога за 2011 год обоснованно исходил из установленного Постановлением N 437-па показателя кадастровой стоимости земельного участка общества.
В связи с чем, вывод суда относительно начала действия Постановления N 437-па для целей налогообложения (с 01.01.2012) основан на ошибочном истолковании положений статьи 5, статей 390, 396 НК РФ, статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, принимая во внимание, что указанный выше нормативный акт в силу прямого указания статьи 390 НК РФ и статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации относится к земельному законодательству.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, земельный налог за 2011 год исчислен инспекцией на основании сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Приморскому краю, согласно которым кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 по состоянию на 01.01.2011 составляет 109 908 499,36 руб., в связи с чем земельный налог за рассматриваемый налоговый период составил 1 648 628 руб. (109 908 499,36 х 1,5%).
В свою очередь, заявитель, оспаривая решение налогового органа N 34383 от 20.09.2012, полагает, что сумму налога за рассматриваемый период следует рассчитывать из кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в сумме 46 661 247 руб., ссылаясь на вступивший в законную силу 24.08.2012 судебный акт по делу N А51-7464/2012. При этом, представитель общества в судебном заседании указал, что кадастровая стоимость 46 661 247 руб. должна применяться при расчете земельного налога за 2011 год.
Однако, общество не учло норму статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, то, что налоговая база определяется в отношении земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что решением арбитражного суда Приморского края по делу N А51-7464/2012 установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98, в размере его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 30.12.2010 в сумме 46 661 247 руб.
Следовательно, поскольку арбитражный суд судебным актом по делу N А51-7464/2012 установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 25:34:017701:98 в размере 46 661 247 руб. 24.08.2012, то данная кадастровая стоимость применяется при расчете земельного налога только лишь с 01.01.2013.
С учетом изложенного, доводы подателя жалобы противоречат указанным нормам права и правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.06.2011 N 913/11.
Доводы общества со ссылкой на разъяснения Минфина России подлежат отклонению, поскольку не могут быть применены при рассмотрении дела в силу части 1 статьи 13 АПК РФ, так как письма не являются нормативными правовыми актами.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, судебная коллегия считает, что у налогового органа имелись основания для доначисления ООО "БРЭНТ" земельного налога в сумме 948 709 руб., пеней по земельному налогу в сумме 92 727 руб. и штрафа по п. 1 ст. 122 НК РФ в размере 47 436 руб. Правильность расчета дополнительно начисленных сумм земельного налога, пеней и штрафа проверена коллегией и подтверждается материалами дела.
Следовательно, решение налогового органа от 20.09.2012 N 34383 соответствует закону и не нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 269 АПК РФ считает необходимым отменить обжалуемое инспекцией решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления общества о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю от 20.09.2012 N 34383.
Руководствуясь статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,

постановил:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 12.02.2013 по делу N А51-33727/2012 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "БРЭНТ" о признании недействительным решения Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Приморскому краю N 34383 от 20.09.2012 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.

Председательствующий
В.В.РУБАНОВА

Судьи
Г.М.ГРАЧЕВ
Е.Л.СИДОРОВИЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)