Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.04.2013 ПО ДЕЛУ N А69-2583/2012

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. по делу N А69-2583/2012


Резолютивная часть постановления объявлена "15" апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен "19" апреля 2013 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Колесниковой Г.А.,
судей: Иванцовой О.А., Севастьяновой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шалухиной Ж.В.
при участии, находясь в здании Арбитражного суда Республики Тыва:
от ответчика (Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва): Дондуй О.В., представителя по доверенности от 12.12.2012,
рассмотрев в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва
на решение Арбитражного суда Республики Тыва от "25" января 2013 года по делу N А69-2583/2012, принятое судьей Чамзы-Ооржак А.Х.,

установил:

Каа-Хемское кожуунное потребительское общество (далее - общество, заявитель, ОГРН 1021700563906, ИНН 1704000143) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва (далее - инспекция, налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий в выдаче справки от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей и обязании инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества и выдать справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой инспекцией утрачена.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 25 января 2013 года заявление удовлетворено, признаны незаконными действия инспекции, выразившиеся в выдаче справки от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, возможность взыскания которой утрачена. Суд обязал инспекцию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Налоговый орган обратился с апелляционной жалобой, в которой с решением от 25.01.2013 не согласен, поскольку задолженность по налогу на доходы физических лиц, пени и штраф, указанная в справке от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, взыскана инспекцией на основании представленных в материалы дела решения о привлечении к ответственности от 30.12.2010 N 08-12-06 и от 29.06.2012 N 07-12-01, требования об уплате налога от 31.01.2011 N 73 и от 25.07.2012 N 2169, решений о взыскании налога за счет денежных средств от 23.08.2012 N 1469 и от 24.02.2011 N 76, инкассовых поручений от 24.02.2011 N 188 и от 23.08.2012 NN 2689-2694, решений о взыскании налога за счет имущества от 10.05.2011 N 119 и от 11.09.2012 N 755.
Общество в судебное заседание не явилось, о времени и месте его проведения извещено надлежащим образом путем направления определения и размещения информации в Картотеке арбитражных дел на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации http://kad.arbitr.ru. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие общества.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Тыва в адрес Каа-Хемского кожуунного потребительского общества выдана справка N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.10.2012, в которой, отражены сведения о наличии у общества задолженности налогам, сборам, взносам по состоянию на 07.10.2012, в том числе по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей.
Считая действия налоговой инспекции по выдаче справки N 16060 от 07.10.2012 с отражением в ней задолженности по налогам, сборам, взносам, без отражения информации о невозможности взыскания данной задолженности в принудительном порядке, нарушающими права и законные интересы налогоплательщика, общество в установленный законом срок обратилось в арбитражный суд с заявлением о признаний указанных действий налогового органа незаконными.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон.
На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий инспекции по выдаче обществу справки от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, без указания информации об утрате возможности ее взыскания, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций и Методические указания по ее заполнению утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, который издан в дополнение к приказам Федеральной налоговой службы от 10.08.2004 N САЭ-3-27/468 "Об утверждении Регламента организации работы с налогоплательщиками" и от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и методических указаний по их заполнению". Согласно Методическим указаниям справка о состоянии расчетов формируется с помощью программных средств налогового органа по форме N 39-1 по всем кодам бюджетной классификации. Суммы недоимки по налогам (сборам) и задолженности по пеням и налоговым санкциям показываются без учета (за минусом) сумм отсроченных, рассроченных, в том числе в порядке реструктуризации, и приостановленных к взысканию платежей. Следовательно, содержание справки о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам должно соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09, неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов в данном случае в ней должны содержаться не только сведения о задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Следовательно, действия инспекции по выдаче обществу справки от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, могут быть признаны незаконными, если инспекцией утрачена возможность взыскания указанной задолженности.
Порядок и сроки взыскания с организаций задолженности по налогам и пени установлены статьями 45 - 48, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок и сроки взыскания штрафа - статьями 114, 115 и 101.3 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1). В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (пункт 2).
В соответствии с частью 2 статьи 70 Налогового кодекса российской Федерации требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) предусмотрено, что взыскание налога производится по решению налогового органа (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение 3 дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве". Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации принимается в течение 1 года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Как следует из материалов дела, налоговым органом в отношении общества проведены выездные налоговые проверки, по результатам которых вынесены решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности от 30.12.2010 N 08-12-06 и от 29.06.2012 N 07-12-01. Согласно данному решению обществу предложено уплатить недоимку по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 1 747 751 рубль 06 копеек и в сумме 1 076 557 рублей, начислены соответствующие суммы пени и штрафа. В связи с тем, что общество в добровольном порядке указанные суммы НДФЛ, пени и штраф не уплатило, инспекция в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации выставила обществу требования от 31.01.2011 N 73 об уплате, в том числе указанной задолженности по НДФЛ, пени, штрафу в срок до 22.02.2011 (т. 1 л.д. 61-63) и от 25.07.2012 N 2169 об уплате, в том числе указанной задолженности по НДФЛ, пени, штрафа в срок до 14.08.2012 (т. 1 л.д. 140).
В указанный в требованиях срок общество в добровольном порядке НДФЛ, пени и штраф полностью не уплатило.
В пределах предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации срока (после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока) инспекцией вынесены решения от 24.02.2011 N 76 и от 23.08.2012 N 1469 о взыскании налогов, сборов, пени и штрафа за счет денежных средств налогоплательщика (т. 1 л.д. 44, 138), а также выставлены инкассовые поручения, которые исполнены частично.
Инспекцией в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вынесены решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика от 10.05.2011 N 119 и от 11.09.2012 N 755, которые направлены в службу судебных приставов для исполнения.
Таким образом, процедура взыскания спорной задолженности по НДФЛ, пени и штрафу, предусмотренная статьями 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым органом соблюдена, в связи с чем основания для вывода о том, что инспекцией утрачена возможность взыскания указанной в справке от 07.10.2012 N 16060 задолженности перед бюджетом по НДФЛ в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, отсутствуют. Следовательно, инспекцией правомерно в справке от 07.10.2012 N 16060 отражена указанная задолженность без указания информации об утрате инспекцией возможности ее взыскания.
Ссылка суда первой инстанции на определение Арбитражного суда Республики Тыва от 27.08.2012 по делу N А69-2941/2011 о прекращении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) в отношении общества является необоснованной в силу следующего.
Согласно определению Арбитражного суда Республики Тыва от 27.08.2012 по делу N А69-2941/2011 по состоянию на 27.08.2012 должником (обществом) уплачена задолженность по обязательным платежам и страховым взносам и исполнительским сборам, включенная в реестр требований кредиторов в полном объеме.
В соответствии с пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее. Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.
Следовательно, инспекция правомерно осуществила взыскание спорной задолженности по НДФЛ, пени и штрафу в порядке, предусмотренном статьями 45 - 47 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данная задолженность в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке.
С учетом установленных по делу обстоятельств, основания для признания незаконными действий инспекции по выдаче справки от 07.10.2012 N 16060 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, содержащей данные о задолженности перед бюджетом, по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 745 556 рублей 96 копеек, пени в сумме 606 231 рубль 25 копеек, налоговой санкции (штрафа) в сумме 268 569 рублей, в которой отсутствует информация об утрате инспекцией возможности взыскания указанной задолженности, отсутствуют, в связи с чем в удовлетворении заявленных обществом требований следует отказать.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по уплате государственной пошлины в сумме 2000 рублей за рассмотрение заявления в суде первой инстанции подлежат отнесению на общество.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган освобожден от уплаты государственной пошлины, в том числе за рассмотрение апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Тыва от "25" января 2013 года по делу N А69-2583/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.

Председательствующий
Г.А.КОЛЕСНИКОВА

Судьи
О.А.ИВАНЦОВА
Е.В.СЕВАСТЬЯНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)