Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.03.2013 ПО ДЕЛУ N А05-12573/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2013 г. по делу N А05-12573/2012


Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Носач Е.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
при участии индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Анатольевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2012 года по делу N А05-12573/2012 (судья Шапран Е.Б.),

установил:

индивидуальный предприниматель Воробьев Александр Анатольевич (ОГРНИП 304292030200038; далее - Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1027700485757; далее - Учреждение), в котором (с учетом уточнения) просит установить кадастровую стоимость земельных участков с кадастровыми номерами 29:27:060303:0215, 29:27:060303:0026, 29:27:060303:0206 в размере их рыночной стоимости равной 250 000 руб., 1 532 000 руб. и 2 390 000 руб. соответственно, а также обязать Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости новую кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2008.
Определением от 25 октября 2012 года суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование "Онежский муниципальный район" и Министерство имущественных отношений Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2012 года исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Хайнозерская, д. 14 площадью 3386 кв. м в размере его рыночной стоимости 250 000 руб., определенной по состоянию на 01.01.2007.
- Обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215 в размере его рыночной стоимости 250 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр с 01.01.2008;
- Установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Хайнозерская, д. 16 площадью 21 485 кв. м в размере его рыночной стоимости 1 532 000 руб. по состоянию на 01.01.2007.
Обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026 в размере его рыночной стоимости 1 532 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр с 01.01.2008.
Установил кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Объездная дорога, д. 10 площадью 34 210 кв. м в размере его рыночной стоимости 2 390 000 руб.
Обязал Учреждение внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206 в размере его рыночной стоимости 2 390 000 руб. в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр с 01.01.2008.
Кроме того, с Учреждения в пользу Предпринимателя взыскано 12 000 руб. государственной пошлины.
Учреждение с решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему:
- - обязание ответчика внести в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной с 1 января 2008 года противоречит положениям Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на 1 января 2008 года;
- - установление кадастровой стоимости земельных участков в размере их рыночной стоимости является субъективным правом правообладателя земельного участка, реализация которого целиком зависит от усмотрения и воли заинтересованного лица. Следовательно, до момента обращения в суд и установления в судебном порядке новой кадастровой стоимости подлежит применению кадастровая стоимость, определенная в ходе государственной кадастровой оценки земель;
- - оспариваемое решение является необоснованным в части отнесения на Учреждение судебных расходов в отсутствие каких-либо противоправных действий с его стороны.
Лица, участвующие в деле надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, ответчик и третьи лица представителей в суд не направили. Дело рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Истец в отзыве на жалобу и в судебном заседании апелляционной инстанции против ее удовлетворения возражал.
Заслушав объяснения Предпринимателя, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, апелляционная инстанция пришла к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, Предприниматель является собственником трех земельных участков:
- 1) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Хайнозерская, д. 14 площадью 3 386 кв. м;
- 2) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Хайнозерская, д. 16 площадью 21 485 кв. м;
- 3) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206, расположенного относительно ориентира - здания по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Объездная дорога, д. 10 площадью 34 210 кв. м.
Земельные участки относятся к категории земель населенных пунктов и имеют разрешенное использование: для производственной деятельности. На земельных участках располагаются производственные объекты, принадлежащие истцу (склад, лесопильный цех, железнодорожный тупик).
Постановлением администрации Архангельской области от 28.11.2007 N 192-па были утверждены результаты кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области в виде средних значений удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов Архангельской области по состоянию на 01.01.2007.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих Предпринимателю, установлен равным 908,26 руб. за 1 кв. м.
Впоследствии постановлением Правительства Архангельской области от 22.11.2011 N 499-пп исправлено среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости земель населенных пунктов в разрезе кадастровых кварталов городов Архангельской области, в том числе в отношении кварталов в г. Онеге.
Удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков, в том числе принадлежащих Предпринимателю, установлен равным 709 руб. 82 коп. руб. за 1 кв. м.
Изменение кадастровой стоимости в соответствии с постановлением от 22.11.2011 N 499-пп распространено на правоотношения, возникшие с 01.01.2008.
С учетом изменения кадастровой стоимости, внесенной на основании постановления Правительства от 22.11.2011 N 499-пп, кадастровая стоимость земельных участков установлена в отношении:
- 1) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215 равной 2 403 450 руб.;
- 2) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026 равной 12 514 582 руб. 80 коп.;
- 3) земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206 равной 19 438 806 руб. 20 коп.
Предприниматель считает, что установленная в государственном кадастре недвижимости кадастровая стоимость земельных участков не соответствует их рыночной стоимости, значительно превышает ее, чем нарушаются права и законные интересы Предпринимателя, в частности, в сфере уплаты земельного налога, поскольку кадастровая стоимость земельного участка, внесенная в государственный кадастр недвижимости, влияет на размер земельного налога.
Предприниматель обратился в общество с ограниченной ответственностью "Бизнес-Оценка" для определения рыночной стоимости принадлежащих ему земельных участков на дату 01.01.2007, то есть на ту дату, по состоянию на которую были утверждены результаты кадастровой оценки земель постановлением Правительства Архангельской области (утверждены средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земель).
Согласно отчету от 12.09.2012 N 158-09/12 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215 по состоянию на 01.01.2007 составила 250 000 руб.
Согласно отчету от 12.09.2012 N 159-09/12 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026 по состоянию на 01.01.2007 составила 1 532 000 руб.
Согласно отчету от 12.09.2012 N 160-09/12 рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206 по состоянию на 01.01.2007 составила 2 390 000 руб.
Считая, что несоответствие кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости влечет нарушение его прав, Предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования законными, обоснованными и удовлетворил их в полном объеме.
Апелляционная инстанция не может согласиться с решением суда в части обязания Учреждения внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости с 01.01.2008.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22 октября 2010 года N 508, под кадастровой стоимостью понимается "установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности".
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации установлен Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила). Согласно данным Правилам государственная кадастровая оценка земель проводится не реже одного раза в 5 лет для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения и основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
В соответствии с пунктом 1 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость) и его территориальными органами. Согласно пункту 10 Правил органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 в связи с упразднением Роснедвижимости ее функции возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Последовательность и сроки осуществления действий (административных процедур) органа кадастрового учета при исполнении государственной функции по организации государственной кадастровой оценки земель определяются Административным регламентом исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденным приказом Министерства торговли и экономического развития Российской Федерации от 28.06.2007 N 215.
Порядок определения кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка устанавливается Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222.
В соответствии с пунктом 2.1.17 данных Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемый земельный участок) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.
Вместе с тем, Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) были внесены изменения в пункт 3 статьи 66 ЗК РФ. Согласно новой редакции пункта 3 статьи 66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В статье 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрено право физических и юридических лиц в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, оспорить результаты определения кадастровой стоимости в арбитражном суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
В то же время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Закона N 167-ФЗ) допускает возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, согласно которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
При этом, поскольку заявленные обществом требования, по существу, имеют своим предметом изменение внесенной в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость, такое требование, предъявленное к органу кадастрового учета, осуществляющему в том числе и функции по государственной кадастровой оценке, подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства.
В силу изложенного требование именно к органу кадастрового учета и в исковом порядке Предпринимателем заявлено обоснованно.
Законом N 167-ФЗ Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" был дополнен главой III.1 "Государственная кадастровая оценка", в статье 24.19 которой указывается, что физические и юридические лица в случае, если результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают их права и обязанности, вправе оспорить их в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании отчета об определении рыночной стоимости данного земельного участка по состоянию на дату, на которую была определена его кадастровая стоимость; в таком случае кадастровая стоимость устанавливается равной рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке.
Ответчик не оспорил представленные истцом отчеты о рыночной стоимости земельных участков, не представил доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчете оценщика, величине рыночной стоимости участка.
При таких обстоятельствах кадастровая стоимость спорных земельных участков правомерно установлена судом первой инстанции на основании отчетов оценщика об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2007 года, поскольку на дату обращения в суд с момента проведения рыночной оценки имущества прошло не более 6 месяцев и не истек установленный законодательством срок, в течение которого определенная оценщиком цена может быть признана рекомендуемой для совершения сделки.
Однако суд первой инстанции не учел, что согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приведенной в постановлении от 28.06.2011 N 913/11 установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В связи с тем, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права следует изменить резолютивную часть решения и возложить обязанность на Учреждение орган кадастрового учета внести рыночную стоимость земельных участков в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлениях Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 22 октября 2012 года N А05-2394/2012, от 26 февраля 2013 года N А13-5882/2012.
Судебные расходы Предпринимателя по уплате государственной пошлины за рассмотрение иска правомерно на основании статьи 110 АПК РФ отнесены судом первой инстанции на ответчика.
Поскольку Учреждение в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождено от уплаты госпошлины в качестве истца и ответчика при обращении в арбитражный суд, госпошлина за рассмотрение жалобы в данном случае не взыскивается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 декабря 2012 года по делу N А05-12573/2012 изменить, изложив абзацы 2, 4, 6 резолютивной части решения в следующей редакции:
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0215 в размере его рыночной стоимости 250 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0026 в размере его рыночной стоимости 1 532 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Архангельской области и Ненецкому автономному округу внести в государственный кадастр недвижимости кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 29:27:060303:0206 в размере его рыночной стоимости 2 390 000 руб. с момента вступления в силу судебного акта.
В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий
А.В.РОМАНОВА

Судьи
А.Я.ЗАЙЦЕВА
Е.В.НОСАЧ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)