Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 26.02.2013 N 09АП-1218/2013 ПО ДЕЛУ N А40-33035/12-107-159

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. N 09АП-1218/2013

Дело N А40-33035/12-107-159

Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2013 года
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2013 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Р.Г. Нагаева,
Судей В.Я. Голобородько, С.Н. Крекотнева
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Детский мир-Центр"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012
по делу N А40-33035/12-107-159, принятое судьей М.В. Лариным
по заявлению ОАО "Детский мир-Центр"
(ОГРН 1027700047100; 117415, г. Москва, пр-т Вернадского, д. 37, стр. 3)
к МИФНС России N 48 по г. Москве
(ОГРН 1047710090526; 125373, г. Москва, Походный проезд, вл. 3, стр. 2)
об обязании произвести зачет налога на прибыль
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Иванова Г.А. по дов. N 200/12 от 18.06.2012
от заинтересованного лица - Ивлев М.А. по дов. N 06-16/13-49 от 13.02.2013; Полищук А.Н. по дов. N 06-16/13-6 от 09.01.2013

установил:

Открытое акционерное общество "Детский мир - Центр" обратилось в суд к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве с требованием о возврате излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет г. Самары и бюджет г. Уфы по месту учета обособленных подразделений по уточненной декларации за 2007 год в размере 271 551 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012 по делу А40-33035/12-107-159 отказано ОАО "Детский мир - Центр" в удовлетворении требований к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 48 по г. Москве об обязании возвратить сумму излишне уплаченного налога на прибыль организаций в бюджет г. Самары и бюджет г. Уфы по месту учета обособленных подразделений по уточненной декларации за 2007 год в размере 271 551 руб.
Не согласившись с принятым решением, налогоплательщик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит полностью отменить решение суда, принять новый судебный акт. В апелляционной жалобе общество указывает на ненадлежащее исследование судом первой инстанции фактических обстоятельств дела и отсутствие в решении суда надлежащей оценки доказательств по делу.
Налоговым органом представлен отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому он не согласен с доводами апелляционной жалобы, просит решение суда оставить без изменения.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, руководствуясь ст. ст. 123, 156, 266 и 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела, и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, общество, состоящее с 25.11.2010 на учете в инспекции, и имеющее обособленные подразделения, в том числе в г. Самаре с 15.10.2007 (уведомление - т. 3, л.д. 28) и в г. Уфе с 07.11.2007 (уведомление - т. 3, л.д. 27), по результатам проведенной совместно с ИФНС России по Советскому району г. Уфа и с ИФНС России по Советскому району г. Самары сверки по состоянию на 30.09.2010 (акт по обособленному подразделению в г. Уфе - т. 3, л.д. 48 - 60) и по состоянию на 01.04.2011 (акт по обособленному подразделению в г. Самаре - т. 3, л.д. 62 - 74), обнаружило переплату по налогу на прибыль организаций, подлежащего уплате в бюджет г. Уфа в размере 116 257 руб., в бюджет г. Самары в размере 164 005 руб., обратилось в порядке ст. 78 НК РФ с заявлением от 06.09.2011 о зачете указанной суммы переплаты в общем размере 271 551 руб. в счет уплаты НДС (повторное заявление от 21.10.2011 - т. 1, л.д. 14 - 16), представив его в налоговый орган по месту учета головной организации.
Налоговый орган после анализа данных о начисленных и уплаченных суммах налога на прибыль организаций в карточках по расчету с бюджетом установил, что переплата по налогу на прибыль организаций образовалась в результате представления 30.06.2010 уточненной декларации за 2007 год в ИФНС России N 29 по г. Москве (т. 1, л.д. 22 - 80), а также уточненных деклараций в территориальные налоговые органы по месту учета обособленных подразделений (ИФНС по г. Самара - т. 3, л.д. 86 - 133; ИФНС по г. Уфа - т. 3, л.д. 133 - 150), с суммой налога в уменьшению, по сравнению с данными первичной декларации, в размере 271 551 руб., при наличии фактической уплаты налога в региональные бюджеты в полном объеме (платежные поручения - т. 1, л.д. 19 - 21).
При этом, ввиду возникновения переплаты по бюджетам, администрируемым территориальными налоговыми органами по месту учета обособленных подразделений, Инспекция решением от 25.10.2011 N 08-19/20573 (т. 1, л.д. 13) отказала в проведении межрегионального зачета и рекомендовала обратится в соответствующие налоговые органы по месту учета обособленных подразделений.
В свою очередь ИФНС по г. Уфе и ИФНС по г. Самаре на заявления налогоплательщика о проведении межрегионального зачета решением от 28.12.2011 (т. 3, л.д. 38 - 39) и решением от 18.01.2012 (т. 3, л.д. 46 - 47) также отказали ему в проведении зачета в связи с истечением на дату подачи заявлений (22.12.2011) установленного статьей 78 НК РФ трехлетний срок, исчисляемого с дат уплаты налога и срока уплаты по первичной декларации (28.03.2008).
Согласно п. п. 7 - 9, 11 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налогоплательщику налоговым органом по месту его учета на основании письменного заявления, представленного в течение трех лет со дня уплаты суммы налога, при отсутствии недоимки по налогам соответствующего вида, задолженности по пеням и штрафам, возврат осуществляется налоговым органом в течение месяца со дня получения заявления.
В силу п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа в течение 10 дней со дня получения заявления.
При этом, установленный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок распространяется на любые формы возврата и зачета, включая зачет в счет погашения недоимки по налогам.
Согласно позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.02.2006 N 11074/05 излишне уплаченной суммой налога признается уплата в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств (ст. 45 НК РФ) в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога за определенные налоговые периоды (ст. 44, 52 НК РФ), отраженные в соответствующих налоговых декларациях за эти периоды (ст. 80 НК РФ).
Право налогоплательщика на возврат излишне уплаченных сумм налога непосредственно связано с наличием переплаты сумм налога, которая подтверждается определенными доказательствами: платежными поручениями налогоплательщика, инкассовыми поручениями налогового органа, налоговыми декларациями, информацией об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, содержащейся в базе данных, формирующейся в отношении каждого налогоплательщика налоговым органом, характеризующей состояние его расчетов с бюджетом по налогам и отражающей операции, связанные с начислением, поступлением платежей, зачетом или возвратом сумм налога.
Наличие переплаты выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный налоговый период, с платежными документами, относящимися к тому же периоду, с учетом сведений о расчетах налогоплательщика с бюджетами.
Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 08.11.2006 N 6219/06 вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате (зачете) излишне уплаченного налога должен решаться применительно к п. 2 ст. 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишне уплаченного налога. Вопрос определения момента, когда налогоплательщик должен был бы узнать о нарушении его права на возмещение налога (возвратом или зачетом) в силу позиции Президиума ВАС РФ, указанной в Постановлении от 25.02.2009 N 12882/08, подлежит разрешению с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств: причина, по которой налогоплательщик допустил переплату налога, наличие возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной декларации, изменение действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, другие аналогичные обстоятельства. При отсутствии иных причин (изменение законодательства, судебной практики) трехлетний срок исчисляется либо со дня последней уплаты налога по первоначальной декларации, либо даты представления первоначальной декларации.
Налоговый период по налогу на прибыль организаций в силу ст. 285 НК РФ признается календарный год, в течение этого периода налогоплательщик определяет суммы налога к уплате исходя из фактически полученной прибыли, в связи с чем, наличие переплаты может быть установлено только после представления итоговой декларации по налогу за год, в которой будет указана сумма налога подлежащая уплате и сумма фактически уплаченных за весь период авансовых платежей (разница между суммой исчисленного налога и суммами авансовых платежей и будет являться переплатой).
Налогоплательщики - организации, имеющие обособленные подразделения, согласно п. 2 ст. 288 НК РФ, уплачивают налог (авансовые платежи) по месту нахождения организации и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений исходя из доли прибыли, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как средняя арифметическая величина удельного веса среднесписочной численности работников (расходов на оплату труда) и удельного веса остаточной стоимости амортизируемого имущества этого обособленного подразделения соответственно в среднесписочной численности работников (расходах на оплату труда) и остаточной стоимости амортизируемого имущества, определенной в соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ, в целом по налогоплательщику. Сведения о суммах авансовых платежей по налогу, а также суммах налога, исчисленных по итогам налогового периода, налогоплательщик сообщает своим обособленным подразделениям, а также налоговым органам по месту нахождения обособленных подразделений не позднее срока, установленного настоящей статьей для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный или налоговый период.
Указанные сведения на основании п. 1 ст. 289 НК РФ налогоплательщик обязан сообщить в виде представления в сроки установленные п. 3 ст. 289 НК РФ налоговой декларации за отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Порядок представления декларации и исчисления в ней сведения о доле каждого обособленного подразделения, сумме налога на прибыль, подлежащего распределению и уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения установлен Приказом Минфина России от 05.05.2008 N 54н.
Налогоплательщики, имеющие обособленные подразделения в других субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях, обязаны заполнять в налоговой декларации приложение N 5 к листу 02 по организации без обособленных подразделений (головной организации) и по каждому обособленному подразделению, при этом, в налоговый орган по месту учета обособленного подразделения представляется декларация с заполненным титульным листом, листом 01 и расчет суммы налога (Приложение N 5 к листу 02) в отношении конкретного обособленного подразделения.
Следовательно, общая декларация по налогу на прибыль организаций по головной организации, с распределением части налога, подлежащего уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации по всем имеющимся обособленным подразделениям (приложение N 5), также как и декларации с заполненным приложением N 5 в отношении каждого обособленного подразделения по итогам налогового периода (год) представляются в налоговый орган по месту учета головной организации и месту учета каждого обособленного подразделения в срок не позднее 28 марта года следующего за окончанием налогового периода.
При этом, сумма налоговых обязательств по уплате налога на прибыль организаций за налоговый период в части каждого из обособленных подразделений рассчитывается исходя из налоговой базы определенной в целом по всей организации (налогооблагаемая прибыль), с учетом доли в процентах, приходящейся на конкретное обособленное подразделение.
Соответственно, дата исчисления установленного в ст. 78 НК РФ трехлетнего срока на возврат / зачет переплаты по налогу на прибыль организаций, образовавшейся как по головной организации в части федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, в котором находится головная организация, так и по каждому обособленному подразделению, является идентичной и определяется датой представления декларации по итогам налогового периода и датой окончательной уплаты налога по итогам налогового периода (28 марта следующего года).
Срок образования переплаты по налогу на прибыль организаций в региональные бюджет г. Уфы и г. Самары, а также дата ее обнаружения налогоплательщиком, с учетом сроков на представление годовой декларации и сроков доплаты по такой декларации налога, 28.03.2008, установленный ст. 78 НК РФ трехлетний срок на возврат этой переплаты (представление заявления в налоговый орган и в суд) истек 28.03.2011, фактически заявление о возврате в инспекцию представлено 06.09.2011, а в суд - 24.02.2012, то есть за пределами указанного срока.
Относительно довода общества о невозможности использования переплаты ввиду наличия недоимки по налогу на прибыль организаций в бюджеты г. Уфы и г. Самары, возникшей в 2008 и 2010 году в результате проведенных ИФНС России N 29 по г. Москве (налоговым органом по предыдущему месту учета) выездных проверок судом апелляционной инстанции установлено, что, в отношении общества проведена выездная проверка за 2006 год и решением от 30.06.2008 N 15-05/128 начислена недоимка по налогу на прибыль организаций в размере 8 785 046 руб., в том числе в региональные бюджеты - 1 112 469 руб. Данное решение признано недействительным в части недоимки по налогу на прибыль организаций в размере 3 189 575 руб. решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.11.2009 по делу N А40-64165/08-143-291 (том 5 л.д. 2 - 22).
При этом, в нарушение ст. 65 АПК РФ никаких доказательств начисления недоимки именно в бюджеты г. Уфы и г. Самары налогоплательщик не представил, также не представил доказательств отсутствия уплаты недоимки денежными средствами (в том числе ее взыскание инкассовыми поручениями).
Также в отношении налогоплательщика проведена вторая выездная проверка за 2007 год, по результатам проверки вынесено решение от 21.03.2010 N 1405/528 (т. 5, л.д. 28 - 37), которым начислен налог на прибыль организаций в бюджет г. Уфы - 8 711 руб., в бюджет г. Самары - 17 559 руб. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 28.12.2011 по делу N А40-87080/11-129-380 (т. 5, л.д. 24 - 27) решение по выездной проверке признано недействительным. По данным указанным представителями налогоплательщика, требование об уплате недоимки в части бюджета г. Уфы не выставлялось и сведения о ее наличии в ИФНС по г. Уфе не передавались, в части бюджета г. Самары требование выставлено 21.06.2011, при этом, на апрель 2011 года недоимка в лицевом счете не была отражена, а имелась переплата.
Следовательно, проведенные налоговыми органами выездные проверки по налогу на прибыль организаций за 2006 и 2007 год не оказали влияния на размер переплаты за 2007 год, поскольку по проверке 2006 года (решение от 30.06.2008 N 1505/128) никаких доказательств возникновения недоимки именно по конкретным региональным бюджетам не представлено, по проверке 2007 года (решение от 21.03.2010 N 14-05/528) недоимка отражена только по одному бюджету (г. Самара) уже после истечения трехлетнего срока на ее возврат (21.06.2011). Более того, по данным налогоплательщика (таблица - т. 5, л.д. 1) недоимка по обоим бюджетам фактически была возвращена территориальными налоговыми органами 30.05.2012, что предполагает ее взыскание путем фактической уплаты денежными средствами, а не путем проведения зачета в порядке п. 5 ст. 78 НК РФ в счет имеющейся переплаты.
Довод налогоплательщика о том, что он узнал о переплате в момент подписания актов сверки от 30.09.2010 и от 01.04.2011, и о нарушении прав на возврат переплаты в момент вынесения решения об отказе в возврате от 25.10.2011, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку из положений ст. ст. 78, 79 НК РФ, с учетом судебной практики, определяют момент, с которого начинается трехлетний срок на обращение налогоплательщика за возвратом переплаты в налоговый орган (при отказе в возврате - в суд), не датой принятия соответствующим органом ненормативного акта (письма, решения), которым отказывается в возврате и не указанием этим органом на имеющуюся у налогоплательщика переплату (в письме, справке, акте сверки), а исключительно с момента, когда такая переплата должна быть обнаружена по объективным обстоятельствам, с которыми закон связывает дату представления отчетности за соответствующий период, при сравнении показателей которой с суммами уплаченного за этот период налога налогоплательщик и должен (обязан) обнаружить переплату. При этом, подача впоследствии уточненной отчетности ввиду ошибок при исчислении, в отсутствие иных объективных обстоятельств, свидетельствующих о невозможности узнать реальные данные о сумме налога подлежащем уплате за период, не влияет на момент, когда налогоплательщик должен был обнаружить переплату. Факт составления по инициативе налогоплательщика акта сверки, равно как и вынесения решения об отказе в возврате переплаты является субъективным фактором, который не может приниматься во внимание в целях определения момента обнаружения именно налогоплательщиком переплаты.
Довод налогоплательщика о невозможности составить в установленный НК РФ срок (28.03.2008) декларацию по налогу на прибыль организаций с правильными показателями, которые были отражены в уточненной декларации, по причине позднего получения ряда первичных документов подтверждающих расходы и возможности их учета в счет уменьшения налогооблагаемой прибыли только в момент получения отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку общество не представило в материалы дела доказательства позднего получения первичных документов и необходимости корректировать налоговые обязательства именно в 2010 году в связи с указанными обстоятельствами.
Таким образом, судом установлено, что переплата по налогу на прибыль организаций в бюджет г. Самары и бюджет г. Уфы по месту учета обособленных подразделений по уточненной декларации за 2007 год в размере 271 551 руб., которую общество требует зачесть в счет уплаты НДС, образовалась в 2007 году, дата ее возникновения - 28.03.2008, трехлетний срок на возврат истек 28.03.2011, заявление о возврате представлено в налоговый орган 06.09.2011, то есть за пределами указанного пресекательного срока.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения, принятого Арбитражным судом г. Москвы. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2012 по делу N А40-33035/12-107-159 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий судья
Р.Г.НАГАЕВ

Судьи
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО
С.Н.КРЕКОТНЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)