Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные процедуры и режимы; Таможенный контроль, досмотр; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 02.08.2013 N 05-21/17479), от общества с ограниченной ответственностью "Сотранс" Соболева Е.В. (доверенность от 24.09.2012 N б/н), рассмотрев 24.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А56-57162/2012 (судьи Савицкая И.Г., Семенова А.Б., Шульга Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сотранс", место нахождения: 194292, Санкт-Петербург, поселок Парголово, переулок Верхний 3-й, дом 17, литера Д, ОГРН 1027804194813 (далее - общество, ООО "Сотранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни, место нахождения 194292, Санкт-Петербург, проспект Культуры, дом 40, литера А (далее - СЗАТП, пост) от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Определением апелляционного суда от 09.04.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, город Москва, улица Яузская, дом 8, ОГРН 1027700552065 (далее - таможенный орган, таможня).
Решением суда от 05.12.2012 (судья Пасько О.В.) заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 19.06.2013 решение суда отменено. Апелляционный суд рассмотрел дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности Центральной акцизной таможни, не привлеченной к участию в деле. Требование СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей признано недействительным.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 19.06.2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению таможни, выводы апелляционного суда о том, что таможенным органом не исполнена обязанность по принятию решения по результатам проведенной проверки, неправомерны.
В представленном отзыве на кассационную жалобу таможенного органа, общество считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит оставить постановление от 19.06.2013 без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
СЗАТП отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям приведенным в отзыве.
Представители СЗАТП, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, таможней проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств (грузовых седельных тягачей марки "Scania R320LA 6х2"), ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с договором международного лизинга, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД NN 10216080/051007/0149159, 10009192/031208/0014040.
По результатам камеральной таможенной проверки таможенным органом выявлены факты использования ООО "Сотранс" транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, во внутренних перевозках, осуществленных по территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют товарно-транспортные накладные, в которых указаны пункт погрузки и пункт разгрузки, а также первичные бухгалтерские документы на товар со ставкой НДС 18%, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии факта экспорта товара, когда применяется ставка НДС 0%. При этом, места доставки товаров не являются местами завершения или начала международной перевозки.
По мнению таможенного органа, данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований статьи 209 Таможенного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970, действовавших в момент несоблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Итоги таможенного контроля отражены в акте камеральной таможенной проверки от 12.07.2012 N 10009000/400/120712/А0013. Кроме того, в акте проверки произведен предварительный расчет таможенных платежей, подлежащих доплате ввиду выявленных нарушений, размер которых составил 6 673 379 руб.
В связи с обнаружением фактов, выявленных в результате проведения камеральной таможенной проверки в отношении транспортных средств, оформленных по ГТД N 10009192/031208/0014040, таможенным органом составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 25.07.2012 N 10009190/250712/0001576 на общую сумму 1 813 012 руб. 42 коп.
01.08.2012 обществу выставлено требование N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей в размере 1 813 012 руб. 42 коп. и пени в размере 426 484 руб. 79 коп., всего на сумму 2 239 497 руб. 21 коп.
Не согласившись с законностью указанного требования, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Апелляционный суд, придя к выводу о неисполнении таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки, признал недействительным требование СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В период выявленного таможенным органом нарушения действовал Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 209 ТК РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно положениям пункта 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147) в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
Документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), временно ввезенных с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, кроме таможенных сборов за таможенное оформление, в соответствии с Постановлением N 147 являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров.
Допускается использовать транспортное средство для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1 совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970; далее - Приказ).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается совершение обществом как международных, так и внутренних перевозок с использованием транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. При этом внутренние перевозки, совершенные с использованием вышеуказанных транспортных средств, были осуществлены с нарушением требований Приказа и условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, вывод апелляционного суда о наличии у таможни правовых оснований для доначисления таможенных платежей правомерен.
Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) закреплены содержание и порядок направления требования об уплате таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Вместе с тем, обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам предусмотрено статьей 178 Закона N 311-ФЗ.
В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с Законом (часть 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ.
Апелляционным судом установлено, что таможней решение по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей в отношении ООО "Сотранс" не принималось.
Ссылка таможни на пункт 26 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 29.04.2011 N 895 (далее - Инструкция) как на правовое основание непринятия решения по результатам проверки, ввиду его отсутствия в перечне, признана кассационным судом несостоятельной, поскольку в самом пункте 26 Инструкции указано, что, по результатам таможенной проверки также могут быть приняты иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, то есть перечень является расширенным.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеназванных норм права апелляционный суд пришел к правильному выводу, о признании недействительным требования СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А56-57162/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-57162/2012
Разделы:Акцизы; Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные процедуры и режимы; Таможенный контроль, досмотр; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. по делу N А56-57162/2012
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Любченко И.С., Подвального И.О., при участии от Центральной акцизной таможни Степановой М.В. (доверенность от 02.08.2013 N 05-21/17479), от общества с ограниченной ответственностью "Сотранс" Соболева Е.В. (доверенность от 24.09.2012 N б/н), рассмотрев 24.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Центральной акцизной таможни на постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А56-57162/2012 (судьи Савицкая И.Г., Семенова А.Б., Шульга Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сотранс", место нахождения: 194292, Санкт-Петербург, поселок Парголово, переулок Верхний 3-й, дом 17, литера Д, ОГРН 1027804194813 (далее - общество, ООО "Сотранс") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни, место нахождения 194292, Санкт-Петербург, проспект Культуры, дом 40, литера А (далее - СЗАТП, пост) от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Определением апелляционного суда от 09.04.2013 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечена Центральная акцизная таможня, место нахождения: 109240, город Москва, улица Яузская, дом 8, ОГРН 1027700552065 (далее - таможенный орган, таможня).
Решением суда от 05.12.2012 (судья Пасько О.В.) заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционного суда от 19.06.2013 решение суда отменено. Апелляционный суд рассмотрел дело по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности Центральной акцизной таможни, не привлеченной к участию в деле. Требование СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей признано недействительным.
В кассационной жалобе таможня, ссылаясь на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление от 19.06.2013 и принять по делу новый судебный акт.
По мнению таможни, выводы апелляционного суда о том, что таможенным органом не исполнена обязанность по принятию решения по результатам проведенной проверки, неправомерны.
В представленном отзыве на кассационную жалобу таможенного органа, общество считает доводы кассационной жалобы несостоятельными, просит оставить постановление от 19.06.2013 без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
СЗАТП отзыв на кассационную жалобу не представил.
В судебном заседании представитель таможни поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против ее удовлетворения по основаниям приведенным в отзыве.
Представители СЗАТП, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, таможней проведена камеральная таможенная проверка общества по вопросу соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств (грузовых седельных тягачей марки "Scania R320LA 6х2"), ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с договором международного лизинга, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД NN 10216080/051007/0149159, 10009192/031208/0014040.
По результатам камеральной таможенной проверки таможенным органом выявлены факты использования ООО "Сотранс" транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, во внутренних перевозках, осуществленных по территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют товарно-транспортные накладные, в которых указаны пункт погрузки и пункт разгрузки, а также первичные бухгалтерские документы на товар со ставкой НДС 18%, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии факта экспорта товара, когда применяется ставка НДС 0%. При этом, места доставки товаров не являются местами завершения или начала международной перевозки.
По мнению таможенного органа, данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований статьи 209 Таможенного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970, действовавших в момент несоблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Итоги таможенного контроля отражены в акте камеральной таможенной проверки от 12.07.2012 N 10009000/400/120712/А0013. Кроме того, в акте проверки произведен предварительный расчет таможенных платежей, подлежащих доплате ввиду выявленных нарушений, размер которых составил 6 673 379 руб.
В связи с обнаружением фактов, выявленных в результате проведения камеральной таможенной проверки в отношении транспортных средств, оформленных по ГТД N 10009192/031208/0014040, таможенным органом составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 25.07.2012 N 10009190/250712/0001576 на общую сумму 1 813 012 руб. 42 коп.
01.08.2012 обществу выставлено требование N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей в размере 1 813 012 руб. 42 коп. и пени в размере 426 484 руб. 79 коп., всего на сумму 2 239 497 руб. 21 коп.
Не согласившись с законностью указанного требования, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
Апелляционный суд, придя к выводу о неисполнении таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки, признал недействительным требование СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В период выявленного таможенным органом нарушения действовал Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ).
Согласно статье 209 ТК РФ временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 ТК РФ таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Согласно положениям пункта 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147) в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
Документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), временно ввезенных с полным освобождением от таможенных пошлин и налогов, кроме таможенных сборов за таможенное оформление, в соответствии с Постановлением N 147 являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров.
Допускается использовать транспортное средство для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1 совместного приказа Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970; далее - Приказ).
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждается совершение обществом как международных, так и внутренних перевозок с использованием транспортных средств, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации. При этом внутренние перевозки, совершенные с использованием вышеуказанных транспортных средств, были осуществлены с нарушением требований Приказа и условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
Таким образом, вывод апелляционного суда о наличии у таможни правовых оснований для доначисления таможенных платежей правомерен.
Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В статье 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) закреплены содержание и порядок направления требования об уплате таможенных платежей. Требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов (часть 1 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Вместе с тем, обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (часть 6 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона N 311-ФЗ).
Оформление результатов таможенной проверки и принятие решений по ее результатам предусмотрено статьей 178 Закона N 311-ФЗ.
В случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с Законом (часть 5 статьи 178 Закона N 311-ФЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений акт таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей сам по себе не может служить правовым основанием для направления требования об уплате таможенных платежей. Таким основанием выступает соответствующее решение в сфере таможенного дела, при отсутствии которого требование об уплате таможенных платежей противоречит Закону N 311-ФЗ.
Апелляционным судом установлено, что таможней решение по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей в отношении ООО "Сотранс" не принималось.
Ссылка таможни на пункт 26 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки, утвержденной приказом Федеральной таможенной службы от 29.04.2011 N 895 (далее - Инструкция) как на правовое основание непринятия решения по результатам проверки, ввиду его отсутствия в перечне, признана кассационным судом несостоятельной, поскольку в самом пункте 26 Инструкции указано, что, по результатам таможенной проверки также могут быть приняты иные решения в сфере таможенного дела, влекущие доначисление и взыскание таможенных платежей, то есть перечень является расширенным.
При таких обстоятельствах и с учетом вышеназванных норм права апелляционный суд пришел к правильному выводу, о признании недействительным требования СЗАТП от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Суд кассационной инстанции считает, что апелляционный суд правильно установил обстоятельства дела, всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные сторонами документы и дал им надлежащую правовую оценку, судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его отмены, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь статьей 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2013 по делу N А56-57162/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу Центральной акцизной таможни - без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
И.С.ЛЮБЧЕНКО
И.О.ПОДВАЛЬНЫЙ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)