Судебные решения, арбитраж
Акцизы; Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные процедуры и режимы; Таможенный контроль, досмотр; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): Соболева Е.В. по доверенности от 24.09.2012;
- от ответчика (должника): 1, 2. Креуличевой Ю.В. по доверенностям от 24.04.2013 N 45-02-12/3345, от 24.01.2013 N 05-21/01481, Степановой М.В. по доверенностям от 24.04.2013 N 45-02012/3346, от 01.08.2012 N 05-21/17839;
- рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-65895/2012, принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Сотранс"
к 1. Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни, 2. Центральной акцизной таможне
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сотранс" (ОГРН 1027804194813, 194292, Санкт-Петербург, пос. Парголово, пер. Верхний 3-й, д. 17, лит. Д, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни (194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 40А, далее - СЗАТП, пост) от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 05.12.2012 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Центральная акцизная таможня просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "Сотранс" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, общество нарушило условия предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, в связи с чем оспариваемое требование является законным и обоснованным.
На основании пункта 4 части 4 статьи 270 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности Центральной акцизной таможни, не привлеченной к участию в деле.
Определением апелляционного суда от 09.04.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная акцизная таможня (ОГРН 1027700552065, 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8, далее - таможня, ЦАТ).
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, представители поста и таможни возражали против их удовлетворения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза ЦАТ в отношении ООО "Сотранс" проведена камеральная таможенная проверки по вопросу соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств (грузовых седельных тягачей марки "Scania R320LA 6х2"), ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с договором международного лизинга, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД NN 10216080/051007/0149159, 10009192/031208/0014040.
В ходе указанной проверки таможней были установлены факты, свидетельствующие о нарушении ООО "Сотранс" условий, установленных пунктом 1 приказа Минтранса России и ГТК от 08.09.2003 N 187/970, при которых допускается однократно использовать транспортное средство для внутренней перевозки, при этом внутренняя перевозка должна производиться из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 15.05.2009 N 51628 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В517Т098 (временный ввоз по ГТД N 10009192/031208/0014040) по маршруту Санкт-Петербург - Московская область внутреннюю перевозку товаров в контейнере СМАИ 555162-8 (бумага). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Клевер".
В соответствии с ТТН от 17.09.2009 N 69250 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В515Т098 по маршруту Санкт-Петербург - Москва внутреннюю перевозку товаров в контейнере МЕОГГ 226925-0 (бумага). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Издательство "Эксмо".
В соответствии с ТТН от 04.12.2009 N 25101 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В515Т098 (временный ввоз по ГТД N 10009192/031208/0014040) по маршруту Санкт-Петербург - Московская область внутреннюю перевозку товаров в контейнере ЕСМГГ 992510-1 (компьютерные корпуса). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Клевер".
По результатам камеральной таможенной проверки у ООО "Сотранс" выявлены факты использования транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, во внутренних перевозках, осуществленных по территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют товарно-транспортные накладные, в которых указаны пункт погрузки и пункт разгрузки, а также первичные бухгалтерские документы на товар со ставкой НДС 18%, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии факта экспорта товара, когда применяется ставка НДС 0%. При этом, места доставки товаров не являются местами завершения или начала международной перевозки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований статьи 209 Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970, действовавших в момент несоблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Итоги таможенного контроля отражены в акте камеральной таможенной проверки от 12.07.2012 N 10009000/400/120712/А0013 (л.д. 20-32, том 1). В акте проверки произведен предварительный расчет таможенных платежей, подлежащих доплате ввиду выявленных нарушений, размер которых составил 6 673 379 руб.
В связи с обнаружением фактов, выявленных в результате проведения камеральной таможенной проверки в отношении транспортных средств, оформленных по ГТД N 10009192/031208/0014040, таможенным органом составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 25.07.2012 N 10009190/250712/0001576 в размере 1 813 012 руб. 42 коп. (л.д. 179, том 1).
01.08.2012 обществу выставлено требование N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей в размере 1 813 012 руб. 42 коп. и пени в размере 426 484 руб. 79 коп., а всего на сумму 2 239 497 руб. 21 коп. (л.д. 181, том 1).
Не согласившись с законностью указанного требования, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период выявленных нарушений, далее - ТК РФ) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147) в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В целях реализации названного Постановления Правительства Российской Федерации Минтрансом России и ГТК России издан совместный приказ N 187/970, согласно которому документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, в ходе камеральной таможенной проверки таможней выявлено совершение обществом как международных, так и внутренних перевозок с использованием автомашин и полуприцепов, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по указанной выше ГТД. Перевозки осуществлялись по определенным маршрутам. При этом внутренние перевозки груза осуществлены из мест, не являющихся местом завершения международной перевозки груза, до мест, не являющихся местом (или по возможности близко к месту), где транспортные средства должны загружаться товаром, что не отвечает требованиям приказа N 187/970 и условиям полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При этом суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы общества о том, что факт несоблюдения обществом условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможней установлен недостоверно.
По результатам анализа представленных документов и иной информации таможней установлены факты использования временно ввезенных по указанной ГТД транспортных средств во внутренних перевозках с нарушением условий предоставления льгот по таможенным платежам.
Анализ представленных материалов проверки и иных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что перечисленные в акте проверки от 12.07.2012 внутренние перевозки осуществлены в нарушение условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При этом суд соглашается с позицией таможни о том, что предоставленная Правительством Российской Федерации в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, льгота по уплате таможенных платежей является мерой тарифного регулирования и призвана стимулировать внешнеэкономическую деятельность российских перевозчиков. Использование льготируемых транспортных средств на внутренних перевозках недопустимо и ставит в неравное положение перевозчиков, которые осуществляют такие же перевозки по территории России, но при этом не освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств.
Такое толкование закона основано на системном восприятии правовых норм, поскольку гражданско-правовая специфика перевозки (транспортировки, перемещения и использования транспортных средств) не может рассматриваться в отрыве от существа публично-правовых ограничений, конкретных и четко определенных нормами таможенного права условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 212 ТК РФ, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (пункт 2 статьи 212 ТК РФ).
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 ТК РФ несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 7).
Аналогичные нормы содержатся в таможенном законодательстве, действующем в период проведения камеральной проверки и выставления спорного требования (пункт 3 статьи 282, пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенный режим временного ввоза в Российской Федерации, со дня вступления в силу данного Кодекса признаются помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В силу положений статьи 360 ТК РФ и статьи 96 Таможенного Кодекса Таможенного союза транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза находятся под таможенным контролем, который осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленными действующим таможенным законодательством, в данном случае главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам камеральной таможенной проверки, проведенной на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган, установив со стороны общества нарушение условий предоставления льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе в таможенном режиме временного ввоза транспортных средств, имел право произвести начисление таможенных платежей в силу положений статей 212, 320 ТК РФ.
Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ N 823).
Суд апелляционной инстанции считает, что Центральной акцизной таможней решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении ООО "Сотранс", не принималось.
Акт камеральной проверки от 12.07.2012, утвержденный ВРИО первого заместителя начальника Центральной акцизной таможни нельзя признать таким решением, поскольку выводы акта содержат:
1) фиксацию выявленных нарушений по обстоятельствам соблюдения условий выпуска транспортных средств в таможенном режиме временного ввоза по двум ГТД:
- - ГТД N 1021608/051007/0149159 (оформлена таможенным постом Балтийской таможни);
- - ГТД N 10009192/031208/0014040 (оформлена Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) Центральной акцизной таможни);
- 2) предварительный расчет общей суммы таможенных платежей по двум ГТД в размере 6 673 379 руб.;
- 3) предложение генеральному директору общества о принятии необходимых мер по оплате таможенных платежей.
Решения о взыскании таможенных платежей в принудительном порядке в соответствии с Законом о таможенном регулировании акт камеральной проверки не содержит.
Ни акт камеральной проверки от 12.07.2012, ни акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 25.07.2012 не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей.
Неисполнение таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки лишает возможности в данном случае как общество, так и суд, проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей, в том числе соблюдение условий, предусмотренных статьей 212 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, требование Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей подлежит признанию недействительным.
Относительно доводов общества о пропуске таможенным органом трехгодичного срока выставления требования об уплате таможенных платежей, следует отметить следующее.
Как указывалось выше, таможенным органом установлен факт несоблюдения условий использования транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, в мае, сентябре, декабре 2009 года, то есть в период действия норм ТК РФ. Следовательно, порядок исчисления таможенных пошлин, налогов должен производиться по правилам статьи 212 ТК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 212 ТК РФ в отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
Поскольку таможенным органом не представлен расчет начисления таможенных платежей по правилам статьи 212 ТК РФ, то установить предельный срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также их размер, не представляется возможным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Центральной акцизной таможни в пользу общества подлежит взысканию 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 20.09.2012 N 791 за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2012 по делу N А56-57162/2012 отменить.
Признать недействительным требование Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Взыскать с Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сотранс" (ОГРН 1027804194813, 194292, Санкт-Петербург, пос. Парголово, пер. 3-й Верхний, д. 17 лит. Д) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 20.09.2012 N 791 за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 19.06.2013 ПО ДЕЛУ N А56-57162/2012
Разделы:Акцизы; Ввоз автомобилей; Таможенное дело; Таможенная пошлина (экспортная, импортная); Таможенные процедуры и режимы; Таможенный контроль, досмотр; Таможенные платежи
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2013 г. по делу N А56-57162/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 июня 2013 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Савицкой И.Г.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Беляевой Ю.А.,
при участии:
- от истца (заявителя): Соболева Е.В. по доверенности от 24.09.2012;
- от ответчика (должника): 1, 2. Креуличевой Ю.В. по доверенностям от 24.04.2013 N 45-02-12/3345, от 24.01.2013 N 05-21/01481, Степановой М.В. по доверенностям от 24.04.2013 N 45-02012/3346, от 01.08.2012 N 05-21/17839;
- рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А56-65895/2012, принятое
по иску (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Сотранс"
к 1. Северо-Западному акцизному таможенному посту (специализированный) Центральной акцизной таможни, 2. Центральной акцизной таможне
о признании недействительным требования об уплате таможенных платежей
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сотранс" (ОГРН 1027804194813, 194292, Санкт-Петербург, пос. Парголово, пер. Верхний 3-й, д. 17, лит. Д, далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным требования Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированный) Центральной акцизной таможни (194292, Санкт-Петербург, пр. Культуры, д. 40А, далее - СЗАТП, пост) от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Решением суда от 05.12.2012 заявленные требования общества удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе Центральная акцизная таможня просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе ООО "Сотранс" в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, общество нарушило условия предоставления полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей, в связи с чем оспариваемое требование является законным и обоснованным.
На основании пункта 4 части 4 статьи 270 суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным АПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку принятый судебный акт затрагивает непосредственно права и обязанности Центральной акцизной таможни, не привлеченной к участию в деле.
Определением апелляционного суда от 09.04.2013 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Центральная акцизная таможня (ОГРН 1027700552065, 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8, далее - таможня, ЦАТ).
В судебном заседании представитель общества поддержал заявленные требования, представители поста и таможни возражали против их удовлетворения.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующее.
На основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза ЦАТ в отношении ООО "Сотранс" проведена камеральная таможенная проверки по вопросу соблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза транспортных средств (грузовых седельных тягачей марки "Scania R320LA 6х2"), ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза в соответствии с договором международного лизинга, с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов по ГТД NN 10216080/051007/0149159, 10009192/031208/0014040.
В ходе указанной проверки таможней были установлены факты, свидетельствующие о нарушении ООО "Сотранс" условий, установленных пунктом 1 приказа Минтранса России и ГТК от 08.09.2003 N 187/970, при которых допускается однократно использовать транспортное средство для внутренней перевозки, при этом внутренняя перевозка должна производиться из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с товарно-транспортной накладной (далее - ТТН) от 15.05.2009 N 51628 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В517Т098 (временный ввоз по ГТД N 10009192/031208/0014040) по маршруту Санкт-Петербург - Московская область внутреннюю перевозку товаров в контейнере СМАИ 555162-8 (бумага). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Клевер".
В соответствии с ТТН от 17.09.2009 N 69250 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В515Т098 по маршруту Санкт-Петербург - Москва внутреннюю перевозку товаров в контейнере МЕОГГ 226925-0 (бумага). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Издательство "Эксмо".
В соответствии с ТТН от 04.12.2009 N 25101 ООО "Сотранс" осуществило на транспортном средстве г.н.з. В515Т098 (временный ввоз по ГТД N 10009192/031208/0014040) по маршруту Санкт-Петербург - Московская область внутреннюю перевозку товаров в контейнере ЕСМГГ 992510-1 (компьютерные корпуса). Грузоотправителем являлось ЗАО "Первый контейнерный терминал", получателем - ООО "Клевер".
По результатам камеральной таможенной проверки у ООО "Сотранс" выявлены факты использования транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов, во внутренних перевозках, осуществленных по территории Российской Федерации, о чем свидетельствуют товарно-транспортные накладные, в которых указаны пункт погрузки и пункт разгрузки, а также первичные бухгалтерские документы на товар со ставкой НДС 18%, что в свою очередь свидетельствует об отсутствии факта экспорта товара, когда применяется ставка НДС 0%. При этом, места доставки товаров не являются местами завершения или начала международной перевозки.
Данные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований статьи 209 Таможенного кодекса Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации от 08.09.2003 N 187/970, действовавших в момент несоблюдения условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов.
Итоги таможенного контроля отражены в акте камеральной таможенной проверки от 12.07.2012 N 10009000/400/120712/А0013 (л.д. 20-32, том 1). В акте проверки произведен предварительный расчет таможенных платежей, подлежащих доплате ввиду выявленных нарушений, размер которых составил 6 673 379 руб.
В связи с обнаружением фактов, выявленных в результате проведения камеральной таможенной проверки в отношении транспортных средств, оформленных по ГТД N 10009192/031208/0014040, таможенным органом составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 25.07.2012 N 10009190/250712/0001576 в размере 1 813 012 руб. 42 коп. (л.д. 179, том 1).
01.08.2012 обществу выставлено требование N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей в размере 1 813 012 руб. 42 коп. и пени в размере 426 484 руб. 79 коп., а всего на сумму 2 239 497 руб. 21 коп. (л.д. 181, том 1).
Не согласившись с законностью указанного требования, общество обратилось в суд с соответствующим заявлением по настоящему делу.
В силу подпункта 1 пункта 2 статьи 319 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период выявленных нарушений, далее - ТК РФ) таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации или названным Кодексом в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Временный ввоз - таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории Российской Федерации с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (статья 209 ТК РФ).
Согласно положениям пункта 1 статьи 212 ТК РФ перечень категорий товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, а также условия такого освобождения, включая предельные сроки временного ввоза, определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления Правительства РФ от 11.03.2003 N 147 "О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенного для международных перевозок" (далее - Постановление N 147) в отношении транспортных средств (коды ТН ВЭД России 8701 20 101 2, 8704 23 910 4, 8716 39 300 1, 8716 39 300 2, 8716 39 590 1), ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и помещаемых под таможенный режим временного ввоза, предусмотрено полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов, кроме сборов за таможенное оформление, на весь срок эксплуатации при условии их использования для осуществления международных перевозок товаров.
В целях реализации названного Постановления Правительства Российской Федерации Минтрансом России и ГТК России издан совместный приказ N 187/970, согласно которому документами, подтверждающими использование для международных перевозок товаров указанных транспортных средств, являются товарно-транспортные накладные (CMR), предусмотренные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов, а также любые другие транспортные документы, подтверждающие наличие договора международной перевозки товаров. Допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории Российской Федерации; внутренняя перевозка производится один раз без совершения промежуточных операций (пункт 1).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Закон N 127-ФЗ) международной автомобильной перевозкой признается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации. К такой перевозке относится проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства, либо с территории одного иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации, а также проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
В рассматриваемом случае, в ходе камеральной таможенной проверки таможней выявлено совершение обществом как международных, так и внутренних перевозок с использованием автомашин и полуприцепов, временно ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации по указанной выше ГТД. Перевозки осуществлялись по определенным маршрутам. При этом внутренние перевозки груза осуществлены из мест, не являющихся местом завершения международной перевозки груза, до мест, не являющихся местом (или по возможности близко к месту), где транспортные средства должны загружаться товаром, что не отвечает требованиям приказа N 187/970 и условиям полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При этом суд апелляционной инстанции находит несостоятельными доводы общества о том, что факт несоблюдения обществом условий таможенной процедуры временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, таможней установлен недостоверно.
По результатам анализа представленных документов и иной информации таможней установлены факты использования временно ввезенных по указанной ГТД транспортных средств во внутренних перевозках с нарушением условий предоставления льгот по таможенным платежам.
Анализ представленных материалов проверки и иных доказательств позволяет суду прийти к выводу о том, что перечисленные в акте проверки от 12.07.2012 внутренние перевозки осуществлены в нарушение условий полного условного освобождения от уплаты таможенных платежей.
При этом суд соглашается с позицией таможни о том, что предоставленная Правительством Российской Федерации в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки, льгота по уплате таможенных платежей является мерой тарифного регулирования и призвана стимулировать внешнеэкономическую деятельность российских перевозчиков. Использование льготируемых транспортных средств на внутренних перевозках недопустимо и ставит в неравное положение перевозчиков, которые осуществляют такие же перевозки по территории России, но при этом не освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации транспортных средств.
Такое толкование закона основано на системном восприятии правовых норм, поскольку гражданско-правовая специфика перевозки (транспортировки, перемещения и использования транспортных средств) не может рассматриваться в отрыве от существа публично-правовых ограничений, конкретных и четко определенных нормами таможенного права условий полного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов при временном ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
При несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 статьи 212 ТК РФ, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения (пункт 2 статьи 212 ТК РФ).
Ответственность за уплату таможенных пошлин, налогов в соответствии с пунктом 2 статьи 320 ТК РФ несет лицо, получившее разрешение на временный ввоз (пункт 7).
Аналогичные нормы содержатся в таможенном законодательстве, действующем в период проведения камеральной проверки и выставления спорного требования (пункт 3 статьи 282, пункт 1 статьи 80, пункт 1 статьи 282 Таможенного кодекса Таможенного союза).
В соответствии с пунктом 6 статьи 370 Таможенного кодекса Таможенного союза товары, помещенные до вступления в силу названного Кодекса под таможенный режим временного ввоза в Российской Федерации, со дня вступления в силу данного Кодекса признаются помещенными под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
В силу положений статьи 360 ТК РФ и статьи 96 Таможенного Кодекса Таможенного союза транспортные средства, помещенные под таможенную процедуру временного ввоза находятся под таможенным контролем, который осуществляется таможенными органами в формах и порядке, установленными действующим таможенным законодательством, в данном случае главами 16 и 19 Таможенного кодекса Таможенного союза.
По результатам камеральной таможенной проверки, проведенной на основании статьи 131 Таможенного кодекса Таможенного союза, таможенный орган, установив со стороны общества нарушение условий предоставления льготы по уплате таможенных пошлин, налогов при ввозе в таможенном режиме временного ввоза транспортных средств, имел право произвести начисление таможенных платежей в силу положений статей 212, 320 ТК РФ.
Вместе с тем, начисление таможенных платежей должно производиться таможенным органом в соответствии с соблюдением требований, установленных законодательством, действующим на момент проведения проверки и выставления оспариваемого требования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 91 Таможенного кодекса Таможенного союза взыскание неуплаченных таможенных пошлин, налогов осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством государства - члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов.
Согласно части 1 статьи 152 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) требование об уплате таможенных платежей представляет собой извещение таможенного органа в письменной форме о неуплаченной в установленный срок сумме таможенных платежей, а также об обязанности уплатить в установленный этим требованием срок неуплаченную сумму таможенных платежей, пеней и (или) процентов.
При проведении таможенного контроля в форме таможенной проверки обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа не позднее пяти рабочих дней после дня получения таможенным органом, производившим выпуск товара, копий акта таможенной проверки и соответствующего решения (соответствующих решений) в сфере таможенного дела (часть 7 статьи 152 Закона о таможенном регулировании).
Порядок оформления результатов таможенной проверки установлен статьей 178 Закона о таможенном регулировании, частью 5 которой предусмотрено, что в случае выявления неуплаты или неполной уплаты таможенных пошлин, налогов на основании акта таможенной проверки начальник (заместитель начальника) таможенного органа, проводившего проверку, либо лицо, им уполномоченное, одновременно принимает соответствующее решение (соответствующие решения) в сфере таможенного дела, если принятие такого решения (таких решений) входит в его компетенцию. При этом первый экземпляр акта таможенной проверки приобщается к материалам таможенной проверки, второй экземпляр акта таможенной проверки и решение (решения) не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки вручаются проверяемому лицу и (или) плательщику таможенных пошлин, налогов или направляются в их адрес заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Копии акта и решения (решений) в случае его (их) принятия таможенным органом, проводившим проверку, направляются в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара, не позднее пяти рабочих дней со дня завершения таможенной проверки для осуществления действий, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, и выставления требования об уплате таможенных платежей в соответствии с данным Федеральным законом.
Следовательно, по результатам таможенной проверки таможня обязана составить акт, которым фиксируется факт неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, принять решение об их взыскании и направить в таможенный орган, в регионе деятельности которого был произведен выпуск товара.
О необходимости составления акта таможенной проверки и принятия решения в сфере таможенного дела указано также в пунктах 2, 3 Приказа Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 20.04.2011 N 823 "Об утверждении Порядка взаимодействия таможенных органов при реализации решения (решений) таможенного органа, проводившего таможенную проверку" (далее - Приказ N 823).
Суд апелляционной инстанции считает, что Центральной акцизной таможней решение в сфере таможенного дела по результатам таможенной проверки, выявившей неуплату таможенных платежей, в отношении ООО "Сотранс", не принималось.
Акт камеральной проверки от 12.07.2012, утвержденный ВРИО первого заместителя начальника Центральной акцизной таможни нельзя признать таким решением, поскольку выводы акта содержат:
1) фиксацию выявленных нарушений по обстоятельствам соблюдения условий выпуска транспортных средств в таможенном режиме временного ввоза по двум ГТД:
- - ГТД N 1021608/051007/0149159 (оформлена таможенным постом Балтийской таможни);
- - ГТД N 10009192/031208/0014040 (оформлена Северо-Западным акцизным таможенным постом (специализированным) Центральной акцизной таможни);
- 2) предварительный расчет общей суммы таможенных платежей по двум ГТД в размере 6 673 379 руб.;
- 3) предложение генеральному директору общества о принятии необходимых мер по оплате таможенных платежей.
Решения о взыскании таможенных платежей в принудительном порядке в соответствии с Законом о таможенном регулировании акт камеральной проверки не содержит.
Ни акт камеральной проверки от 12.07.2012, ни акт об обнаружении факта неуплаты таможенных платежей от 25.07.2012 не содержат подробного расчета подлежащих уплате таможенных платежей.
Неисполнение таможней нормативно предусмотренной обязанности по принятию решения по результатам проверки лишает возможности в данном случае как общество, так и суд, проверить обоснованность произведенных начислений таможенных платежей, в том числе соблюдение условий, предусмотренных статьей 212 ТК РФ.
При таких обстоятельствах, требование Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей подлежит признанию недействительным.
Относительно доводов общества о пропуске таможенным органом трехгодичного срока выставления требования об уплате таможенных платежей, следует отметить следующее.
Как указывалось выше, таможенным органом установлен факт несоблюдения условий использования транспортных средств, помещенных под таможенную процедуру временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей, в мае, сентябре, декабре 2009 года, то есть в период действия норм ТК РФ. Следовательно, порядок исчисления таможенных пошлин, налогов должен производиться по правилам статьи 212 ТК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 212 ТК РФ в отношении иных категорий товаров, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов, установленных в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, применяется частичное условное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов. При частичном условном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Российской Федерации уплачивается 3 процента суммы таможенных пошлин, налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения.
Поскольку таможенным органом не представлен расчет начисления таможенных платежей по правилам статьи 212 ТК РФ, то установить предельный срок исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, а также их размер, не представляется возможным.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с Центральной акцизной таможни в пользу общества подлежит взысканию 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 20.09.2012 N 791 за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 05.12.2012 по делу N А56-57162/2012 отменить.
Признать недействительным требование Северо-Западного акцизного таможенного поста (специализированного) Центральной акцизной таможни от 01.08.2012 N 10009190/1635 об уплате таможенных платежей.
Взыскать с Центральной акцизной таможни (ОГРН 1027700552065, 109240, Москва, ул. Яузская, д. 8) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Сотранс" (ОГРН 1027804194813, 194292, Санкт-Петербург, пос. Парголово, пер. 3-й Верхний, д. 17 лит. Д) 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины, перечисленной платежным поручением от 20.09.2012 N 791 за рассмотрение дела судом первой инстанции.
Председательствующий
И.Г.САВИЦКАЯ
Судьи
А.Б.СЕМЕНОВА
Л.А.ШУЛЬГА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)