Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 14.02.2013 ПО ДЕЛУ N А19-6651/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. N А19-6651/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Парской Н.Н., Первушиной М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области Пендиковой Т.А. (доверенность N 03-/7 от 21.01.2013), Островской М.В. (доверенность N 03-17 от 09.01.2013), Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области Габовой Т.Н. (доверенность N 08-08/000490 от 15.01.2013), общества с ограниченной ответственностью Завод "СпецПромОборудование" Мироненко О.И. (доверенность от 21.01.2013),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 19 по Иркутской области на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2012 года по делу N А19-6651/2012 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.),

установил:

общество с ограниченной ответственностью Завод "СпецПромОборудование" (ОГРН 1073810000692, ИНН 38110045277; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (ОГРН 1043801433873, ИНН 3810036667; далее - инспекция), Управлению Федеральной налоговой службы по Иркутской области (ОГРН 1043801064460, ИНН 3808114068; далее - управление) о признании частично незаконными решений инспекции N 05-14/52 от 07.12.2011 и управления N 26-16/71779 от 20.02.2012.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2012 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2012 года решение суда первой инстанции отменено в части отказа в удовлетворении заявленных требований общества о признании недействительными решений инспекции и управления в части доначисления налога на прибыль, а также соответствующих пени и штрафов. В отмененной части принят новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Инспекция, не согласившись с постановлением апелляционного суда в части удовлетворения заявленных требований, обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке его законности и обоснованности в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к ошибочным выводам о применении в рассматриваемой ситуации правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации 3 июля 2012 года N 2341/12 по делу N А71-13079/2010. Указанная позиция применима только в случае установления совершения налогоплательщиком реальных хозяйственных операций.
Согласно доводам кассационной жалобы инспекции, общество в нарушение пункта 2 статьи 260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не направило в адрес управления (второго ответчика) анализ рыночных цен. При этом судом апелляционной инстанции не затребованы возражения и пояснения от управления по данному факту. Кроме того, инспекцией были представлены возражения по расчету рыночных цен.
В судебном заседании Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа представители инспекции и управления поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов суда апелляционной инстанции установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов.
По результатам проверки инспекцией составлен акт от 05.09.2011 N 05-15/52 и вынесено решение от 07.12.2011 N 05-14/52. Данным решением обществу, в том числе доначислены налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, соответствующие пени и штрафы.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.02.2012 N 26-16/71779 решение инспекции от 07.12.2011 N 05-14/52 изменено.
Считая, что решения инспекции от 07.12.2011 N 05-14/52 и управления от 20.02.2012 N 26-16/71779 частично нарушают его права и законные интересы, общество обратилось с вышеуказанным заявлением в Арбитражный суд Иркутской области.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований общества, пришел к выводу о невозможности реального осуществления хозяйственных операций, связанных с реализацией товара, между обществом и его поставщиками: ООО "СтройСнабХолдинг", ООО "ГорТехСервис", ООО "Викор" и ООО "Радиал".
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Согласно статье 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. При этом прибылью признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 252 Кодекса установлено, что налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 Постановления от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" (далее - Постановление N 53) указал, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, если для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера). При этом в пункте 7 Постановления N 53 установлено, что если суд на основании оценки представленных налоговым органом и налогоплательщиком доказательств придет к выводу о том, что налогоплательщик для целей налогообложения учел операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом, суд определяет объем прав и обязанностей налогоплательщика, исходя из подлинного экономического содержания соответствующей операции.
В силу названных норм Кодекса и Постановления N 53 определение размера налоговых обязательств при наличии сомнений в обоснованности налоговой выгоды должно производиться с учетом реального характера сделки и ее действительного экономического смысла.
Таким образом, при принятии инспекцией оспариваемого решения, в котором была установлена недостоверность представленных обществом документов и содержались предположения о наличии в его действиях умысла на получение необоснованной налоговой выгоды либо непроявлении должной осмотрительности при выборе контрагента, реальный размер предполагаемой налоговой выгоды и понесенных налогоплательщиком затрат при исчислении налога на прибыль подлежит определению исходя из рыночных цен, применяемых по аналогичных сделкам; иной правовой подход влечет искажение реального размера налоговых обязательств по налогу на прибыль.
Данная правовая позиция содержится в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июля 2012 года N 2341/12, принятом в целях единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
При этом в случае, когда инспекция установила непроявление налогоплательщиком необходимой степени осмотрительности при выборе контрагента, именно на налогоплательщика в силу требований пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается обязанность доказать рыночность цен, примененных по оспариваемым сделкам.
В свою очередь инспекция, не соглашаясь с размером расходов, учтенных налогоплательщиком при исчислении налога на прибыль по рассматриваемым хозяйственным операциям, не лишена возможности опровергнуть представленный налогоплательщиком расчет, обосновав несоответствие таких цен рыночным и, как следствие, завышение соответствующих расходов.
Суд апелляционной инстанции, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 июня 2012 года N 2341/12 по делу N А71-13079/2010, и, исходя из того обстоятельства, что инспекция в ходе выездной налоговой проверки должна установить действительные налоговые обязательства налогоплательщика, пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене, а решение инспекции подлежит признанию недействительным в части налога на прибыль по эпизоду со спорными контрагентами в связи со следующим.
Произведенные обществом затраты по приобретению товаров у спорных контрагентов не противоречат целям соответствующих видов деятельности общества, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
Поставка товаров произведена без претензий по количеству, качеству и срокам осуществления, а также ее оплате. При этом поставленный товар использован в производственной деятельности общества, а в части остался в остатках по счету 10 "Материалы" по состоянию на конец проверяемого периода.
При этом сам по себе факт приобретения обществом товаров в объемах, которые обеспечивали бы нормальное осуществление налогоплательщиком хозяйственной деятельности, и использование их в производстве инспекцией не опровергается.
Не установлено инспекцией и факта возврата налогоплательщику сумм затрат спорными контрагентами.
На предложение апелляционного суда обществом были представлены документы, в подтверждение рыночности цен, примененных обществом по сделкам со спорным контрагентом.
Определением от 01.10.2012 суд апелляционной инстанции предложил обществу представить дополнительные доказательства рыночности цен, примененных по оспариваемым сделкам.
Оценив представленные документы, суд апелляционной инстанции не установил существенных отклонений цен на товары по спорным сделкам от цен, предлагаемых иными поставщиками, и, следовательно, завышения соответствующих расходов общества.
Инспекция, выражая свое несогласие с представленным обществом расчетом, не опровергла его, поскольку не обосновала несоответствие цен рыночным соответствующими доказательствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящей статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен. При этом последующие пункты указанной статьи определяют действия налогового органа, если им производится исчисление налогов, исходя из рыночных цен, в установленных статьей 40 Налогового кодекса Российской Федерации случаях.
Следовательно, налогоплательщик вправе сослаться на любые доказательства, которые подлежат оценке в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Полномочиями по переоценке доказательств и фактических обстоятельств спора, установленных судом апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не наделен.
Довод кассационной жалобы о том, что общество не направило в адрес управления (второго ответчика) анализ рыночных цен, противоречит материалам дела (том 21, л.д. 161 - 162).
При таких обстоятельствах Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции относительно обстоятельств по данному делу.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции и не являются основаниями для изменения или отмены судебного акта.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

постановил:

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12 ноября 2012 года по делу N А19-6651/2012 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
И.Б.НОВОГОРОДСКИЙ

Судьи:
Н.Н.ПАРСКАЯ
М.А.ПЕРВУШИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)