Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 13.02.2013 N Ф03-5891/2012 ПО ДЕЛУ N А73-5413/2012

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 февраля 2013 г. N Ф03-5891/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 06 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Кургузовой Л.К.
Судей: Котиковой Г.В., Филимоновой Е.П.
при участии
- от общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" - Краснов П.А., представитель по доверенности от 01.11.2010 N б/н;
- от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю - Коротун Л.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 02-29/00023; Приходько Е.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 02-29/00080;
- рассмотрел кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора"
на решение от 22.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012
по делу N А73-5413/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Барилко М.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Пескова Т.Д., Харьковская Е.Г., Швец Е.А.
По заявлению общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю
о признании недействительным решения от 11.03.2012 N 7885
Общество с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (ОГРН 1102705000034, адрес: 682449, Хабаровский край, Николаевский район, пос.Многовершинный; далее - ООО "Белая Гора", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700056992, место нахождения: 682460, Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, ул. Орлова, 15; далее - инспекция, налоговый орган) от 11.03.2012 N 7885 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением суда от 22.08.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебные акты мотивированы тем, что у общества отсутствовали правовые основания для налогообложения по налоговой ставке 0 процентов при добыче полезных ископаемых, так как нормативы потерь (технологические потери) полезных ископаемых в установленном порядке не утверждены.
Не согласившись с данными судебными актами, общество подало кассационную жалобу и дополнение к ней, в которых просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель жалобы, ссылаясь на Протокол ЦКР-ТПИ Роснедра от 02.11.2010 N 16/10-СТП, полагает, что термин "извлечение в товарную продукцию", содержащийся в техническом проекте, и термин "нормативы технологических потерь" являются арифметически взаимосвязанными, следовательно, позволяющими определить нормативы технологических потерь при извлечении золота в размере 12,71%, серебра - 87,64% (извлечение в товарную продукцию золота составляет 87,29%, серебра - 12,36%). Кроме того, по мнению общества, первичная переработка драгоценных металлов, в соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" отнесена законодательно к добыче драгоценных металлов, поскольку для целей исчисления налога на добычу полезного ископаемого при добыче рудного золота фактические потери состоят из эксплуатационных потерь при добыче рудного золота и технологических потерь при первичной переработке (сплав Доре). Доводы кассационной жалобы представитель общества в суде кассационной инстанции поддержал в полном объеме.
Инспекция в отзыве и ее представители в судебном заседании против изложенных в жалобе доводов возражают, предлагают решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрение кассационной жалобы откладывалось в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) до 06.02.2013.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 АПК РФ применение судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела суды установили, что 14.01.2010 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Белая Гора" (запись 110275000034). Общество имеет лицензию на пользование недрами серия ХАБ N 14987 БЭ с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча золота и серебра на золоторудном месторождении Белая гора в Хабаровском крае, со сроком действия до 15.12.2030, оформленную согласно приказу Федерального агентства по недропользованию от 13.07.2010 N 768.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 26.09.2011 ООО "Белая Гора" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 1 по Хабаровскому краю налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) за август 2011 года. По результатам камеральной налоговой проверки данной налоговой декларации инспекцией составлен акт от 27.12.2011 N 1173.
11.03.2012 налоговый орган, рассмотрев материалы указанной проверки и письменные возражения налогоплательщика на акт, принял решение N 7885 о привлечении общества за совершение налогового правонарушения к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в виде взыскания штрафа в размере 30 043,43 руб., уменьшенного, с учетом положений пункта 4 статьи 112 и пункта 3 статьи 114 НК РФ в связи с установленными смягчающими ответственность обстоятельствами. Обществу по указанному решению предложено, кроме того, уплатить НДПИ в сумме 300 443 руб. и пени в размере 13 196,49 руб.
Основанием для дополнительного начисления указанного налога послужил вывод инспекции о том, что в нарушение пункта 1 статьи 342 НК РФ обществом по налоговой декларации за август 2011 года применялась налоговая ставка 0 процентов в отсутствие утвержденных в установленном порядке нормативов (технологических) потерь и без указания их в техническом проекте месторождения Белая гора.
В результате указанных нарушений, как установила инспекция, произошло занижение количества добытого полезного ископаемого облагаемого по общеустановленной ставке и завышение по налоговой ставке 0%, в том числе золота на 3 553,45 грамм, серебра на 219 942,05 грамм.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 11.04.2012 N 13-10/95/06651, принятом по результатам рассмотрения апелляционной жалобы общества, решение инспекции оставлено без изменения.
Общество, считая решение инспекции не соответствующим нормам налогового законодательства и нарушающим права и законные интересы налогоплательщика, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 336 НК РФ объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, в том числе признаются полезные ископаемые, добытые из недр на территории Российской Федерации на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 337 НК РФ полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом (извлеченном) из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
К видам добытого полезного ископаемого подпунктом 13 пункта 2 статьи 337 НК РФ отнесены концентраты и другие полупродукты, содержащие драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий, иридий, родий, рутений, осмий), получаемые при добыче драгоценных металлов, то есть извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений.
Судами установлено, что добытым полезным ископаемым у ООО "Белая гора" является золото лигатурное (концентрат, содержащий золото, серебро, примеси), соответствующее техническим условиям ТУ 117-2-7-75.
Согласно статье 338 НК РФ налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.
В соответствии с пунктом 2 статьи 339 НК РФ количество добытого полезного ископаемого определяется прямым методом (посредством применения измерительных средств и устройств) или косвенным методом (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов потерь) минеральном сырье), если иное не предусмотрено названной статьей.
Материалами дела подтверждается, что обществом применялся прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов (0 рублей в случае, если в отношении добытого полезного ископаемого налоговая база определяется в соответствии со статьей 338 названного Кодекса как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении) при добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых.
В целях главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации нормативными потерями полезных ископаемых признаются фактические потери полезных ископаемых при добыче, технологически связанные с принятой схемой и технологией разработки месторождения, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В случае, если на момент наступления срока уплаты налога по итогам первого налогового периода очередного календарного года у налогоплательщика отсутствуют утвержденные нормативы потерь на очередной календарный год, впредь до утверждения указанных нормативов потерь применяются нормативы потерь, утвержденные ранее в порядке, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, а по вновь разрабатываемым месторождениям - нормативы потерь, установленные техническим проектом.
Правила утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921 "Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения" (далее по тексту - Правила N 921).
В силу пункта 2 названных Правил нормативы потерь твердых полезных ископаемых рассчитываются по конкретным местам образования потерь при проектировании горных работ и утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации (технического проекта, технико-экономического обоснования, проекта обустройства месторождения и т.д.).
Пунктом 4 Правил N 921 установлено, что при отсутствии утвержденных в установленном порядке нормативов потерь все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь.
На основании изложенного, положения главы 26 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 N 921, не содержат каких-либо исключений для полезных ископаемых, добываемых обществом, в части утверждения нормативов потерь при их добыче.
Суды установили и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что в связи с отсутствием у общества в проверяемый период собственных мощностей и оборудования по доведению добытой руды до государственного стандарта качества, переработка руды и выпуск готовой продукции (золото лигатурное в слитках) осуществлялась на ЗИФ ЗАО "Многовершинное" по договору подряда от 19.10.2010 N БГ-МНВ19-10/2010.
ООО "Белая Гора", как установили суды, при заполнении налоговой декларации по НДПИ за август 2011 года в нарушение налогового законодательства фактически учитывало нормативные (технологические) потери, установленные для ЗАО "Многовершинное" (золото - 10%, серебро - 90%).
Суды, руководствуясь положениями статьи 339 НК РФ, регламентирующей порядок определения количества добытого полезного ископаемого, и, учитывая факт отсутствия у налогоплательщика установленных нормативов потерь (за исключением эксплуатационных) полезного ископаемого, пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого решения инспекции о дополнительном начислении налога на добычу полезного ископаемого за счет определения количества добытого полезного ископаемого с учетом фактических потерь, которые налогоплательщиком были расценены как нормативные.
Доводы заявителя кассационной жалобы об арифметической взаимосвязанности терминов "извлечение в товарную продукцию" и "нормативы технологических потерь", подлежат отклонению, как противоречащие положениям Правил N 921, в соответствии с которыми нормативы потерь полезных ископаемых утверждаются Федеральным агентством по недропользованию по согласованию с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в составе проектной документации и подлежат применению с момента их утверждения.
Довод общества об отнесении к добыче драгоценных металлов также их первичную переработку правового значения по названному спору не имеет, принимая во внимание отсутствие у общества утвержденных (за исключением эксплуатационных потерь) в установленном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, нормативов потерь.
Учитывая, что суды, исследовав и оценив в соответствии с положениями главы 7 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Излишне уплаченная заявителем при подаче кассационной жалобы государственная пошлина в размере 1 000 руб. подлежит возврату на основании статьи 333.40 НК РФ и статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289, 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 22.08.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2012 по делу N А73-5413/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Белая Гора" из федерального бюджета излишне уплаченную при подаче кассационной жалобы по платежному поручению от 08.11.2012 N 915 государственную пошлину в размере 1 000 руб.
Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.К.КУРГУЗОВА

Судьи
Г.В.КОТИКОВА
Е.П.ФИЛИМОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)