Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
- от администрации Бобровского муниципального района Воронежской области: Царев А.А., главный специалист отдела организационной работы и делопроизводства по доверенности от 20.01.2013 N 245 выданной сроком до 31.12.2013; Кожанова Л.В., представитель по доверенности от 03.06.2013 N 1287 выданной сроком до 31.12.2013;
- от общества с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс": Василевская Н.Л., представитель по доверенности от 16.09.2011 N 1/17М выданной сроком на три года;
- от администрации Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области: Кожанова Л.В., представитель по доверенности от 10.01.2013 выданной сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 по делу N А14-14661/2012 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (ОГРН 1063667298210, ИНН 3664078680) к Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600532163, ИНН 3602002191) о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемый объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, как не соответствующего ст. 36 Земельного кодекса РФ, обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемый объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади и направить его заявителю,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация района), в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемого объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, как не соответствующего статье 36 Земельного кодекса РФ, и просит обязать устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемого объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади и направить его заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (Администрация сельского поселения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация района обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- - Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области осуществляет свои полномочия по распоряжению земельными участками на территории района в соответствии с действующим законодательством, в предоставлении спорного земельного участка истцу отказано не было;
- - Администрация Бобровского муниципального района не может обвиняться истцом в бездействии, и в настоящий момент принять решения о передаче в собственность земельного участка не имеет возможности.
В заседании апелляционной инстанции представитель Администрации района, представлявшая также интересы Администрации сельского поселения, поддержала требования апелляционной жалобы, просила удовлетворить их по вышеприведенным основаниям.
Представитель ООО ОТК "Ресурс" требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО ОТК "Ресурс" является собственником стационарного автозаправочного комплекса ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), право собственности приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного 16.09.2011 с ООО "Верис" и зарегистрировано в установленном законом порядке 29.09.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2011 г. 36 - АГ 344330).
Недвижимое имущество располагается на земельном участке с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, площадью 5 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения... и иного специального назначения (далее - спорный земельный участок). На дату подписания договора купли-продажи земельный участок был предоставлен продавцу (ООО "Верис") в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 29.05.2006 и договором перенайма земельного участка от 30.10.2009.
Ранее постановлением Администрации Бобровского района от 10.12.2004 N 656 был утвержден акт выбора земельного участка для строительства АЗК ЗАО "Гепард".
Постановлением Администрации Бобровского района от 05.08.2005 N 447 утвержден проект границ спорного земельного участка под строительство АЗК, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения в ведении администрации Никольского сельского поселения, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации Никольского сельского поселения на спорный земельный участок (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации района от 07.10.2005 N 614).
Согласно заключению по выбору земельного участка (том 2, л.д. 100) спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении администрации Никольского сельского поселения, за чертой населенного пункта (п. Соколовский).
Постановлением Администрации Воронежской области от 21.03.2006 N 205 спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.
Администрацией Никольского сельского поселения спорный земельный участок был предоставлен в аренду ЗАО "Гепард" по договору аренды от 29.05.2006 на срок 49 лет с 29.05.2006 по 28.05.2055. Затем по договору перенайма, заключенному 30.10.2009 ЗАО "Гепард", спорный земельный участок был предоставлен ООО "Верис", договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
16.09.2011 ООО ОТК "Ресурс" заключило с ООО "Верис" договор перенайма спорного земельного участка, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.09.2011.
04.05.2012 Общество обратилось к Администрации района с заявлением N 36 о расторжении договора аренды и предоставлении в собственность спорного земельного участка, приложив к заявлению документы, в соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
08.06.2012 Администрация района, рассмотрев заявление, сообщила обществу (исх. N 1170/1), что для принятия решения о расторжении договора аренды спорного земельного участка, необходимо представить в адрес администрации района справку об отсутствии задолженности по арендной плате, а также предложила заявителю явиться в администрацию района для разъяснения имеющихся замечаний.
Общество утверждая, что Администрация района необоснованно уклоняется от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, нарушая требования статьи 36 Земельного кодекса РФ, а также права и законные интересы заявителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Также Общество пояснило, что 11.12.2012 обратилось с аналогичным заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка в администрацию Никольского сельского поселения, 10.01.2013 администрация поселения сообщила, что предоставление земельных участков в собственность является компетенцией Администрации Бобровского муниципального района.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Администрация района является уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком, ООО ОТК "Ресурс" обладает исключительным правом на приватизацию данного участка; реализация данного права не связана с наличием действующих арендных отношений ООО ОТК "Ресурс" в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка.
В связи с изложенным непринятие Администрацией района решения о предоставлении Обществу земельного участка в установленный законом месячный срок оценено судом как незаконное бездействие.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Арбитражным судом установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности сельского поселения; доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок предоставлен органам местного самоуправления сельского поселения, не представлены. В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, и распоряжение данным участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, ООО ОТК "Ресурс" как собственник стационарного автозаправочного комплекса, расположенного на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на его приватизацию.
Довод заявителя жалобы о том, что рассмотрению вопроса о предоставлении ООО ОТК "Ресурс" в собственность спорного земельного участка должно предшествовать прекращение арендных отношений Общества с Администрацией Никольского сельского поселения, не основан на нормах материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, и включает в себя следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В приведенный исчерпывающий перечень не включены документы, подтверждающие расторжение договора аренды с муниципальным образованием.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Арбитражным судом установлено, что документы, перечисленные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, были предоставлены заявителем в Администрацию района. Заявителем апелляционной жалобы данное обстоятельство признано.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Не осуществив в установленный срок необходимых действий по передаче ООО ОТК "Ресурс" в собственность испрашиваемого земельного участка, Администрация допустила бездействие.
Оспариваемое бездействие Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области в предоставлении в собственность ООО ОТК "Ресурс" спорного земельного участка не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Закону Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" и нарушает право заявителя, предоставленное ему ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 по делу N А14-14661/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 10.06.2013 ПО ДЕЛУ N А14-18602/2012
Разделы:Земельный налог; Земли промышленности и иного специального назначени; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу N А14-18602/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 03.06.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 10.06.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
с участием:
- от администрации Бобровского муниципального района Воронежской области: Царев А.А., главный специалист отдела организационной работы и делопроизводства по доверенности от 20.01.2013 N 245 выданной сроком до 31.12.2013; Кожанова Л.В., представитель по доверенности от 03.06.2013 N 1287 выданной сроком до 31.12.2013;
- от общества с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс": Василевская Н.Л., представитель по доверенности от 16.09.2011 N 1/17М выданной сроком на три года;
- от администрации Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области: Кожанова Л.В., представитель по доверенности от 10.01.2013 выданной сроком на три года,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 по делу N А14-14661/2012 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (ОГРН 1063667298210, ИНН 3664078680) к Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (ОГРН 1023600532163, ИНН 3602002191) о признании незаконным бездействия в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемый объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, как не соответствующего ст. 36 Земельного кодекса РФ, обязании устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемый объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади и направить его заявителю,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью ОТК "Ресурс" (далее - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области (далее - Администрация района), в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемого объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, как не соответствующего статье 36 Земельного кодекса РФ, и просит обязать устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), фактически занимаемого объектом недвижимого имущества: стационарный автозаправочный комплекс ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, и в течение месяца со дня принятия решения подготовить проект договора купли-продажи названного земельного участка по цене в размере пятикратной ставки земельного налога за единицу площади и направить его заявителю.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Никольского сельского поселения Бобровского муниципального района Воронежской области (Администрация сельского поселения).
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением, Администрация района обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит его отменить по следующим основаниям:
- - Администрация Бобровского муниципального района Воронежской области осуществляет свои полномочия по распоряжению земельными участками на территории района в соответствии с действующим законодательством, в предоставлении спорного земельного участка истцу отказано не было;
- - Администрация Бобровского муниципального района не может обвиняться истцом в бездействии, и в настоящий момент принять решения о передаче в собственность земельного участка не имеет возможности.
В заседании апелляционной инстанции представитель Администрации района, представлявшая также интересы Администрации сельского поселения, поддержала требования апелляционной жалобы, просила удовлетворить их по вышеприведенным основаниям.
Представитель ООО ОТК "Ресурс" требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое решение законным и обоснованным.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав и обсудив пояснения представителей участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
ООО ОТК "Ресурс" является собственником стационарного автозаправочного комплекса ЗАО "Гепард", условный номер 36-36-03/003/2008-839, инвентарный номер 22952, лит.1А, 1Г, 2Г, 3Г, 4Г, 5Г, 6Г, 7Г, 8Г, 9Г, 10Г, 11Г, 12Г, 13Г, 14Г, 15Г, 16Г, 17Г, 18Г, 19Г, 20Г, 21Г I. II, расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, придорожная полоса автодороги М-"Дон" км 598+740 (право), право собственности приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества, заключенного 16.09.2011 с ООО "Верис" и зарегистрировано в установленном законом порядке 29.09.2011 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.09.2011 г. 36 - АГ 344330).
Недвижимое имущество располагается на земельном участке с кадастровым номером 36:02:56 00 001:0008, площадью 5 000 кв. м, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения... и иного специального назначения (далее - спорный земельный участок). На дату подписания договора купли-продажи земельный участок был предоставлен продавцу (ООО "Верис") в аренду в соответствии с договором аренды земельного участка от 29.05.2006 и договором перенайма земельного участка от 30.10.2009.
Ранее постановлением Администрации Бобровского района от 10.12.2004 N 656 был утвержден акт выбора земельного участка для строительства АЗК ЗАО "Гепард".
Постановлением Администрации Бобровского района от 05.08.2005 N 447 утвержден проект границ спорного земельного участка под строительство АЗК, находящегося на землях сельскохозяйственного назначения в ведении администрации Никольского сельского поселения, прекращено право постоянного (бессрочного) пользования администрации Никольского сельского поселения на спорный земельный участок (с учетом изменений, внесенных постановлением администрации района от 07.10.2005 N 614).
Согласно заключению по выбору земельного участка (том 2, л.д. 100) спорный земельный участок находится на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в ведении администрации Никольского сельского поселения, за чертой населенного пункта (п. Соколовский).
Постановлением Администрации Воронежской области от 21.03.2006 N 205 спорный земельный участок переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.
Администрацией Никольского сельского поселения спорный земельный участок был предоставлен в аренду ЗАО "Гепард" по договору аренды от 29.05.2006 на срок 49 лет с 29.05.2006 по 28.05.2055. Затем по договору перенайма, заключенному 30.10.2009 ЗАО "Гепард", спорный земельный участок был предоставлен ООО "Верис", договоры зарегистрированы в установленном законом порядке.
16.09.2011 ООО ОТК "Ресурс" заключило с ООО "Верис" договор перенайма спорного земельного участка, договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.09.2011.
04.05.2012 Общество обратилось к Администрации района с заявлением N 36 о расторжении договора аренды и предоставлении в собственность спорного земельного участка, приложив к заявлению документы, в соответствии с перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 N 475.
08.06.2012 Администрация района, рассмотрев заявление, сообщила обществу (исх. N 1170/1), что для принятия решения о расторжении договора аренды спорного земельного участка, необходимо представить в адрес администрации района справку об отсутствии задолженности по арендной плате, а также предложила заявителю явиться в администрацию района для разъяснения имеющихся замечаний.
Общество утверждая, что Администрация района необоснованно уклоняется от принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка, нарушая требования статьи 36 Земельного кодекса РФ, а также права и законные интересы заявителя, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Также Общество пояснило, что 11.12.2012 обратилось с аналогичным заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка в администрацию Никольского сельского поселения, 10.01.2013 администрация поселения сообщила, что предоставление земельных участков в собственность является компетенцией Администрации Бобровского муниципального района.
Арбитражный суд области, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что Администрация района является уполномоченным органом по распоряжению спорным земельным участком, ООО ОТК "Ресурс" обладает исключительным правом на приватизацию данного участка; реализация данного права не связана с наличием действующих арендных отношений ООО ОТК "Ресурс" в отношении испрашиваемого в собственность земельного участка.
В связи с изложенным непринятие Администрацией района решения о предоставлении Обществу земельного участка в установленный законом месячный срок оценено судом как незаконное бездействие.
Апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим:
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом для признания недействительными актов и незаконными действий (бездействий) необходимо одновременное существование указанных в статье 198 АПК РФ условий: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлено, что распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
Арбитражным судом установлено, что на спорном земельном участке отсутствуют здания, строения, сооружения, находящиеся в собственности сельского поселения; доказательства, подтверждающие, что спорный земельный участок предоставлен органам местного самоуправления сельского поселения, не представлены. В связи с этим суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что государственная собственность на спорный земельный участок не разграничена, и распоряжение данным участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 1 ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Кодексом, федеральными законами.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения, не имеет права на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Таким образом, ООО ОТК "Ресурс" как собственник стационарного автозаправочного комплекса, расположенного на спорном земельном участке, обладает исключительным правом на его приватизацию.
Довод заявителя жалобы о том, что рассмотрению вопроса о предоставлении ООО ОТК "Ресурс" в собственность спорного земельного участка должно предшествовать прекращение арендных отношений Общества с Администрацией Никольского сельского поселения, не основан на нормах материального права.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установлен Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, и включает в себя следующие документы:
1. Копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица.
2. Копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц) или выписка из государственных реестров о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, являющемся заявителем, ходатайствующим о приобретении прав на земельный участок.
3. Копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя (заявителей).
4. При наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке - выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или:
4.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанные здания, строения, сооружения и
4.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
5. Выписка из ЕГРП о правах на приобретаемый земельный участок или:
5.1. уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок и
5.2. копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок в соответствии с законодательством Российской Федерации признается возникшим независимо от его регистрации в ЕГРП.
6. Кадастровый паспорт земельного участка, либо кадастровая выписка о земельном участке в случае, если заявление о приобретении прав на данный земельный участок подано с целью переоформления прав на него.
7. Копия документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в пунктах 1 - 6 настоящего Перечня.
8. Сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
В приведенный исчерпывающий перечень не включены документы, подтверждающие расторжение договора аренды с муниципальным образованием.
Согласно абзацу 3 пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
Арбитражным судом установлено, что документы, перечисленные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленном Приказом Минэкономразвития России от 13 сентября 2011 года N 475, были предоставлены заявителем в Администрацию района. Заявителем апелляционной жалобы данное обстоятельство признано.
Пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Не осуществив в установленный срок необходимых действий по передаче ООО ОТК "Ресурс" в собственность испрашиваемого земельного участка, Администрация допустила бездействие.
Оспариваемое бездействие Администрации Бобровского муниципального района Воронежской области в предоставлении в собственность ООО ОТК "Ресурс" спорного земельного участка не соответствует требованиям Земельного кодекса РФ, Закону Воронежской области от 13.05.2008 N 25-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Воронежской области" и нарушает право заявителя, предоставленное ему ст. 36 Земельного кодекса РФ.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь ч. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.03.2013 по делу N А14-14661/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
А.И.ПРОТАСОВ
Н.Д.МИРОНЦЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)