Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 17.09.2013 ПО ДЕЛУ N А40-111816/12-107-560

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 сентября 2013 г. по делу N А40-111816/12-107-560


Резолютивная часть постановления объявлена 16.09.2013
Полный текст постановления изготовлен 17.09.2013
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Коротыгиной Н.В.,
судей Антоновой М.К., Егоровой Т.А.,
при участии в заседании:
от заявителя - Борисенко М.В., дов. от 26.12.2012 N ГПН-Л/Д-317
от налогового органа - Нетунаева А.С., дов. от 10.09.2013 N 06-03/026929
рассмотрев 16.09.2013 года в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 28 по г. Москве
на решение от 20.02.2013
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Лариным М.В.,
на постановление от 20.05.2013
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Нагаевым Р.Г., Поповой Г.Н., Голобородько В.Я.,
по заявлению ООО "Газпромнефть-Логистика" (ОГРН 1068905016124)
о признании недействительным решения
к ИФНС России N 28 по г. Москве (ОГРН 1047728058311),

установил:

Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.02.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013, заявленные Обществом с ограниченной ответственностью "Газпромнефть-Логистика" требования удовлетворены. Признаны недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы N 28 по г. Москве от 07.06.2012 N 16-11/1066 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 07.08.2012 N 1461, с учетом изменений, внесенных решением ФНС России от 17.12.2012 N СА-4-9/21385@.
Законность принятых судебных актов проверена в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по кассационной жалобе налогового органа, в которой ставиться вопрос об их отмене.
В обоснование жалобы налоговый орган указывает на неправильное применение судами норм материального права.
По мнению инспекции, заявитель неправомерно включил в состав расходов затраты на капитальное строительство трех скважин Айхетинского и Пякутинского лицензионного участка, поскольку указанные поисковые скважины были переданы в безвозмездное пользование ОАО "Газпром нефть".
Кроме того налоговый орган указывает на то, что общество не включило в налоговую базу но налогу на добавленную стоимость безвозмездно переданного имущества.
Также налоговый орган ссылается на то, что, поскольку спорные скважины не были ликвидированы, признаны непродуктивными и не были в 2008 году введены в эксплуатацию, заявитель был не вправе учитывать в составе расходов в 2008 году затраты на их создание.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу, приобщенном к материалам дела в соответствии со статьей 279 АПК РФ, полагает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит оставить их без изменения.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель заявителя возражал против ее удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального права, соблюдение норм процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения против них, выслушав представителей сторон, не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
При рассмотрении дела судами установлено, что ИФНС России N 28 по г. Москве провела выездную налоговую проверку ООО "Газпромнефть - Логистика", по итогам которой составлен акт от 24.04.2012 N 13-13/860 и с учетом возражений заявителя вынесено решение от 07.06.2012 N 16-11/1066 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Управления ФНС России по г. Москве от 01.08.2012 N 21-19/069510 решение инспекции оставлено без изменения, в связи с чем утверждено и вступило в силу.
Решением ФНС России от 17.12.2012 N СА-4-9/21385@ решения инспекции и УФНС России по г. Москве изменены путем отмены предложения уплатить недоимку по налогу на прибыль организаций в размере 13 403 587 руб., соответствующих пеней и налоговых санкций.
С учетом изменений, внесенных вышестоящим налоговым органом, заявителю доначислен и предложен к уплате НДС в размере 10 052 691 руб. и пени по нему в размере 1 520 247 руб., а также доначислен (без предложения уплатить) налог на прибыль организаций в размере 13 403 587 руб.
В требовании от 07.08.2012, выставленном заявителю в порядке исполнения решения инспекции, обществу предложено уплатить недоимку по НДС в размере 10 052 691 руб. и пени в размере 1 520 247 руб.
В ходе проверки налоговый орган установил неправомерное включение заявителем в состав расходов за 2008 год затрат по капитальному строительству 3-х поисково-оценочных скважин на Айхетинском лицензионном участке и Пякутинском лицензионном участке (поисковые скважины) в размере 55 848 283 руб., в связи с тем, что указанные поисковые скважины безвозмездно были переданы взаимозависимой компании ОАО "Газпром нефть" в результате переоформления лицензии на изучение и добычу углеводородного сырья на указанную компанию согласно правилам, установленным в статье 17.1 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", что привело к неуплате налога в размере 13 403 587 руб.
Также, по мнению инспекции, заявитель неправомерно не включил в налоговую базу по НДС стоимость безвозмездно переданных в 3 квартале 2008 года поисковых скважин, что привело к неуплате НДС в размере 10 052 691 руб.
Обществу вменяется нарушение пункта 16 статьи 270 и статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
В ходе рассмотрения дела судами установлено, что общество имело лицензии от 08.04.2008 на право геологического изучения Айхетинского участка недр с целью поиска и оценки месторождений углеводородного сырья со сроком действия до 31.12.2008 и на геологическое изучение и добычу углеводородного сырья в пределах Пякутинского участка недр со сроком действия до 31.12.2025.
Указанные лицензии приказом Роснедр от 19.12.2008 N 1099 были переоформлены на компанию ОАО "Газпром нефть".
До переоформления лицензий заявитель с целью осуществления поиска и оценки наличия в недрах на соответствующих участках углеводородного сырья на основании заключенного с ОАО "Сибнефть - Ноябрьскнефтегаз" (с 05.03.2008 - ОАО "Газпромнефть ННГ") договора на оказание операторских услуг от 12.10.2007 несло в течение 2008 года затраты на капитальное строительство 3-х поисково-оценочных скважин на обоих лицензионных участках недр.
Указанные затраты учтены обществом в составе расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций за 2008 год в качестве расходов на освоение природных ресурсов.
Признавая недействительным решение налогового органа, суды исходили из неподтвержденности налоговым органом безвозмездной передачи заявителем спорных скважин ОАО "Газпром нефть", а также правомерности включения спорных затрат в состав расходов, подтверждения их надлежащими первичными документами, к порядку оформления которых и к содержащихся в них сведениям претензий у налогового органа не имеется.
Суд кассационной инстанции полагает, что выводы судов соответствуют установленным при рассмотрении дела обстоятельствам и действующему законодательству.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций для российских организаций на основании пункта 1 статьи 247 НК РФ является прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 16 статьи 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
При этом в целях настоящей главы передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).
Как установлено судами, подтверждается материалами дела и не опровергнуто налоговым органом в кассационной жалобе, обсуждаемые скважины в 2008 - 2011 годах учитывались обществом на своем балансе и не передавались ОАО "Газпром нефть", с которым отсутствует договор или соглашение о передаче права собственности на спорные скважины.
С учетом указанных обстоятельств судами обоснованно отклонены доводы инспекции о безвозмездном характере передачи скважин заявителем своей взаимозависимой компании и сделан вывод об отсутствии у ИФНС России N 28 по г. Москве оснований для исключения спорных затрат из состава расходов и доначисления налога на добавленную стоимость по приведенным в решении налогового органа основаниям.
Ссылка инспекции на статью 17.1 Закона о недрах, предусматривающую переход права пользования участка недр от одного пользователя к другому, если первый из них является дочерним обществом второго, при передаче новому пользователю имущества, находящегося на участке недр, правомерно отклонена судами, поскольку указанная норма не предусматривает автоматического перехода права собственности на имущество и не может служить основанием для вывода о состоявшейся передаче.
Доводы налогового органа о том, что Общество неправомерно включило затраты на строительство 3-х поисково-оценочных скважин в состав прямых расходов на освоение природных ресурсов, поскольку указанные расходы на строительство (бурение) поисковых (разведочных и оценочных) скважин в силу статей 261 и 325 НК РФ, с учетом Постановления Президиума ВАС РФ от 09.03.2010 N 14754/09, могут быть включены в состав расходов по налогу на прибыль организаций равномерно в течение 12 месяцев только с момента ликвидации данных скважин как непродуктивных в установленном Законом о недрах порядке, с принятием соответствующего решения была предметом рассмотрения судами обеих инстанций и отклонены ими, поскольку указанные обстоятельства инспекцией в оспариваемом решении в качестве оснований для доначисления налога на прибыль не приводились.
Судами с учетом обстоятельств, свидетельствующих о дальнейшей невозможности проведения работ на обсуждаемых участках недр ввиду переоформления лицензий на иную организацию, а также окончания срока действия лицензии на право геологического изучения Айхетинского участка недр 31.12.2008, сделали вывод о праве налогоплательщика учесть в составе расходов затраты на строительство скважин в порядке, установленном статьей 261 НК РФ для непродуктивных скважин, вне зависимости от наличия документов о ликвидации скважин или признания ее непродуктивной.
Указанные выводы судов, исходя из конкретных фактических обстоятельств дела, не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права.
Поскольку в соответствии с абзацем 3 пункта 2 и пунктом 4 статьи 261 НК РФ расходы на освоение природных ресурсов в виде расходов на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, расходов на строительство (бурение) разведочных скважин подлежат учету для целей налогообложения в течение 12 месяцев, судами обоснованно указано, что спорные затраты должны были быть включены в состав расходов начиная с декабря 2008 года (момент переоформления лицензии и прекращения поисковых работ на участке недр) в течение 12 месяцев.
Также судами учтено, что налоговая проверка проводилась за 2008 - 2009 года, и нераспределение затрат на строительство скважин с момента перехода права пользования лицензионным участком пропорционально 12 последующим месяцам, могло привести лишь к начислению пеней за 2009 год.
Вместе с тем, решением ФНС России, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы налогоплательщика, установлено наличие у общества переплаты по налогу на прибыль, исключающее начисление пени, в связи с чем решение налоговой инспекции отменено вышестоящим налоговым органом в части начисления пеней по налогу на прибыль.
Суд кассационной инстанции полагает, что судами рассмотрены все доводы налоговой инспекции, как отраженные в оспариваемом решении, так и дополнительно заявленные в ходе рассмотрения дела, которые получили соответствующую оценку в судебных актах.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и их выводы, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Нарушений норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела не допущено.
При изложенных обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены в обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда города Москвы от 20 февраля 2013 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 мая 2013 года по делу N А40-111816/12-107-560 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий судья
Н.В.КОРОТЫГИНА

Судьи
М.К.АНТОНОВА
Т.А.ЕГОРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)