Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тимашковой Е.Н.
Судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный N 20АП-1736/2007) Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 (судья Крылова И.И.) по делу N А54-277/2007-С13 по заявлению ОАО "ОГК-6" к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области о признании недействительным решения от 15.12.06 N 3
при участии:
от заявителя: Харций С.В. - представитель (доверенность от 17.10.06 N 201), Фионкин И.М. - заместитель главного бухгалтера (доверенность от 29.09.06 N 171); Карташов Н.В. - представитель (доверенность от 17.10.06 N 200),
от ответчика: Болдова Т.В. - заместитель начальника отдела (доверенность от 20.02.07 N 03-08/1551), Караваева М.В. - специалист 2 разряда юротдела (доверенность от 10.01.07 N 03-68/55),
установил:
Открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.06 N 3 о доначислении налога на прибыль в размере 35 635 645 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.09.06 ОАО "Рязанская ГРЭС", правопреемником которой является ОАО "ОГК-6", направило в адрес Инспекции уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2003 год.
Указанная декларация была представлена в связи перерасчетом в сторону уменьшения доходов от реализации на сумму 148 481 852 руб. и подлежащего к уплате налога на прибыль на сумму 35 635 645 руб. за 2003 год. Налог уменьшен за счет исключения из состава доходов от реализации электроэнергии через ФОРЭМ (Федеральный общероссийский оптовый рынок электрической энергии мощности) стоимостного небаланса ФОРЭМ.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом принято решение от 15.12.06 N 3 (л.д. 105-109 т. 1), в соответствии с которым Обществу доначислен налог на прибыль в размере 35 635 645 руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для доначисления налога на прибыль, послужило то обстоятельство, что налогоплательщик, по мнению Инспекции, в нарушение ст. ст. 40, 248 НК РФ, необоснованно уменьшил доходы от реализации продукции без их документального подтверждения в сумме 148 481 852 руб., а также в подтверждение суммы заявленной к уменьшению выручки от реализации электроэнергии за 2003 год не представил расчеты на указанное уменьшение, выполненные исходя из отпускаемых объемов электроэнергии в кВт/час и установленной мощности, и тарифы покупателей, установленные ФСТ РФ.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что излишняя уплата ОАО "Рязанская ГРЭС" налога на прибыль за 2003 год возникла в связи с ошибочным определением налоговой базы по предельным (плановым) тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам РФ (далее - ФСТ РФ), для осуществления операций по реализации электрической энергии на Федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
ОАО "Рязанская ГРЭС" (в настоящее время филиал ОАО "ОГК-6") в спорный период осуществляло производство и реализацию электроэнергии и являлось субъектом ФОРЭМ.
Ежемесячно ОАО "Рязанская ГРЭС" рассчитывало выручку от реализации электроэнергии на ФОРЭМ на основании полученных счетов-извещений от системного оператора на федеральном оптовом рынке электроэнергии - ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
Стоимость поставки электроэнергии в счетах-извещениях, а также в бухгалтерском и налоговом учете ОАО "Рязанская ГРЭС", рассчитывалась исходя из предельно максимального, установленного ФСТ РФ тарифа для ОАО "Рязанская ГРЭС", как для поставщика, и общего объема поставленной электроэнергии.
Кроме распределенной между потребителями стоимости поставленной электроэнергии, в счетах-извещениях отражается возникающая сумма недоплаты (переплаты) по тарифам и балансу ФСТ РФ.
Недоплата (переплата) исчисляется как разница между объемом поставки, рассчитанная исходя из предельно максимальных тарифов ФСТ РФ для ОАО "Рязанская ГРЭС", и объемом поставки, рассчитанной и распределенной между потребителями системным оператором ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" за отчетный период.
Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль суммы недоплаты по балансам и тарифам ФСТ РФ позволяет достоверно формировать налоговую базу отчетного периода, отражая только те доходы, которые определены поставщику электроэнергии с учетом государственных регулируемых цен.
Исключение сумм тарифного небаланса не нарушает порядок, установленный п. 13 ст. 40 НК РФ, так как реализация электроэнергии производится в соответствии с установленными ФСТ РФ тарифами для покупателя.
Кроме того, постановлениями ФСТ РФ в рассматриваемом периоде для ОАО "Рязанская ГРЭС" были утверждены предельные максимальные, а не фиксированные тарифы за единицу электрической энергии и мощности (л.д. 25 том 1).
В силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" в полномочия Федеральной энергетической комиссии входит установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.02 N 226 в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги входят тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности.
Исходя из изложенного, в области установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) действуют два правила тарифов - тариф поставщика и тариф потребителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Расчеты за электрическую энергию производятся по установленным государственно регулируемым тарифам, при этом законодательство обязывает поставщика реализовывать электроэнергию по цене, не превышающей государственно регулируемую цену, установленную для соответствующей группы потребителей.
Как пояснил суду представитель Общества, возникновение тарифного небаланса связано с особенностями функционирования Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ).
Между Поставщиками и Покупателями отсутствуют прямые линии электропередач (присоединенная сеть).
При этом Поставщики не могут определить каким Покупателям, в каком объеме и на какую стоимость была передана поставленная ими в сети ЕЭС электроэнергия.
Необходимость попарного распределения финансовых обязательств между поставщиками и покупателями привела, как одно из условий, к созданию на оптовом рынке организации, выступающей Оператором рынка, осуществляющей формирование схем платежей.
Ценообразование в электроэнергетике регулируется Федеральной службой по тарифам РФ (ранее - Федеральной энергетической комиссией РФ (далее - ФЭК РФ), устанавливающей предельные тарифы продажи (покупки) электроэнергии (мощности) для каждого поставщика и покупателя на ФОРЭМ.
Расчеты между субъектами ФОРЭМ осуществляются на основании стоимостных балансов, формируемых оператором торговой системы.
В соответствии с п. 2 "Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, выведенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка).
Таким образом, если в отдельные расчетные периоды стоимость поставки электроэнергии на ФОРЭМ превышает стоимость покупки с ФОРЭМ в силу более высокого суммарного тарифа, установленного для поставщиков электроэнергии по сравнению с суммарным тарифом, установленным для покупателей электроэнергии, при составлении стоимостного баланса возникает тарифный небаланс (отрицательный стоимостной баланс).
Тарифный небаланс, так называемый "небаланс ФОРЭМ", доводится до сведения поставщиков Оператором торговой системы в направляемых счетах-извещениях.
Установленный порядок расчетов предусматривает сопоставление суммарной стоимости поставок электрической энергии всеми поставщиками на ФОРЭМ (исходя из установленных для них предельно максимальных тарифов) и суммарной стоимости поставок электроэнергии с ФОРЭМ всеми покупателями (исходя из установленных для них тарифов), без привязки конкретного поставщика по объему поставки и примененному тарифу к покупателю по каждой конкретной сделке.
Фактически на ФОРЭМ распределяется стоимостной объем, поступивший от всех покупателей, исходя из объема потребленной ими электроэнергии (мощности) и установленных для покупателей тарифов.
Данное обстоятельство подтверждается письмами Минфина РФ от 25.02.2003 г. N 16-00-14/69 и от 27.06.2005 г. N 07-05-06/182, согласно которым выручка от продажи электроэнергии организациями-поставщиками на ФОРЭМ должна признаваться для целей налогообложения и в бухгалтерском учете в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем, исходя и тарифов, установленных для покупателей электроэнергии (л.д. 130,131 том 3).
Распределение между поставщиками на ФОРЭМ именно стоимостного объема вытекает из требований законодательства Федерального закона "Об электроэнергетике" и закреплено в постановлениях Правительства РФ от 04.02.1997 г. N 121, от 02.04.2002 г. N 226 и от 26.02.2004 г. N 109 и в постановлении ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6.
Таким образом, в целях налогообложения доставщик электроэнергии обязан руководствоваться государственно регулируемой ценой, по которой производится фактическая реализация электроэнергии конкретному потребителю, так как реальная выручка налогоплательщика - фактически полученные суммы от конкретных потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено названой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Как пояснил представитель Общества, в силу особенностей операций на оптовом рынке электроэнергии, информация о стоимости соответствующей сделки по реализации электроэнергии определяется на основании счета - извещения ЗАО "ЦЦР ФОРЭМ".
В данном документе фиксируется цена (стоимость), по которой была потреблена электрическая энергия, а также наименование контрагента. При этом указанная в счете-извещении цена всегда является государственной регулируемой ценой (тарифом), установленной в соответствии с законодательством РФ.
Если на ФОРЭМ формируется отрицательный стоимостной баланс, то это влечет недополучение денежных средств поставщиками электроэнергии.
Заявитель привел суду свои данные по небалансу ФОРЭМ, переданному ОАО "Рязанская ГРЭС", согласно которым за 2003 год образовался отрицательный (дефицитный) стоимостной баланс на сумму 148481852 руб. без НДС (л.д. 178,179 т. 3). Указанные данные основаны на счетах-извещениях.
Обязанность погашения покупателями поставщикам отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств действующими нормативными актами не предусмотрена.
Не предусмотрено действующим законодательством и погашение тарифного небаланса за счет средств оператора рынка, которым производится распределение конкретного объема поступивших денежных средств от реализации на ФОРЭМ и не предусмотрена его обязанность доплачивать за счет собственных средств в случае, если объем денежных средств, поступивший от покупателей, исходя из установленных им тарифов, будет меньше, чем величина поставки на ФОРЭМ, рассчитанная исходя из тарифов поставщиков.
В соответствии с п. 6 "Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, в случае, если стоимостной баланс оптового рынка является дефицитным, ФСТ РФ (ранее ФЭК РФ) при пересмотре тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, принимает решение о порядке установления тарифов на оптовом рынке с учетом компенсации дефицита стоимостного баланса оптового рынка с целью обеспечения бездефицитности стоимостного баланса ОРЭМ.
Размер тарифного небаланса доводится до сведения ОАО "Рязанская ГРЭС" в счете-извещении, направляемом ему оператором торговой системы. Счет-извещение выставляется поставщику энергии за календарный месяц.
Расчет неправильно исчисленного налога был определен заявителем исходя из размера указанного в счетах-извещениях тарифного небаланса.
Расчет недоплаты по тарифам и балансам ФСТ РФ произведен на основе отраженных в ежемесячных счетах-извещениях оператора ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
При этом общая сумма отрицательного стоимостного баланса за 2003 г. составила 148 481 852 руб. без НДС.
Суд апелляционной инстанции считает правомерной позицию налогоплательщика относительно того, что для целей налогообложения необходимо применять цену (стоимость), указанную в полученном предприятием счете - извещении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" - то есть цену, по которой покупатель приобрел электроэнергию, что не противоречит пункту 13 статьи 40 НК РФ.
Как усматривается из вышеуказанных писем Минфина РФ от 25.02.2003 г. N 16-00-14/69 и от 27.06.2005 г. N 07-05-06/182, устанавливаются отдельно тарифы для поставщиков электроэнергии и тарифы для потребителей, которые не совпадают. Разница в тарифах приводит к образованию дефицита стоимостного баланса в регулируемом секторе рынка. Учитывая изложенное, выручку от продажи электроэнергии организациями-поставщиками электроэнергии на регулируемый сектор рынка следует признавать для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем исходя из тарифов, установленных для покупателей электроэнергии.
При возникновении недоплаты по тарифам и стоимостному балансу ФСТ РФ у заявителя доходов не возникает, сумма недоплаты по стоимостному балансу ФСТ РФ является, по своей сути, "выпадающим" доходом, аналогичным доходам, возникающим при реализации электроэнергии льготным группам потребителей. Отражение в составе дебиторской задолженности (неисполненных обязательств) рассматриваемых сумм не порождает в силу законодательства никаких обязательств для организации - покупателя.
Следовательно, увеличение суммы дебиторской задолженности, учитываемой в составе выручки на суммы превышения над тарифами организации - покупателя (тарифами, по которым фактически осуществлена покупка) не приводит к увеличению экономических выгод (поступление активов и погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала организации) для организации - поставщика и как указывалось выше не может быть признано в силу ст. 41 НК РФ, положений ПБУ 9/99, ни доходом, ни прибылью, ни выручкой для целей налогообложения налогом на прибыль.
Таким образом, ошибочно начисленная предприятием дебиторская задолженность в результате разницы цен поставщика и фактических цен реализации потребителю (небаланса ФОРЭМ) не является объектом налогообложения налогом на прибыль и не порождает для ОАО "Рязанская ГРЭС" обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль с рассматриваемой дебиторской задолженности.
В соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением.
Исчисление и уплата налога на прибыль регулируются главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
На основании ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Причем в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.
В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, законодатель четко определил, что налог на прибыль исчисляется исходя из сумм реально полученных налогоплательщиком доходов за минусом произведенных расходов.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено названной главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Обязанность погашения покупателями поставщикам отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств действующими нормативными актами не предусмотрена и будет являться нарушением положений и принципов, установленных Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Следовательно, сумму отрицательного стоимостного небаланса нельзя признать в качестве выручки для целей налогообложения налогом на прибыль, поскольку она не соответствует критериям, установленным для налогооблагаемой выручки: не связана с реализацией товаров (работ, услуг) и не имеется возможности ее получения.
Исчислив и уплатив налог на прибыль за 2003 год с суммы отрицательного стоимостного небаланса ОАО "Рязанская ГРЭС" допустила излишнюю уплату данного налога.
Статьей 81 НК РФ предусмотрена возможность внесения налогоплательщиком необходимых изменений в налоговую декларацию путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом, в нарушение ст. 200 АПК РФ, не представлены расчеты, обосновывающие доначисленную оспариваемым решением сумму налога на прибыль за 2003 г., апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления ОАО "Рязанская ГРЭС" налога на прибыль за 2003 г. в сумме 35 635 645 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно выписке из "Положения об учетной политике", Обществом в целях налогообложения прибыли за 2003 год доходы от реализации товаров (работ, услуг) признавались по методу начисления, в связи с чем, при определении выручки от реализации продукции оно должно было учитывать доходы от реализации в том отчетном периоде, когда она была произведена и отгружена на ФОРЭМ (вне зависимости от фактической оплаты потребителями) по тарифам, установленным для поставщика и действующим в этом отчетном периоде, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Как усматривается из материалов дела, Обществом доходы от реализации товаров (работ, услуг) в отчетном периоде осуществлялись по отгрузке (метод начисления), согласно установленным тарифам.
Вместе с тем, действующее законодательство о налогах и сборах допускает возможность внесения изменений в декларацию при выявлении излишней уплаты налога путем подачи уточненной налоговой декларации.
Кроме того, в силу ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Однако налоговым органом в нарушение вышеуказанной статьи выписка из "Положения об учетной политике" в материалы дела не представлена.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суммы отрицательного стоимостного небаланса не являются для поставщика "выпадающим" доходом, так как компенсируются в последующие периоды и, следовательно, должны включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, не может быть принят во внимание судом, поскольку действующими нормативными актами обязанность погашения покупателями или оператором рынка отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств не предусмотрена. Кроме того, как следует из п. 8.2 трехсторонних договоров на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг, оператор не несет ответственности за общую несбалансированность платежей, возникшую вследствие разницы тарифов для поставщиков и покупателей, утвержденных ФЭК России.
Также не может быть принята во внимание судом ссылка заявителя жалобы на то, что налогоплательщиком не представлены доказательства факта реализации производимой продукции в меньших объемах относительно указанных в счетах-извещениях ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
Размер тарифного небаланса доводится до сведения ОАО "Рязанская ГРЭС" в счете-извещении, направляемом ему оператором торговой системы. Данный счет-извещение выставляется поставщику энергии за календарный месяц.
Как следует из материалов дела, расчет неправильно исчисленного налога был определен Обществом исходя из размера указанного в счетах-извещениях оператора ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" тарифного небаланса.
В ходе рассмотрения дела по существу арбитражным судом осуществлялась сверка данных расчета Общества с суммами недоплаты, отраженными в счетах-извещениях, расхождений при этом судом не установлено.
Довод Инспекции, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе, о том, что налоговые органы, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляя защиту государственных интересов бюджета РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
По смыслу названной нормы государственные органы освобождается от уплаты государственной пошлины в случае предъявления исков в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, освобождающих государственные органы от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков, в том числе при подаче апелляционной жалобы
Данная позиция подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В этой связи ссылку заявителя жалобы на то, что указанное Информационное письмо не является обязательным для исполнения арбитражными судами в РФ, апелляционный суд считает несостоятельной.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу вышеизложенного, поскольку госпошлина налоговым органом при подаче апелляционной жалобы по делу, по которому данный орган выступал в качестве ответчика, уплачена не была, она подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 по делу N А54-277/2007-С13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.07.2007 ПО ДЕЛУ N А54-277/2007-С13
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2007 г. по делу N А54-277/2007-С13
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2007 года
Постановление в полном объеме изготовлено 11 июля 2007 года
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Тимашковой Е.Н.
Судей Тиминской О.А., Тучковой О.Г.,
по докладу судьи Тимашковой Е.Н.
при ведении протокола судебного заседания судьей Тимашковой Е.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный N 20АП-1736/2007) Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области на решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 (судья Крылова И.И.) по делу N А54-277/2007-С13 по заявлению ОАО "ОГК-6" к Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области о признании недействительным решения от 15.12.06 N 3
при участии:
от заявителя: Харций С.В. - представитель (доверенность от 17.10.06 N 201), Фионкин И.М. - заместитель главного бухгалтера (доверенность от 29.09.06 N 171); Карташов Н.В. - представитель (доверенность от 17.10.06 N 200),
от ответчика: Болдова Т.В. - заместитель начальника отдела (доверенность от 20.02.07 N 03-08/1551), Караваева М.В. - специалист 2 разряда юротдела (доверенность от 10.01.07 N 03-68/55),
установил:
Открытое акционерное общество "Шестая генерирующая компания оптового рынка электроэнергии" (далее - ОАО "ОГК-6", Общество) обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 15.12.06 N 3 о доначислении налога на прибыль в размере 35 635 645 руб.
Решением Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, Инспекция подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, полагает, что обжалуемое решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 19.09.06 ОАО "Рязанская ГРЭС", правопреемником которой является ОАО "ОГК-6", направило в адрес Инспекции уточненную налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2003 год.
Указанная декларация была представлена в связи перерасчетом в сторону уменьшения доходов от реализации на сумму 148 481 852 руб. и подлежащего к уплате налога на прибыль на сумму 35 635 645 руб. за 2003 год. Налог уменьшен за счет исключения из состава доходов от реализации электроэнергии через ФОРЭМ (Федеральный общероссийский оптовый рынок электрической энергии мощности) стоимостного небаланса ФОРЭМ.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом принято решение от 15.12.06 N 3 (л.д. 105-109 т. 1), в соответствии с которым Обществу доначислен налог на прибыль в размере 35 635 645 руб. и предложено внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для доначисления налога на прибыль, послужило то обстоятельство, что налогоплательщик, по мнению Инспекции, в нарушение ст. ст. 40, 248 НК РФ, необоснованно уменьшил доходы от реализации продукции без их документального подтверждения в сумме 148 481 852 руб., а также в подтверждение суммы заявленной к уменьшению выручки от реализации электроэнергии за 2003 год не представил расчеты на указанное уменьшение, выполненные исходя из отпускаемых объемов электроэнергии в кВт/час и установленной мощности, и тарифы покупателей, установленные ФСТ РФ.
Не согласившись с принятым Инспекцией решением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Рассматривая дело по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что излишняя уплата ОАО "Рязанская ГРЭС" налога на прибыль за 2003 год возникла в связи с ошибочным определением налоговой базы по предельным (плановым) тарифам, установленным Федеральной службой по тарифам РФ (далее - ФСТ РФ), для осуществления операций по реализации электрической энергии на Федеральном оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Суд апелляционной инстанции согласен с данным выводом по следующим основаниям.
ОАО "Рязанская ГРЭС" (в настоящее время филиал ОАО "ОГК-6") в спорный период осуществляло производство и реализацию электроэнергии и являлось субъектом ФОРЭМ.
Ежемесячно ОАО "Рязанская ГРЭС" рассчитывало выручку от реализации электроэнергии на ФОРЭМ на основании полученных счетов-извещений от системного оператора на федеральном оптовом рынке электроэнергии - ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
Стоимость поставки электроэнергии в счетах-извещениях, а также в бухгалтерском и налоговом учете ОАО "Рязанская ГРЭС", рассчитывалась исходя из предельно максимального, установленного ФСТ РФ тарифа для ОАО "Рязанская ГРЭС", как для поставщика, и общего объема поставленной электроэнергии.
Кроме распределенной между потребителями стоимости поставленной электроэнергии, в счетах-извещениях отражается возникающая сумма недоплаты (переплаты) по тарифам и балансу ФСТ РФ.
Недоплата (переплата) исчисляется как разница между объемом поставки, рассчитанная исходя из предельно максимальных тарифов ФСТ РФ для ОАО "Рязанская ГРЭС", и объемом поставки, рассчитанной и распределенной между потребителями системным оператором ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" за отчетный период.
Исключение из налоговой базы по налогу на прибыль суммы недоплаты по балансам и тарифам ФСТ РФ позволяет достоверно формировать налоговую базу отчетного периода, отражая только те доходы, которые определены поставщику электроэнергии с учетом государственных регулируемых цен.
Исключение сумм тарифного небаланса не нарушает порядок, установленный п. 13 ст. 40 НК РФ, так как реализация электроэнергии производится в соответствии с установленными ФСТ РФ тарифами для покупателя.
Кроме того, постановлениями ФСТ РФ в рассматриваемом периоде для ОАО "Рязанская ГРЭС" были утверждены предельные максимальные, а не фиксированные тарифы за единицу электрической энергии и мощности (л.д. 25 том 1).
В силу ст. 5 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию" в полномочия Федеральной энергетической комиссии входит установление предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней цен на электрическую энергию, продаваемую производителями на оптовом рынке электрической энергии (мощности).
Согласно Постановлению Правительства РФ от 02.04.02 N 226 в систему тарифов (цен), применяемых для расчетов за электрическую и тепловую энергию, а также за соответствующие услуги входят тарифы (цены) на электрическую энергию и мощность на оптовом рынке, в том числе тарифы на электрическую энергию и мощность, поставляемую на оптовый рынок субъектами этого рынка - поставщиками электрической энергии и мощности.
Исходя из изложенного, в области установления тарифов на тепловую и электрическую энергию на оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) действуют два правила тарифов - тариф поставщика и тариф потребителя.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 14.04.95 N 41-ФЗ тарифы на электрическую и тепловую энергию - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию (мощность).
Расчеты за электрическую энергию производятся по установленным государственно регулируемым тарифам, при этом законодательство обязывает поставщика реализовывать электроэнергию по цене, не превышающей государственно регулируемую цену, установленную для соответствующей группы потребителей.
Как пояснил суду представитель Общества, возникновение тарифного небаланса связано с особенностями функционирования Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (далее - ФОРЭМ).
Между Поставщиками и Покупателями отсутствуют прямые линии электропередач (присоединенная сеть).
При этом Поставщики не могут определить каким Покупателям, в каком объеме и на какую стоимость была передана поставленная ими в сети ЕЭС электроэнергия.
Необходимость попарного распределения финансовых обязательств между поставщиками и покупателями привела, как одно из условий, к созданию на оптовом рынке организации, выступающей Оператором рынка, осуществляющей формирование схем платежей.
Ценообразование в электроэнергетике регулируется Федеральной службой по тарифам РФ (ранее - Федеральной энергетической комиссией РФ (далее - ФЭК РФ), устанавливающей предельные тарифы продажи (покупки) электроэнергии (мощности) для каждого поставщика и покупателя на ФОРЭМ.
Расчеты между субъектами ФОРЭМ осуществляются на основании стоимостных балансов, формируемых оператором торговой системы.
В соответствии с п. 2 "Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса Федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, стоимостным балансом федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) является соотношение суммарной стоимости поставок электрической энергии (мощности) на оптовый рынок всеми поставщиками - субъектами ФОРЭМ (стоимостной поток на оптовый рынок) и стоимости поставок электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ всем оптовым покупателям - субъектам ФОРЭМ, включая потребителей, выведенных на ФОРЭМ, а также поставки электрической энергии (мощности) с ФОРЭМ на экспорт (стоимостной поток с оптового рынка).
Таким образом, если в отдельные расчетные периоды стоимость поставки электроэнергии на ФОРЭМ превышает стоимость покупки с ФОРЭМ в силу более высокого суммарного тарифа, установленного для поставщиков электроэнергии по сравнению с суммарным тарифом, установленным для покупателей электроэнергии, при составлении стоимостного баланса возникает тарифный небаланс (отрицательный стоимостной баланс).
Тарифный небаланс, так называемый "небаланс ФОРЭМ", доводится до сведения поставщиков Оператором торговой системы в направляемых счетах-извещениях.
Установленный порядок расчетов предусматривает сопоставление суммарной стоимости поставок электрической энергии всеми поставщиками на ФОРЭМ (исходя из установленных для них предельно максимальных тарифов) и суммарной стоимости поставок электроэнергии с ФОРЭМ всеми покупателями (исходя из установленных для них тарифов), без привязки конкретного поставщика по объему поставки и примененному тарифу к покупателю по каждой конкретной сделке.
Фактически на ФОРЭМ распределяется стоимостной объем, поступивший от всех покупателей, исходя из объема потребленной ими электроэнергии (мощности) и установленных для покупателей тарифов.
Данное обстоятельство подтверждается письмами Минфина РФ от 25.02.2003 г. N 16-00-14/69 и от 27.06.2005 г. N 07-05-06/182, согласно которым выручка от продажи электроэнергии организациями-поставщиками на ФОРЭМ должна признаваться для целей налогообложения и в бухгалтерском учете в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем, исходя и тарифов, установленных для покупателей электроэнергии (л.д. 130,131 том 3).
Распределение между поставщиками на ФОРЭМ именно стоимостного объема вытекает из требований законодательства Федерального закона "Об электроэнергетике" и закреплено в постановлениях Правительства РФ от 04.02.1997 г. N 121, от 02.04.2002 г. N 226 и от 26.02.2004 г. N 109 и в постановлении ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6.
Таким образом, в целях налогообложения доставщик электроэнергии обязан руководствоваться государственно регулируемой ценой, по которой производится фактическая реализация электроэнергии конкретному потребителю, так как реальная выручка налогоплательщика - фактически полученные суммы от конкретных потребителей.
В соответствии с п. 1 ст. 40 НК РФ, если иное не предусмотрено названой статьей, для целей налогообложения принимается цена товаров (работ, услуг), указанная сторонами сделки.
Согласно п. 13 ст. 40 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Как пояснил представитель Общества, в силу особенностей операций на оптовом рынке электроэнергии, информация о стоимости соответствующей сделки по реализации электроэнергии определяется на основании счета - извещения ЗАО "ЦЦР ФОРЭМ".
В данном документе фиксируется цена (стоимость), по которой была потреблена электрическая энергия, а также наименование контрагента. При этом указанная в счете-извещении цена всегда является государственной регулируемой ценой (тарифом), установленной в соответствии с законодательством РФ.
Если на ФОРЭМ формируется отрицательный стоимостной баланс, то это влечет недополучение денежных средств поставщиками электроэнергии.
Заявитель привел суду свои данные по небалансу ФОРЭМ, переданному ОАО "Рязанская ГРЭС", согласно которым за 2003 год образовался отрицательный (дефицитный) стоимостной баланс на сумму 148481852 руб. без НДС (л.д. 178,179 т. 3). Указанные данные основаны на счетах-извещениях.
Обязанность погашения покупателями поставщикам отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств действующими нормативными актами не предусмотрена.
Не предусмотрено действующим законодательством и погашение тарифного небаланса за счет средств оператора рынка, которым производится распределение конкретного объема поступивших денежных средств от реализации на ФОРЭМ и не предусмотрена его обязанность доплачивать за счет собственных средств в случае, если объем денежных средств, поступивший от покупателей, исходя из установленных им тарифов, будет меньше, чем величина поставки на ФОРЭМ, рассчитанная исходя из тарифов поставщиков.
В соответствии с п. 6 "Инструкции о порядке расчета стоимостного баланса федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности) (ФОРЭМ) при установлении тарифов на электрическую энергию (мощность), отпускаемую с ФОРЭМ", утвержденной Постановлением ФЭК РФ от 21.01.2000 г. N 4/6, в случае, если стоимостной баланс оптового рынка является дефицитным, ФСТ РФ (ранее ФЭК РФ) при пересмотре тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую на оптовый рынок, принимает решение о порядке установления тарифов на оптовом рынке с учетом компенсации дефицита стоимостного баланса оптового рынка с целью обеспечения бездефицитности стоимостного баланса ОРЭМ.
Размер тарифного небаланса доводится до сведения ОАО "Рязанская ГРЭС" в счете-извещении, направляемом ему оператором торговой системы. Счет-извещение выставляется поставщику энергии за календарный месяц.
Расчет неправильно исчисленного налога был определен заявителем исходя из размера указанного в счетах-извещениях тарифного небаланса.
Расчет недоплаты по тарифам и балансам ФСТ РФ произведен на основе отраженных в ежемесячных счетах-извещениях оператора ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
При этом общая сумма отрицательного стоимостного баланса за 2003 г. составила 148 481 852 руб. без НДС.
Суд апелляционной инстанции считает правомерной позицию налогоплательщика относительно того, что для целей налогообложения необходимо применять цену (стоимость), указанную в полученном предприятием счете - извещении ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" - то есть цену, по которой покупатель приобрел электроэнергию, что не противоречит пункту 13 статьи 40 НК РФ.
Как усматривается из вышеуказанных писем Минфина РФ от 25.02.2003 г. N 16-00-14/69 и от 27.06.2005 г. N 07-05-06/182, устанавливаются отдельно тарифы для поставщиков электроэнергии и тарифы для потребителей, которые не совпадают. Разница в тарифах приводит к образованию дефицита стоимостного баланса в регулируемом секторе рынка. Учитывая изложенное, выручку от продажи электроэнергии организациями-поставщиками электроэнергии на регулируемый сектор рынка следует признавать для целей налогообложения в размере суммы, подлежащей оплате конкретным покупателем исходя из тарифов, установленных для покупателей электроэнергии.
При возникновении недоплаты по тарифам и стоимостному балансу ФСТ РФ у заявителя доходов не возникает, сумма недоплаты по стоимостному балансу ФСТ РФ является, по своей сути, "выпадающим" доходом, аналогичным доходам, возникающим при реализации электроэнергии льготным группам потребителей. Отражение в составе дебиторской задолженности (неисполненных обязательств) рассматриваемых сумм не порождает в силу законодательства никаких обязательств для организации - покупателя.
Следовательно, увеличение суммы дебиторской задолженности, учитываемой в составе выручки на суммы превышения над тарифами организации - покупателя (тарифами, по которым фактически осуществлена покупка) не приводит к увеличению экономических выгод (поступление активов и погашение обязательств, приводящих к увеличению капитала организации) для организации - поставщика и как указывалось выше не может быть признано в силу ст. 41 НК РФ, положений ПБУ 9/99, ни доходом, ни прибылью, ни выручкой для целей налогообложения налогом на прибыль.
Таким образом, ошибочно начисленная предприятием дебиторская задолженность в результате разницы цен поставщика и фактических цен реализации потребителю (небаланса ФОРЭМ) не является объектом налогообложения налогом на прибыль и не порождает для ОАО "Рязанская ГРЭС" обязанности по исчислению и уплате налога на прибыль с рассматриваемой дебиторской задолженности.
В соответствии со статьей 54 НК РФ налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению, либо связанных с налогообложением.
Исчисление и уплата налога на прибыль регулируются главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ.
На основании ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ признается: для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с настоящей главой.
Причем в соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся: доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав; внереализационные доходы.
В соответствии со ст. 249 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, законодатель четко определил, что налог на прибыль исчисляется исходя из сумм реально полученных налогоплательщиком доходов за минусом произведенных расходов.
В зависимости от выбранного налогоплательщиком метода признания доходов и расходов поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, признаются для целей главы 25 НК РФ в соответствии со ст. ст. 271 и 273 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ в целях главы 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления).
Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено названной главой, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с пунктом 1 статьи 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Обязанность погашения покупателями поставщикам отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств действующими нормативными актами не предусмотрена и будет являться нарушением положений и принципов, установленных Федеральным законом от 14.04.1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации".
Следовательно, сумму отрицательного стоимостного небаланса нельзя признать в качестве выручки для целей налогообложения налогом на прибыль, поскольку она не соответствует критериям, установленным для налогооблагаемой выручки: не связана с реализацией товаров (работ, услуг) и не имеется возможности ее получения.
Исчислив и уплатив налог на прибыль за 2003 год с суммы отрицательного стоимостного небаланса ОАО "Рязанская ГРЭС" допустила излишнюю уплату данного налога.
Статьей 81 НК РФ предусмотрена возможность внесения налогоплательщиком необходимых изменений в налоговую декларацию путем представления в налоговый орган уточненной налоговой декларации.
При таких обстоятельствах, учитывая, что налоговым органом, в нарушение ст. 200 АПК РФ, не представлены расчеты, обосновывающие доначисленную оспариваемым решением сумму налога на прибыль за 2003 г., апелляционный суд считает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у Инспекции отсутствовали правовые основания для доначисления ОАО "Рязанская ГРЭС" налога на прибыль за 2003 г. в сумме 35 635 645 руб.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно выписке из "Положения об учетной политике", Обществом в целях налогообложения прибыли за 2003 год доходы от реализации товаров (работ, услуг) признавались по методу начисления, в связи с чем, при определении выручки от реализации продукции оно должно было учитывать доходы от реализации в том отчетном периоде, когда она была произведена и отгружена на ФОРЭМ (вне зависимости от фактической оплаты потребителями) по тарифам, установленным для поставщика и действующим в этом отчетном периоде, суд апелляционной инстанции считает необоснованным.
Как усматривается из материалов дела, Обществом доходы от реализации товаров (работ, услуг) в отчетном периоде осуществлялись по отгрузке (метод начисления), согласно установленным тарифам.
Вместе с тем, действующее законодательство о налогах и сборах допускает возможность внесения изменений в декларацию при выявлении излишней уплаты налога путем подачи уточненной налоговой декларации.
Кроме того, в силу ст. 65 АПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
Однако налоговым органом в нарушение вышеуказанной статьи выписка из "Положения об учетной политике" в материалы дела не представлена.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что суммы отрицательного стоимостного небаланса не являются для поставщика "выпадающим" доходом, так как компенсируются в последующие периоды и, следовательно, должны включаться в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль, не может быть принят во внимание судом, поскольку действующими нормативными актами обязанность погашения покупателями или оператором рынка отрицательного стоимостного баланса за счет собственных средств не предусмотрена. Кроме того, как следует из п. 8.2 трехсторонних договоров на поставку, получение и оплату электроэнергии и мощности и оказание услуг, оператор не несет ответственности за общую несбалансированность платежей, возникшую вследствие разницы тарифов для поставщиков и покупателей, утвержденных ФЭК России.
Также не может быть принята во внимание судом ссылка заявителя жалобы на то, что налогоплательщиком не представлены доказательства факта реализации производимой продукции в меньших объемах относительно указанных в счетах-извещениях ЗАО "ЦДР ФОРЭМ".
Размер тарифного небаланса доводится до сведения ОАО "Рязанская ГРЭС" в счете-извещении, направляемом ему оператором торговой системы. Данный счет-извещение выставляется поставщику энергии за календарный месяц.
Как следует из материалов дела, расчет неправильно исчисленного налога был определен Обществом исходя из размера указанного в счетах-извещениях оператора ЗАО "ЦДР ФОРЭМ" тарифного небаланса.
В ходе рассмотрения дела по существу арбитражным судом осуществлялась сверка данных расчета Общества с суммами недоплаты, отраженными в счетах-извещениях, расхождений при этом судом не установлено.
Довод Инспекции, изложенный в дополнениях к апелляционной жалобе, о том, что налоговые органы, выступая в арбитражном процессе либо в качестве заявителя, либо в качестве ответчика, осуществляя защиту государственных интересов бюджета РФ, освобождены от уплаты государственной пошлины, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
По смыслу названной нормы государственные органы освобождается от уплаты государственной пошлины в случае предъявления исков в защиту государственных и (или) общественных интересов.
При этом в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится положений, освобождающих государственные органы от уплаты государственной пошлины по делам, по которым они выступают в качестве ответчиков, в том числе при подаче апелляционной жалобы
Данная позиция подтверждается разъяснениями, изложенными в пункте 2 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации".
В этой связи ссылку заявителя жалобы на то, что указанное Информационное письмо не является обязательным для исполнения арбитражными судами в РФ, апелляционный суд считает несостоятельной.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
В силу вышеизложенного, поскольку госпошлина налоговым органом при подаче апелляционной жалобы по делу, по которому данный орган выступал в качестве ответчика, уплачена не была, она подлежит взысканию.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 26.03.07 по делу N А54-277/2007-С13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России N 7 по Рязанской области в доход федерального бюджета 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационную инстанцию Федерального арбитражного суда Центрального округа в г. Брянске в двухмесячный срок.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
О.А.ТИМИНСКАЯ
О.Г.ТУЧКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)