Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Глухов Е.А., доверенность от 20.11.2012 N 57,
от заинтересованного лица: Перьминова А.М., доверенность от 25.04.2012 N 50/2012-56,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38893/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата, учреждение) с требованиями:
- - признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., выраженный в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г.;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" путем предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., по ранее направленному запросу исх. N 94 от 06.02.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" (далее - общество, заявитель) обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, заинтересованное лицо) с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков, входящих в состав имущества закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент".
В письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г., полученного обществом 15.05.2012, кадастровая палата отказала обществу в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г., указав на невозможность предоставления сведений о кадастровой стоимости на указанную дату, и предложила обществу подать запрос на получение кадастровой справки о кадастровой стоимости земельных участков с информацией о кадастровой стоимости земельных участков на дату выдачи указанной справки.
Общество считает отказ кадастровой палаты в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 года в порядке, установленном п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52, незаконным, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату и пропуска заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого во исполнение п. 14 ст. 396 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются налогоплательщикам бесплатно по письменному заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" полномочиями органа кадастрового учета наделяется ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области.
Согласно Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 г. N П/200 ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области переименовано в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области.
На основании Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением целей деятельности.
При таких обстоятельствах ФГБУ "ФКП Росреестра" как орган кадастрового учета является уполномоченным органом для предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 названного Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 14 статьи 396 НК по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - постановление N 52) указано, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Таким образом, у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для отказа ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" как уполномоченному лицу в отношении земельных участков в предоставлении сведений об их кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает требования заявителя о признании незаконным отказа ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиала по Московской области) в представлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, изложенного в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012, подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ учреждения, выразившийся в непредставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения по основаниям, указанным в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012, не соответствует действующему законодательству.
Апелляционный суд также считает, что вышеуказанный отказ нарушает права общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку препятствует обществу своевременно исполнить обязанность по уплате земельного налога.
Кроме того, следует отметить, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о пропуске обществом срока на подачу заявления.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционным судом установлено, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов 15.05.2012, после получения письма исх. N 01-39/136 от 19.03.2012.
Таким образом, заявление в суд об оспаривании отказа управления, оформленного письмом исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 должно было быть подано в суд не позднее 15.08.2012.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 114 АПК РФ, если заявление, жалоба, другие документы, либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Заявление было направлено обществом по почте 14.08.2012, о чем свидетельствует почтовый конверт со штампом Почты России (т. 1, л.д. 61), то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обществом пропущен срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не соответствует материалам дела.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, требования заявителя - удовлетворению с отнесением расходов по уплате госпошлины на заинтересованное лицо на основании ст. 110 АПК РФ.
Расходы заявителя по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в суде первой инстанции в сумме 2000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежат взысканию в ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу общества.
Излишне уплаченная госпошлина при подаче апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38893/12 отменить.
Требования удовлетворить.
- Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в предоставлении сведений о государственной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., выраженный в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г.;
- Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" путем предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., по ранее направленному запросу исх. N 94 от 06.02.2012 г.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в пользу ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Возвратить ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по п/п N 76 от 24.12.2012.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2013 ПО ДЕЛУ N А41-38893/12
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. по делу N А41-38893/12
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 22 марта 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Глухов Е.А., доверенность от 20.11.2012 N 57,
от заинтересованного лица: Перьминова А.М., доверенность от 25.04.2012 N 50/2012-56,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38893/12, принятое судьей Кулматовым Т.Ш., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области, о признании незаконным отказа,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Терра Эссет Менеджмент" (далее - заявитель, общество, ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - заинтересованное лицо, кадастровая палата, учреждение) с требованиями:
- - признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., выраженный в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г.;
- - обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" путем предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., по ранее направленному запросу исх. N 94 от 06.02.2012.
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение норм права.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" (далее - общество, заявитель) обратилось в Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области (далее - кадастровая палата, заинтересованное лицо) с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков, входящих в состав имущества закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент".
В письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г., полученного обществом 15.05.2012, кадастровая палата отказала обществу в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01 января 2012 г., указав на невозможность предоставления сведений о кадастровой стоимости на указанную дату, и предложила обществу подать запрос на получение кадастровой справки о кадастровой стоимости земельных участков с информацией о кадастровой стоимости земельных участков на дату выдачи указанной справки.
Общество считает отказ кадастровой палаты в предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 года в порядке, установленном п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52, незаконным, в связи с чем обратилось в Арбитражный суд Московской области с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действующим законодательством не предусмотрена возможность получения сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на определенную дату и пропуска заявителем срока, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель учреждения против доводов апелляционной жалобы возражал, просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременное несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 07.02.2008 г. N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", принятого во исполнение п. 14 ст. 396 НК РФ, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения предоставляются налогоплательщикам бесплатно по письменному заявлению территориальными органами Федерального агентства кадастра объектов недвижимости.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) упразднено.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ от 25.12.2008 г. N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии" правопреемником Федерального агентства кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно ст. 3 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета. При этом соответствующие положения настоящего Федерального закона применяются к указанным государственным бюджетным учреждениям постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
В соответствии с Приказом Росреестра от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" полномочиями органа кадастрового учета наделяется ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области.
Согласно Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 31.05.2011 г. N П/200 ФГУ "Кадастровая палата" по Московской области переименовано в ФБУ "Кадастровая палата" по Московской области.
На основании Приказа Минэкономразвития РФ от 13.09.2011 г. N 473 "О реорганизации федеральных бюджетных учреждений "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации" федеральные бюджетные учреждения "Кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации реорганизуются в форме присоединения к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" с сохранением целей деятельности.
При таких обстоятельствах ФГБУ "ФКП Росреестра" как орган кадастрового учета является уполномоченным органом для предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) земельный налог устанавливается названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 названного Кодекса налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 3 статьи 391 НК РФ налогоплательщики - организации, определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Статьей 390 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ. При этом кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
На основании п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 14 статьи 396 НК по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков" (далее - постановление N 52) указано, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют плательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Частью 8 статьи 14 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий, предоставляются в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса (максимальный срок), если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий не может превышать пятнадцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Таким образом, у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для отказа ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" как уполномоченному лицу в отношении земельных участков в предоставлении сведений об их кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает требования заявителя о признании незаконным отказа ФГБУ "ФКП Росреестра" (филиала по Московской области) в представлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения, изложенного в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012, подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции считает, что отказ учреждения, выразившийся в непредставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения по основаниям, указанным в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012, не соответствует действующему законодательству.
Апелляционный суд также считает, что вышеуказанный отказ нарушает права общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку препятствует обществу своевременно исполнить обязанность по уплате земельного налога.
Кроме того, следует отметить, что суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о пропуске обществом срока на подачу заявления.
В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Апелляционным судом установлено, что заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов 15.05.2012, после получения письма исх. N 01-39/136 от 19.03.2012.
Таким образом, заявление в суд об оспаривании отказа управления, оформленного письмом исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 должно было быть подано в суд не позднее 15.08.2012.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 114 АПК РФ, если заявление, жалоба, другие документы, либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным.
Заявление было направлено обществом по почте 14.08.2012, о чем свидетельствует почтовый конверт со штампом Почты России (т. 1, л.д. 61), то есть в пределах установленного законом срока.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что обществом пропущен срок подачи заявления, установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ, не соответствует материалам дела.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных обстоятельствах, обжалуемый судебный акт подлежит отмене, требования заявителя - удовлетворению с отнесением расходов по уплате госпошлины на заинтересованное лицо на основании ст. 110 АПК РФ.
Расходы заявителя по уплате государственной пошлины при рассмотрении дела в суде первой инстанции в сумме 2000 руб. и за подачу апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. подлежат взысканию в ФГБУ "ФКП Росреестра" в пользу общества.
Излишне уплаченная госпошлина при подаче апелляционной жалобе в сумме 1000 руб. подлежит возврату обществу из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.12.2012 по делу N А41-38893/12 отменить.
Требования удовлетворить.
- Признать незаконным отказ Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в предоставлении сведений о государственной стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., выраженный в письме исх. N 01-39/136 от 19.03.2012 г.;
- Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" Д.У. закрытого паевого фонда недвижимости "Лэнд Девелопмент" путем предоставления сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 01.01.2012 г., по ранее направленному запросу исх. N 94 от 06.02.2012 г.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Московской области в пользу ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" расходы по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
Возвратить ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 руб., уплаченную по п/п N 76 от 24.12.2012.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)