Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.08.2013 N 18АП-7514/2013 ПО ДЕЛУ N А76-1999/2013

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2013 г. N 18АП-7514/2013

Дело N А76-1999/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2013 года
Постановление в полном объеме изготовлено 08 августа 2013 года
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузнецова Ю.А.,
судей Ивановой Н.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Комбинат школьного питания" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2013 года по делу N А76-1999/2013 (судья Белый А.В.), участвуют представители: от Муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Комбинат школьного питания" Тараторина Н.Ю. (доверенность от 01.08.2013), от Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области Можаева Н.П. (доверенность N 03-14/7 от 21.03.2013),
установил:

08.02.2013 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о взыскании с Муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Комбинат школьного питания" (далее - предприятие) штрафа по п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ, Кодекс) в сумме 2 000 руб. за нарушение срока предоставления налоговой декларации.
При сроке - до 28.03.2012 предприятие представило декларацию по налогу на прибыль за 2011 год с опозданием - 30.03.2012, в связи, с чем оно привлечено к ответственности, начислен штраф 2000 руб., взыскание производится в судебном порядке (т. 1 л.д. 5-6).
В возражениях предприятие ссылается на то, что оно является унитарным предприятием (коммерческой организацией), а не учреждением, лицевых счетов в органах казначейства не имеет, следовательно, судебный порядок взыскания штрафа действующим законодательством не установлен. Также из акта совместной сверки по состоянию расчетов на 26.11.2012 N 2126 следует, что вся задолженность предприятием погашена, в том числе и по решению N 5650/491 от 22.08.2012 (т. 1, л.д. 43-44).
Решением суда от 21.06.2013 заявленные требования удовлетворены.
Суд указал, что факт несвоевременного предоставления декларации подтверждается материалами дела, привлечение к ответственности в соответствии со ст. 119 НК РФ правомерно, а штраф подлежит взысканию (т. 1 л.д. 103-106).
08.07.2013 от предприятия поступила апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения. Производство по делу подлежит прекращению, поскольку судебный порядок взыскания штрафа для данной категории юридических лиц (казенные предприятия) не предусмотрен. Кроме того, вся задолженность по штрафам до предъявления заявления в суд была уплачена, что подтверждается актом сверки N 2126, платежными поручениями N 368 от 19.12.2012, N 371 от 19.12.2012, выписками по лицевому счету N 18579 и N 18580 (т. 1, л.д. 109-111).
Инспекция возражает против апелляционной жалобы, ссылается на обстоятельства установленные судебным решением.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее АПК РФ), установил следующее.
Муниципального казенного предприятия муниципального образования "Город Снежинск" "Комбинат школьного питания" зарегистрировано в качестве юридического лица 09.09.2004, организационно - правовая форма муниципальное предприятие, с 12.07.2011 находится в стадии ликвидации, о чем внесена регистрационная запись (т. 1 л.д. 56-65), и взыскание обязательных платежей с ликвидируемого юридического лица производится в особом порядке, предусмотренном ст. 49 НК РФ.
Обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. При этом очередность исполнения обязанностей по уплате налогов сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным Кодексом, другими законами.
В силу п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 названного Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.
Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 64 Гражданского кодекса не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Таким образом, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
Постановлением от 25.11.2011 N 1624 принято решение о ликвидации МКП МО "Город Снежинск" "Комбинат школьного питания" и назначена ликвидационная комиссия (л.д. 45), налоговым органом 07.12.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии (л.д. 56-65).
Поскольку по состоянию на 22.08.2012 предприятие находится в стадии ликвидации, налоговый орган не имел права осуществлять действия как по бесспорному так и по судебному взысканию штрафов, поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.
В данном случае налоговый орган был обязан обратиться к ликвидационной комиссии с заявлением о включении штрафа в соответствующую группу требований, а в случае отказа - по п. 4 ст. 64 ГК РФ обратиться с иском к ликвидационной комиссии. Законодательство предусматривает обязательный досудебный порядок, который в данном случае налоговым органом не соблюден.
Арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором (п. 2 ч. 1 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Довод инспекции о том, что сумма штрафа относится к "текущим" платежам и может быть взыскана в обычном порядке не принимается судом апелляционной инстанции. Нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие разделение платежей на "текущие" и "мораторные" к процедуре ликвидации юридических лиц не применяются.
Учитывая, что дело принято и рассмотрено арбитражным судом с нарушением установленного порядка, судебное решение подлежит отмене. По указанным причинам оценка доводам апелляционной жалобы не дается.
Не установлены нарушения, перечисленные в ч. 4 ст. 270 АПК РФ: имеется составленный в установленном порядке протокол судебного заседания, участники дела о рассмотрении извещены, судебные документы оформлены в соответствии с требованиями закона.
Руководствуясь статьями п. 2 ст. 148, 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 21 июня 2013 года по делу N А76-1999/2013 - отменить.
Требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 20 по Челябинской области оставить без рассмотрения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Ю.А.КУЗНЕЦОВ
Судьи
В.М.ТОЛКУНОВ
Н.А.ИВАНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)