Судебные решения, арбитраж
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вейбул": Чеканова М.Ю., по доверенности от 22.01.2013, Марасанова В.Ю., по доверенности от 22.01.2013; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: не явились, извещены; от общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года по делу N А41-18762/12, принятое судьей Нечаевой С.В. по исковому заявлению (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Вейбул" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, при участии 3-его лица: общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации" об обязании установить кадастровую стоимость, внести стоимость земельного участка в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вейбул" (далее - ООО "Вейбул", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями с учетом уточнений от 30 августа 2012 года:
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 292 050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, равной его рыночной стоимости в размере 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести стоимость земельного участка общей площадью 292 050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, в качестве новой кадастровой стоимости 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей в государственный кадастр недвижимости на дату постановки участка на кадастровый учет.
- о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области госпошлину в размере 8 000 (Восемь тысяч) рублей и судебные расходы в размере 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации".
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2012 года к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года требования ООО "Вейбул" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
ООО "Вейбул", на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 292 050 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105 (далее - земельный участок).
До 01 июня 2010 года, земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Удельный показатель кадастровой стоимости земли составлял 237,93 (Двести тридцать семь) рублей 93 копейки, кадастровая стоимость участка составляла 69 487 456,50 (Шестьдесят девять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек.
01 июня 2010 года, Постановлением Правительства Московской области N 399/22 от 01 июня 2010 года "О включении земельного участка в границы с. Анискино сельского поселения Анискинского Щелковского муниципального района" земельный участок был переведен в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области выдано повторно Свидетельство о государственной регистрации права от 03 ноября 2011 года за номером 50-АВ N 441919.
В связи с изменением категории земли и вида разрешенного использования была проведена кадастровая оценка земли, согласно которой новая кадастровая стоимость земельного участка дату 28 июня 2010 года составила 1 094 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости составил 3 748,8 руб./кв. м, что подтверждается Кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 07 февраля 2011 года за N МО-11/ЗВ/1-27049, полученной в Федеральном государственном учреждении "Кадастровая палата" по Московской области, Щелковский отдел. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании кадастровой стоимости земельного участка (Кадастровая выписка о земельном участке от 07 февраля 2011 года за N МО-11/3В/1-27049), общество определило налоговую базу по земельному налогу, которая составила 1 094 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей и исчислило земельный налог за 2011 год (исходя из следующего расчета: 1 094 837 040 x 0,3% = 3 284 511,00).
20 января 2012 года, истцом была подана в МРИФНС N 16 по Московской области налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 3 284 511, 00 (Три миллиона двести восемьдесят четыре тысячи пятьсот одиннадцать) рублей.
Однако, при получении в июне 2010 года данных о кадастровой стоимости земельного участка, ООО "Вейбул" усомнилось в соразмерности указанной стоимости, а именно: 1 994 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость.
05 марта 2012 года, истец передал Ответчику через канцелярию письменный запрос (вх. 01-01-2364/12) с просьбой выдать копию акта расчета кадастровой стоимости земельного участка с указанием даты, на которую эта стоимость рассчитывалась.
23 марта 2012 года, истец получил от ответчика ответ за N РС-2/01-01-2364/12 на запрос, к которому приложен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 29 января 2007 года, утвержденный начальником отдела по Щелковскому Управлению Роснедвижимости по Московской области, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 69 487 456,50 (Шестьдесят девять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек, определенная до перевода земельного участка в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство.
ООО "Вейбул", в качестве Заказчика, заключило с Обществом с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации", в качестве Исполнителя, договор N 0-23/01/12-2 от 23 января 2012 года. Согласно вышеуказанному договору, оценщик ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации" провел оценку, и составил отчет N О-23/01/12-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, общей площадью 292 050 кв. м, кадастровый номер 50:14:0040328:105 по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский со., с. Анискино. Цель оценки - определение рыночной стоимости объекта оценки для целей налогообложения. Оценка была произведена оценщиком Калужских Денисом Владимировичем, действительным членом Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства оценщиков "Экспертный совет", номер по реестру: 0356 от 09 февраля 2011 года.
Оценка земельного участка была проведена на дату определения кадастровой стоимости - (вх. 01-01-2364/12), Согласно результатам оценки, полученным Обществом с ограниченной ответственностью "АКБ - Активные Бизнес Консультации", при применении различных подходов к оценке, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки с учетом округлений до тысяч рублей составила 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
По мнению ООО "Вейбул", ответчик существенно нарушил его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как возложил на него обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного налога, значительно превышающей его рыночную стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, от 15.12.2011 г. N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
23.12.2009 Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
В соответствии с п. 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.2009 Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению N 121-РМ от 23.12.2009.
Доказательств обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 748, 8 руб./кв. м, суду не представлено.
Из содержания п. п. 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции, основываясь на позиции определенной постановлениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривал данный спор по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 08 апреля 2000 года N 316, ответчик осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 вышеуказанных Правил "При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 введен Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206)".
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель в Российской Федерации является платным. Формы платы за землепользование - земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, являются объектом налогообложения.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации конституционных прав.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета Депутатов с.п. Анискинское от 26 октября 2010 года N 55/16 налоговая ставка по земельному налогу для категории земель под жилищное строительство составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящее время правовые основы порядка определения кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно: включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление Судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Истец считает, что в связи с тем, что была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), кадастровая стоимость земельного участка стала равной его рыночной стоимости.
В пункте 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указано следующее: "Наделить федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года".
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости по Московской области, в соответствии с данным Приказом, переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области, 20 июля 2011 года было реорганизовано в Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области.
В настоящий момент, в полномочия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области входит:
- - ведение государственного кадастра недвижимости;
- - государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- - предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области привлечена к участию в настоящем деле в качестве соответчика, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является органом, осуществляющим кадастровый учет.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года по делу N А41-18762/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 27.05.2013 ПО ДЕЛУ N А41-18762/12
Разделы:Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения; Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 мая 2013 г. по делу N А41-18762/12
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Александрова Д.Д., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Себельдиной Д.В.,
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Вейбул": Чеканова М.Ю., по доверенности от 22.01.2013, Марасанова В.Ю., по доверенности от 22.01.2013; от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области: не явились, извещены; от Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области: не явились, извещены; от общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года по делу N А41-18762/12, принятое судьей Нечаевой С.В. по исковому заявлению (заявлению) общества с ограниченной ответственностью "Вейбул" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области, при участии 3-его лица: общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации" об обязании установить кадастровую стоимость, внести стоимость земельного участка в государственный кадастр недвижимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Вейбул" (далее - ООО "Вейбул", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - заинтересованное лицо) с требованиями с учетом уточнений от 30 августа 2012 года:
- об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области установить кадастровую стоимость земельного участка общей площадью 292 050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, равной его рыночной стоимости в размере 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
- об обязании Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области внести стоимость земельного участка общей площадью 292 050 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105, в качестве новой кадастровой стоимости 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей в государственный кадастр недвижимости на дату постановки участка на кадастровый учет.
- о взыскании с Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области госпошлину в размере 8 000 (Восемь тысяч) рублей и судебные расходы в размере 80 000 (Восемьдесят тысяч) рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общества с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации".
Определением Арбитражного суда Московской области от 28 июня 2012 года к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года требования ООО "Вейбул" удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда первой инстанции, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель представил в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области направило в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы апелляционной жалобы.
Заявитель направил в судебное заседание своего представителя, который поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Московской области и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили, отзывов на апелляционную жалобу не представили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание представителей участвующих в деле лиц, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
ООО "Вейбул", на праве собственности принадлежит земельный участок общей площадью 292 050 кв. м, расположенный по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский с.о., с. Анискино, кадастровый номер 50:14:0040328:105 (далее - земельный участок).
До 01 июня 2010 года, земельный участок относился к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения. Удельный показатель кадастровой стоимости земли составлял 237,93 (Двести тридцать семь) рублей 93 копейки, кадастровая стоимость участка составляла 69 487 456,50 (Шестьдесят девять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек.
01 июня 2010 года, Постановлением Правительства Московской области N 399/22 от 01 июня 2010 года "О включении земельного участка в границы с. Анискино сельского поселения Анискинского Щелковского муниципального района" земельный участок был переведен в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, о чем Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области выдано повторно Свидетельство о государственной регистрации права от 03 ноября 2011 года за номером 50-АВ N 441919.
В связи с изменением категории земли и вида разрешенного использования была проведена кадастровая оценка земли, согласно которой новая кадастровая стоимость земельного участка дату 28 июня 2010 года составила 1 094 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей, а удельный показатель кадастровой стоимости составил 3 748,8 руб./кв. м, что подтверждается Кадастровой выпиской о земельном участке (выписка из государственного кадастра недвижимости) от 07 февраля 2011 года за N МО-11/ЗВ/1-27049, полученной в Федеральном государственном учреждении "Кадастровая палата" по Московской области, Щелковский отдел. Данные сведения внесены в государственный кадастр недвижимости.
На основании кадастровой стоимости земельного участка (Кадастровая выписка о земельном участке от 07 февраля 2011 года за N МО-11/3В/1-27049), общество определило налоговую базу по земельному налогу, которая составила 1 094 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей и исчислило земельный налог за 2011 год (исходя из следующего расчета: 1 094 837 040 x 0,3% = 3 284 511,00).
20 января 2012 года, истцом была подана в МРИФНС N 16 по Московской области налоговая декларация по земельному налогу за 2011 год, согласно которой исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет составила 3 284 511, 00 (Три миллиона двести восемьдесят четыре тысячи пятьсот одиннадцать) рублей.
Однако, при получении в июне 2010 года данных о кадастровой стоимости земельного участка, ООО "Вейбул" усомнилось в соразмерности указанной стоимости, а именно: 1 994 837 040 (Один миллиард девяносто четыре миллиона восемьсот тридцать семь тысяч сорок) рублей, которая значительно превышает его рыночную стоимость.
05 марта 2012 года, истец передал Ответчику через канцелярию письменный запрос (вх. 01-01-2364/12) с просьбой выдать копию акта расчета кадастровой стоимости земельного участка с указанием даты, на которую эта стоимость рассчитывалась.
23 марта 2012 года, истец получил от ответчика ответ за N РС-2/01-01-2364/12 на запрос, к которому приложен Акт определения кадастровой стоимости земельного участка от 29 января 2007 года, утвержденный начальником отдела по Щелковскому Управлению Роснедвижимости по Московской области, в котором указана кадастровая стоимость земельного участка в размере 69 487 456,50 (Шестьдесят девять миллионов четыреста восемьдесят семь тысяч четыреста пятьдесят шесть) рублей 50 копеек, определенная до перевода земельного участка в категорию земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство.
ООО "Вейбул", в качестве Заказчика, заключило с Обществом с ограниченной ответственностью "АКБ-Активные Бизнес Консультации", в качестве Исполнителя, договор N 0-23/01/12-2 от 23 января 2012 года. Согласно вышеуказанному договору, оценщик ООО "АКБ-Активные Бизнес Консультации" провел оценку, и составил отчет N О-23/01/12-2 об оценке рыночной стоимости земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под жилищное строительство, общей площадью 292 050 кв. м, кадастровый номер 50:14:0040328:105 по адресу: Московская область, Щелковский район, Анискинский со., с. Анискино. Цель оценки - определение рыночной стоимости объекта оценки для целей налогообложения. Оценка была произведена оценщиком Калужских Денисом Владимировичем, действительным членом Саморегулируемой организации Некоммерческого партнерства оценщиков "Экспертный совет", номер по реестру: 0356 от 09 февраля 2011 года.
Оценка земельного участка была проведена на дату определения кадастровой стоимости - (вх. 01-01-2364/12), Согласно результатам оценки, полученным Обществом с ограниченной ответственностью "АКБ - Активные Бизнес Консультации", при применении различных подходов к оценке, итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки с учетом округлений до тысяч рублей составила 684 850 000,00 (Шестьсот восемьдесят четыре миллиона восемьсот пятьдесят тысяч) рублей.
По мнению ООО "Вейбул", ответчик существенно нарушил его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как возложил на него обязанности по уплате повышенного земельного налога в результате установления необоснованно высокой кадастровой стоимости земельного налога, значительно превышающей его рыночную стоимость.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции указал следующее.
Постановлениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 913/11, от 15.12.2011 г. N 12651/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота. Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с действиями органов кадастрового учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Следовательно, в случае неправильного определения кадастровой стоимости земельного участка неправомерное увеличение налоговой базы влечет за собой увеличение налоговых обязательств заявителя, тем самым нарушая его права и законные интересы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с п. 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 N 316) организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Для проведения указанных работ привлекаются оценщики или юридические лица, имеющие право на заключение договора об оценке, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель (п. 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Методические указания по государственной кадастровой оценке земель и нормативно-технические документы, необходимые для проведения государственной кадастровой оценки земель, разрабатываются и утверждаются Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (п. 11 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
Согласно пункту 4.1 Приказа Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307 "Об утверждении Методики государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений" кадастровая стоимость земельных участков объединений рассчитывается путем умножения площади этих земельных участков на УПКСЗ эталонных земельных участков в составе рассматриваемых объединений.
Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, в срок не более чем пять рабочих дней со дня утверждения таких результатов представляет в орган кадастрового учета копию акта об утверждении таких результатов.
В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
23.12.2009 Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области (приложение N 1) и средний уровень кадастровой стоимости 1 кв. м земель садоводческих, огороднических и дачных объединений по муниципальным районам, городским округам (приложение N 2).
В соответствии с п. 2 Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 121-РМ от 23.12.2009 Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 21.11.2005 N 166-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений Московской области" применяется в части, не противоречащей Распоряжению N 121-РМ от 23.12.2009.
Доказательств обоснованности применения уполномоченным органом удельного показателя кадастровой стоимости в размере 3 748, 8 руб./кв. м, суду не представлено.
Из содержания п. п. 6.2, 9.9, 11.5 и приложения N 1 Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель", утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 28.06.2007 N 215, следует, что для проведения государственной кадастровой оценки земель составляется перечень с указанием всех земельных участков, расположенных на оцениваемой территории, что предполагает установление кадастровой стоимости каждого из них, а также указывает в качестве результата государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации сведения о кадастровой стоимости земельных участков.
Следовательно, результатом государственной кадастровой оценки земель в субъекте Российской Федерации, подлежащим утверждению органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, является кадастровая стоимость каждого земельного участка.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции, основываясь на позиции определенной постановлениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассматривал данный спор по общим правилам искового производства.
Согласно пункту 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 08 апреля 2000 года N 316, ответчик осуществляет, в том числе, функции по государственной кадастровой оценке земельных участков.
В соответствии с пунктом 13 вышеуказанных Правил "При проведении государственного кадастрового учета вновь образуемых земельных участков, а также текущих изменений, связанных с изменением категории земель, вида разрешенного использования или уточнением площади земельных участков, определение их кадастровой стоимости осуществляется на основе результатов государственной кадастровой оценки земель (пункт 13 введен Постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2006 года N 206)".
Как следует из статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земель в Российской Федерации является платным. Формы платы за землепользование - земельный налог и арендная плата. Для целей налогообложения устанавливается кадастровая стоимость земельных участков. Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ).
Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которых введен земельный налог, являются объектом налогообложения.
Статья 388 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
В соответствии со статьей 391 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации конституционных прав.
Согласно статье 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Решением Совета Депутатов с.п. Анискинское от 26 октября 2010 года N 55/16 налоговая ставка по земельному налогу для категории земель под жилищное строительство составляет 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.
В настоящее время правовые основы порядка определения кадастровой стоимости земельных участков предусмотрены Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым были внесены изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а именно: включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость.
В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установление Судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Истец считает, что в связи с тем, что была проведена оценка рыночной стоимости земельного участка на основании Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями), кадастровая стоимость земельного участка стала равной его рыночной стоимости.
В пункте 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N П/93 "О наделении Федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" указано следующее: "Наделить федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости (далее - полномочия органа кадастрового учета), согласно Плану-графику соответственно с 1 июля 2010 года, с 15 сентября 2010 года и с 1 декабря 2010 года".
Полномочия по ведению государственного кадастра недвижимости по Московской области, в соответствии с данным Приказом, переданы Федеральному государственному учреждению "Кадастровая палата" по Московской области.
Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области, 20 июля 2011 года было реорганизовано в Федеральное бюджетное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Московской области.
В настоящий момент, в полномочия Федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области входит:
- - ведение государственного кадастра недвижимости;
- - государственный кадастровый учет недвижимого имущества;
- - предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Поскольку Федеральное государственное учреждение "Кадастровая палата" по Московской области привлечена к участию в настоящем деле в качестве соответчика, апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что ответчик не является органом, осуществляющим кадастровый учет.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 10 декабря 2012 года по делу N А41-18762/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий
С.А.КОНОВАЛОВ
Судьи
Д.Д.АЛЕКСАНДРОВ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)