Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Парскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МРСК Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701), ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033)
к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328)
о признании недействительным и отмене постановления N 37 от 23.07.2012, об обязании РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы и утвердить плату за технологическое присоединение, (судья Коптева М.Б.),
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС": Найфонову З.С., Кочиева Г.Г. по доверенности;
- от ОАО "МРСК Северного Кавказа" Сикоев М.М. по доверенности;
- установил:
открытое акционерное общество "Зарамагские ГЭС" (далее - ОАО "Зарамагские ГЭС") обратились в Арбитражный суд РСО-Алания к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (далее - РСТ РСО-Алания), третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ОАО "МРСК СК") с заявлением о признании незаконными и отмене постановления РСТ РСО-Алания) от 23.07.2012 N 37, об обязании РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством и утвердить плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СевероКавказского филиала ОАО "МРСК СК" (далее - СОФ ОАО "МРСК СК") в сумме 17631940 руб. 16 коп. (без НДС), в том числе: подготовка технических условий и их согласование - 4390 руб., проверка выполнения заявителем технических условий - 579 руб.; фактические действия по присоединению - 1725 руб., выполнение технических условий: всего - 17625246 руб. 16 коп. (без НДС), в том числе по видам работ: строительство заходов на ОРУ-110кВ-197449 руб. 60 коп., организация ВЧ связи на Головной ГЭС в сумме 7909927 руб. 26 коп., пусконаладочные работы на сумму 884719 руб. 67 коп.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 22.10.2012 заявление ОАО "Зарамагские ГЭС" принято к производству и возбуждено дело N А61-2757/12.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к РСТ РСО-Алания, третье лицо - ОАО "Зарамагские ГЭС", о признании незаконным постановления N 37 от 23.07.2012.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 15.11.2012 заявление ОАО "МРСК СК" принято к производству и возбуждено дело N А61-2791/12.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 09.01.2013 объединены в одно производство дела N А61-2757/12 и N А61-2791/12 и присвоен N А61-2757/12.
Решением суда от 30 апреля 2013 года требования ОАО "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701) и ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) удовлетворены.
Постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (головная ГЭС) к электрическим сетям Северо-Осетинский филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" от 27.12.2004 N 861, Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ от 30.11.2010 N 365-э/5.
Региональную службу по тарифам РСО-Алания обязана рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" о перерасчете платы и утверждению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
С Региональной службы по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328) в пользу ОАО "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701) взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей и в пользу ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей
Решение мотивированно несоответствием оспариваемого постановления действующему законодательству.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "МРСК Северного Кавказа" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части обязания РСТ рассмотреть заявление ОАО "Зарамагские ГЭС" о перерасчете платы и утверждении платы за технологическое присоединение. Заявитель указывает, что "ОАО "МРСК Северного Кавказа" в точности исполняло действующее законодательство в период проведения работ по технологическому присоединению, получило в рамках договора от ОАО "Зарамагские ГЭС" денежные средства, потраченные на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства", противоречит вышеупомянутому пункту 30.1 Правил, согласно которому "сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки должна была направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту"; полученный ОАО "МРСК Северного Кавказа" аванс по договору был потрачен на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства". Указывает, что суд неправильно применил нормы права, сославшись на действующее законодательство, в то время как отношения складывались в период действия более раннего законодательства; суд необоснованно обязал РСТ рассмотреть заявление ОАО "Зарамагские ГЭС", так как эта организация не наделена правом на обращение в РСТ по данному вопросу.
ОАО "Зарамагские ГЭС" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителя для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что постановлением РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 N 37 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (головная ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" утверждена плата за технологическое присоединение энергоустановок в размере 52 075 886,81 руб. (без НДС).
Не согласившись с данным постановлением ОАО "МРСК СК" и ОАО "Зарамагские ГЭС" обжаловали его в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению электроэнергетике и оказаниям этих услуг.
Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, постановлении Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней, приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания).
Статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 17 Правил устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На территории Республики Северная Осетия-Алания подобными полномочиями наделена РСТ РСО-Алания.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств, требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, то сетевая организация в установленный срок направляет в уполномоченный орган заявку об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Пункт 11 Методических указаний запрещает включать в размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту стоимость выполнения технических условий сетевой организации, в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Между ОАО "МРСК СК" и ОАО "Зарамагские ГЭС" заключен договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям N 94/2008 от 17.04.2008, предметом которого является осуществление сторонами комплекса мероприятий, обеспечивающих в совокупности фактическое присоединение электроустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям ОАО "МРСК СК".
Согласно пункту 3.1. договора сетевая организация обязуется: осуществить предварительный расчет платы за технологическое присоединение; осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергоустановок генерирующей компании в части, касающейся сетевой компании; согласно п. п. 4 п. 3.2. договора генерирующая компания обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению, осуществить определенные договором мероприятия, в части касающейся генерирующей компании.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.12.2010 N 71 была утверждена индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" в размере 132 251 820 руб. (с НДС). При этом РСТ РСО-Алания не были учтены расходы на уплату налога на прибыль в размере 29125751 руб., а также расходы за подготовку и выдачу технических условий в размере 10024 руб.
Приказом ФСТ России от 29.07.2011 N 429-тп РСТ РСО-Алания указано при определении размера платы за технологическое присоединение к сетям СОФ ОАО "МРСК СК" дополнительно учесть расходы на уплату налога на прибыль, а также расходов на подготовку и выдачу технических условий.
РСТ РСО-Алания Постановлением от 08.08.2011 N 68 внесло дополнение в Постановление от 23.12.2010 N 71, где учило расходы на уплату налога на прибыль, а также расходы за подготовку и выдачу технических условий. Индивидуальная плата за технологическое присоединение энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к сетям СОФ ОАО "МРСК СК" установлена в размере 160295379 руб. (с НДС).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 04.10.2011 по делу А61-523/11 постановление РСТ от 23.12.2010 N 71 признано недействительным, постановлением 16 ААС от 25.11.2011 решение оставлено в силе.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам РСО-Алания РСТ РСО-Алания от 11.04.2006 N 78 утвердила индивидуальную плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (Головная ГЭС) к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в сумме 52075886 руб. 81 коп. (без НДС) с учетом налога на прибыль.
РСТ РСО-Алания была утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в размере 52075886 руб. 81 коп. (без НДС), в том числе по видам работ:
- 1. Подготовка технических условий и их согласование - 4 390 руб.;
- 2. Проверка выполнения заявителем технических условий - 579 руб.;
- 3. Фактические действия по присоединению - 1725 руб.;
- 4. Выполнение технических условий - всего 41 655 354 руб., в том числе по видам работ:
- - Строительство заходов ВЛ- 110 кВ на ОРУ-110 кВ Головной Зарамагской ГЭС 8633149,6 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ за май 2009 года без номера;
- - ПС 110 кВ Нузал, АИИС КУЭ - 961 362,4 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 2-5-1 март 2010 года;
- - ПС 110 кВ Нузал Сооружение ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-8 955 900 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-21 декабрь 2009 года, смета N 5-2-1 август 2009 года;
- - ПС I10 кВ Зарамаг, Сооружение ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-8 469 813 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-11 декабрь 2009 года, смета N 5-1-1 апрель 2010 года, смета 5-1-1 август 2010 года;
- - ПС 110 кВ Мизур, Сооружение ВЧ каналов связи и ПА по ВЛ 110-2 836 948 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-41 август 2010 года, смета N 5-4-1 декабрь 2009 года;
- - Зарамагская головная ГЭС, Сооружения ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-10603868 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-3-1 апрель 2010 года, смета N 5-3-1 декабрь 2009 года;
- - ПС 110 кВ Зарамаг, АИИС КУЭ - 1 194 313 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 2-4-1 март 2010 года.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 24.04.2012 года N ЕП-3205/14 "О порядке определения размера платы за технологическое присоединение" в состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, определен в приложении 5 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 30.1 1.2010 г. N 365-э/5.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Налог на прибыль включен в плату за техническое присоединение в соответствии с рекомендациями ФСТ России, которые были отражены в пункте 4 протокола согласительного совещания с применением системы видеоконференцсвязи по рассмотрению заявления ОАО "МРСК СК" об урегулировании спора, связанного с установлением РСТ РСО-Алания платы за технологическое присоединение ОАО "Зарамагские ГЭС" к территориальным распределительным электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" по индивидуальному проекту (исх. N СОФ/01/323 от 17.03.2011, вх. N ФСТ-5836-27 от 18.03.2011) от 04.05.2011 N НБ-3.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 руб. (без НДС).
Из протокола заседания Правления РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 следует, что вышеперечисленные мероприятия учитываются при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с Приложением 5 Методических указаний ФСТ (N 365-э/5 от 30.11.2010) и что согласно статье 23.2 Федерального закона N 35 ФЗ с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существенной инфраструктуры, в том числе связей между единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики.
Приложение 5 - это "состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения".
Мероприятия, учтенные РСТ РСО-Алания при установлении платы за технологическое присоединение, выполненные на действующих подстанциях ПС 110 кВ Зарамаг, ПС 110 кВ Нузал и ПС 110 кВ Мизур, находящихся на балансе сетевой организации, относятся к реконструкции и развитию электрических сетей и в плату за техническое присоединение не включаются.
В пресс-релизе Правления ФСТ России от 02.08.2011 "О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" указано, что в "плату за технологическое присоединение должны включаться только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (или) объектов электроэнергетики (последняя миля)", указано, что из п. 11.1 Методических указаний, в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ исключены положения, предусматривающие возможность включения в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту затраты на реконструкцию и развитие сетевой организации.
Согласно вышеуказанному Приложению 5 в составе расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, учитывается только строительство заходов на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС в сумме 8633149 руб. 63 коп. (без НДС), так как выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС осуществляется в рассечку проходящей вблизи станции линии электропередачи ВЛ-110кВ N 127 Зарамаг-Нузал по схеме "заход-выход", что усматривается из чертежа заходов (т. 1 л.д. 17)
Согласно проектно-сметной документации, разработанной ОАО "Южэнергосетьпроект" на основании технических условий на технологическое присоединение энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям, сетевая организация выполнила работы в границах Головной Зарамагской ГЭС на сумму 8992096 руб. 53 коп. (без НДС), в том числе: по организации ВЧ связи на сумму 7909927,26 руб., пусконаладочные работы на сумму 884719 руб. 67 коп., вынос ВЛ-35кВ с площадок ОРУ-110кВ Головной ГЭС на сумму 197449 руб. 60 коп.
Данные расходы подтверждаются реестром выполненных объемов работ по объекту выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, счетами-фактурами.
В соответствии с Методическими указаниями по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25-2001 от 01.03.2001 (введены в действие с 01.03.2011 Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2011 N 15) в сметной документации была учтена сметная прибыль, так как технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС выполнялось по индивидуальному проекту на основании сметной документации.
Согласно п. 1.2 Методических указаний в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на налог на прибыль организаций, налог на имущество и т.д.
В связи с вышеуказанным, дополнительное включение налога на прибыль в состав платы за технологическое присоединение РСТ РСО-Алания необоснованно. Данная позиция подтверждается Высшим Арбитражным Судом РФ (Определение от 14.01.2009 N 16968/08).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 раздело 3 "Принципы и методы регулирования тарифов (цен) п. 21 определено, что в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организации, а не в плату за технологическое присоединение, утвержденную РСТ.
Согласно пункту 9 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с разделом 2 и 3.
Учитывая технические характеристики Головной станции для расчета платы за технологическое присоединение применяется раздел 2, которым определена формула: Птп=Р +Ри(руб.), где Р - расходы на технологическое присоединение по мероприятиям, указанным в п. 12 Методических указаний, не включающие в себя расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (руб.); Ри - расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 9 Методических указаний (руб.), определяемые в соответствии с разделом 5 согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
В составе вышеуказанной формулы не учитывается налог на прибыль, что соответствует Основам ценообразования.
В оспариваемом постановлении РСТ РСО-Алания ссылается на статью 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ, в соответствии с которой с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с реконструкцией существующих объектов электросетевого хозяйства, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов элетросетевого хозяйства до присоединения энергопринимающих устройств, и определяет плату согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
Приложение 5 определяет "состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения".
Включение в плату мероприятий п. 5, 6, 7 Приложения 5 необоснованно, так как оно не содержит указаний, что данные мероприятия выполняются на действующих электросетевых объектах.
Головная ГЭС была присоединена к линии электропередачи, имеющей класс напряжения, указанный в заявке. Линия электропередачи не требовала реконструкции, то есть не требовала увеличения сечения провода, что соответствует представленной суду проектной документации. Доказательств обратного суду не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности оспариваемого постановления РСТ. Решение в этой части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что во втором абзаце резолютивной части решения Арбитражный суд РСО-Алания обязал Региональную службу по тарифам РСО-Алания рассмотреть заявление лица (ОАО "Зарамагские ГЭС"), не обладающего правом на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - отклоняется по следующим основаниям.
ОАО "Зарамагские ГЭС" не обращалось в Региональную службу по тарифам РСО-Алания с заявлением о перерасчете платы. Требования о перерасчете платы ОАО "Зарамагские ГЭС" заявлены в обращении в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействительным Постановления РСТ РСО-Алания от 23.07.2013 года N 37.
Поскольку судом установлены нарушения прав и законных интересов ОАО "Зарамагские ГЭС" и на момент рассмотрения спора они не устранены, суд принял правильное решение об их восстановлении путем рассмотрения заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "МРСК Северного Кавказа" в точности исполняло действующее законодательство в период проведения работ по технологическому присоединению, получило в рамках договора от ОАО "Зарамагские ГЭС" денежные средства, потраченные на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства", противоречит вышеупомянутому пункту 30.1 Правил, согласно которому "сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки должна была направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту отклоняется по следующим основаниям.
Заявка на технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС была принята и зарегистрирована ОАО "МРСК Северного Кавказа" 15.06.2007 г. N 1781Р. Однако, ОАО "МРСК Северного Кавказа" не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, как это требует п. 30.1 Правил. Технические условия были разработаны и утверждены ОАО "МРСК Северного Кавказа" 20.07.2007 г. ОАО "МРСК Северного Кавказа" на основании укрупненного расчета определило плату за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям, которая не соответствовала техническим условиям присоединения станции к электрическим сетям. 17 апреля 2008 года был заключен Договор N 94/2008 с ОАО "МРСК Северного Кавказа" об осуществлении технологического присоединения энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС" к электрическим сетям на условиях сетевой организации. В соответствии с пунктом 6.3. Договора был перечислен аванс, так как согласно пункту 6.4. сетевая организация вправе не приступать к началу выполнения своих обязательств по Договору, что сказалось бы на сроках пуска станции. Согласно пункту 6.5. Договора "окончательный размер платы за технологическое присоединение должен быть установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Отрицательная разница между окончательным размером платы за технологическое присоединение и предварительным размером платы за технологическое присоединение засчитывается в счет последнего платежа Генерирующей компании, осуществляемого по факту выполнения Сетевой организацией всех мероприятий по технологическому присоединению, кроме случаев, когда была выполнена корректировка размеров платы и если эта разница будет больше последнего платежа (или она будет определена после его совершения), то разность таких величин подлежит возврату Сетевой организацией Генерирующей компании в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты установления для сетевой организации в порядке, определенном действующим законодательством РФ, размера платы за технологическое присоединение энергоустановок Генерирующей компании". 18 сентября 2009 года состоялся пуск Головной Зарамагской ГЭС, был подписан акт об осуществлении технологического присоединения энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС N 08/2874 от 29.12.2009 г. (Акт прилагается). По состоянию на 18.09.2009 плата за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС не была установлена.
Данные обстоятельства ОАО "МРСК Северного Кавказа" не опровергло.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.12.2010 г. N 71 была установлена плата за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям с учетом реконструкции электросетевых объектов.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 04.10.2011 г. по делу N А61-523/11 Постановление N 71 от 23.12.2010 г. Региональной службы по тарифам РСО-Алания об установлении платы за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям было признано не действительным.
Постановлением Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 г. повторно была установлена плата за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям, с которой ОАО "Зарамагские ГЭС" не согласилось и обратилось с заявлением в Арбитражный суд РСО-Алания.
ОАО "Зарамагские ГЭС", обратившись в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействительным и отмене Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 г."Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям", в своих требованиях просило обязать РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы в соответствии с действующим законодательством РФ, данное требование удовлетворено судом правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что полученный ОАО "МРСК Северного Кавказа" аванс по Договору был потрачен на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства - отклоняется по следующим основаниям. Расходование денежных средств на реконструкцию действующих объектов электросетевого хозяйства противоречит действующему законодательству в отношении объектов по производству электроэнергии.
Довод апелляционной жалобы о том, суд неправильно применил нормы права, отклоняется. Нормы действующего законодательства в отношении объектов по производству электроэнергии на момент заключения договора, в период проведения работ и осуществления технологического присоединения сетевой организацией, а также на момент вынесения решения Арбитражным Судом РСО-А 30.04.2013 предусматривали одни и те же требования (т.е. были одинаковы и не менялись).
Основание, по которому были отменены оба Постановления заключается в том, что для объектов по производству электроэнергии в Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Федеральной службой по тарифам РФ в редакциях Приказов ФСТ РФ от 23.10.2007 г. N 277-э/7, от 07.10.2008 N 202-э/2, от 20.01.2009 N 3-э/3, от 21.08.2009 N 201-э/1, от 30.11.2010 N 365-э/5 пункты 10, 11, 12 имеют одну и ту же редакцию по определению расходов, учитываемых при установлении платы за технологическое присоединение электрических станций к электрическим сетям.
Для присоединения мощности строящихся электрических станций в плате за технологическое присоединение учитываются только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от границ балансовой принадлежности соответствующих станций до существующих объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 14.3. Договора N 94/2008 от 17.04.2008 г. об осуществлении технологического присоединения энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" предусмотрено, что "если на момент изменения (принятия) нормативно-правовых актов, определяющих порядок установления платы за технологическое присоединение, плата за технологическое присоединение по настоящему Договору будет уже установлена в соответствии с действующим на момент ее установления законодательством РФ, она не подлежит пересмотру".
Только в случае, если плата была установлена, она не подлежит пересмотру, а "в случае изменения (принятия) нормативно-правовых актов, определяющих порядок установления платы за технологическое присоединение, в том числе путем применения стандартизированных тарифных ставок, порядок определения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению и иных норм, затрагивающих условия Договора, Стороны приводят условия Договора в соответствие с принятыми нормативно-правовыми актами (внесенными изменениями нормативно-правовые акты) в 30-дневный срок, за исключением тех условий (обязательств) по договору, которые будут выполнены на дату вступления в силу (принятия) нормативно-правовых актов".
Кроме того, налог на прибыль согласно п. 21 Постановления Правительства от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2007 и 29.09.2010) учитывается в необходимой валовой выручке при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (раздел III. Принципы и методы регулирования тарифов (цен), а не в плате за технологическое присоединение.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.09.2013 ПО ДЕЛУ N А61-2757/12
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 сентября 2013 г. по делу N А61-2757/12
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2013 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 сентября 2013 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.,
Судей: Белова Д.А., Парскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Эдиева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "МРСК Северного Кавказа" на решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701), ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033)
к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328)
о признании недействительным и отмене постановления N 37 от 23.07.2012, об обязании РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы и утвердить плату за технологическое присоединение, (судья Коптева М.Б.),
при участии в судебном заседании:
- от открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС": Найфонову З.С., Кочиева Г.Г. по доверенности;
- от ОАО "МРСК Северного Кавказа" Сикоев М.М. по доверенности;
- установил:
открытое акционерное общество "Зарамагские ГЭС" (далее - ОАО "Зарамагские ГЭС") обратились в Арбитражный суд РСО-Алания к Региональной службе по тарифам РСО-Алания (далее - РСТ РСО-Алания), третье лицо - открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" (далее - ОАО "МРСК СК") с заявлением о признании незаконными и отмене постановления РСТ РСО-Алания) от 23.07.2012 N 37, об обязании РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям ОАО "МРСК СК" в соответствии с действующим законодательством и утвердить плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СевероКавказского филиала ОАО "МРСК СК" (далее - СОФ ОАО "МРСК СК") в сумме 17631940 руб. 16 коп. (без НДС), в том числе: подготовка технических условий и их согласование - 4390 руб., проверка выполнения заявителем технических условий - 579 руб.; фактические действия по присоединению - 1725 руб., выполнение технических условий: всего - 17625246 руб. 16 коп. (без НДС), в том числе по видам работ: строительство заходов на ОРУ-110кВ-197449 руб. 60 коп., организация ВЧ связи на Головной ГЭС в сумме 7909927 руб. 26 коп., пусконаладочные работы на сумму 884719 руб. 67 коп.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 22.10.2012 заявление ОАО "Зарамагские ГЭС" принято к производству и возбуждено дело N А61-2757/12.
ОАО "МРСК Северного Кавказа" обратилось в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением к РСТ РСО-Алания, третье лицо - ОАО "Зарамагские ГЭС", о признании незаконным постановления N 37 от 23.07.2012.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 15.11.2012 заявление ОАО "МРСК СК" принято к производству и возбуждено дело N А61-2791/12.
Определением Арбитражного суда РСО-Алания от 09.01.2013 объединены в одно производство дела N А61-2757/12 и N А61-2791/12 и присвоен N А61-2757/12.
Решением суда от 30 апреля 2013 года требования ОАО "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701) и ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) удовлетворены.
Постановление Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (головная ГЭС) к электрическим сетям Северо-Осетинский филиал ОАО "МРСК Северного Кавказа" признано недействительным, не соответствующим Федеральному закону от 26.03.2003 N 35 -ФЗ "Об электроэнергетике", Правилам технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям" от 27.12.2004 N 861, Методическим указаниям по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ от 30.11.2010 N 365-э/5.
Региональную службу по тарифам РСО-Алания обязана рассмотреть заявление открытого акционерного общества "Зарамагские ГЭС" о перерасчете платы и утверждению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям открытого акционерного общества "МРСК Северного Кавказа" в соответствии с действующим законодательством в течение 14 дней со дня вступления решения в законную силу.
С Региональной службы по тарифам РСО-Алания (ОГРН 1061515005166, ИНН 1515909328) в пользу ОАО "Зарамагские ГЭС" (ОГРН 1021500822001, ИНН 1505008701) взысканы расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей и в пользу ОАО "МРСК Северного Кавказа" (ОГРН 1062632029778, ИНН 2632082033) расходы по госпошлине в сумме 2000 рублей
Решение мотивированно несоответствием оспариваемого постановления действующему законодательству.
Не согласившись с принятым решением, ОАО "МРСК Северного Кавказа" обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность в части обязания РСТ рассмотреть заявление ОАО "Зарамагские ГЭС" о перерасчете платы и утверждении платы за технологическое присоединение. Заявитель указывает, что "ОАО "МРСК Северного Кавказа" в точности исполняло действующее законодательство в период проведения работ по технологическому присоединению, получило в рамках договора от ОАО "Зарамагские ГЭС" денежные средства, потраченные на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства", противоречит вышеупомянутому пункту 30.1 Правил, согласно которому "сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки должна была направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту"; полученный ОАО "МРСК Северного Кавказа" аванс по договору был потрачен на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства". Указывает, что суд неправильно применил нормы права, сославшись на действующее законодательство, в то время как отношения складывались в период действия более раннего законодательства; суд необоснованно обязал РСТ рассмотреть заявление ОАО "Зарамагские ГЭС", так как эта организация не наделена правом на обращение в РСТ по данному вопросу.
ОАО "Зарамагские ГЭС" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, как законное и обоснованное.
Другие участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте проведения судебного разбирательства, своих представителя для участия в судебном заседании не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в обжалуемой части с учетом согласия на это сторон в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012, следует оставить без изменения.
Из материалов дела усматривается, что постановлением РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 N 37 "Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (головная ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" утверждена плата за технологическое присоединение энергоустановок в размере 52 075 886,81 руб. (без НДС).
Не согласившись с данным постановлением ОАО "МРСК СК" и ОАО "Зарамагские ГЭС" обжаловали его в суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы.
Государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлении Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению электроэнергетике и оказаниям этих услуг.
Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, постановлении Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней, приказом Федеральной службы по тарифам от 30.11.2010 N 365-э/5 "Об утверждении Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" (далее - Методические указания).
Статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Состав расходов, включаемых в состав платы за технологическое присоединение, в соответствии с пунктом 17 Правил устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов. На территории Республики Северная Осетия-Алания подобными полномочиями наделена РСТ РСО-Алания.
В соответствии с пунктом 30.1 Правил установлено, что если присоединение энергопринимающих устройств, требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в инвестиционные программы на очередной период регулирования, то сетевая организация в установленный срок направляет в уполномоченный орган заявку об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Пункт 11 Методических указаний запрещает включать в размер платы за технологическое присоединение к электрическим сетям по индивидуальному проекту стоимость выполнения технических условий сетевой организации, в части обоснованных требований к усилению существующей электрической сети в связи с присоединением новых мощностей.
Между ОАО "МРСК СК" и ОАО "Зарамагские ГЭС" заключен договор об осуществлении технологического присоединения электроустановок к электрическим сетям N 94/2008 от 17.04.2008, предметом которого является осуществление сторонами комплекса мероприятий, обеспечивающих в совокупности фактическое присоединение электроустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям ОАО "МРСК СК".
Согласно пункту 3.1. договора сетевая организация обязуется: осуществить предварительный расчет платы за технологическое присоединение; осуществить мероприятия по технологическому присоединению энергоустановок генерирующей компании в части, касающейся сетевой компании; согласно п. п. 4 п. 3.2. договора генерирующая компания обязуется оплатить услуги по технологическому присоединению, осуществить определенные договором мероприятия, в части касающейся генерирующей компании.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.12.2010 N 71 была утверждена индивидуальная плата за технологическое присоединение к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" в размере 132 251 820 руб. (с НДС). При этом РСТ РСО-Алания не были учтены расходы на уплату налога на прибыль в размере 29125751 руб., а также расходы за подготовку и выдачу технических условий в размере 10024 руб.
Приказом ФСТ России от 29.07.2011 N 429-тп РСТ РСО-Алания указано при определении размера платы за технологическое присоединение к сетям СОФ ОАО "МРСК СК" дополнительно учесть расходы на уплату налога на прибыль, а также расходов на подготовку и выдачу технических условий.
РСТ РСО-Алания Постановлением от 08.08.2011 N 68 внесло дополнение в Постановление от 23.12.2010 N 71, где учило расходы на уплату налога на прибыль, а также расходы за подготовку и выдачу технических условий. Индивидуальная плата за технологическое присоединение энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к сетям СОФ ОАО "МРСК СК" установлена в размере 160295379 руб. (с НДС).
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 04.10.2011 по делу А61-523/11 постановление РСТ от 23.12.2010 N 71 признано недействительным, постановлением 16 ААС от 25.11.2011 решение оставлено в силе.
В соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам РСО-Алания РСТ РСО-Алания от 11.04.2006 N 78 утвердила индивидуальную плату за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" (Головная ГЭС) к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в сумме 52075886 руб. 81 коп. (без НДС) с учетом налога на прибыль.
РСТ РСО-Алания была утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в размере 52075886 руб. 81 коп. (без НДС), в том числе по видам работ:
- 1. Подготовка технических условий и их согласование - 4 390 руб.;
- 2. Проверка выполнения заявителем технических условий - 579 руб.;
- 3. Фактические действия по присоединению - 1725 руб.;
- 4. Выполнение технических условий - всего 41 655 354 руб., в том числе по видам работ:
- - Строительство заходов ВЛ- 110 кВ на ОРУ-110 кВ Головной Зарамагской ГЭС 8633149,6 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ за май 2009 года без номера;
- - ПС 110 кВ Нузал, АИИС КУЭ - 961 362,4 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 2-5-1 март 2010 года;
- - ПС 110 кВ Нузал Сооружение ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-8 955 900 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-21 декабрь 2009 года, смета N 5-2-1 август 2009 года;
- - ПС I10 кВ Зарамаг, Сооружение ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-8 469 813 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-11 декабрь 2009 года, смета N 5-1-1 апрель 2010 года, смета 5-1-1 август 2010 года;
- - ПС 110 кВ Мизур, Сооружение ВЧ каналов связи и ПА по ВЛ 110-2 836 948 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-41 август 2010 года, смета N 5-4-1 декабрь 2009 года;
- - Зарамагская головная ГЭС, Сооружения ВЧ каналов связи РЗ и ПА по ВЛ 110-10603868 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 5-3-1 апрель 2010 года, смета N 5-3-1 декабрь 2009 года;
- - ПС 110 кВ Зарамаг, АИИС КУЭ - 1 194 313 руб. Стоимость работ определена на основании акта приемки выполненных работ смета N 2-4-1 март 2010 года.
Согласно письму Федеральной службы по тарифам от 24.04.2012 года N ЕП-3205/14 "О порядке определения размера платы за технологическое присоединение" в состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, определен в приложении 5 Методических указаний, утвержденных приказом ФСТ России от 30.1 1.2010 г. N 365-э/5.
В соответствии со статьей 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" с 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Налог на прибыль включен в плату за техническое присоединение в соответствии с рекомендациями ФСТ России, которые были отражены в пункте 4 протокола согласительного совещания с применением системы видеоконференцсвязи по рассмотрению заявления ОАО "МРСК СК" об урегулировании спора, связанного с установлением РСТ РСО-Алания платы за технологическое присоединение ОАО "Зарамагские ГЭС" к территориальным распределительным электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" по индивидуальному проекту (исх. N СОФ/01/323 от 17.03.2011, вх. N ФСТ-5836-27 от 18.03.2011) от 04.05.2011 N НБ-3.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 N 37 утверждена плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям СОФ ОАО "МРСК СК" в размере 52 075 886 руб. (без НДС).
Из протокола заседания Правления РСТ РСО-Алания от 23.07.2012 следует, что вышеперечисленные мероприятия учитываются при расчете платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в соответствии с Приложением 5 Методических указаний ФСТ (N 365-э/5 от 30.11.2010) и что согласно статье 23.2 Федерального закона N 35 ФЗ с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существенной инфраструктуры, в том числе связей между единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и объектов электроэнергетики.
Приложение 5 - это "состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения".
Мероприятия, учтенные РСТ РСО-Алания при установлении платы за технологическое присоединение, выполненные на действующих подстанциях ПС 110 кВ Зарамаг, ПС 110 кВ Нузал и ПС 110 кВ Мизур, находящихся на балансе сетевой организации, относятся к реконструкции и развитию электрических сетей и в плату за техническое присоединение не включаются.
В пресс-релизе Правления ФСТ России от 02.08.2011 "О внесении изменений в Методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям" указано, что в "плату за технологическое присоединение должны включаться только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств (или) объектов электроэнергетики (последняя миля)", указано, что из п. 11.1 Методических указаний, в соответствии со статьей 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ исключены положения, предусматривающие возможность включения в состав платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту затраты на реконструкцию и развитие сетевой организации.
Согласно вышеуказанному Приложению 5 в составе расходов, включаемых в плату за технологическое присоединение, учитывается только строительство заходов на ОРУ-110кВ Головной Зарамагской ГЭС в сумме 8633149 руб. 63 коп. (без НДС), так как выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС осуществляется в рассечку проходящей вблизи станции линии электропередачи ВЛ-110кВ N 127 Зарамаг-Нузал по схеме "заход-выход", что усматривается из чертежа заходов (т. 1 л.д. 17)
Согласно проектно-сметной документации, разработанной ОАО "Южэнергосетьпроект" на основании технических условий на технологическое присоединение энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям, сетевая организация выполнила работы в границах Головной Зарамагской ГЭС на сумму 8992096 руб. 53 коп. (без НДС), в том числе: по организации ВЧ связи на сумму 7909927,26 руб., пусконаладочные работы на сумму 884719 руб. 67 коп., вынос ВЛ-35кВ с площадок ОРУ-110кВ Головной ГЭС на сумму 197449 руб. 60 коп.
Данные расходы подтверждаются реестром выполненных объемов работ по объекту выдача мощности Головной Зарамагской ГЭС, актами о приемке выполненных работ, справками о стоимости выполненных работ, счетами-фактурами.
В соответствии с Методическими указаниями по определению сметной прибыли в строительстве МДС 81-25-2001 от 01.03.2001 (введены в действие с 01.03.2011 Постановлением Госстроя РФ от 28.02.2011 N 15) в сметной документации была учтена сметная прибыль, так как технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС выполнялось по индивидуальному проекту на основании сметной документации.
Согласно п. 1.2 Методических указаний в составе норматива сметной прибыли учтены затраты на налог на прибыль организаций, налог на имущество и т.д.
В связи с вышеуказанным, дополнительное включение налога на прибыль в состав платы за технологическое присоединение РСТ РСО-Алания необоснованно. Данная позиция подтверждается Высшим Арбитражным Судом РФ (Определение от 14.01.2009 N 16968/08).
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 раздело 3 "Принципы и методы регулирования тарифов (цен) п. 21 определено, что в необходимую валовую выручку включается сумма налога на прибыль организации, а не в плату за технологическое присоединение, утвержденную РСТ.
Согласно пункту 9 Методических указаний размер платы за технологическое присоединение определяется в соответствии с разделом 2 и 3.
Учитывая технические характеристики Головной станции для расчета платы за технологическое присоединение применяется раздел 2, которым определена формула: Птп=Р +Ри(руб.), где Р - расходы на технологическое присоединение по мероприятиям, указанным в п. 12 Методических указаний, не включающие в себя расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики (руб.); Ри - расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики в соответствии с пунктом 9 Методических указаний (руб.), определяемые в соответствии с разделом 5 согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
В составе вышеуказанной формулы не учитывается налог на прибыль, что соответствует Основам ценообразования.
В оспариваемом постановлении РСТ РСО-Алания ссылается на статью 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ, в соответствии с которой с 01.01.2011 не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с реконструкцией существующих объектов электросетевого хозяйства, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов элетросетевого хозяйства до присоединения энергопринимающих устройств, и определяет плату согласно Приложению 5 к Методическим указаниям.
Приложение 5 определяет "состав расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, включаемых в состав платы за технологическое присоединение к электрическим сетям в зависимости от способа технологического присоединения".
Включение в плату мероприятий п. 5, 6, 7 Приложения 5 необоснованно, так как оно не содержит указаний, что данные мероприятия выполняются на действующих электросетевых объектах.
Головная ГЭС была присоединена к линии электропередачи, имеющей класс напряжения, указанный в заявке. Линия электропередачи не требовала реконструкции, то есть не требовала увеличения сечения провода, что соответствует представленной суду проектной документации. Доказательств обратного суду не представлено.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о недействительности оспариваемого постановления РСТ. Решение в этой части лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Довод апелляционной жалобы о том, что во втором абзаце резолютивной части решения Арбитражный суд РСО-Алания обязал Региональную службу по тарифам РСО-Алания рассмотреть заявление лица (ОАО "Зарамагские ГЭС"), не обладающего правом на обращение в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов - отклоняется по следующим основаниям.
ОАО "Зарамагские ГЭС" не обращалось в Региональную службу по тарифам РСО-Алания с заявлением о перерасчете платы. Требования о перерасчете платы ОАО "Зарамагские ГЭС" заявлены в обращении в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействительным Постановления РСТ РСО-Алания от 23.07.2013 года N 37.
Поскольку судом установлены нарушения прав и законных интересов ОАО "Зарамагские ГЭС" и на момент рассмотрения спора они не устранены, суд принял правильное решение об их восстановлении путем рассмотрения заявления.
Довод апелляционной жалобы о том, что ОАО "МРСК Северного Кавказа" в точности исполняло действующее законодательство в период проведения работ по технологическому присоединению, получило в рамках договора от ОАО "Зарамагские ГЭС" денежные средства, потраченные на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства", противоречит вышеупомянутому пункту 30.1 Правил, согласно которому "сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки должна была направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту отклоняется по следующим основаниям.
Заявка на технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС была принята и зарегистрирована ОАО "МРСК Северного Кавказа" 15.06.2007 г. N 1781Р. Однако, ОАО "МРСК Северного Кавказа" не обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов с заявлением об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту, как это требует п. 30.1 Правил. Технические условия были разработаны и утверждены ОАО "МРСК Северного Кавказа" 20.07.2007 г. ОАО "МРСК Северного Кавказа" на основании укрупненного расчета определило плату за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям, которая не соответствовала техническим условиям присоединения станции к электрическим сетям. 17 апреля 2008 года был заключен Договор N 94/2008 с ОАО "МРСК Северного Кавказа" об осуществлении технологического присоединения энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС" к электрическим сетям на условиях сетевой организации. В соответствии с пунктом 6.3. Договора был перечислен аванс, так как согласно пункту 6.4. сетевая организация вправе не приступать к началу выполнения своих обязательств по Договору, что сказалось бы на сроках пуска станции. Согласно пункту 6.5. Договора "окончательный размер платы за технологическое присоединение должен быть установлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в области регулирования тарифов.
Отрицательная разница между окончательным размером платы за технологическое присоединение и предварительным размером платы за технологическое присоединение засчитывается в счет последнего платежа Генерирующей компании, осуществляемого по факту выполнения Сетевой организацией всех мероприятий по технологическому присоединению, кроме случаев, когда была выполнена корректировка размеров платы и если эта разница будет больше последнего платежа (или она будет определена после его совершения), то разность таких величин подлежит возврату Сетевой организацией Генерирующей компании в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты установления для сетевой организации в порядке, определенном действующим законодательством РФ, размера платы за технологическое присоединение энергоустановок Генерирующей компании". 18 сентября 2009 года состоялся пуск Головной Зарамагской ГЭС, был подписан акт об осуществлении технологического присоединения энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС N 08/2874 от 29.12.2009 г. (Акт прилагается). По состоянию на 18.09.2009 плата за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС не была установлена.
Данные обстоятельства ОАО "МРСК Северного Кавказа" не опровергло.
Постановлением РСТ РСО-Алания от 23.12.2010 г. N 71 была установлена плата за технологическое присоединение Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям с учетом реконструкции электросетевых объектов.
Решением Арбитражного суда РСО-Алания от 04.10.2011 г. по делу N А61-523/11 Постановление N 71 от 23.12.2010 г. Региональной службы по тарифам РСО-Алания об установлении платы за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям было признано не действительным.
Постановлением Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 г. повторно была установлена плата за технологическое присоединение энергоустановок Головной Зарамагской ГЭС к электрическим сетям, с которой ОАО "Зарамагские ГЭС" не согласилось и обратилось с заявлением в Арбитражный суд РСО-Алания.
ОАО "Зарамагские ГЭС", обратившись в Арбитражный суд РСО-Алания с заявлением о признании недействительным и отмене Постановления Региональной службы по тарифам РСО-Алания N 37 от 23.07.2012 г."Об утверждении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств ОАО "Зарамагские ГЭС" к электрическим сетям", в своих требованиях просило обязать РСТ РСО-Алания выполнить расчет платы в соответствии с действующим законодательством РФ, данное требование удовлетворено судом правомерно.
Довод апелляционной жалобы о том, что полученный ОАО "МРСК Северного Кавказа" аванс по Договору был потрачен на проведение строительных работ и реконструкцию имеющихся объектов электросетевого хозяйства - отклоняется по следующим основаниям. Расходование денежных средств на реконструкцию действующих объектов электросетевого хозяйства противоречит действующему законодательству в отношении объектов по производству электроэнергии.
Довод апелляционной жалобы о том, суд неправильно применил нормы права, отклоняется. Нормы действующего законодательства в отношении объектов по производству электроэнергии на момент заключения договора, в период проведения работ и осуществления технологического присоединения сетевой организацией, а также на момент вынесения решения Арбитражным Судом РСО-А 30.04.2013 предусматривали одни и те же требования (т.е. были одинаковы и не менялись).
Основание, по которому были отменены оба Постановления заключается в том, что для объектов по производству электроэнергии в Методических указаниях по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных Федеральной службой по тарифам РФ в редакциях Приказов ФСТ РФ от 23.10.2007 г. N 277-э/7, от 07.10.2008 N 202-э/2, от 20.01.2009 N 3-э/3, от 21.08.2009 N 201-э/1, от 30.11.2010 N 365-э/5 пункты 10, 11, 12 имеют одну и ту же редакцию по определению расходов, учитываемых при установлении платы за технологическое присоединение электрических станций к электрическим сетям.
Для присоединения мощности строящихся электрических станций в плате за технологическое присоединение учитываются только расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства от границ балансовой принадлежности соответствующих станций до существующих объектов электросетевого хозяйства.
Пунктом 14.3. Договора N 94/2008 от 17.04.2008 г. об осуществлении технологического присоединения энергоустановок ОАО "Зарамагские ГЭС" предусмотрено, что "если на момент изменения (принятия) нормативно-правовых актов, определяющих порядок установления платы за технологическое присоединение, плата за технологическое присоединение по настоящему Договору будет уже установлена в соответствии с действующим на момент ее установления законодательством РФ, она не подлежит пересмотру".
Только в случае, если плата была установлена, она не подлежит пересмотру, а "в случае изменения (принятия) нормативно-правовых актов, определяющих порядок установления платы за технологическое присоединение, в том числе путем применения стандартизированных тарифных ставок, порядок определения сроков осуществления мероприятий по технологическому присоединению и иных норм, затрагивающих условия Договора, Стороны приводят условия Договора в соответствие с принятыми нормативно-правовыми актами (внесенными изменениями нормативно-правовые акты) в 30-дневный срок, за исключением тех условий (обязательств) по договору, которые будут выполнены на дату вступления в силу (принятия) нормативно-правовых актов".
Кроме того, налог на прибыль согласно п. 21 Постановления Правительства от 26.02.2004 г. N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" (ред. от 29.12.2007 и 29.09.2010) учитывается в необходимой валовой выручке при определении тарифа на услуги по передаче электрической энергии (раздел III. Принципы и методы регулирования тарифов (цен), а не в плате за технологическое присоединение.
Доводы апелляционной жалобы не нашли подтверждения.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012.
Нормы процессуального права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), из материалов дела не усматривается.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда РСО-Алания от 30 апреля 2013 г. по делу N А61-2757/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.А.ПАРАСКЕВОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)