Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 21.02.2013 ПО ДЕЛУ N А70-9970/2012

Разделы:
Акцизы

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2013 г. по делу N А70-9970/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 14 февраля 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 21 февраля 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Киричек Ю.Н.,
судей Ивановой Н.Е., Кливера Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11172/2012) открытого акционерного общества "Тюменский Опытно-Экспериментальный Завод Геофизического Приборостроения" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2012 А70-9970/2012 (судья Стафеев С.А.), принятое по заявлению открытого акционерного общества "Тюменский Опытно-Экспериментальный Завод Геофизического Приборостроения" (ОГРН 1027200804641, ИНН 7202077834) к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе об оспаривании постановления от 17.09.2012 г. N 62-12-335/ПН
при участии в судебном заседании представителей:
- от открытого акционерного общества "Тюменский Опытно-Экспериментальный Завод Геофизического Приборостроения" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
- от Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

установил:

открытое акционерное общество "Тюменский Опытно-Экспериментальный Завод Геофизического Приборостроения" (далее - заявитель, ОАО "ТОЭЗ ГП", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Уральском федеральном округе (далее - заинтересованное лицо, РО ФСФР России в УрФО, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 17.09.2012 N 62-12-335/ПН, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2012 А70-9970/2012 области в удовлетворении требований Общества отказано.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из наличия в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и подтвержденного материалами дела факта раскрытия Обществом в списке аффилированных лиц за 3 квартал 2011 год недостоверной информации. Кроме того, суд первой инстанции сослался на отсутствие оснований для признания совершенного ОАО "ТОЭЗ ГП" правонарушения малозначительным.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Общество обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В обоснование требований апелляционной жалобы ОАО "ТОЭЗ ГП" ссылается на необходимость применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (малозначительность), поскольку при опубликовании списка аффилированных лиц за 3 квартал 2011 года в установленный законодательством срок Обществом была допущена техническая ошибка.
По мнению подателя жалобы, о малозначительности допущенного правонарушения свидетельствуют следующие обстоятельства: в списках аффилированных лиц за прочие периоды была раскрыта достоверная информация; Общество не допускает нарушения сроков раскрытия информации; выявленное нарушение было незамедлительно исправлено; информация, размещенная в списке за 3 квартал 2011 года не была нигде использована; допущенное нарушение не повлекло за собой нарушения интересов акционеров, третьих лиц; своими действиями Общество не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку Общество не является активным участником рынка ценных бумаг, акции Общества не торгуются на организованном рынке ценных бумаг.
Поступивший в Восьмой арбитражный апелляционный суд письменный отзыв РО ФСФР России в УрФО на апелляционную жалобу Общества не может быть приобщен к материалам дела в связи с отсутствием доказательств его направления в адрес лиц, участвующих в деле (часть 1 статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Поскольку данный отзыв поступил в апелляционный суд через канцелярию суда апелляционной инстанции, то он остается в материалах дела, но в силу изложенного оценке не подлежит.
До начала судебного заседания от РО ФСФР России в УрФО поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое суд апелляционной инстанции счел необходимым удовлетворить.
Суд апелляционной инстанции также посчитал возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ОАО "ТОЭЗ ГП", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного заседания, не заявившего ходатайства об его отложении.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, установил следующие обстоятельства.
ОАО "ТОЭЗ ГП" является эмитентом эмиссионных ценных бумаг.
12.04.2012 в отдел по контролю за раскрытием информации участниками рынка ценных бумаг поступила служебная записка (N 62-12-476-06/сз от 29.03.2012) в нарушении ОАО "ТОЭЗ ГП" норм действующего законодательства на рынку ценных бумаг в части раскрытия информации.
В соответствии с поручением руководителя РО ФСФР России в УрФО N 62-12-95-08/пч от 23.04.2012 в период с 23.04.2012 по 20.08.2012 проведена камеральная проверка деятельности ОАО "ТОЭЗ ГП" на предмет соблюдения требований законодательства на рыке ценных бумаг в части раскрытия информации в форме списков аффилированных лиц.
В ходе проверки было установлено, что по состоянию на 21.06.2012 на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации (htpp://www.tzgp.ru), раскрыт список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2011 года, согласно которому ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика" принадлежит 99, 53% обыкновенных именных акций Общества.
Между тем, что на дату окончания 3 квартала 2011 года Общество располагало иной информацией о количестве акций, принадлежащих ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика".
Согласно сведениям представленным Обществом в ходе проверки в списке лиц, имеющих право на участие в общегодовом собрании акционеров по итогам 2010 года (состоялось 27.05.2011) представленном регистратором по состоянию на 11.04.2011, содержится информация о 7 773 813 шт. (88,52%) обыкновенных именных акциях Общества, принадлежащих ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика".
По факту По выявленным фактам нарушения эмитентом порядка и сроков раскрытия информации должностным лицом РО ФСФР России в УрФО в отношении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" в присутствии директора Текутьевой О.Н. 27.06.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 62-11-390/пр-ап, в котором действия Общества квалифицированы по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 71-73).
По результатам рассмотрения протокола и иных материалов заместителем руководителя РО ФСФР России в УрФО вынесено постановление от 12.07.2011 N 62-11-319/пн о привлечении ОАО "Тюменская мебельная фабрика" к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб. (л.д. 66-68).
Выявленные обстоятельства позволили административном органу прийти к выводу о том, что Общество списке аффинированных лиц за 3 квартал 2011 года разместило недостоверную информацию о доле участия ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика" в уставном капитале Общества.
По факту выявленного нарушения 30.08.2012 уполномоченным должностным лицом РО ФСФР России по УрФО в отношении заявителя был составлен протокол N 62-12-469/пр-ап об административном правонарушении по части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении РО ФСФР России по УрФО 17.09.2012 вынесено постановление N 62-12-335/пн о назначении административного наказания, которым ОАО "ТОЭЗ ГП" привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 700 000 руб.
Полагая, что постановление о привлечении к административной ответственности является незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
19.11.2012 Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вынес решение, являющееся предметом апелляционного обжалования по настоящему делу.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" состав информации, порядок и сроки ее раскрытия, а также порядок и сроки представления отчетности профессиональными участниками рынка ценных бумаг определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию (часть 1 статьи 30 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").
Порядок раскрытия информации установлен Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утвержденным приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 10.10.2006 N 06-117/ПЗ-Н (далее - Положение).
РО ФСФР России по УрФО было установлено, что в силу пункта 5.1 Положения Общество не относится к числу лиц, обязанных осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчета.
В силу пункта 8.1.1 Положения открытое акционерное общество, а также закрытое акционерное общество, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг (далее для целей настоящей главы Положения именуются вместе акционерные общества), помимо иной информации, предусмотренной настоящим Положением, обязаны раскрывать, в том числе сведения об аффилированных лицах акционерного общества.
Согласно пункту 8.5.1 Положения о раскрытии информации акционерные общества обязаны раскрывать информацию об аффилированных лицах в форме списка аффилированных лиц.
Список аффилированных лиц акционерного общества должен содержать сведения, которые известны или должны быть известны этому акционерному обществу.
В соответствии с пунктом 8.5.3 Положения о раскрытии информации акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, - не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
В соответствии пунктом 8.5.4 Положения текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока - с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет.
Как усматривается из материалов дела, и было установлено административным органом в ходе камеральной проверки по состоянию на 21.06.2012 на странице в сети Интернет, используемой Обществом для раскрытия информации (htpp://www.tzgp.ru), раскрыт список аффилированных лиц, составленный на дату окончания 3 квартала 2011 года, согласно которому ОАО"Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика" принадлежит 99, 53% обыкновенных именных акций Общества.
Однако на дату окончания 3 квартала 2011 года Общество располагало иной информацией о количестве акций, принадлежащих ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика".
На основании представленных в ходе проверки документов было установлено, что в списке лиц, имеющих право на участие в общегодовом собрании акционеров по итогам 2010 года (состоялось 27.05.2011), представленном регистратором по состоянию на 11.04.2011, содержится информация о 7 773 813 шт. (88,52%) обыкновенных именных акциях Общества, принадлежащих ОАО "Западно-Сибирская Корпорация "Тюменьпромгеофизика".
Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Обществом в списке аффилированных лиц за 3 квартал 2011 года была раскрыта недостоверная информация.
В соответствии с частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нераскрытие или нарушение или нарушение эмитентом, порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, а равно раскрытие информации не в полном объеме, и (или) недостоверной информации, и (или) вводящей в заблуждение информации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Факт совершения ОАО "ТОЭЗ ГП" административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена названной нормой, подтвержден материалами дела, и по существу заявителем не оспаривается.
Таким образом, наличие в действиях Общества события вмененного ему в вину административного правонарушения является установленным.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Каких-либо доказательств отсутствия возможности соблюдения Обществом требований законодательства о раскрытии информации, за нарушение которых частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, материалы не содержат.
По убеждению суда апелляционной инстанции, в рассматриваемой ситуации вина ОАО "ТОЭЗ ГП" выражается в том, что у заявителя имелась возможность для соблюдений указанных выше норм и правил, однако им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о наличии в действиях ОАО "ТОЭЗ ГП" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, совершенное заявителем не может быть расценено как малозначительное, исходя из следующего.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данными в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является формальным и считается оконченным с момента невыполнения правил, предусмотренных законодательством о рынке ценных бумаг и об акционерных обществах. Ответственность за указанное деяние наступает независимо от доказанности возникновения или невозникновения убытков у лиц, которым необходима информация, подлежащая раскрытию.
Наступление общественно опасных последствий в виде причинения ущерба при совершении правонарушения с формальным составом не доказывается, возникновение этих последствий резюмируется самим фактом совершения действий или бездействия.
Кроме того, часть 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлена на охрану общественных отношений, возникающих в сфере обращения ценных бумаг. Несвоевременное представление отчетности создает существенную угрозу охраняемым общественным интересам, поскольку отсутствие такой информации лишает заинтересованных лиц (в том числе потенциальных инвесторов, контрагентов и клиентов) возможности принимать взвешенные и эффективные решения в процессе ведения хозяйственной деятельности. Значительность данных общественных отношений для общества подтверждается высоким размером установленного данной статьей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штрафа.
Обстоятельства, указанные подателем жалобы, вопреки доводам апелляционной жалобы не исключают вину Общества в совершенном правонарушении и не свидетельствуют о малозначительности вменяемого правонарушения, поскольку организационно-правовая форма открытого акционерного общества, в которой создано и действует ОАО "ТОЭЗ ГП" в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах", заведомо предполагает, что его акции могут быть отчуждены неограниченному кругу лиц. Таким образом, в любой момент времени любое лицо может стать акционером общества и его права должны быть гарантированы, в том числе, и путем обеспечения доступа к информации, раскрытие которой является обязательным.
Судом апелляционной инстанции установлено, что порядок привлечения к административной ответственности соблюден, сроки привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истекли, наказание Обществу назначено в пределах санкции, установленной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.11.2012 по делу N А70-9970/2012 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.

Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК

Судьи
Н.Е.ИВАНОВА
Е.П.КЛИВЕР















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)