Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.01.2013 N 09АП-37075/2012 ПО ДЕЛУ N А40-16722/11-116-51

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. N 09АП-37075/2012

Дело N А40-16722/11-116-51

Резолютивная часть постановления объявлена 21.01.2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28.01.2013 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С.Н. Крекотнева,
судей В.Я. Голобородько, Н.О. Окуловой
при ведении протокола судебного заседания секретарем М.А. Прозоровской
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2012
по делу N А40-16722/11-116-51, принятое судьей А.П. Стародуб
по заявлению ОАО "Выксунский металлургический завод"
(ОГРН 1025201632610; 607060, Нижегородская обл., г. Выкса,
ул. Братьев Баташевых, д. 45)
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5
(ОГРН 104772303940; 129223, г. Москва, пр-кт Мира, корпус 164, ВВЦ)
об обязании возвратить излишне взысканный налог и штраф
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Олейник Н.И. по дов. N 2952-12/0 от 18.04.2012; Цанова Е.С. по дов. N 3113-12/0; Радченко А.В. по дов. N 3112-12/0
от заинтересованного лица - Ихсанов Р.М. по дов. N 56-05-08/25 от 21.01.2013

установил:

ОАО "Выксунский металлургический завод" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об обязании МИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 5 (далее - инспекция, налоговый орган, заинтересованное лицо) произвести возврат излишне взысканного налога на прибыль в сумме 45 803 951 рублей, штрафных санкций в сумме 6 203 856 рублей (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.06.2011 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.09.2011 г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением ФАС МО от 16.11.2011 г. судебные акты по делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Решением суда от 06.03.2012 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2012 г. в удовлетворении требований отказано. Постановлением ФАС МО от 12.07.2012 г. судебные акты по делу отменены, дело направлено в суд первой инстанции на новое рассмотрение. Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2012 г. требования заявителя удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных обществом требований.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором, не соглашаясь с доводами жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Налоговый орган представил письменные пояснения по делу.
Рассмотрев дело в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав объяснения представителя заинтересованного лица, поддержавшего доводы и требования апелляционной жалобы, заявителя, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ОАО "Выксунский металлургический завод" за 2004 - 2005 гг. Инспекцией было вынесено решение от 18 января 2008 г N 56-12-26/01-07 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым заявителю был доначислен, в том числе налог на прибыль, единый социальный налог, начислены соответствующие суммы штрафов и пени.
На основании данного решения Инспекцией в адрес ОАО "Выксунский металлургический завод" было выставлено Требование N 42 по состоянию на 08.02.2008 г., которым в срок до 29.02.2008 г. предлагалось уплатить недоимку, в том числе по налогу на прибыль, единому социальному налогу, соответствующие пени и суммы штрафов.
Вышеуказанное Требование было исполнено Заявителем платежными поручениями N 66117 от 20.02.2008 г. на сумму 2 631,00 руб., N 66122 от 20.02.2008 г. на сумму 1 618 682 руб., N 66157 от 20.02.2008 г. на сумму 91 428.40 руб., N 66111 от 20.02.2008 г. на сумму 36 08.67 руб., N 66116 от 20.02.2008 г. на сумму 5 016,00 руб., N 66112 от 20.02.2008 г. на сумму 7 263,83 руб., N 66115 от 20.02.2008 г. на сумму 37 206,00 руб., N 66114 от 20.02.2008 г. на сумму 323 736,46 руб., N 66113 от 20.02.2008 г. на сумму 48 831,42 руб., N 66120 от 20.02.2008 г. на сумму 36 319,00 руб., N 66119 от 20.02.2008 г. на сумму 20.02.2008 г., N 66118 от 20.02.2008 г. на сумму 274 914,00 руб., N 66105 от 20.02.2008 г. на сумму 19 440 480,00 руб. от 20.02.2008 г. на сумму 274 914,00 руб., N 66105 от 20.02.2008 г. на сумму 19 440 480 руб.; N 66107 от 20.02.2008 г. на сумму 19 448 961,00 руб., N 66125 от 20.02.2008 г. на сумму 190 249 руб.
Решение налогового органа и требование об уплате доначисленных решением сумм недоимки по налогу на прибыль и сумм штрафа налогоплательщиком не обжаловалось и не оспаривалось.
Из материалов дела следует, что ОАО "Выксунский металлургический завод" осуществляет производство сталелитейной продукции, начиная с производства сырья, на производственных объектах которого получаются расплавы черных (цветных) металлов и сплавы на основе этих расплавов, следовательно, является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты.
В соответствии с п. 7 ст. 259 НК РФ налогоплательщики, использующие амортизируемые основные средства для работы в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, вправе использовать специальный коэффициент, но не выше 2, только при начислении амортизации в отношении указанных основных средств. Под агрессивной средой понимается совокупность природных и искусственных факторов, влияние которых вызывает повышенный износ (старение) основных средств в процессе их эксплуатации.
К работе в агрессивной среде приравнивается также нахождение основных средств в контакте с взрыво-, пожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации.
Опасными производственными объектами в силу ст. 2 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.1997 г. N 116-ФЗ являются предприятия или их цехи, участки площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к названному Закону. Согласно Приложению N 1 к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:
1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества:
- - воспламеняющиеся вещества - газы, которые при нормальном давлении и в смеси с воздухом становятся воспламеняющимися и температура кипения которых при нормальном давлении составляет 20 градусов Цельсия или ниже;
- - окисляющиеся вещества - вещества, поддерживающие горение, вызывающие воспламенение и (или) способствующие воспламенению других веществ в результате окислительно-восстановительной экзотермической реакции;
- - горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления;
- - взрывчатые вещества - вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на очень быстрое самораспространяющееся химическое превращение с выделением тепла и образованием газов;
- 2) используется оборудование, работающее под давлением более 0.07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов Цельсия;
- 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры;
- 4) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;
- 5) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.
Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона о промышленной безопасности опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством РФ.
В соответствии с указанными требованиями ОАО "ВМЗ" имеет Свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов N А40-00028 от 02.11.2005 г. N А40-00028 от 07.07.2006 г., в которых утвержден перечень опасных производственных объектов ОАО "ВМЗ".
В соответствии с требованиями Федерального закона о промышленной безопасности опасных производственных объектов. Постановления Гостехнадзора РФ от 21.06.2002 г. N 35 "Об утверждении "Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств" ОАО "ВМЗ" для эксплуатации производственных объектов были получены лицензии:
- на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (N 2/03210 от 11.08.2003 г., N 2/03837 от 03.09.2003 г., N 3/08038 от 01.06.2009);
- на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (N 43-ЭВ-006945 от 05.08.2003 г.);
- на эксплуатацию опасных производственных объектов, связанных с транспортированием опасных веществ ж/д транспортом (N 43ЭК-003742 от 01.03.2000);
- на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности (N 00-ДЭ-001133 от 08.05.2003 г.);
- на эксплуатацию взрывоопасных производственных объектов (N 43-ЭВ-007591 от 31.05.2004 г., N ЭВ-40-000293 от 04.05.2005 г.,);
- на осуществление деятельности по эксплуатации газовых сетей (N 43-ДГ-007592 от 31.05.2004 г.);
- на эксплуатацию объектов газового хозяйства (N 43ЭК-004984 от 22.03.2001);
- на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки (N 30020634 от 05.03.2004 г.);
- на применение взрывчатых материалов промышленного назначения (N 43-ПВ-007457 от 23.04.2004 г.);
- на хранение взрывчатых материалов промышленного назначения (N 43-ХВ-007456 от 23.04.2004 г.);
- на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами (N ОТ-40-000272 (52) от 26.04.2005 г.);
- на осуществление деятельности по предупреждению и тушению пожаров (N 1/04640 от 01.06.2004 г.);
- Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона о промышленной безопасности организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.
В соответствии с указанными требованиями Федерального закона о промышленной безопасности ОАО "ВМЗ" заключило договоры со страховой компанией "Святогор" N ГОП-05/52-030/143 от 01.08.2005 г. и с ОАО "Военно-Страховой компанией" N 208Ш73014 от 29.07.2002 г. о страховании гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц и окружающей природной среде в результате аварии на опасном производственном объекте.
По данным договорам застрахованы все опасные производственные объекты, перечисленные в Решении налогового органа.
Наличие указанных выше документов подтверждает, что объекты, Поименованные в Решении инспекции являются опасными производственными объектами.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ от 21.12.1994 г. в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.
Во исполнение указанных требований нормативных актов на территории завода создана и функционирует обязательная служба пожарной охраны. Помимо этого Обществом создана спасательная служба радиационной и химической защиты ОАО "ВМЗ".
Приказом N 74 от 17.02.2003 г. на территории ОАО "ВМЗ" созданы объектовые звенья единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Во исполнение пункта 1.14 "Общих правил безопасности для металлургических и коксохимических предприятий и производств", утв. Постановлением Гостехнадзора РФ от 21.06.2002 г. N 35 Обществом по каждому цеху составлены планы ликвидации аварий (ПЛА).
Указанные обстоятельства подтверждают, что перечисленные в Перечне объекты относятся к категории взрыво-, пожароопасных, и, соответственно, по ним Обществом правомерно применен коэффициент 2 к основной норме амортизации.
Опасность производственного объекта определяется возможностью проникновения аварийной ситуации, влекущей уничтожение объекта основных средств.
Иных требований, в том числе и по сопоставлению технических паспортов объектов и сертификатов основных средств с условиями, в которых эксплуатируется объект. Налоговый кодекс РФ не содержит.
Что касается технических паспортов, как первичных документов, то они являются документами, которые не учитывают совокупность факторов, которые влияют на условия фактического использования основного средства. Между тем именно фактическое использование объекта основного средства влияет на его срок полезного использования.
Следует также отметить, что, исходя из логики налогового органа, технические паспорта являются документами, подтверждающими наличие использования основных средств в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, а свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, договоры на страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов (с приложениями и перечнями застрахованных объектов), карта учета объектов государственном реестре опасных производственных объектов не являются таковыми.
Между тем, если технические паспорта (в качестве документов, подтверждающих наличие агрессивной среды) не поименованы ни в одном нормативном акте, то перечисленные выше документы прямо предусмотрены Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ.
Довод налогового органа о том, что оборудование, используемое ОАО "ВМЗ" в условиях агрессивной среды и повышенной сменности, не подвержено повышенному износу, так как данные средства предназначены для работы в течение неограниченного времени без учета сменности, является ошибочным.
В рассматриваемом деле основанием применения налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации у общества не является факт нахождения основных средств под влиянием природных или искусственных факторов, вызывающих повышенный износ, в связи с чем к предмету доказывания не относится тот факт, что основные средства предприятия подвергаются повышенному износу в результате эксплуатации в условиях, отличных от обычных.
Применение коэффициента ускоренной амортизации осуществлено обществом в отношении основных средств, находящихся в контакте со взрывопожароопасной, токсичной или иной агрессивной технологической средой, которая может послужить причиной (источником) инициирования аварийной ситуации, а также в условиях повышенной сменности.
Таким образом, в предмет доказывания входит установление фактов, свидетельствующих о наличии такого контакта, который может послужить причиной аварийной ситуации.
По смыслу, п. 7 ст. 259 НК РФ не имеет значения степень адаптированности основного средства к воздействию агрессивной технологической среды и (или) повышенной сменности. Требования инспекции о предоставлении документов, не позволяющих установить или опровергнуть наличие такой среды на опасном производственном объекте, воздействующей на основное средство, эксплуатирующееся на нем, не следует из предписаний п. 7 ст. 259 НК РФ.
Учитывая изложенное, общество правомерно применяло специальный коэффициент 2 к основной норме амортизации в отношении объектов основных средств, работающих в условиях агрессивной технологической среды и повышенной сменности.
Обществом в материалы дела представлены графики работы цехов (т. 2 л.д. 15 - 23), из которых усматривается, что в период 2004 - 2005 гг. имела место двухсменная работа при продолжительности смены 11 часов 30 минут, либо трехсменная работа при продолжительности смены 7 часов 30 минут, т.е. во всех случаях работа цехов носила непрерывный характер.
При этом суд учитывает постановление ФАС МО по делу А40-46003/09-75-294 от 02.03.2010 г. (л.д. 130 т. 5) при рассмотрении которого налоговым органом приводились аналогичные доводы.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что анализ представленных в деле доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению с учетом постановлений ФАС МО.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции выяснены все обстоятельства дела, правильно оценены доводы заявителя и заинтересованного лица и вынесено законное и обоснованное решение, в связи с чем апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения суда первой инстанции.
Поскольку в силу п. п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 НК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ) налоговые органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, то государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 110, 176, 266, 267, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.10.2012 г. по делу N А40-16722/11-116-51 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.

Председательствующий
С.Н.КРЕКОТНЕВ

Судьи
Н.О.ОКУЛОВА
В.Я.ГОЛОБОРОДЬКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)