Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
- от истца: Пилилян М.О., представитель по доверенности от 20.06.2012;
- от ответчика: представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 13.08.2013
по делу N А51-17640/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Компания Олимп-Сервис"
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании договора недействительным в части
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Олимп-Сервис" (ОГРН 1022501291603, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, ул. Авроровская, 17-144; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) о признании договора купли-продажи земельного участка от 24.10.2012 N 4096 недействительным в части установления цены сделки в размере, рассчитанном исходя из ставки земельного налога 1,5 процента. Также общество просило взыскать с департамента 1 624 255 руб. 67 коп. как разницу между фактически выплаченной по договору N 4096 суммой и стоимостью земельного участка, соответствующей требованиям закона.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент просит указанное решение отменить и отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о правомерности определения выкупной цены земельного участка исходя из общей ставки земельного налога, поскольку детский парк аттракционов не может быть отнесен к объектам, поименованным в пункте 5 статьи 3 Решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" (далее - Решение Думы г. Владивостока N 108), с наличием которых на земельном участке связано применение льготной налоговой ставки.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, изложенные в ней доводы отклонил, полагая решение суда законным и обоснованным.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит сооружение - площадка тип-3 (Аттракцион "Экспресс шоссе"), назначение: сооружение, общая площадь 471,3 кв. м, инв. N 05:401:002:000198470:0016, лит. Г13, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Батарейная, 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.2010 серии 25-АБ N 492979).
На основании решения Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2012 по делу N А51-12373/2012, распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.09.2012 N 2070, обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым N 25:28:020018:171 площадью 737 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Батарейная, 1 (расположенный примерно в 49 м на восток от ориентира - нежилое здание, находящееся за пределами участка), для использования в целях дальнейшей эксплуатации детского парка аттракционов.
24.10.2012 между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор N 4096 купли-продажи указанного земельного участка по цене 2 707 092 руб. 79 коп. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 24.10.2012.
23.11.2012 обществом получено свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АБ N 907866 на вышеуказанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись о регистрации N 25-25-01/213/2012-153.
Полагая, что договор купли-продажи земельного участка от 24.10.2012 заключен с нарушением требований действующего законодательства в части установления цены сделки в размере, рассчитанном исходя из ставки земельного налога 1,5, а не 0,6 процентов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона предусмотрено, что до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Ставки земельного налога на территории Владивостокского городского округа установлены Решением Думы г. Владивостока N 108. Так, в статье 3 указанного Решения общая ставка земельного налога определена в размере 1,5 процента, а в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлена льготная ставка в размере 0,6 процента (пункт 5 указанной статьи).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что являющийся предметом сделки купли-продажи от 24.10.2012 N 4096 земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Батарейная, 1, был отчужден в собственность общества "Компания Олимп-Сервис" с разрешенным видом использования "в целях дальнейшей эксплуатации детского парка аттракционов".
При этом согласно представленного в материалы дела уведомления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю от 11.03.2010, основной вид деятельности указанного общества - "парк с детскими аттракционами", согласно ОКВЭД 92.33 является деятельностью по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
Поскольку обществу принадлежит объект недвижимого имущества, с наличием которого связана возможность применения льготной ставки налогообложения, арбитражный суд признал необоснованным применение департаментом при расчете выкупной стоимости спорного земельного участка налоговой ставки в размере 1,5 процента, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно счел недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 24.10.2012 в части установления выкупной цены, в размере, превышающем ставку земельного налога 0,6 процента.
Указанное явилось основанием для взыскания с департамента в пользу общества "Компания Олимп-Сервис" излишне уплаченной суммы при приобретении спорного участка в размере 1 624 255 руб. 67 коп.
Довод кассационной жалобы о правомерности определения выкупной цены земельного участка исходя из общей ставки земельного налога, поскольку детский парк аттракционов не относится к объектам физической культуры и спорта, искусства, культуры и частным детским дошкольным учреждениям, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отклоняется как основанный на неправильном толковании департаментом постановления Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".
В рассматриваемом случае, суд округа считает необходимым отметить, что согласно указанному постановлению, к деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта относится деятельность с кодом 92.33 - "деятельность ярмарок и парков с аттракционами" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Поскольку общество оказывало услуги, которые следует квалифицировать как культурно-массовые и зрелищно-развлекательные мероприятия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для применения льготной ставки земельного налога для определения выкупной стоимости земельного участка.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела и опровергающих правильность выводов арбитражного суда, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 13.08.2013 по делу N А51-17640/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 25.11.2013 N Ф03-5910/2013 ПО ДЕЛУ N А51-17640/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 ноября 2013 г. N Ф03-5910/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 19 ноября 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Лесненко С.Ю.
Судей: Гребенщикова С.И., Новиковой С.Н.
при участии
- от истца: Пилилян М.О., представитель по доверенности от 20.06.2012;
- от ответчика: представитель не явился;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента земельных и имущественных отношений Приморского края
на решение от 13.08.2013
по делу N А51-17640/2013
Арбитражного суда Приморского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Кобко Е.В.
По иску общества с ограниченной ответственностью "Компания Олимп-Сервис"
к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края
о признании договора недействительным в части
Общество с ограниченной ответственностью "Компания Олимп-Сервис" (ОГРН 1022501291603, место нахождения: 690000, Приморский край, г. Владивосток, ул. Авроровская, 17-144; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Департаменту земельных и имущественных отношений Приморского края (ОГРН 1072540005724, место нахождения: 690110, Приморский край, г. Владивосток, ул. Светланская, 22; далее - департамент) о признании договора купли-продажи земельного участка от 24.10.2012 N 4096 недействительным в части установления цены сделки в размере, рассчитанном исходя из ставки земельного налога 1,5 процента. Также общество просило взыскать с департамента 1 624 255 руб. 67 коп. как разницу между фактически выплаченной по договору N 4096 суммой и стоимостью земельного участка, соответствующей требованиям закона.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.08.2013 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционном суде дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе департамент просит указанное решение отменить и отказать в удовлетворении иска. В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о правомерности определения выкупной цены земельного участка исходя из общей ставки земельного налога, поскольку детский парк аттракционов не может быть отнесен к объектам, поименованным в пункте 5 статьи 3 Решения Думы г. Владивостока от 28.10.2005 N 108 "О земельном налоге в городе Владивостоке" (далее - Решение Думы г. Владивостока N 108), с наличием которых на земельном участке связано применение льготной налоговой ставки.
Истец в отзыве на кассационную жалобу, поддержанном его представителем в судебном заседании, изложенные в ней доводы отклонил, полагая решение суда законным и обоснованным.
Ответчик надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе с учетом размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, однако явку своих представителей в суд не обеспечил.
Проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа не усматривает оснований для его отмены.
Как установлено арбитражным судом и усматривается из материалов дела, обществу на праве собственности принадлежит сооружение - площадка тип-3 (Аттракцион "Экспресс шоссе"), назначение: сооружение, общая площадь 471,3 кв. м, инв. N 05:401:002:000198470:0016, лит. Г13, адрес объекта: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Батарейная, 1 (свидетельство о государственной регистрации права от 08.12.2010 серии 25-АБ N 492979).
На основании решения Арбитражного суда Приморского края от 20.08.2012 по делу N А51-12373/2012, распоряжения Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 18.09.2012 N 2070, обществу предоставлен в собственность земельный участок с кадастровым N 25:28:020018:171 площадью 737 кв. м, из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Батарейная, 1 (расположенный примерно в 49 м на восток от ориентира - нежилое здание, находящееся за пределами участка), для использования в целях дальнейшей эксплуатации детского парка аттракционов.
24.10.2012 между Департаментом земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (продавец) и обществом (покупатель) заключен договор N 4096 купли-продажи указанного земельного участка по цене 2 707 092 руб. 79 коп. Договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
Земельный участок передан обществу по акту приема-передачи от 24.10.2012.
23.11.2012 обществом получено свидетельство о государственной регистрации права серии 25-АБ N 907866 на вышеуказанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним была сделана запись о регистрации N 25-25-01/213/2012-153.
Полагая, что договор купли-продажи земельного участка от 24.10.2012 заключен с нарушением требований действующего законодательства в части установления цены сделки в размере, рассчитанном исходя из ставки земельного налога 1,5, а не 0,6 процентов, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
На основании статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены, устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 2 статьи 2 названного Закона предусмотрено, что до 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти- до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
Ставки земельного налога на территории Владивостокского городского округа установлены Решением Думы г. Владивостока N 108. Так, в статье 3 указанного Решения общая ставка земельного налога определена в размере 1,5 процента, а в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлена льготная ставка в размере 0,6 процента (пункт 5 указанной статьи).
Исследовав и оценив имеющиеся в деле документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд установил, что являющийся предметом сделки купли-продажи от 24.10.2012 N 4096 земельный участок, расположенный по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Батарейная, 1, был отчужден в собственность общества "Компания Олимп-Сервис" с разрешенным видом использования "в целях дальнейшей эксплуатации детского парка аттракционов".
При этом согласно представленного в материалы дела уведомления Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю от 11.03.2010, основной вид деятельности указанного общества - "парк с детскими аттракционами", согласно ОКВЭД 92.33 является деятельностью по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта.
Поскольку обществу принадлежит объект недвижимого имущества, с наличием которого связана возможность применения льготной ставки налогообложения, арбитражный суд признал необоснованным применение департаментом при расчете выкупной стоимости спорного земельного участка налоговой ставки в размере 1,5 процента, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно счел недействительным (ничтожным) договор купли-продажи от 24.10.2012 в части установления выкупной цены, в размере, превышающем ставку земельного налога 0,6 процента.
Указанное явилось основанием для взыскания с департамента в пользу общества "Компания Олимп-Сервис" излишне уплаченной суммы при приобретении спорного участка в размере 1 624 255 руб. 67 коп.
Довод кассационной жалобы о правомерности определения выкупной цены земельного участка исходя из общей ставки земельного налога, поскольку детский парк аттракционов не относится к объектам физической культуры и спорта, искусства, культуры и частным детским дошкольным учреждениям, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, отклоняется как основанный на неправильном толковании департаментом постановления Госстандарта Российской Федерации от 06.11.2001 N 454-ст "О принятии и введении в действие ОКВЭД".
В рассматриваемом случае, суд округа считает необходимым отметить, что согласно указанному постановлению, к деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта относится деятельность с кодом 92.33 - "деятельность ярмарок и парков с аттракционами" Общероссийского классификатора видов экономической деятельности.
Поскольку общество оказывало услуги, которые следует квалифицировать как культурно-массовые и зрелищно-развлекательные мероприятия, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для применения льготной ставки земельного налога для определения выкупной стоимости земельного участка.
Иных доводов, имеющих существенное значение для рассмотрения данного дела и опровергающих правильность выводов арбитражного суда, заявителем в кассационной жалобе не приведено.
Учитывая, что дело рассмотрено судом полно и всесторонне, выводы суда основаны на имеющихся в деле доказательствах и соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильного применения норм материального права и положений действующего процессуального законодательства не допущено, у суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 13.08.2013 по делу N А51-17640/2013 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
С.Ю.ЛЕСНЕНКО
Судьи
С.И.ГРЕБЕНЩИКОВ
С.Н.НОВИКОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)