Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 05.12.2013 ПО ДЕЛУ N А72-5776/2011

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 декабря 2013 г. по делу N А72-5776/2011


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Абдулвагапова Р.Г.,
судей Гатауллиной Л.Р., Логинова О.В.,
при участии представителей:
заявителя - Шапирова В.А., доверенность от 01.12.2012,
ответчика - Прониной М.Г., доверенность от 10.01.2013 N 16-03-11/00125,
в отсутствие:
третьих лиц: извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, с. Новое Никулино, Цильнинский район, Ульяновская область,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2012 (судья Каргина Е.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Кувшинов В.Е., Филиппова Е.Г.)
по делу N А72-5776/2011
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук, с. Новое Никулино, Цильнинский район, Ульяновская область (ИНН 73220004000, ОГРН 1027301055759), к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка, Ульяновская область, о признании недействительным ненормативного правового акта в части, с участием третьих лиц: Российской академии сельскохозяйственных наук, г. Москва, Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области, г. Ульяновск,

установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (далее - ФГУП "Новоникулинское", заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением, с учетом уточненных требований, о признании частично недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - инспекция, налоговый орган) от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012, заявленные требования удовлетворены частично.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 03.07.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25.10.2011, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2012 по делу N А72-5776/2011 отменены в части отказа в признании недействительным решения инспекции от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 о привлечении к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), по единому сельскохозяйственному налогу (далее - ЕСХН) в размере 4334,55 руб., о начислении пени по состоянию на 09.06.2011 по ЕСХН в размере 13 474,92 руб., о предложении уплатить недоимку по ЕСХН в размере 72 242,46 руб., в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ульяновской области.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013, решение инспекции от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 признано недействительным в части начисления к уплате ЕСХН в размере 17 463,78 руб., начисления соответствующих сумм пеней и санкций. В остальной части в удовлетворении заявленных ФГУП "Новоникулинское" требований отказано.
Предприятие, не согласившись с принятыми судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный апелляционный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований о признании недействительным решения инспекции от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ по ЕСХН в размере 4334,55 руб., начисления пени по ЕСХН в размере 13 474,92 руб., предложения уплатить недоимку по ЕСХН в сумме 72 242,46 руб.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав объяснения представителей сторон, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, находит их подлежащими отмене в части, а заявленные требования - удовлетворению в части.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ФГУП "Новоникулинское" налоговый орган составил акт от 17.05.2011 N 16-13-10/02203ДСП, на основании которого принял решение от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 о привлечении предприятия к налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушений. Этим решением налоговый орган, в частности, начислил ЕСХН, суммы штрафа и пени.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 19.07.2011 N 16-15-11/08945 указанное решение налогового органа было оставлено без изменения.
Не согласившись с решением инспекции, ФГУП "Новоникулинское" обратилось в арбитражный суд.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, возвратив дело в отмененной части на новое рассмотрение, в постановлении от 03.07.2012 указал на неисследованность вопроса распределения налогоплательщиком прибыли, а также на необходимость истребования доказательств, позволяющих определить организационно-правовую форму правопредшественника налогоплательщика.
Определением от 18.07.2012 суд первой инстанции предложил сторонам представить соответствующие пояснения.
Документы, связанные с распределением налогоплательщиком прибыли, заявителем не представлены.
В соответствии с указаниями суда кассационной инстанции, изложенными в постановлении от 03.07.2012 по данному делу, налоговым органом представлены копии всех документов, находящихся в регистрационном деле налогоплательщика, в котором имеются следующие доказательства (в порядке календарной очередности):
- - копия постановления заместителя главы администрации Ульяновской области от 21.06.1993 N 228 (т. 4 л.д. 6), которым совхоз "Новоникулинский" передан в подчинение Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства;
- - копия приказа Российской академии сельскохозяйственных наук от 21.06.1993 N 91 об организации опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" (т. 4 л.д. 7);
- - копия постановления главы администрации Цильнинского района Ульяновской области от 19.10.1993 N 338 (т. 4 л.д. 3), которым на основании выписки из протокола собрания рабочих совхоза "Новоникулинский" Цильнинского района Ульяновской области о реорганизации совхоза "Новоникулинский" от 18.03.1993 (т. 4 л.д. 4) в соответствии с Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" и пункта 5 статьи 57 Закона Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" произведена реорганизация совхоза "Новоникулинский" и произведена государственная регистрация опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства; учредитель - Российская академия сельскохозяйственных наук; форма собственности - федеральная; этим же постановлением главы администрации Цильнинского района Ульяновской области от 19.10.1993 N 338 (т. 4 л.д. 3) зарегистрирован Устав опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства (т. 4 л.д. 11 - 16), пунктом 1.4 которого установлено: "Хозяйство является государственным предприятием";
- - копия постановления главы администрации Цильнинского района Ульяновской области от 14.01.2002 N 15 (т. 4 л.д. 18), пунктом 1 которого установлено: "Зарегистрировать в новой редакции Устав Федерального государственного унитарного предприятия опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства (копия Устава - т. 4 л.д. 144 - 148); указанное постановление главы администрации Цильнинского района Ульяновской области от 14.01.2002 N 15 принято на основании заявления ректора государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства (т. 4 л.д. 19) и его же приказа от 9.11.2001 N 139 (т. 4 л.д. 21);
- - выписка из Единого государственного реестра юридических лиц, согласно которой 12.09.2002 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам Ульяновской области внесла в Единый государственный реестр юридических лиц запись о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002 (т. 4 л.д. 129 - 130), в отношении юридического лица - Федеральное государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства;
- - копия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам Ульяновской области от 05.05.2003 N 132 о регистрации (т. 4 л.д. 118), принятое на основании соответствующего заявления налогоплательщика (копия заявления - т. 4 л.д. 122 - 127). Указанным решением зарегистрированы сведения в отношении юридического лица, наименование лица - Федеральное государственное унитарное предприятие опытно-производственное хозяйство "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновский научно-исследовательский институт сельского хозяйства;
- - копия Приказа Президента Российской академии сельскохозяйственных наук от 10.06.2003 N 67 (т. 4 л.д. 106 - 107), пунктом 1 которого отменен приказ Россельхозакадемии от 19.03.1999 N 18 об отнесении опытно-производственных хозяйств к государственным унитарным предприятиям, в соответствии с пунктом 2 которого опытно-производственные хозяйства, входящие в состав Российской академии сельскохозяйственных наук, следует считать государственными организациями научного обслуживания;
- - копия Устава организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства (т. 4 л.д. 108 - 116), согласованного решением Ученого совета Государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства 14.07.2003;
- - копия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Ульяновскому, Цильнинскому районам Ульяновской области о регистрации от 20.10.2003 N 300 (т. 4 л.д. 97), в соответствии с которым зарегистрировано изменение наименования юридического лица, новое наименование - организация научного обслуживания опытно-производственное хозяйство "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук;
- - копия заявления организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук от 27.02.2007 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (т. 4 л.д. 75 - 77), на основании которого Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области 06.03.2007 внесла в Единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что организационно-правовой формой ОНО ОПХ "Новоникулинское" фактически является государственное предприятие, и что является ошибочной ранее внесенная в Единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что организационно-правовой формой ОНО ОПХ "Новоникулинское" являлось государственное учреждение (т. 4 л.д. 73);
- - копия решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области о государственной регистрации от 09.03.2010 N 115 (т. 4 л.д. 26), принятое на основании заявления организации научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук от 25.02.2010 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (т. 4 л.д. 31 - 36) и на основании выписки из протокола N 14 заседания президиума Российской академии сельскохозяйственных наук от 28.12.2009 (т. 4 л.д. 37), которым организация научного обслуживания опытно-производственного хозяйства "Новоникулинское" государственного научного учреждения Ульяновского научно-исследовательского института сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук была переименована в Федеральное государственное унитарное предприятие "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук; пунктом 2 этого же протокола утвержден Устав Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук (копия Устава - т. 4 л.д. 38 - 50).
Как установлено судами, что в проверяемый период (2008 - 2010 годы) заявитель являлся федеральным государственным унитарным предприятием, и довод налогоплательщика о том, что он является некоммерческой организацией, опровергается имеющимися в деле доказательствами.
Таким образом, начисление инспекцией ЕСХН в связи с занижением заявителем налоговой базы по ЕСХН на суммы субсидий, полученных от Министерства финансов Ульяновской области, Министерства сельского хозяйства Ульяновской области, судами признано обоснованным.
Между тем судами не учтены следующие обстоятельства.
Согласно буквальному толкованию положений пункта 2 статьи 251 НК РФ к целевым поступлениям относятся, во-первых, целевые поступления из бюджета и, во-вторых, целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Таким образом, целевые поступления из бюджета не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль при условии соблюдения требований, предъявляемых к порядку отражения в учете данных поступлений, а также их расходования.
Поскольку заявителем выполнены все условия, установленные пунктом 2 статьи 251 НК РФ: о расходовании средств общество отчиталось перед получением субсидии, денежные средства использованы по целевому назначению, полученная субсидия подлежала освобождению от налогообложения при исчислении налога на прибыль.
Аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о 30.07.2013 N 3290/13.
Не может быть принят довод налогового органа о том, что заявитель не ведет раздельный учет, поскольку данный довод не заявлялся ранее, а кроме того, бюджет потерь не понес. Расходы были отражены заявителем, а включение доходов налоговым органом устраняет допущенную предприятием ошибку.
При таких обстоятельствах в данной части судебные акты подлежит отменить, а заявленные предприятием требования удовлетворить.
Согласно статье 346.4 НК РФ объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
Решение инспекции в оспариваемой части по доначислению ЕСХН за 2008 год мотивировано также тем, что обществом занижен размер доходов и завышен размер расходов при определении налоговой базы.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 250 НК РФ к внереализационным относятся доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Как установлено проверкой и заявителем не опровергается, по платежному поручению от 11.08.2008 N 465 от открытого акционерного общества "Самаранефтегеофизика" на расчетный счет ФГУП "Новоникулинское" Россельхозакадемии поступили денежные средства в размере 90 060 руб. в возмещение убытка при проведении сейсморазведочных работ согласно договору от 15.05.2008 (заверенная копия платежного поручения приложена к материалам проверки).
В нарушение требований пункта 1 статьи 346.5 НК РФ предприятие не включило данную сумму в состав доходов, чем допустило занижение доходов и налоговой базы за 2008 год на сумму 90 060 руб., сумма заниженного и неуплаченного ЕСХН составила 5403,60 руб. (90060 x 6%) руб., соответственно, в отношении доначисления этой суммы суд не усматривает оснований для признания решения инспекции недействительным.
В оспариваемом решении инспекцией также указывается на неправомерное завышение расходов при исчислении ЕСХН на суммы уплаченных ЕСХН и пеней (240 968 руб. в 2008 году и 155 113 руб. в 2010 году).
В отношении эпизода, связанного с исключением из состава расходов при определении налогооблагаемой базы уплаченного ЕСХН, суды пришли к выводу о том, что в проверенном периоде нарушений норм налогового законодательства в этой части заявителем не допущено. Указанные выводы суда налоговым органом не обжалуются.
В то же время, как следует из материалов дела, налогоплательщиком налоговая база по ЕСХН за 2008 год была уменьшена не только на сумму уплаченного заявителем ЕСХН, но и на сумму пеней, однако уменьшение налоговой базы по ЕСХН на сумму уплаченной пени НК РФ не предусмотрено, и в этой связи доначисление налога за 2008 год в размере 6598,08 руб. (109 968 руб. * 6%) правомерно признано судом обоснованным.
Принимая во внимание указанное, судами сделан правильный вывод о правомерности предложения налоговым органом предприятию уплатить ЕСХН в размере 5403,60 руб. и 6598,08 руб., начисления соответствующих сумм штрафа, пени и об отсутствии оснований для признания оспариваемого решения Инспекции в указанной части недействительным.
На основании изложенного и статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Ульяновской области от 28.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2013 по делу N А72-5776/2011 отменить в части отказа в удовлетворении требований Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук в части признания решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 недействительным в части доначисления единого сельскохозяйственного налога в размере 42 777 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
В указанной части заявление Федерального государственного унитарного предприятия "Новоникулинское" Российской академии сельскохозяйственных наук удовлетворить.
Признать решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области от 09.06.2011 N 16-13-10/13779 недействительным в части доначисления единого сельскохозяйственного налога в размере 42 777 руб. и соответствующих сумм пени и штрафа.
В остальной части обжалуемые судебные акты по настоящему делу оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Р.Г.АБДУЛВАГАПОВ

Судьи
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА
О.В.ЛОГИНОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)