Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 28.02.2013 ПО ДЕЛУ N А32-24391/2011

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу N А32-24391/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2013 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 февраля 2013 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Дорогиной Т.Н. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Аттал" (ИНН 2304005050, ОГРН 1022300771020) - Володина С.С. (доверенность от 14.02.2013), от заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю (ИНН 2308022804, ОГРН 1042305724108) - Козлова А.Ю. (доверенность от 17.03.2011), в отсутствие заинтересованного лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края (ИНН 2304015267, ОГРН 1042301880444), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания и заявившего ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителей, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2012 (судья Гонзус И.П.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 (судьи Герасименко А.Н., Сулименко Н.В., Шимбарева Н.В.) по делу N А32-24391/2011, установил следующее.
ООО "Аттал" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу-курорту Геленджику Краснодарского края с заявлением о признании незаконным и отмене решения от 28.06.2011 N 9679 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 24.04.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.10.2012, уточненные требования удовлетворены.
Суд первой инстанции принял во внимание недопустимость применения распоряжения главы администрации Краснодарского края от 29.12.2007 N 1202-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Краснодарского края" (далее - распоряжение от 29.12.2007 N 1202-р) и постановления главы администрации Краснодарского края от 05.02.2010 N 58 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Краснодарского края" (далее - постановление от 05.02.2010 N 58). Общество в уточненном заявлении исчислило кадастровую стоимость, установленную до принятия распоряжения от 29.12.2007 N 1202-р постановлением главы города-курорта Геленджик от 24.12.2002 N 1524, которая ниже исчисленной в уточненной декларации за 2010 год на основании решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 18.04.2011 N 2343/5/11-81872 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях (153 334 317 рублей вместо 214 921 тыс. рублей).
Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда, указав при этом на то, что общество правильно исчислило земельный налог за 2010 год исходя из кадастровой стоимости земельного участка, установленной распоряжением от 29.12.2007 N 1202-р в размере 214 921 тыс. рублей.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда от 24.04.2012 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.10.2012, в удовлетворении заявленных требований отказать. Податель жалобы указывает, что налоговая инспекция использовала сведения, указанные в письме Роснедвижимости от 04.08.2010 N 59-21/520, согласно которым стоимость принадлежащего обществу земельного участка составляет 387 558 495 рублей 44 копейки.
В отзыве на кассационную жалобу общество считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе налоговой инспекции.
Представитель общества в судебном заседании просил судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, обществу на праве постоянного бессрочного пользования принадлежит земельный участок с единым землепользованием, кадастровый номер 23:40:0000000:133, состоящий из двух земельных участков (с кадастровыми номерами 23:40:0409002:0001 площадью 8 947 кв. м и 23:40:0409002:0002 площадью 5053 кв. м) общей площадью 14 тыс. кв. м по адресу: Краснодарский край, г. Геленджик, ул. Луначарского.
11 мая 2011 года общество на основании решения ФГУ "Земельная кадастровая палата" об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях от 18.04.2011 N 2343/5/11-81872 подало в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию по земельному налогу за 2010 год, рассчитав размер земельного налога за 2010 год исходя из удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (15 351 рубль 50 копеек за кв. м) с видом разрешенного использования 9 - "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Согласно письму Геленджикского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23.05.2011 N 232 в адрес налоговой инспекции на основании акта определения кадастровой стоимости земельных участков N 2340/1/11-1333 принято решение от 18.04.2011 N 2343/5/11-81872 об исправлении технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером 23:40:0000000:133. Указанным решением внесены изменения в сведения государственного кадастра недвижимости и исправлен удельный показатель стоимости земельного участка с "27 866 рублей 65 копеек за кв. м" на "15 351 рублей 50 копеек за кв. м". Также в письме сообщалось, что земельный участок отнесен к девятой группе типового перечня видов разрешенного использования, утвержденного приказом Роснедвижимости от 29.06.2007 N П/0152, используемого для кадастровой оценки земельных участков: "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений и сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок".
Налоговая инспекция провела камеральную проверку уточненной налоговой декларации за 2010 год, по результатам которой составила акт от 20.05.2011 N 11110 и приняла решение от 28.06.2011 N 9679 о начислении 1 268 534 рублей земельного налога, 73 136 рублей 79 копеек пеней, 253 706 рублей 80 копеек штрафа исходя из сведений, поступивших в налоговую инспекцию 25.01.2010 и 19.01.2011 от Управления Росреестра по Краснодарскому краю о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:133 по состоянию на 01.01.2010 составляла 387 558 495 рублей.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю от 11.08.2011 N 20-12-735 жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения, решение налоговой инспекции от 28.06.2011 N 9679 утверждено и вступило в силу.
В порядке статьи 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Основанием для начисления сумм налога, пеней и штрафа за 2010 год явился вывод налоговой инспекции о применении обществом заниженной кадастровой стоимости земельного участка с единым землепользованием, состоящим из двух земельных участков, в размере 214 921 тыс. рублей. В своем решении налоговая инспекция указала на отсутствие доказательств того, что техническая ошибка распространяется на 2010 год.
В силу пункта 1 статьи 390 Кодекса налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса.
Пунктом 1 статьи 391 Кодекса предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования (пункт 3 статьи 391 Кодекса).
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 статьи 66 указанного Кодекса.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с последующими изменениями), определено, что результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 10).
По смыслу пунктов 1 и 5 статьи 5 Кодекса акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Положения, предусмотренные статьей 5 Кодекса, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Вместе с тем такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Иное означало бы возможность снижения конституционных гарантий прав налогоплательщиков исключительно по формальным основаниям, связанным с самой по себе отраслевой принадлежностью нормативных правовых актов, которые используются для целей налогообложения, что недопустимо. Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Кодексе.
По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года (пункт 14 статьи 396 Кодекса в редакции Федеральных законов от 24.07.2007 N 216-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ).
В целях реализации данного положения Правительство Российской Федерации постановлением от 07.02.2008 N 52 установило порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Кодекса, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Подобный порядок доведения до сведения налогоплательщиков результатов кадастровой оценки земель обусловлен большим объемом информации, размещение которой в печатном издании технически невозможно и нецелесообразно, и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает. Если такая возможность обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Постановление N 1202-р опубликовано в газете "Кубанские новости" в установленном порядке 13.03.2009, размещено в сети Интернет на официальном сайте Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю.
В соответствии с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Кодекса в целях налогообложения постановление N 1202-р подлежит применению с 01.01.2010.
В порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции запросил у администрации Краснодарского края приложение N 1 к распоряжению N 1202-р в целях установления кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Согласно приложению среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель в размере кадастрового квартала населенного пункта Краснодарского края 23:40:04 09 002 по 9 виду разрешенного использования ("земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок") составляет 15 351 рублей 50 копеек за кв. м.
С учетом общей площади (14 тыс. кв. м) земельного участка с кадастровым номером 23:40:0000000:133, состоящего из двух земельных участков (с кадастровыми номерами 23:40:0409002:0001 площадью 8947 кв. м и 23:40:0409002:0002 площадью 5053 кв. м) кадастровая стоимость земельного участка составляет 214 921 тыс. рублей (15 351 рубль 50 копеек х 14 000 кв. м).
Постановление N 58 не ухудшает положение налогоплательщика и не препятствует исполнению обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате земельного налога в 2010 году, поскольку приложения к распоряжению N 1202-р и постановлению N 58 содержат те же виды разрешенного использования, те же суммы среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земель населенного пункта по 9 виду разрешенного использования. Вместе с тем данные показатели при принятии решения налоговым органом не применялись, поскольку налоговая инспекция сослалась на отсутствие оснований для распространения исправления технической ошибки на 2010 год.
Исправление имевшей место в 2010 году ошибки при определении кадастровой стоимости подтверждается решением ФГУ "Земельная кадастровая палата" от 18.04.2011 N 2343/5/11-81872, письмом Геленджикского отдела Управления Росреестра по Краснодарскому краю от 23.05.2011 N 232. Информация, полученная налоговой инспекцией 22.04.2011 от Управления Росреестра по Краснодарскому краю, содержала сведения о кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2010 в размере 214 921 тыс. рублей.
При применении положений главы 31 "Земельный налог" Кодекса, статьи 28 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" необходимо учитывать действительную обязанность налогоплательщика по уплате земельного налога. Момент, когда органы государственной власти устранили допущенную ими же ошибку при расчете кадастровой стоимости земельного участка, не лишает общества права применять правильную кадастровую стоимость за предыдущий налоговый период путем подачи уточненной декларации.
Данный вывод подтверждается позицией, высказанной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 17475/2011.
Если по решению органа Росреестра проведено исправление технической ошибки, приведшее к уменьшению кадастровой стоимости земельного участка, величина которой распространяется на предыдущие налоговые периоды, то в этом случае следует производить перерасчет земельного налога за предыдущие налоговые периоды (письмо Минфина России от 10.03.2011 N 03-05-04-02/21 (доведено письмом Федеральной налоговой службы от 18.03.2011 N ЗН-4-11/4353@ до нижестоящих налоговых органов и размещено на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru)).
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик вправе определить налоговую базу по земельному налогу за 2010 год исходя из исправленной в 2011 году (в сторону уменьшения) величины кадастровой стоимости земельного участка.
На этом основании у налоговой инспекции отсутствовали основания для начисления налога за 2010 год из расчета 387 558 495 рублей ошибочно установленной кадастровой стоимости.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.04.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2012 по делу N А32-24391/2011 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Т.В.ПРОКОФЬЕВА

Судьи
Т.Н.ДОРОГИНА
Л.А.ТРИФОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)