Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Черных О.Г.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.
судей: Величко М.Б., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Б.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе В.И. на решение Советского районного суда г. Томска от 13 мая 2013 года
дело по заявлению В.И. о признании недействительным налогового уведомления N 1074203, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, признании недействительным налогового требования N 5260.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя Н., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" В.Р., считавшей жалобу подлежащей удовлетворению, возражения представителя ИФНС России по г. Томску Л., судебная коллегия
установила:
В.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным налогового уведомления N 1074203 ИФНС России по г. Томску по расчету (перерасчету) земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком В.И. за 2009, 2010, 2011 годы на земельные участки, расположенные в /__/, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиком В.И. на земельные участки, указанные в налоговом уведомлении N 1074203 за 2009 год по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, действующей по состоянию на 01.09.2009, за 2010 год по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, за 2011 год по ставке 0,18 процента от кадастровой стоимости земельных участков и направить В.И. уточненное уведомление, признании незаконным налогового требования N 5260.
В обоснование заявленных требований указал, что 04.01.2013 получил налоговое уведомление N 1074203 с расчетом (перерасчетом) земельного налога за 2009 - 2011 годы, согласно которому он обязан уплатить до 08.02.2013 земельный налог в сумме /__/ руб.
28.02.2013 поступило налоговое требование /__/ руб., согласно которому за ним числится налоговая задолженность по состоянию на 21.02.2013 в сумме /__/ руб.
Расчет земельного налога за 2009 год произведен на основании кадастровой стоимости земельных участков, подлежащей применению с 2010 года (по постановлению 262а), и по ставке 1,5%. Полагал, что ставка должна применяться в размере 0,3% за 2009 - 2010 и 0,18% за 2011 год на основании решений Думы города Томска N 320 от 31.10.2006 и N 1596 от 21.09.2010. Указал, что ставка земельного налога зависит не от вида разрешенного использования, а от фактического использования участка для жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки изначально образовывались и предоставлялись для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-3. Однако в Государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования указан как для обслуживания и эксплуатации производственной базы. Считал требование N 5260, основанное на неправильном расчете земельного налога, незаконным, полагал нарушенным порядок начисления земельного налога, а установленные требованием сроки уплаты налога не соответствуют законодательно установленным срокам.
Заявитель В.И. в судебное заседание не явился. Представитель заявителя Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ИФНС России по г. Томску С., представитель администрации Б.Н. заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" представила отзыв, в котором указала на необоснованное их привлечение заявителем в качестве заинтересованного лица, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Обжалуемым решением на основании статей 52, 57, 69, 138, 140, 388, 387, 389, 391, 393, 394, 396, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 8, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заявление В.И. удовлетворено частично: суд признал незаконным налоговое требование N 5260 Федеральной налоговой службы России по городу Томску в части начисления земельного налога по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2009 год в сумме недоимки, превышающей /__/ рублей /__/ копеек (п. 3 требования); начисления земельного налога по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ рублей /__/ копейки (п. 6 требования); начисление итоговой суммы налога за 2009 - 2011 годы в части недоимки в размере, превышающем /__/ рублей /__/ копеек; начисление итоговой суммы пени, превышающей сумму /__/ рубля /__/ копеек.
В удовлетворении требований о признании недействительным налогового уведомления N 1074203, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, указанный в налоговом уведомлении, отказано.
В апелляционной жалобе В.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявление удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что земельный налог за земельный участок /__/ должен взиматься по ставке 0,3% за 2009 и 2010 годы в соответствии решением Думы города Томска N 320 от 31.10.2006, за земельные участки /__/ и /__/ по ставке 0,18% за 2011 год в соответствии с решением Думы города Томска от 21.09.2010 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования город Томск" N 1596. Указанные ставки земельного налога подлежат применению в связи с установленным правовым режимом земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и в связи с фактическим использованием участков для индивидуального жилищного строительства и для строительства объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Считает необоснованным вывод суда о том, что для применения ставки земельного налога определяющим является фактическое использование земельного участка. Правовой режим земельных участков определяет их принадлежность к определенной категории земель их расположение в определенной территориальной зоне, и их разрешенное использование соответствующее видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой участки расположены. Земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ относятся к категории земель - земли населенных пунктов, расположены в границах территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), согласно сведениям государственного кадастра недвижимости видом разрешенного использования данных земельных участков является: для обслуживания и эксплуатации производственной базы. Вид разрешенного использования данных земельных участков для обслуживания и эксплуатации производственной базы в соответствии с законодательством не является разрешенным для территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в государственном земельном кадастре лишь отражается, а не устанавливается вид разрешенного использования земельного участка. Считает незаконным начисление земельного налога за 2009 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2010 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2011 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2011 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рубль /__/ копеек.
Полагает также необоснованным вывод суда о том, что налоговое уведомление не является решением налогового органа, носит информационный характер, прав заявителя не нарушает, обязанности последнего по оплате налога не порождает. Налоговое уведомление, по мнению апеллянта, - это решение налогового органа, оформляемое в соответствии с законодательством, содержащее сведения об исчисленной налоговым органом сумме налога, подлежащей оплате налогоплательщиком. Правовые последствия для налогоплательщика получения налогового уведомления, выражаются в обязанности оплатить налог в сумме, указанной в уведомлении, и в сроки, указанные в уведомлении. Если налоговый орган не направит налоговое уведомление налогоплательщику, то обязанности по оплате налога не возникает. Следовательно, по мнению апеллянта, налоговое уведомление порождает для заявителя обязанность по уплате налога и может быть оспорена в суде.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ИФНС России по г. Томску С. считала жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что постановлением главы муниципалитета Томского района N 400-с от 11.11.2003 ООО "/__/" утвержден акт выбора земельного участка для строительства усадебных домов. Постановлением муниципалитета Томского района N 912-з от 01.09.2004 земельный участок, находящийся в собственности ООО "/__/" площадью /__/ га, кадастровый номер /__/, расположенный на /__/, отнесен в категорию земель поселений, присвоено наименование /__/. Постановлением муниципалитета Томского района N 288-с от 26.12.2005 В.И. разрешено проведение строительных работ по подготовке и планировке территории, по сооружению внешних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения /__/.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391). Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органами (п. 3 ст. 396).
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Статьями 387, 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
На территории города Томска взимание земельного налога в спорный период регулируется Положением "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006, а также от 21.09.2010 N 1596, согласно которым земельный налог на территории муниципального образования "Город Томск" взимается от кадастровой стоимости земельного участка по следующим ставкам: в размере 0,3% (решение Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006) и 0,18% (решение Думы г. Томска от 21.09.2010 N 1596) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, что 04.01.2013 В.И. получено налоговое уведомление, в котором перечислены налоги на земельные участки за 2009 - 2011 годы и указана задолженность в размере /__/ руб.
28.02.2013 заявителем получено налоговое требование по состоянию на 21.02.2013, согласно которому В.И. обязан уплатить до 29.03.2013:
п. 1. земельный налог по ставкам п. п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2011 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 2. земельный налог по ставкам п. п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ руб.
п. 3 земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2009 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 4. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2010 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 5. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2011 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 6. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ руб.
Итого начисление итоговой суммы налога за 2009 - 2011 год в части недоимки в размере /__/ руб., итоговой суммы пени /__/ руб.
Сопоставив исчисленные суммы, суд правомерно установил, что налоговое требование выставлено по задолженности по налогам, указанным и выставленным в налоговом уведомлении N 1074203.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговое уведомление не подлежит самостоятельному оспариванию в суде.
Оснований не соглашаться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на правильном применении норм действующего законодательства. Доводы апелляционной жалобы об обратном не опровергают указанные выводы, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно приказу ФНС РФ от 25.02.2009 N ММ-7-6/86@ "Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных" налоговое уведомление - устанавливаемая ФНС России письменная форма извещения (информирования) налогоплательщика о его обязанности уплатить налог, направляемая в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Из норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговое уведомление не является решением налогового органа, не нарушает права, свободы и законные интересы налогоплательщика, поскольку носит информационный характер и направляется налогоплательщику с целью информирования о сумме исчисленного налога, обязанность по уплате налога возникает не с момента получения уведомления, а в силу закона, а потому самостоятельно оно оспорено быть не может.
Доводы заявителя о неправомерном исчислении земельного налога по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования, указанному в кадастровых паспортах, являлись предметом проверки суда первой инстанции и правильно признаны необоснованными.
Согласно положениям п. 12, 13 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации трав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Из системного анализа норм земельного, градостроительного и кадастрового законодательства следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента. При этом изменение вида разрешенного использования допускается только при условии изменения фактического вида использования объекта.
Как следует из налогового уведомления N 1074203, кадастровых справок и кадастровых паспортов земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка /__/ определена на 31.12.2008 в размере /__/ руб., 01.01.2009 - /__/ руб., 01.01.2010 - /__/ руб., 01.01.2011 - /__/ руб.; земельного участка /__/ в размере /__/ руб. на 06.09.2011 в соответствии с налоговой ставкой 1,5%, исходя из их разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации производственной базы", установленного решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006, N 1596 от 21.09.2010 размера налоговой ставки для прочих земельных участков (1,5%); земельного участка /__/ - на 06.09.2011 в размере /__/ руб. с видом разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" по льготной ставке 0,15% по указанным нормативным актам.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка /__/, внесенному в государственный кадастр недвижимости 21.02.2007, вид разрешенного использований участка указан как "для обслуживания и эксплуатации производственной базы". Земельный участок /__/ внесен в государственный кадастр недвижимости только 06.09.2011 с указанным же видом разрешенного использования.
В суде первой и апелляционной инстанции представитель заявителя подтвердила, что В.И. не менял вид разрешенного использования участка /__/ и не обращался с соответствующем заявлением, земельный участок /__/ изначально поставлен на учет с указанным видом разрешенного использования. Предыдущие номера земельного участка /__/ были: /__/, /__/ с указанным же видом разрешенного использования. Предыдущие номера земельного участка /__/ такие же, как и у /__/.
Также судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод заявителя о том, что при исчислении налога необходимо исходить из видов разрешенного использования, предусмотренных зоной Ж-3, в которой расположены земельные участки.
Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г. Томска.
Согласно указанным Правилам зона Ж-3 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами.
Спорный земельный участок /__/ учтен и поставлен на кадастровый учет с указанным видом разрешенного использования значительно ранее принятия данных Правил.
Земельный участок /__/ образован из земельных участков /__/, /__/, как и участок /__/, однако виды разрешенного использования у них разные, при этом заявителем не представлено доказательств того, что участок /__/ он использует с иным видом использования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что земельные участки /__/ и /__/ подпадают под понятие "прочих земельных участков", в связи с чем налоговая инспекция правомерно выставила налог по ставке 1,5%.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, получившую правильную оценку в решении, не могут повлиять на изложенные в нем выводы суда, равно как и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к безусловной отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.07.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2234/2013
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ТОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 июля 2013 г. по делу N 33-2234/2013
Судья: Черных О.Г.
Судебная коллегия по административным делам Томского областного суда в составе:
председательствующего Бондаревой Н.А.
судей: Величко М.Б., Ячменевой А.Б.,
при секретаре Б.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Томске по апелляционной жалобе В.И. на решение Советского районного суда г. Томска от 13 мая 2013 года
дело по заявлению В.И. о признании недействительным налогового уведомления N 1074203, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, признании недействительным налогового требования N 5260.
Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя заявителя Н., настаивавшей на удовлетворении апелляционной жалобы, представителя ФГБУ "ФКП Росреестра" В.Р., считавшей жалобу подлежащей удовлетворению, возражения представителя ИФНС России по г. Томску Л., судебная коллегия
установила:
В.И. обратился в суд с заявлением о признании недействительным налогового уведомления N 1074203 ИФНС России по г. Томску по расчету (перерасчету) земельного налога, подлежащего уплате налогоплательщиком В.И. за 2009, 2010, 2011 годы на земельные участки, расположенные в /__/, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, подлежащий уплате налогоплательщиком В.И. на земельные участки, указанные в налоговом уведомлении N 1074203 за 2009 год по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, действующей по состоянию на 01.09.2009, за 2010 год по ставке 0,3 процента от кадастровой стоимости земельных участков, за 2011 год по ставке 0,18 процента от кадастровой стоимости земельных участков и направить В.И. уточненное уведомление, признании незаконным налогового требования N 5260.
В обоснование заявленных требований указал, что 04.01.2013 получил налоговое уведомление N 1074203 с расчетом (перерасчетом) земельного налога за 2009 - 2011 годы, согласно которому он обязан уплатить до 08.02.2013 земельный налог в сумме /__/ руб.
28.02.2013 поступило налоговое требование /__/ руб., согласно которому за ним числится налоговая задолженность по состоянию на 21.02.2013 в сумме /__/ руб.
Расчет земельного налога за 2009 год произведен на основании кадастровой стоимости земельных участков, подлежащей применению с 2010 года (по постановлению 262а), и по ставке 1,5%. Полагал, что ставка должна применяться в размере 0,3% за 2009 - 2010 и 0,18% за 2011 год на основании решений Думы города Томска N 320 от 31.10.2006 и N 1596 от 21.09.2010. Указал, что ставка земельного налога зависит не от вида разрешенного использования, а от фактического использования участка для жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры. Земельные участки изначально образовывались и предоставлялись для индивидуального жилищного строительства. В настоящее время земельные участки расположены в территориальной зоне Ж-3. Однако в Государственном кадастре недвижимости вид разрешенного использования указан как для обслуживания и эксплуатации производственной базы. Считал требование N 5260, основанное на неправильном расчете земельного налога, незаконным, полагал нарушенным порядок начисления земельного налога, а установленные требованием сроки уплаты налога не соответствуют законодательно установленным срокам.
Заявитель В.И. в судебное заседание не явился. Представитель заявителя Н. заявленные требования поддержала.
Представитель ИФНС России по г. Томску С., представитель администрации Б.Н. заявленные требования считали не подлежащими удовлетворению.
Представитель ФГБУ "ФКП Росреестра" представила отзыв, в котором указала на необоснованное их привлечение заявителем в качестве заинтересованного лица, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Обжалуемым решением на основании статей 52, 57, 69, 138, 140, 388, 387, 389, 391, 393, 394, 396, 397 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 8, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц", статьи 7 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" заявление В.И. удовлетворено частично: суд признал незаконным налоговое требование N 5260 Федеральной налоговой службы России по городу Томску в части начисления земельного налога по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2009 год в сумме недоимки, превышающей /__/ рублей /__/ копеек (п. 3 требования); начисления земельного налога по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ рублей /__/ копейки (п. 6 требования); начисление итоговой суммы налога за 2009 - 2011 годы в части недоимки в размере, превышающем /__/ рублей /__/ копеек; начисление итоговой суммы пени, превышающей сумму /__/ рубля /__/ копеек.
В удовлетворении требований о признании недействительным налогового уведомления N 1074203, возложении обязанности на ИФНС России по г. Томску пересчитать земельный налог, указанный в налоговом уведомлении, отказано.
В апелляционной жалобе В.И. просит решение отменить, принять по делу новое решение, которым заявление удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что земельный налог за земельный участок /__/ должен взиматься по ставке 0,3% за 2009 и 2010 годы в соответствии решением Думы города Томска N 320 от 31.10.2006, за земельные участки /__/ и /__/ по ставке 0,18% за 2011 год в соответствии с решением Думы города Томска от 21.09.2010 "О взимании земельного налога на территории муниципального образования город Томск" N 1596. Указанные ставки земельного налога подлежат применению в связи с установленным правовым режимом земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства и в связи с фактическим использованием участков для индивидуального жилищного строительства и для строительства объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса. Считает необоснованным вывод суда о том, что для применения ставки земельного налога определяющим является фактическое использование земельного участка. Правовой режим земельных участков определяет их принадлежность к определенной категории земель их расположение в определенной территориальной зоне, и их разрешенное использование соответствующее видам разрешенного использования для территориальной зоны, в которой участки расположены. Земельные участки с кадастровыми номерами /__/ и /__/ относятся к категории земель - земли населенных пунктов, расположены в границах территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), согласно сведениям государственного кадастра недвижимости видом разрешенного использования данных земельных участков является: для обслуживания и эксплуатации производственной базы. Вид разрешенного использования данных земельных участков для обслуживания и эксплуатации производственной базы в соответствии с законодательством не является разрешенным для территориальной зоны Ж-3 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), в государственном земельном кадастре лишь отражается, а не устанавливается вид разрешенного использования земельного участка. Считает незаконным начисление земельного налога за 2009 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2010 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2011 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рублей /__/ копеек, начисление земельного налога за 2011 год на земельный участок с кадастровым номером /__/ в сумме, превышающей /__/ рубль /__/ копеек.
Полагает также необоснованным вывод суда о том, что налоговое уведомление не является решением налогового органа, носит информационный характер, прав заявителя не нарушает, обязанности последнего по оплате налога не порождает. Налоговое уведомление, по мнению апеллянта, - это решение налогового органа, оформляемое в соответствии с законодательством, содержащее сведения об исчисленной налоговым органом сумме налога, подлежащей оплате налогоплательщиком. Правовые последствия для налогоплательщика получения налогового уведомления, выражаются в обязанности оплатить налог в сумме, указанной в уведомлении, и в сроки, указанные в уведомлении. Если налоговый орган не направит налоговое уведомление налогоплательщику, то обязанности по оплате налога не возникает. Следовательно, по мнению апеллянта, налоговое уведомление порождает для заявителя обязанность по уплате налога и может быть оспорена в суде.
В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ИФНС России по г. Томску С. считала жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 327, ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть поступившую жалобу в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не нашла оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
При рассмотрении дела суд принял все меры для полного и объективного установления обстоятельств дела, и на основании оценки представленных сторонами доказательств, исходя из положений приведенных в решении норм права, пришел к обоснованному выводу о частичном удовлетворении заявленных требований.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что постановлением главы муниципалитета Томского района N 400-с от 11.11.2003 ООО "/__/" утвержден акт выбора земельного участка для строительства усадебных домов. Постановлением муниципалитета Томского района N 912-з от 01.09.2004 земельный участок, находящийся в собственности ООО "/__/" площадью /__/ га, кадастровый номер /__/, расположенный на /__/, отнесен в категорию земель поселений, присвоено наименование /__/. Постановлением муниципалитета Томского района N 288-с от 26.12.2005 В.И. разрешено проведение строительных работ по подготовке и планировке территории, по сооружению внешних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения /__/.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Налогообложение земельным налогом осуществляется в соответствии с главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 388) установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения (п. 1 ст. 390). Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391). Налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 4 ст. 391). Налоговым периодом признается календарный год (п. 1 ст. 393). Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (п. 1 ст. 394). Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396). Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговым органами (п. 3 ст. 396).
В соответствии с п. 4 ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами.
Статьями 387, 394 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено установление нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и(или) разрешенного использования земельного участка.
На территории города Томска взимание земельного налога в спорный период регулируется Положением "О взимании земельного налога на территории муниципального образования "Город Томск", утвержденным решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006, а также от 21.09.2010 N 1596, согласно которым земельный налог на территории муниципального образования "Город Томск" взимается от кадастровой стоимости земельного участка по следующим ставкам: в размере 0,3% (решение Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006) и 0,18% (решение Думы г. Томска от 21.09.2010 N 1596) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса; в размере 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Из материалов дела следует, что 04.01.2013 В.И. получено налоговое уведомление, в котором перечислены налоги на земельные участки за 2009 - 2011 годы и указана задолженность в размере /__/ руб.
28.02.2013 заявителем получено налоговое требование по состоянию на 21.02.2013, согласно которому В.И. обязан уплатить до 29.03.2013:
п. 1. земельный налог по ставкам п. п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2011 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 2. земельный налог по ставкам п. п. 1 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ руб.
п. 3 земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2009 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 4. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2010 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 5. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления за 2011 год в сумме недоимки /__/ руб.
п. 6. земельный налог по ставкам п. п. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации применительно к объектам налогообложения, расположенным в городском округе, прочие начисления в сумме пени /__/ руб.
Итого начисление итоговой суммы налога за 2009 - 2011 год в части недоимки в размере /__/ руб., итоговой суммы пени /__/ руб.
Сопоставив исчисленные суммы, суд правомерно установил, что налоговое требование выставлено по задолженности по налогам, указанным и выставленным в налоговом уведомлении N 1074203.
При этом суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговое уведомление не подлежит самостоятельному оспариванию в суде.
Оснований не соглашаться с указанным выводом судебная коллегия не усматривает, поскольку он основан на правильном применении норм действующего законодательства. Доводы апелляционной жалобы об обратном не опровергают указанные выводы, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.
Так, согласно приказу ФНС РФ от 25.02.2009 N ММ-7-6/86@ "Об утверждении Порядка выполнения массовой печати и рассылки налоговых документов по назначению в условиях централизованной обработки данных" налоговое уведомление - устанавливаемая ФНС России письменная форма извещения (информирования) налогоплательщика о его обязанности уплатить налог, направляемая в случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возложена на налоговый орган законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.
Из норм Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговое уведомление не является решением налогового органа, не нарушает права, свободы и законные интересы налогоплательщика, поскольку носит информационный характер и направляется налогоплательщику с целью информирования о сумме исчисленного налога, обязанность по уплате налога возникает не с момента получения уведомления, а в силу закона, а потому самостоятельно оно оспорено быть не может.
Доводы заявителя о неправомерном исчислении земельного налога по ставке 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков по виду разрешенного использования, указанному в кадастровых паспортах, являлись предметом проверки суда первой инстанции и правильно признаны необоснованными.
Согласно положениям п. 12, 13 ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ежегодно до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, обязаны сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Сведения, указанные в пункте 12 настоящей статьи, представляются органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Как следует из пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в этом Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу пункта 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации трав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статья 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определяет состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Из системного анализа норм земельного, градостроительного и кадастрового законодательства следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента. При этом изменение вида разрешенного использования допускается только при условии изменения фактического вида использования объекта.
Как следует из налогового уведомления N 1074203, кадастровых справок и кадастровых паспортов земельных участков, кадастровая стоимость земельного участка /__/ определена на 31.12.2008 в размере /__/ руб., 01.01.2009 - /__/ руб., 01.01.2010 - /__/ руб., 01.01.2011 - /__/ руб.; земельного участка /__/ в размере /__/ руб. на 06.09.2011 в соответствии с налоговой ставкой 1,5%, исходя из их разрешенного использования "для обслуживания и эксплуатации производственной базы", установленного решением Думы г. Томска N 320 от 31.10.2006, N 1596 от 21.09.2010 размера налоговой ставки для прочих земельных участков (1,5%); земельного участка /__/ - на 06.09.2011 в размере /__/ руб. с видом разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" по льготной ставке 0,15% по указанным нормативным актам.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка /__/, внесенному в государственный кадастр недвижимости 21.02.2007, вид разрешенного использований участка указан как "для обслуживания и эксплуатации производственной базы". Земельный участок /__/ внесен в государственный кадастр недвижимости только 06.09.2011 с указанным же видом разрешенного использования.
В суде первой и апелляционной инстанции представитель заявителя подтвердила, что В.И. не менял вид разрешенного использования участка /__/ и не обращался с соответствующем заявлением, земельный участок /__/ изначально поставлен на учет с указанным видом разрешенного использования. Предыдущие номера земельного участка /__/ были: /__/, /__/ с указанным же видом разрешенного использования. Предыдущие номера земельного участка /__/ такие же, как и у /__/.
Также судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание довод заявителя о том, что при исчислении налога необходимо исходить из видов разрешенного использования, предусмотренных зоной Ж-3, в которой расположены земельные участки.
Решением Думы г. Томска от 27.11.2007 N 687 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Томск", устанавливающие территориальные зоны, градостроительные регламенты на территории г. Томска.
Согласно указанным Правилам зона Ж-3 предназначена для застройки индивидуальными жилыми домами.
Спорный земельный участок /__/ учтен и поставлен на кадастровый учет с указанным видом разрешенного использования значительно ранее принятия данных Правил.
Земельный участок /__/ образован из земельных участков /__/, /__/, как и участок /__/, однако виды разрешенного использования у них разные, при этом заявителем не представлено доказательств того, что участок /__/ он использует с иным видом использования.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что земельные участки /__/ и /__/ подпадают под понятие "прочих земельных участков", в связи с чем налоговая инспекция правомерно выставила налог по ставке 1,5%.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию заявителя в суде первой инстанции, получившую правильную оценку в решении, не могут повлиять на изложенные в нем выводы суда, равно как и не содержат предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований к безусловной отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах решение суда является законным, обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Томска от 13 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу В.И. - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)