Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА ОТ 15.01.2013 N Ф03-6409/2012 ПО ДЕЛУ N А73-7749/2012

Разделы:
Налог на прибыль организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 января 2013 г. N Ф03-6409/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2013 года
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Г.А.Суминой
Судей: В.М.Голикова, О.Н.Трофимовой
при участии
- от заявителя: Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" - Гринчук Е.С., представитель по доверенности от 01.10.20112 N 129;
- от Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска - Байнова Т.В., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 02-18/00041; Еремина О.Г., представитель по доверенности от 29.12.2012 N 02-18/20457;
- от Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю - Селютина И.А., представитель по доверенности от 09.01.2013 N 05-08;
- рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю"
на решение от 07.09.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012
по делу N А73-7749/2012 Арбитражного суда Хабаровского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья В.А.Шапошникова; в суде апелляционной инстанции судьи: Т.Д.Пескова, Е.И.Сапрыкина, Е.А.Швец
По заявлению государственного учреждения "Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Хабаровску"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска, Управлению Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю
о признании недействительными решений
Государственное учреждение "Управление вневедомственной охраны при Управлении внутренних дел по городу Хабаровску" (ОГРН 1092724002942, место нахождения: 680009, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Карла Маркса, 107г; далее - ГУ УВО УВД по городу Хабаровску, налогоплательщик, учреждение), правопреемником которого признано Федеральное государственное казенное учреждение "Управление вневедомственной охраны Управления министерства внутренних дел Российской Федерации по Хабаровскому краю" (ОГРН 1122721009388, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Гоголя, 21а; далее - ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Железнодорожному району г. Хабаровска (ОГРН 1042700263396, место нахождения: 680021, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Ленинградская, 45; далее - инспекция) от 05.05.2012 N 13-12/07482 и решения Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю (ОГРН 1042700168961, место нахождения: 680000, Хабаровский край, г. Хабаровск, ул. Дзержинского, 41; далее - управление) от 07.06.2012 N 13-10/173/10419.
Решением от 07.09.2012, оставленным без изменения постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012, заявленные требования учреждения удовлетворены частично: решения налоговых органов признаны недействительными в части применения налоговой санкции по части 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме, превышающей 50 000 руб. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Законность принятых судебных актов проверяется по кассационной жалобе ФГКУ УВО УМВД России по Хабаровскому краю, поддержанной его представителем в судебном заседании, которое, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение и постановление обеих судебных инстанций, признать недействительными решения налоговых органов в части начисления недоимки, пеней, штрафных санкций по налогу на прибыль в полном объеме.
По мнению заявителя жалобы подразделения вневедомственной охраны не относятся к числу плательщиков налога на прибыль, так как получаемые ими средства на основании договоров на охрану имущества юридических и физических лиц и за оказание иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, не являются объектом налогообложения указанным налогом, а представляют собой плату за услуги, предоставляемые в рамках выполнения органами государственной власти возложенных на них законодательством Российской Федерации обязанностей.
Инспекция в отзыве на жалобу, а также ее представители и представитель управления в заседании суда кассационной инстанции доводы учреждения отклонили, указывая на их несостоятельность, просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки ГУ УВО УВД по городу Хабаровску по вопросам соблюдения налогового законодательства, в том числе налога на прибыль организаций за период с 01.01.2008 по 31.12.2010, инспекцией составлен акт от 09.04.2012 N 13-12/8дсп и вынесено решение от 05.05.2012 N 13-12/07482 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Указанным решением учреждение привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания штрафа в сумме 7 787 513 руб. Учреждению также предложено уплатить доначисленный налог на прибыль организаций за указанные годы в сумме 233 049 667 руб. и пени по налогу на прибыль организаций в сумме 72 155 479, 26 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Хабаровскому краю от 07.06.2012 N 13-10/173/10419, принятым по результатам рассмотрения апелляционной жалобы налогоплательщика, названное выше решение налогового органа изменено; с учетом обстоятельств, смягчающих ответственность, штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ по налогу на прибыль организаций снижен до 3 893 756,5 руб. В остальной части решение инспекции оставлено в силе.
Не согласившись с решениями инспекции и управления о доначислении налога на прибыль за 2008-2010 годы, пеней за несвоевременную уплату налога и штрафных санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 246 НК РФ российские организации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.
В соответствии с пунктом 1 статьи 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 248 НК РФ к доходам относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационных доходы.
Доходы от реализации определяются в порядке, установленном статьей 249 НК РФ с учетом положений главы 25 НК РФ.
Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды исходили из того, что пунктом 8 статьи 1 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2005 N 489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых Постановлений Правительства Российской Федерации" из статьи 35 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" были исключены положения о финансировании подразделений вневедомственной охраны при органах внутренних дел за счет средств, поступающих на основе договоров.
Согласно пунктам 1, 2, 10 Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.1992 N 589 (в редакции Федерального закона от 04.08.2005 N 489) основной задачей вневедомственной охраны является охрана имущества собственников на договорной основе.
Оплата охраны объектов и других услуг производится по договорным ценам с учетом экономически обоснованных затрат и 5-процентного превышения доходов над расходами для возмещения убытков в связи с кражами и пожарами.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов", статьей 6 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" средства, полученные от приносящей доход деятельности, поступают на лицевые счета получателя бюджетных средств, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства подразделениям органов внутренних дел в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны имущества, после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и после возмещения убытков в связи с кражами и иными обстоятельствами, обусловленными условиями договоров, подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Средства, получаемые подразделениями вневедомственной охраны в соответствии с договорами по охране имущества юридических и физических лиц и предоставлению иных услуг, связанных с обеспечением охраны и безопасности граждан, как правильно указали суды, являются доходом от реализации услуг и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в порядке, определенном главой 25 НК РФ.
Из установленных судами обстоятельств дела следует, что ГУ УВО УВД по городу Хабаровску оказывало услуги юридическим и физическим лицам в соответствии с заключенными договорами по охране их имущества за плату, то есть на возмездной основе.
В проверяемых периодах 2008-2010 годов учреждением от оказания услуг по охране имущества юридических и физических лиц получен доход в общей сумме 1 090 584 435 руб., в том числе за 2008 год - в сумме 372 139 126 руб., за 2009 год - в сумме 360 770 428 руб., за 2010 год - в сумме 357 674 881 руб., что учреждением не оспаривается.
В связи с этим до перечисления в бюджет средств в общей сумме 1 090 584 435 руб., полученных от осуществления услуг по охране имущества, учреждение было обязано исчислить и уплатить налог на прибыль организаций.
Вместе с тем установленная законом обязанность учреждением не исполнена. От средств в сумме 1 090 584 435 руб., полученных от осуществления услуг по охране имущества, налог на прибыль за 2008-2010 годы ГУ УВО УВД по городу Хабаровску не исчислен и не уплачен.
С учетом вышеуказанных нормоположений, установив факт поступления в проверяемый период на открытый учреждением в органе федерального казначейства лицевой счет по учету средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности полученных денежных средств по договорам на оказание охранных услуг и указанные средства не являлись средствами целевого финансирования, соответственно, подлежали включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль бюджетных учреждений, вместе с тем исчисление и уплата в бюджет налога на прибыль с указанных денежных средств учреждением не производилась, суды пришли к правильному выводу о занижении налогоплательщиком налоговой базы по налогу на прибыль организаций, в связи с чем он правомерно привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122, ему обоснованно начислены пени за несвоевременную уплату налога и предложено уплатить недоимку по налогу.
Кроме того, судами установлено, что все расходы в 2008-2010 годах произведены налогоплательщиком за счет средств целевого финансирования и правомерно не учтены инспекцией в силу пункта 2 статьи 321.1 НК РФ при исчислении налога на прибыль.
Правильность расчета доначисленных сумм судами проверена и налогоплательщиком в кассационной жалобе не оспаривается.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что деятельность ГУ УВО УВД по городу Хабаровску не является предпринимательской деятельностью бюджетного учреждения и судами допущено неправильное толкование положений статьи 321.1 НК РФ, устанавливающей особенности налогообложения бюджетных учреждений, подлежит отклонению, так как противоречит материалам дела, а правильность толкования норм права подтверждается примененными в настоящем постановлении нормами налогового законодательства.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права применены правильно, то обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

постановил:

решение от 07.09.2012, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.11.2012 по делу N А73-7749/2012 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
Г.А.СУМИНА

Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)