Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 26.02.2013 ПО ДЕЛУ N А13-5882/2012

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 февраля 2013 г. по делу N А13-5882/2012


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Константинова П.Ю., судей Гафиатуллиной Т.С., Захаровой М.В., при участии от открытого акционерного общества "ФосАгро-Череповец" Калининой В.В. (доверенность от 01.07.2012), Гильгенберга А.А. (доверенность от 01.07.2012), рассмотрев 25.02.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" на решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2012 (судья Попова С.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (судьи Романова А.В., Зайцева А.Я., Шадрина А.Н.) по делу N А13-5882/2012,

установил:

Открытое акционерное общество "Аммофос, место нахождения: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное ш., д. 75, ОГРН 1023501240421 (далее - ОАО "Аммофос"), обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, место нахождения: 160001, Вологда, ул. Челюскинцев, д. 3, ОГРН 1043500093889 (далее - Управление Росреестра), а также к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице его филиала по Вологодской области, место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Лаврова, д. 13, ОГРН 1027700485757 (далее - Учреждение), об обязании ответчиков: установить рыночную стоимость земельного участка общей площадью 8 272 943 кв. м, с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, расположенного по адресу: Вологодская обл., г. Череповец, в размере 4 207 000 000 руб.; установить кадастровую стоимость вышеназванного земельного участка равной его рыночной стоимости; внести указанные изменения кадастровой стоимости земельного участка в Государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда.
Определением суда первой инстанции от 26.07.2012 произведена замена истца - ОАО "Аммофос" на его правопреемника открытое акционерное общество "ФосАгро-Череповец", место нахождения: 162622, Вологодская обл., г. Череповец, Северное ш., д. 75, ОГРН 1123528007173 (далее - ОАО "ФосАгро-Череповец").
Решением от 17.09.2012, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.11.2012, исковые требования в отношении Учреждения удовлетворены в полном объеме. В удовлетворении требований к Управлению Росреестра отказано.
В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, просит решение и постановление отменить.
По мнению подателя жалобы, орган кадастрового учета не является надлежащим ответчиком в споре о кадастровой стоимости земельного участка.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "ФосАгро-Череповец" просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
В судебном заседании представитель ОАО "ФосАгро-Череповец" просил жалобу отклонить.
Другие участвующие в деле лица уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, однако своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке исходя из доводов жалобы.
Как следует из материалов дела, ОАО "ФосАгро-Череповец" принадлежит на праве собственности земельный участок общей площадью 8 272 943 кв. м, с кадастровым номером 35:21:0101001:0006, расположенный по адресу: Вологодская обл., г. Череповец.
Постановлением правительства Вологодской области от 30.12.2009 N 2154 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области" утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Вологодской области.
По результатам государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость принадлежащего истцу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 35:21:0101001:0006 установлена в размере 20 073 055 248 руб. 05 коп.
По итогам независимой оценки стоимости названного земельного участка, выполненной по заказу ОАО "Аммофос" обществом с ограниченной ответственностью "ОФРИ" и представленной в отчете от 24.01.2012 N 010/2011 (далее - Отчет от 24.01.2012), рыночная стоимость упомянутого земельного участка определена по состоянию на 17.11.2011 в размере 4 207 000 000 руб.
ОАО "ФосАгро-Череповец", полагая, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости вышеуказанного земельного участка являются недостоверными и нарушают его права, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды с учетом разъяснений, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 (далее - Постановление N 913/11), пришли к выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка может быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета от 24.01.2012.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
ОАО "ФосАгро-Череповец" как собственник спорного земельного участка по смыслу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) является плательщиком земельного налога в отношении этого участка. При этом в силу статьи 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Вместе с тем пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона N 221-ФЗ следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. При этом в пункте 4 названной статьи в качестве основания для возложения обязанности по учету изменений в отношении объекта недвижимости указано решение суда.
В материалы дела истец представил отчет от 24.01.2012, согласно которому определена рыночная стоимость упомянутого земельного участка.
Оценив представленное заключение экспертизы наряду с другими доказательствами по делу по правилам статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правильному выводу о том, что кадастровая стоимость спорного земельного участка должна быть установлена в размере его рыночной стоимости, определенной на основании заключения оценщика.
С учетом приведенных обстоятельств и норм права, а также руководствуясь правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, приведенной в Постановлении N 913/11, согласно которой установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта, суды обеих инстанций удовлетворили требования истца.
Суды также обоснованно отклонили довод Учреждения о том, что оно является ненадлежащим ответчиком.
По смыслу Постановления N 913/11 права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости рыночной стоимости, подлежат защите путем изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Следовательно, ответчиком по такому иску может являться только орган, уполномоченный действующим законодательством вносить изменения в государственный кадастр недвижимости. В настоящее время в соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.12.2011 N П/531 таким органом является Учреждение.
Принимая во внимание изложенное, кассационная инстанция считает, что суды правильно применили нормы материального и процессуального права, и не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда Вологодской области от 17.09.2012 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А13-5882/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" - без удовлетворения.

Председательствующий
П.Ю.КОНСТАНТИНОВ

Судьи
Т.С.ГАФИАТУЛЛИНА
М.В.ЗАХАРОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)