Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 06.12.2013 ПО ДЕЛУ N А41-37286/12

Разделы:
Земельный налог; Правовой режим земель поселений; Земельные правоотношения

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 декабря 2013 г. по делу N А41-37286/12


Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Немчиновой М.А.,
судей Виткаловой Е.Н., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ибрагимовым Э.А.,
при участии в заседании:
от третьего лица ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" (ИНН: 5003079784, ОГРН: 1105003003742) - Бурняшов В.Е. - представитель по доверенности N 53 от 26 ноября 2013 года,
от заинтересованного лица Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области - Черненко А.М. - представитель по доверенности N 367-Д от 20 декабря 2012 года,
от третьих лиц:
от Управления Федеральной налоговой службы России по Московской области - Локтева М.Г. - представитель по доверенности N 06-17/00071Вн от 23 января 2013 года,
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Григорьев Д.В. - представитель по доверенности N 47 от 26 ноября 2012 года,
представители заявителя ООО "Санино-110", заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Московской области, третьих лиц Администрации городского поселения Горки Ленинский Ленинского муниципального района Московской области, ГАУ МО "АИС Подмосковье" в судебное заседание не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" на решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2013 года по делу N А41-37286/12, принятое судьей Шайдуллиной А.С., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Санино-110" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельных участков на основании недействующего нормативного правового акта, с участием третьих лиц Министерства экологии и природопользования Московской области, Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Управления Федеральной налоговой службы по Московской области, общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент", ГАУ МО "АИС "Подмосковье",

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Санино-110" (далее по тексту - ООО "Санино-110") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области
- - о признании незаконными действий по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:594, 50:21:0070106:595, 50:21:0070106:596, 50:21:0070106:597, 50:21:0070106:598 по состоянию на 01 января 2012 года на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области", не вступившего в законную силу по состоянию на 01 января 2012 года;
- - о признании незаконными действий Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: 50:21:0070106:594, 50:21:0070106:595, 50:21:0070106:596, 50:21:0070106:597, 50:21:0070106:598 по состоянию на 01 января 2012 года, определенной на основании распоряжения Минэкологии N 236-РМ;
- - об обязании Федеральное государственное бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя, исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N 50:21:0070106:594, 50:21:0070106:595, 50:21:0070106:596, 50:21:0070106:597, 50:21:0070106:598, определенной на основании распоряжения Минэкологии N 236-РМ.
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2012 года в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство экологии и природопользования Московской области, Администрация городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, Управление Федеральной налоговой службы по Московской области.
Определением Арбитражного суда Московской области от 26 ноября 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент".
Определением Арбитражного суда Московской области от 11 декабря 2012 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГАУ АИС "Подмосковье".
В ходе судебного разбирательства заявитель уточнил заявленные требования, просил:
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области по определению кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243, 83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области по предоставлению для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 г. кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243,83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области";
- - обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Санино-110", исключив из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N 50:21:0070106:594 размере 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 в размере 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 в размере 420 243, 83 руб., 50:21:0070106:597 в размере 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 в размере 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Данные уточнения приняты судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2013 года в удовлетворении заявленных ООО "Санино-110" требований отказано (л.д. 29 - 40 т. 3).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Управляющая компания "Терра Эссет Менеджмент" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права (л.д. 45 - 64 т. 3).
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы заявил о фальсификации Минэкологией МО следующих доказательств: письма ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 07 декабря 2012 г. N 124-П-12, письмо ГАУ МО АИС "Подмосковье" от 25 января 2013 г. N 08-п-13, скрин-шот заявки на размещение информации в автоматизированной системе управления публикациями АСУП с информацией о направленном Минэкологией МО и принятом ГАУ АИС "Подмосковье" для размещениям файла объемом 36 431 килобайт, поддержал ходатайство о назначении экспертизы, имеющееся на л.д. 144 - 148 т. 1).
В обоснование доводов заявитель ссылается на то, что определение кадастровой стоимости спорных земельных участков на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" для целей исчисления и уплаты земельного налога за 2012 год является незаконным, поскольку на дату определения налоговой базы по земельному налогу по состоянию на 01 января 2012 г. указанное Распоряжение Минэкологии МО не вступило в законную силу. В газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" N 222 от 30 ноября 2011 распоряжение от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ опубликовано частично без текста приложений. Приложения к Распоряжению Минэкологии МО от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ в виде заархивированных файлов в формате Microsoft office Word и Excel на неустановленную дату размещены на сайте http://mep.mosreg.ru/norm_prav_acts/. При этом пользователь лишен возможности установления конкретной даты, по состоянию на которую заархивированные файлы в формате Microsoft office Word и Excel размещены на сайте Минэкологии МО. Регламент Правительства МО, Положение о Минэкологии МО, иные акты не предусматривают такого способа официального опубликования нормативных правовых актов как размещение их на официальном сайте государственного органа. В принятом решении суд не дал правовой оценки действиями Минэкологии МО по размещению информации на Интернет-портале Правительства Московской области в нарушение установленных требований. Текст Распоряжения Минэкологии Московской области от 25 ноября 2011 г. N 236-РМ размещен на сайте только в заархивированном виде, в связи с чем без использования программного обеспечения для разархивации файлов осуществить ознакомление с текстом нормативного правового акта невозможно. Данные сайта не позволяют установить точную дату размещения полного текста Распоряжения с приложениями. Факт подписания электронной цифровой подписью файла с текстом Распоряжения при направлении документов для размещения на сайте (www.mep.mosreg.ru) не подтвержден. Акты определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами датированы позднее 01 января 2012 г., в отношении 2 земельных участков акты определения кадастровой стоимости предоставлены не были. В обжалуемом судебном акте ошибочно указана прежняя редакция требований заявителя без учета их уточнений, принятых в установленном порядке судом к рассмотрению.
Как следует из письменного заявления и пояснений представителя общества фальсификация относительно указанных доказательств заключается в недостоверности содержащихся в них сведений о том, что распоряжение N 236-РМ было направлено ГАУ МО АИС "Подмосковье" 01 декабря 2011 года и в тот же день размещено на официальном сайте Минэкологии в 10.56 и в 11.10 час., а также в недостоверности информации о направленном Минэкологией и принятом ГАУ МО АИС "Подмосковье" для размещения файла объемом 36431 килобайт.
В смысле, придаваемом понятию фальсификации доказательств статьей 161 АПК РФ, может быть изготовлен сфальсифицированный документ, подделаны его реквизиты, подписи и пр., а не содержащиеся в нем сведения о тех либо иных обстоятельствах, которые подлежат оценке судом наряду с другими доказательствами в порядке статьи 71 АПК РФ.
В связи с изложенным апелляционный суд считает вышеуказанное заявление общества не подлежащим рассмотрению в соответствии со ст. 161 АПК РФ как заявление о фальсификации доказательств. Оно подлежит рассмотрению как довод общества об оценке представленных в дело доказательств.
Также представителем общества заявлено ходатайство о назначении судебной компьютерно-технической экспертизы в целях устранения противоречий в сведениях, содержащихся в представленных Минэкологией Московской области документах по факту размещения на сайте приложений к Распоряжению N 236-РМ, выяснения объемов этой информации и установления точной даты ее размещения в полном объеме на сайте. Указал, что судом первой инстанции в удовлетворении такого ходатайства отказано.
Представители Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, Министерства экологии и природопользования Московской области и Управления Федеральной налоговой службы по Московской области возражали против назначения экспертизы.
Апелляционный суд не находит основания для назначения судебной экспертизы с учетом предмета и оснований заявленных требований, поскольку в рамках настоящего спора оспариваются действия заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на основании Распоряжения N 236-РМ, а не легитимность названного нормативного правового акта. В связи с чем установление обстоятельств размещения приложений к Распоряжению на сайте в определенном объеме и даты такого размещения путем детального технического исследования компьютерной техники не может свидетельствовать о законности (незаконности) действий органа кадастрового учета, лишенного возможности на дату определения кадастровой стоимости проводить такие исследования.
Представитель ООО "УК "Терра Эссет Менеджмент" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление ООО "Санино-110" - удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы заявителя, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по Московской области, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители заявителя ООО "Санино-110", заинтересованного лица Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области, третьих лиц Администрации городского поселения Горки Ленинские Ленинского муниципального района Московской области, ГАУ МО "АИС "Подмосковье" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей, извещенных надлежащим образом о дате и времени судебного заседания.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Десятого арбитражного апелляционного суда (www.10aas.arbitr.ru) и на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (www.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 27 июля 2010 года N 228-ФЗ, вступившего в силу 01 ноября 2010 года).
Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, Общество с ограниченной ответственностью "Санино-110" является собственником следующих земельных участков:
- - с кадастровым номером 50:21:0070106:594 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 20.12.2011 г. серии 50-АГ N 191346;
- - с кадастровым номером 50:21:0070106:595 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2011 г. серии 50-АВ N 142447;
- - с кадастровым номером 50:21:0070106:596 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2011 г. серии 50-АВ N 142448;
- - с кадастровым номером 50:21:0070106:597 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2011 г. серии 50-АВ N 142445;
- - с кадастровым номером 50:21:0070106:598 согласно свидетельству о государственной регистрации права от 12.07.2011 г. серии 50-АВ N 142446.
Согласно представленному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области акту определения кадастровой стоимости от 27.03.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:594 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: малоэтажное жилищное строительство, площадью 148535 кв. м, составила 618028884,05 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4160,83 руб. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 г.
Согласно представленному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области акту определения кадастровой стоимости от 27.03.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:595 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 1123 кв. м, составила 4672612,09 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4160,83 руб. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 г.
Согласно представленному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области акту определения кадастровой стоимости от 27.03.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:596 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 101 кв. м, составила 420243,83 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4160,83 руб. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 г.
Согласно представленному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области акту определения кадастровой стоимости от 27.03.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:597 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 5992 кв. м, составила 24931693,36 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4160,83 руб. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 г.
Согласно представленному ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области акту определения кадастровой стоимости от 27.03.2012 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:21:0070106:598 категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальное жилищное строительство, площадью 4810 кв. м, составила 20013592,30 руб., удельный показатель кадастровой стоимости составил 4160,83 руб. Кадастровая стоимость земельного участка рассчитана на основании Распоряжения Министерства экологии и природопользования Московской области N 236-РМ от 25.11.2011 г.
08 февраля 2012 г. заявитель обратился в ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области с заявлением о предоставлении сведений о кадастровой стоимости земельных участков.
12.05.2012 г. письмом за исх. N 01-39/107 ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Московской области сообщило о кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами: N 50:21:0070106:594 - 618 028 884,05 руб., 50:21:0070106:595 - 4672612,09 руб., 50:21:0070106:596 - 420 243,83 руб., 50:21:0070106:597 - 24931693,36 руб., 50:21:0070106:598 - 20013592,30 руб. по состоянию на 01.01.2012, определенной на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 25.11.2011 N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Данная кадастровая стоимость рассчитана с учетом результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области, утвержденных Распоряжением Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ.
Не согласившись с указанным определением кадастровой стоимости земельных участков, ООО "Санино-110" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями, считая, что кадастровая стоимость была необоснованно рассчитана на основании не вступившего с 01.01.2012 года в силу Распоряжения Минэкологии МО, установившего более высокий удельный показатель кадастровой стоимости по сравнению с предыдущим.
В обоснование доводов сослалось на то обстоятельство, что приложения N 1 - 4 к названному распоряжению, являющиеся основой для осуществления расчета кадастровой стоимости земельных участков, не были опубликованы одновременно с Распоряжением в установленном законом порядке, размещение приложений на сайте в сети интернет не могут заменять их публикации в целях применения в качестве вступившего в силу нормативного акта, указанный в газетной публикации сайт их размещения не является официальным сайтом Минэкологии МО, кроме того, невозможно достоверно установить факт их размещения на сайте в ноябре 2011 года в полном объеме содержащихся в них сведений. В силу изложенных обстоятельств считает незаконными действия органа кадастрового учета и Росреестра по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012 на основании нормативного акта, не вступившего в силу на указанную дату.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способами защиты гражданских прав являются, в том числе: признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иные способы, предусмотренные законом.
Согласно статье 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
По смыслу приведенных норм для признания ненормативного правового акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя (пункт 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации, использование земли в Российской Федерации является платным.
Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).
Споры, связанные с определением вида разрешенного использования и кадастровой стоимости земельных участков, затрагивают интересы их правообладателей не только в сфере налоговых и земельных отношений, но и гражданского оборота.
Поэтому такие споры подлежат рассмотрению по общим правилам искового производства даже в тех случаях, когда они возникли в связи с оспариванием действий органов кадастрового учета (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.06.2011 N 913/11, от 15.12.2011 N 12651/11).
В рассматриваемом случае ООО "Санино-110" обратилось именно в порядке главы 24 АПК РФ об оспаривании действий заинтересованных лиц об определении кадастровой стоимости на определенную дату на основании нормативного акта, по мнению общества, не подлежащего применению. Вопрос об определении кадастровой стоимости в порядке гражданского судопроизводства обществом не поставлен.
Частью 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 НК РФ).
Согласно статье 390 НК РФ, налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Статья 391 НК РФ предусматривает, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии со статьей 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с частью 14 статьи 396 НК РФ, по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2.2 Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Омской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что положениями статьи 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации установлены налоговая база по земельному налогу и порядок ее определения посредством использования понятия кадастровой стоимости земельного участка, которым определяется объект налогообложения.
Поскольку кадастровая стоимость учитывается в целях налогообложения земельным налогом, значение этого понятия в силу статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации должно применяться в соответствии с земельным законодательством, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Данным положениям соответствует пункт 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, которым для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, как следует из действующего законодательства и приведенной правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения.
Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.
Соответственно, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Согласно статье 1 НК РФ, законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.
Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (статья 4 НК РФ).
Частью 1 статьи 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Таким образом, нормативные правовые акты законодательства о налогах -это акты, издаваемые органами в пределах своей компетенции по вопросам, связанным с налогообложением. Нормативные правовые акты издаются в соответствии и в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Земельный налог является местным налогом.
Согласно части 2 статьи 387 НК РФ, устанавливая налог, представительные муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога.
В соответствии со статьей 53 НК РФ, налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются настоящим Кодексом. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу статьи 391 НК РФ и с учетом Определения Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 N 165-О-О, налоговая база по земельному налогу определяется не нормативными правовыми актами по налогообложению, а земельным законодательством, которое принимает силу нормативных правовых актов налогового законодательства, в том числе в установлении порядка вступления их законную силу.
Статьей 66 ЗК РФ установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
В соответствии с пунктом 12.25 Постановления Правительства МО от 17.09.2007 N 681/27 "О Положении, структуре и штатной численности Министерства экологии и природопользования Московской области", к полномочиям Минэкологии МО относится утверждение в порядке, установленном законодательством, результатов государственной кадастровой оценки земель и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу) Московской области.
По вопросам, относящимся к сфере деятельности Министерства, Минэкологии МО принимает правовые акты нормативного характера - распоряжения, которые действуют на всей территории Московской области и обязательны для государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, а также органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (пункт 12.88 постановления Правительства N 681/27 от 17.09.2007).
Материалами дела подтверждено, что в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 года опубликовано Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области от 25.11.2011 года N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области".
Публикация в газете имеет следующее содержание: "В соответствии со статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации от 25.08.1999 N 945 "О государственной кадастровой оценке земель", от 08.04.2000 N 316 "Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель", Положением о Министерстве экологии и природопользования Московской области, утвержденным постановлением Правительства Московской области от 17.09.2007 N 681/27, на основании представления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от 24.10.2011 N РС-1/01-07-1689/11-1:
1. Утвердить:
1.1. Результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам и городским округам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 1).
1.2. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по кадастровым кварталам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 2).
1.3. Средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов по муниципальным районам, городским округам и населенным пунктам Московской области по состоянию на 01.01.2010 (приложение N 3).
2. Установить перечень распоряжений Министерства экологии и природопользования Московской области, применяющихся в части, не противоречащей настоящему распоряжению (приложение N 4).
3. Номера видов разрешенного использования земельных участков, указанные в приложениях N 1 - N 3 к настоящему распоряжению, соответствуют номерам подпунктов 1.2.1 - 1.2.15 пункта 1.2 Методических рекомендаций по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 N 39 (в редакции по состоянию на 01.01.2010)". В этой газетной публикации содержится указание на то, что Приложения N 1 - 4 к Распоряжению Министерства экологии и природопользованию Московской области от 25.11.2011 г. N 236-РМ "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Московской области" размещены на официальном сайте Министерства в сети Интернет (http://mep.mosreg.ru).
Из изложенного следует, что Распоряжение Минэкологии МО N 236-РМ является нормативным правовым актом в области налоговых правоотношений, поскольку им утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель и средние значения удельных показателей кадастровой стоимости земельных участков на территории Московской области.
Требования налогового законодательства об обязательной публикации в официальном печатном издании указанного нормативного правового акта Министерством экологии МО выполнены надлежащим образом, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией газеты "Ежедневные Новости. Подмосковье" за N 222 от 30.11.2011 года.
Таким образом, доводы заявителя о том, что Распоряжение N 236-РМ не было опубликовано в срок, установленный НК РФ, и с 01.01.2012 года не вступило в законную силу, подлежат отклонению судом как необоснованные.
Частью 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии со статьей 24.11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ), для целей настоящего Федерального закона под государственной кадастровой оценкой понимается совокупность действий, включающих в себя в том числе: принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки; определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости; утверждение результатов определения кадастровой стоимости; опубликование утвержденных результатов определения кадастровой стоимости; внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Факт размещения Приложений к Распоряжению N 236-РМ - результатов оценки кадастровой стоимости земель и величины удельного показателя - в сети Интернет на сайте Минэкологии http.mep.mosreg.ru, подтвержден материалами дела.
Доводы заявителя о недоступности информации, размещенной на сайте заархивированным методом, также не принимаются судом.
Необходимость наличия на электронном устройстве установленной программы для разархивации файлов, как и программ, необходимых для открытия файлов документов (в формате Microsoft Word, Adobe Reader и т.д.), не может свидетельствовать о недоступности размещенной информации, поскольку такие программы являются общедоступными.
Требования к наличию необходимого программного обеспечения не нарушили прав заявителя, поскольку с текстами Приложений к Распоряжению N 236-РМ заявитель ознакомился на указанном выше сайте.
Таким образом, Министерством экологии в установленные законодательством сроки были опубликованы и размещены Распоряжение N 236-РМ об утверждении результатов кадастровой оценки, и сами результаты кадастровой оценки.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", в государственный кадастр недвижимости вносятся также сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Частью 3 статьи 16 указанного Федерального закона, кадастровый учет в связи с изменением любых указанных в пунктах 7, 10 - 17 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений осуществляется также на основании соответствующих документов, поступивших в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия или в ином установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Изменения в кадастровый учет спорных земельных участков об их кадастровой стоимости были внесены кадастровой палатой на основании поступившей из Минэкологии МО информации об утверждении кадастровой оценки данных участков.
Таким образом, кадастровая палата при определении кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, как земельных участков заявителя, так и иных лиц, действовала правомерно на основании представленного ей нормативного правового акта в полном объеме, сведения о публикации которого в установленном порядке у органа кадастрового учета и Росреестра имелись как общедоступные.
При этом заявителем оспаривается законность действий заинтересованных лиц по определению кадастровой стоимости земельных участков на 01.01.2012, а не сама легитимность нормативного правового акта.
С учетом изложенного суд считает, что оснований для оценки легитимности опубликованного нормативного правового акта у органа кадастрового учета и Росреестра при определении кадастровой стоимости не имелось.
Вместе с тем, доводы заявления сводятся не к оценке действий заинтересованных лиц, а к законности распоряжения Минэкологии.
Принимая во внимание правовую позицию, отраженную в абз. 4 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ООО "Санино-110" и иным лицам была предоставлена возможность ознакомиться с Распоряжением Минэкологии МО 236-РМ, при указанных обстоятельствах порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотивам доведения его до сведения населения в порядке отличном от установленного, а именно размещения приложений 1 - 4 на общедоступном сайте в сети интернет, с указанием в газетной публикации его адреса.
В установленном законом порядке было опубликовано само обжалуемое распоряжение N 236-РМ, и неопределенный круг лиц был осведомлен о его принятии Министерством экологии МО. Темы, в отношении которых издано распоряжение - утверждение результатов государственной оценки кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в Московской области, - в опубликованном распоряжении отражены. О том, где будут размещаться приложения с указанной кадастровой стоимости по каждому земельному участку, в печатном издании было также указано.
Приложения касаются указания кадастровой стоимости и ее удельного показателя (результатов кадастровой оценки) в отношении каждого земельного участка.
При таких обстоятельствах опубликование Распоряжения без приложений в данном конкретном случае не привело к невозможности заявителя узнать об изменении кадастровой стоимости спорных участков, либо на сайте Минэкологии МО в сети Интернет, либо по запросу в орган кадастрового учета, является правильным.
Заявитель обжалует действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости, в связи с несогласием с повышенным по сравнению с предыдущим периодом размером кадастровой стоимости участков.
Между тем, действия кадастровой палаты по изменению кадастровой стоимости в связи с принятым утверждением результатов кадастровой оценки являются правомерными и соответствуют статьям 7, 16 Федерального закона N 221-ФЗ.
Принимая во внимание, что рассматриваемое Распоряжение было известно как заявителю, так и иному неограниченному кругу заинтересованных лиц, является и рассматривается в настоящее время как нормативный акт, принятый компетентным органом и введенный в действие надлежащим образом с соблюдением необходимых процедур, породило соответствующие правовые последствия по определению кадастровой стоимости земельных массивов Московской области, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в Постановлении от 13.09.2011 N 6254/11, суд считает необходимым указать на возможность в таком случае рассмотрения заявления о признании нормативного правового акта недействующим в порядке, установленном главой 23 АПК РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.02.2008 N 52 "О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков", в целях реализации положений пункта 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости". Указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона "О государственном земельном кадастре". Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования сетей связи общего пользования или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения государственного кадастра недвижимости.
Нарушений вышеуказанных правовых норм заинтересованными лицами не допущено.
То обстоятельство, что акты определения кадастровой стоимости земельных участков датированы позднее 01.01.2012, не свидетельствует о незаконности определения данной стоимости по состоянию на 01.01.2012 в соответствии с требованиями налогового законодательства - по истечении месяца с даты публикации Распоряжения.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Санино-110" требований.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

постановил:

решение Арбитражного суда Московской области от 08 октября 2013 года по делу N А41-37286/12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
М.А.НЕМЧИНОВА

Судьи
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)