Судебные решения, арбитраж
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области (ОГРН 1046600367252, ИНН 6607010480; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2011 по делу N А60-611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Калентьева С.В. (доверенность от 11.01.2011 N 161-11);
- Федерального казенного предприятия "Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей" (ОГРН 1026600785200, ИНН 6607007128; далее - предприятие, налогоплательщик) - Попов Н.А. (доверенность от 24.10.2011 N 65/2011), Давыдов И.В. (доверенность от 24.10.2011 N 66/2011).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), выраженное в письме от 18.12.2010 N 08-30/6846.
Решением суда от 24.03.2011 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования предприятия удовлетворены. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем принятия решения о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по НДФЛ.
Суд исходил из того, что налогоплательщик является стратегическим предприятием и имеет право на проведение реструктуризации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" (далее - Постановление от 10.12.2009 N 995).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению налогового органа, пени и штрафы, начисленные на сумму НДФЛ, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, не являются задолженностью перед федеральным бюджетом и не могут быть реструктурированы в рамках Постановления от 10.12.2009 N 995.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) НДФЛ является федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что НДФЛ подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 70 процентов (ст. 56 Бюджетного кодекса);
- в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 Бюджетного кодекса);
- в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (ст. 61.1 Бюджетного кодекса).
Таким образом, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.
Согласно п. 3 ст. 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 226 Кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Согласно п. 1 Постановления от 10.12.2009 N 995 реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций (далее - организации), по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - задолженность) проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 января 2009 г., но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - заявление о реструктуризации).
При этом в соответствии с указанным постановлением от 10.12.2009 N 995 в сумму подлежащей реструктуризации задолженности не включается задолженность организации по НДФЛ, задолженность по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых на дату подачи организацией заявления о реструктуризации изменен в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации задолженности, а также актами Правительства Российской Федерации, а запрет на реструктуризацию по пеням и штрафам по НДФЛ не установлен.
Из пункта 14 Постановления от 10.12.2009 N 995 следует, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано проводить реструктуризацию задолженности организаций перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами одновременно с проведением реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом.
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что в соответствии с п. 26.2 Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, налогоплательщик является стратегическим предприятием.
Судами учтено, что во исполнение вышеуказанного положения Постановления от 10.12.2009 N 995, ст. 29-1 Областного закона от 20.11.2009 N 96-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" предусмотрено проведение реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 года, в соответствии с условиями и на основании решений по проведению реструктуризации задолженности указанных организаций перед федеральным бюджетом.
Аналогичное положение по реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом содержится в п. 7-1 решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 27.10.2010 N 389.
Указанные нормативные акты приняты в пределах полномочий, не противоречат положениям законодательства и не признаны судом недействующими в спорной части.
Кроме того, уплата самого НДФЛ производится предприятием как налоговым агентом за счет источника выплаты, а уплата пени и штрафов за счет собственных средств, поэтому судом не принимается довод инспекции о распространении по аналогии запрета на реструктуризацию в отношении задолженности по пени и штрафу по НДФЛ.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном отказе инспекции в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, является обоснованным, соответствует обстоятельствам дела и требованиям налогового и бюджетного законодательства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2011 по делу N А60-611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 26.10.2011 N Ф09-5921/11 ПО ДЕЛУ N А60-611/2011
Разделы:Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 октября 2011 г. N Ф09-5921/11
Дело N А60-611/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 г.Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2011 г.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Меньшиковой Н.Л.,
судей Гусева О.Г., Лимонова И.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области (ОГРН 1046600367252, ИНН 6607010480; далее - инспекция, налоговый орган) на решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2011 по делу N А60-611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа
В судебном заседании приняли участие представители:
- инспекции - Калентьева С.В. (доверенность от 11.01.2011 N 161-11);
- Федерального казенного предприятия "Верхнесалдинский государственный казенный завод химических емкостей" (ОГРН 1026600785200, ИНН 6607007128; далее - предприятие, налогоплательщик) - Попов Н.А. (доверенность от 24.10.2011 N 65/2011), Давыдов И.В. (доверенность от 24.10.2011 N 66/2011).
Предприятие обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции об отказе в реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по налогу на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), выраженное в письме от 18.12.2010 N 08-30/6846.
Решением суда от 24.03.2011 (судья Гаврюшин О.В.) заявленные требования предприятия удовлетворены. Суд обязал налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предприятия путем принятия решения о реструктуризации задолженности по начисленным пеням и штрафам по НДФЛ.
Суд исходил из того, что налогоплательщик является стратегическим предприятием и имеет право на проведение реструктуризации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2009 N 995 "О порядке и условиях проведения реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом и списания этих пеней и штрафов" (далее - Постановление от 10.12.2009 N 995).
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 (судьи Савельева Н.М., Васева Е.Е., Гулякова Г.Н.) решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит обжалуемые судебные акты отменить. По мнению налогового органа, пени и штрафы, начисленные на сумму НДФЛ, зачисляемые в региональные и местные бюджеты, не являются задолженностью перед федеральным бюджетом и не могут быть реструктурированы в рамках Постановления от 10.12.2009 N 995.
Изучив доводы заявителя кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) НДФЛ является федеральным налогом и обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации.
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) установлено, что НДФЛ подлежит зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в следующих размерах:
- в бюджеты субъектов Российской Федерации - по нормативу 70 процентов (ст. 56 Бюджетного кодекса);
- в бюджеты поселений - по нормативу 10 процентов (ст. 61 Бюджетного кодекса);
- в бюджеты муниципальных районов - по нормативу 20 процентов (ст. 61.1 Бюджетного кодекса).
Таким образом, НДФЛ, являясь федеральным налогом, полностью поступает в местные и региональные бюджеты.
Согласно п. 3 ст. 24 Кодекса налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации.
Пунктом 2 ст. 226 Кодекса предусмотрено, что исчисление сумм и уплата налога в соответствии с данной статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227, 227.1 и 228 Кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога.
В силу п. 4 ст. 226 Кодекса налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате. Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам.
Согласно п. 1 Постановления от 10.12.2009 N 995 реструктуризация задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций (далее - организации), по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - задолженность) проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1 января 2009 г., но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о проведении реструктуризации задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (далее - заявление о реструктуризации).
При этом в соответствии с указанным постановлением от 10.12.2009 N 995 в сумму подлежащей реструктуризации задолженности не включается задолженность организации по НДФЛ, задолженность по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых на дату подачи организацией заявления о реструктуризации изменен в соответствии с решениями о предоставлении отсрочки (рассрочки), налогового кредита, инвестиционного налогового кредита, реструктуризации задолженности, а также актами Правительства Российской Федерации, а запрет на реструктуризацию по пеням и штрафам по НДФЛ не установлен.
Из пункта 14 Постановления от 10.12.2009 N 995 следует, что органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано проводить реструктуризацию задолженности организаций перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами одновременно с проведением реструктуризации задолженности перед федеральным бюджетом.
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что в соответствии с п. 26.2 Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 04.08.2004 N 1009, налогоплательщик является стратегическим предприятием.
Судами учтено, что во исполнение вышеуказанного положения Постановления от 10.12.2009 N 995, ст. 29-1 Областного закона от 20.11.2009 N 96-ОЗ "Об областном бюджете на 2010 год" предусмотрено проведение реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, образовавшейся по состоянию на 1 января 2009 года, в соответствии с условиями и на основании решений по проведению реструктуризации задолженности указанных организаций перед федеральным бюджетом.
Аналогичное положение по реструктуризации задолженности организаций оборонно-промышленного комплекса - исполнителей государственного оборонного заказа, включенных в перечень стратегических организаций, по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом содержится в п. 7-1 решения Думы Верхнесалдинского городского округа от 27.10.2010 N 389.
Указанные нормативные акты приняты в пределах полномочий, не противоречат положениям законодательства и не признаны судом недействующими в спорной части.
Кроме того, уплата самого НДФЛ производится предприятием как налоговым агентом за счет источника выплаты, а уплата пени и штрафов за счет собственных средств, поэтому судом не принимается довод инспекции о распространении по аналогии запрета на реструктуризацию в отношении задолженности по пени и штрафу по НДФЛ.
При таких обстоятельствах вывод судов о неправомерном отказе инспекции в реструктуризации задолженности по пеням и штрафам по НДФЛ, является обоснованным, соответствует обстоятельствам дела и требованиям налогового и бюджетного законодательства.
С учетом изложенного обжалуемые судебные акты следует оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Свердловской области от 24.03.2011 по делу N А60-611/2011 и постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Свердловской области - без удовлетворения.
Председательствующий
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ЛИМОНОВ И.В.
МЕНЬШИКОВА Н.Л.
Судьи
ГУСЕВ О.Г.
ЛИМОНОВ И.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)