Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.05.09 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.09 г. по делу N А68-409/09-10/13,
индивидуальный предприниматель Козлова Наталья Вячеславовна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области (далее - налоговый орган), выразившихся в отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, пени и штрафов в общей сумме 96345,56 руб., а также обязании налогового органа восстановить нарушенные права Предпринимателя, именно: обязать МИФНС России N 1 по Тульской области возвратить излишне взысканные налоги, пени штрафы в общей сумме 96345,56 руб., с начисленными на них в порядке ст. 79 НК РФ процентами в сумме 41329,92 руб., всего: 137675,48 руб. по следующим реквизитам: лицевой счет N 4081781046617Ш90206 в Узловском отделении N 2652/059 Сберегательного банка Российской Федерации (Среднерусский банк) к/счет N 30101810300000000608 БИК 047003608; обязать Межрайонную ИФНС России N 1 по Тульской области начислить на излишне взысканные налоги, пени штрафы проценты в порядке ст. 79 НК РФ с 14.04.09 г. по дату фактического возврата и перечислить по вышеуказанным реквизитам.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.05.09 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе произвести возврат 22500 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 7 ст. 366 НК РФ и соответствующих сумм процентов, начисленных согласно ст. 79 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением от 01.12.08 г. о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 1524 руб.; пени по НДФЛ в сумме 147 руб.; НДС в сумме 14107 руб.; пени по НДС в сумме 2428 руб.; ЕСН в сумме 521 руб.; ЕСН в сумме 31 руб.; ЕСН в сумме 1471 руб.; пени по ЕСН в сумме 50 руб.; пени по ЕСН в сумме 3 руб.; пени по ЕСН в сумме 142 руб.; налога на игорный бизнес в сумме 71250 руб.; пени по налогу на игорный бизнес в сумме 15663 руб.; штрафа в сумме 22500 рублей.
Инспекция решениями от 10.12.08 г. N N 3399, 3400, 3401, 3402, 3403, 3404, 3405, 3406, 3407, 3408, 3409, 3410, 3411 отказала Предпринимателю в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, пени и штрафов.
Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных налогов, пени и штрафных санкций нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 и п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован ст. ст. 78 - 79 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
При этом статья 79 НК РФ не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Тульской области от 07.10.08 г. по делу N А68-3803/06-АП-260/13 у Предпринимателя не возникло в 2004 - 2005 годах обязанности по уплате налога на игорный бизнес и регистрации игрового автомата как объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Деятельность по использованию игрового автомата облагалась единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с этим, у Предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суд установил обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает освобождение от обязанности по уплате налога.
Основанием для привлечения Предпринимателя к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ в сумме 22500 руб. явилось признание налоговым органом Предпринимателя плательщиком налога на игорный бизнес в период с 01.04.04 г. по 31.12.04 г. и с 01.04.05 г. по 13.04.05 г.
Поскольку уплата Предпринимателем налогов, пени и штрафных санкций не соответствует ее фактической обязанности по их уплате, суд сделал обоснованный вывод о том, что штраф в сумме 22500 руб. является излишне взысканным и подлежит возврату налогоплательщику в порядке ст. 79 НК РФ.
Ссылка налогового органа на пропуск Предпринимателем трехлетнего срока для подачи заявления на возврат излишне уплаченных налогов, пени и штрафных санкций является несостоятельной в связи со следующим.
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно разъяснению, данному в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.01 г. N 5, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 07.10.08 г. по делу N А68-3803/06-АП-260/13 установлено отсутствие у Предпринимателя в 2004 - 2005 годах обязанности по уплате налога на игорный бизнес и регистрации игрового автомата как объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Таким образом, о возникновении переплаты по налогам Предпринимателю стало известно 07.10.08 г., в связи с чем с этого момента следует исчислять трехлетний срок на подачу заявления в суд.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
решение Арбитражного суда Тульской области от 22 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года по делу N А68-409/09-10/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА ОТ 11.02.2010 ПО ДЕЛУ N А68-409/09-10/13
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 февраля 2010 г. по делу N А68-409/09-10/13
Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области на решение Арбитражного суда Тульской области от 22.05.09 г. и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.09 г. по делу N А68-409/09-10/13,
установил:
индивидуальный предприниматель Козлова Наталья Вячеславовна (далее - Предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области (далее - налоговый орган), выразившихся в отказе в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, пени и штрафов в общей сумме 96345,56 руб., а также обязании налогового органа восстановить нарушенные права Предпринимателя, именно: обязать МИФНС России N 1 по Тульской области возвратить излишне взысканные налоги, пени штрафы в общей сумме 96345,56 руб., с начисленными на них в порядке ст. 79 НК РФ процентами в сумме 41329,92 руб., всего: 137675,48 руб. по следующим реквизитам: лицевой счет N 4081781046617Ш90206 в Узловском отделении N 2652/059 Сберегательного банка Российской Федерации (Среднерусский банк) к/счет N 30101810300000000608 БИК 047003608; обязать Межрайонную ИФНС России N 1 по Тульской области начислить на излишне взысканные налоги, пени штрафы проценты в порядке ст. 79 НК РФ с 14.04.09 г. по дату фактического возврата и перечислить по вышеуказанным реквизитам.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 22.05.09 г. заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.10.09 г. решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить принятые судебные акты в части признания незаконными действий Инспекции, выразившихся в отказе произвести возврат 22500 руб. штрафа за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 7 ст. 366 НК РФ и соответствующих сумм процентов, начисленных согласно ст. 79 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции полагает, что решение и постановление суда следует оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, Предприниматель обратилась в налоговый орган с заявлением от 01.12.08 г. о возврате излишне уплаченных сумм налога на доходы физических лиц в сумме 1524 руб.; пени по НДФЛ в сумме 147 руб.; НДС в сумме 14107 руб.; пени по НДС в сумме 2428 руб.; ЕСН в сумме 521 руб.; ЕСН в сумме 31 руб.; ЕСН в сумме 1471 руб.; пени по ЕСН в сумме 50 руб.; пени по ЕСН в сумме 3 руб.; пени по ЕСН в сумме 142 руб.; налога на игорный бизнес в сумме 71250 руб.; пени по налогу на игорный бизнес в сумме 15663 руб.; штрафа в сумме 22500 рублей.
Инспекция решениями от 10.12.08 г. N N 3399, 3400, 3401, 3402, 3403, 3404, 3405, 3406, 3407, 3408, 3409, 3410, 3411 отказала Предпринимателю в осуществлении возврата излишне уплаченных налогов, пени и штрафов.
Налогоплательщик, полагая, что действия налогового органа по отказу в возврате излишне уплаченных налогов, пени и штрафных санкций нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего.
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 21 и п.п. 5 п. 1 ст. 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на возврат сумм излишне уплаченных налогов, а налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов в порядке, установленном НК РФ. Порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов регламентирован ст. ст. 78 - 79 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено НК РФ, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей (п. 2 ст. 78 НК РФ).
Согласно п. 4 ст. 79 НК РФ сумма излишне взысканного налога возвращается с начисленными на нее процентами за счет общих поступлений в бюджет (внебюджетный фонд), в который были зачислены суммы излишне взысканного налога.
При этом статья 79 НК РФ не ограничивает возможности начисления процентов только в случае принудительного взыскания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, согласно вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Тульской области от 07.10.08 г. по делу N А68-3803/06-АП-260/13 у Предпринимателя не возникло в 2004 - 2005 годах обязанности по уплате налога на игорный бизнес и регистрации игрового автомата как объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Деятельность по использованию игрового автомата облагалась единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности. В связи с этим, у Предпринимателя отсутствовала обязанность по уплате налога на доходы физических лиц, единого социального налога и налога на добавленную стоимость.
Таким образом, суд установил обстоятельства, с которыми налоговое законодательство связывает освобождение от обязанности по уплате налога.
Основанием для привлечения Предпринимателя к налоговой ответственности по п. 7 ст. 366 НК РФ в сумме 22500 руб. явилось признание налоговым органом Предпринимателя плательщиком налога на игорный бизнес в период с 01.04.04 г. по 31.12.04 г. и с 01.04.05 г. по 13.04.05 г.
Поскольку уплата Предпринимателем налогов, пени и штрафных санкций не соответствует ее фактической обязанности по их уплате, суд сделал обоснованный вывод о том, что штраф в сумме 22500 руб. является излишне взысканным и подлежит возврату налогоплательщику в порядке ст. 79 НК РФ.
Ссылка налогового органа на пропуск Предпринимателем трехлетнего срока для подачи заявления на возврат излишне уплаченных налогов, пени и штрафных санкций является несостоятельной в связи со следующим.
Пунктом 8 ст. 78 НК РФ установлено, что заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Согласно разъяснению, данному в пункте 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.01 г. N 5, в случае отказа налогового органа в удовлетворении заявления налогоплательщика о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете указанных сумм.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления о возврате излишне уплаченного налога должен решаться применительно к пункту 2 статьи 79 НК РФ с учетом того, что такое заявление должно быть подано в течение трех лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о факте излишней уплаты налога.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Тульской области от 07.10.08 г. по делу N А68-3803/06-АП-260/13 установлено отсутствие у Предпринимателя в 2004 - 2005 годах обязанности по уплате налога на игорный бизнес и регистрации игрового автомата как объекта налогообложения налогом на игорный бизнес.
Таким образом, о возникновении переплаты по налогам Предпринимателю стало известно 07.10.08 г., в связи с чем с этого момента следует исчислять трехлетний срок на подачу заявления в суд.
Доводы кассационной жалобы являлись обоснованием позиции Инспекции по делу, они не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку фактических обстоятельств спора, что выходит за пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения и постановления суда по изложенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тульской области от 22 мая 2009 года и постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 8 октября 2009 года по делу N А68-409/09-10/13 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 1 по Тульской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)