Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 5 апреля 2005 года Дело N А42-4041/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 05.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" на решение от 21.10.2004 (судья Галко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 (судьи Бубен В.Г., Посыпанко Е.Н., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4041/04-27,
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция) от 26.02.2004 N 9 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 665256 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 21.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права - положений статей 106, 108, 109, 111 НК РФ. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого инспекцией налогового правонарушения.
Кроме того, общество указывает на то, что суды не учли имеющуюся у него переплату по налогу на прибыль (в те же бюджеты), которая полностью перекрывает не уплаченную сумму земельного налога в 2003 году. Податель жалобы также считает ошибочным вывод судебных инстанций об отсутствии со стороны инспекции существенных нарушений порядка привлечения к налоговой ответственности (статья 101 и пункт 1 статьи 108 НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2003 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год в связи с уменьшением налогооблагаемой базы в результате применения налоговой льготы по земельным участкам, на которых размещены объекты мобилизационного назначения и склады мобилизационного резерва (часть 1 статьи 128 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"; далее - Закон N 176-ФЗ).
В ходе камеральной проверки уточненной декларации инспекцией установлено, что соответствующая налоговая льгота заявлена обществом обоснованно, однако налогоплательщик исчислил земельный налог без применения повышающих коэффициентов, последовательно установленных федеральным законодательством, в результате чего земельный налог занижен заявителем на 6652504 руб. 50 коп. (по срокам уплаты 15.09.2003 и 15.11.2003).
Земельный налог исчислен обществом без применения коэффициентов, повышающих ставку земельного налога и установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ, от 31.12.99 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 14.12.2001 N 163-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ и от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решением инспекции от 26.02.2004 N 9 действия общества квалифицированы как неуплата земельного налога за 2003 год в сумме 3326280 руб. по сроку уплаты 15.11.2003, с учетом уменьшения суммы налога в связи с заявленной льготой. Налогоплательщик привлечен к ответственности в виде 665256 руб. штрафа.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признали правомерными выводы налогового органа о необходимости исчисления земельного налога с учетом поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, установленного соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. К вопросам, регулируемым законодательством о налогах и сборах, относятся в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исчисления налогов (пункт 2 статьи 1 НК РФ). Коэффициент индексации непосредственно влияет на порядок исчисления земельного налога, то есть на один из элементов обложения данным налогом. Введение коэффициента индексации влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога. Поскольку установление повышенного коэффициента индексации ставок земельного налога непосредственно влияет на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, то федеральные законы, установившие указанный коэффициент, относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и статьей 7 Закона Мурманской области от 19.04.99 N 143-01-ЗМО предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2", статьей 8 Закона Мурманской области от 17.03.2000 N 182-01-ЗМО с коэффициентом "2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и в статье 7 Закона Мурманской области от 20.12.2001 N 316-01-ЗМО (в редакции Закона от 30.04.2002) указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, подлежат применению в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статьи 7 Закона Мурманской области от 13.03.2003 N 385-02-ЗМО действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения соответствующими законодательными актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти города Мурманска, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, предусмотренный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" официально опубликован 30.07.2002, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.2003.
Данная позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по состоянию на 15.11.2003 и на момент принятия оспариваемого решения налогового органа - 26.02.04 общество не уплатило налог в сумме, правомерно исчисленной инспекцией с учетом приведенных нормативных положений.
Кроме того, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2004 по делу N А42-6820/03-27 доначисление обществу земельного налога за 2003 год с учетом приведенных нормативных положений признано правомерным.
Доводы заявителя относительно его невиновности и необходимости применения по делу положений статей 101, 108, 109 и 111 НК РФ всесторонне рассмотрены и правомерно отклонены судебными инстанциями.
В письме от 31.12.03 инспекция сообщила обществу об открытии производства о налоговом правонарушении и предложила представить дополнительные документы и пояснения, предупредив о налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Таким образом, несостоятельны доводы жалобы относительно нарушения инспекцией процедуры принятия решения, предусмотренной статьей 101 НК РФ.
По делу не установлены обстоятельства, исключающие вину общества (статья 111 НК РФ) или же исключающие возможность привлечения его к ответственности (статья 108 НК РФ) за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, в силу пункта 4 статьи 112 НК РФ устанавливаются и учитываются судом в порядке, предусмотренном статьей 114 НК РФ при рассмотрении исков о взыскании налоговых санкций.
Судами исследованы и оценены доводы кассационной жалобы, которые повторяют приведенные в апелляционной жалобе и направлены на переоценку выводов суда, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 21.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4041/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 05.04.2005 N А42-4041/04-27
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 апреля 2005 года Дело N А42-4041/04-27
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Кочеровой Л.И., Кузнецовой Н.Г., рассмотрев 05.04.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" на решение от 21.10.2004 (судья Галко Е.В.) и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 (судьи Бубен В.Г., Посыпанко Е.Н., Быкова Н.В.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4041/04-27,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Апатит" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по крупнейшим налогоплательщикам по Мурманской области (далее - инспекция) от 26.02.2004 N 9 о привлечении общества к налоговой ответственности в виде взыскания 665256 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога за 2003 год на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением суда от 21.10.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2004, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и удовлетворить заявление, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права - положений статей 106, 108, 109, 111 НК РФ. По мнению подателя жалобы, в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого инспекцией налогового правонарушения.
Кроме того, общество указывает на то, что суды не учли имеющуюся у него переплату по налогу на прибыль (в те же бюджеты), которая полностью перекрывает не уплаченную сумму земельного налога в 2003 году. Податель жалобы также считает ошибочным вывод судебных инстанций об отсутствии со стороны инспекции существенных нарушений порядка привлечения к налоговой ответственности (статья 101 и пункт 1 статьи 108 НК РФ).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность решения и постановления суда проверена в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, 26.11.2003 общество представило в инспекцию уточненную декларацию по земельному налогу за 2003 год в связи с уменьшением налогооблагаемой базы в результате применения налоговой льготы по земельным участкам, на которых размещены объекты мобилизационного назначения и склады мобилизационного резерва (часть 1 статьи 128 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год"; далее - Закон N 176-ФЗ).
В ходе камеральной проверки уточненной декларации инспекцией установлено, что соответствующая налоговая льгота заявлена обществом обоснованно, однако налогоплательщик исчислил земельный налог без применения повышающих коэффициентов, последовательно установленных федеральным законодательством, в результате чего земельный налог занижен заявителем на 6652504 руб. 50 коп. (по срокам уплаты 15.09.2003 и 15.11.2003).
Земельный налог исчислен обществом без применения коэффициентов, повышающих ставку земельного налога и установленных Федеральными законами от 22.02.99 N 36-ФЗ, от 31.12.99 N 227-ФЗ, от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 14.12.2001 N 163-ФЗ, от 24.07.2002 N 110-ФЗ и от 24.12.2002 N 176-ФЗ.
По результатам камеральной проверки уточненной налоговой декларации общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Решением инспекции от 26.02.2004 N 9 действия общества квалифицированы как неуплата земельного налога за 2003 год в сумме 3326280 руб. по сроку уплаты 15.11.2003, с учетом уменьшения суммы налога в связи с заявленной льготой. Налогоплательщик привлечен к ответственности в виде 665256 руб. штрафа.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, признали правомерными выводы налогового органа о необходимости исчисления земельного налога с учетом поправочных коэффициентов предыдущих налоговых периодов и коэффициента, установленного соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
В соответствии со статьей 2 НК РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации. К вопросам, регулируемым законодательством о налогах и сборах, относятся в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, а также порядок исчисления налогов (пункт 2 статьи 1 НК РФ). Коэффициент индексации непосредственно влияет на порядок исчисления земельного налога, то есть на один из элементов обложения данным налогом. Введение коэффициента индексации влечет за собой изменение обязанности налогоплательщика по уплате налога. Поскольку установление повышенного коэффициента индексации ставок земельного налога непосредственно влияет на отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, то федеральные законы, установившие указанный коэффициент, относятся к актам законодательства о налогах и сборах.
В соответствии с пунктами 1, 2 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции.
Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и статьей 7 Закона Мурманской области от 19.04.99 N 143-01-ЗМО предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2".
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2", статьей 8 Закона Мурманской области от 17.03.2000 N 182-01-ЗМО с коэффициентом "2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В статье 1 Федерального закона от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и в статье 7 Закона Мурманской области от 20.12.2001 N 316-01-ЗМО (в редакции Закона от 30.04.2002) указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, подлежат применению в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
В силу статьи 7 Федерального закона от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", статьи 7 Закона Мурманской области от 13.03.2003 N 385-02-ЗМО действовавшие в 2002 году ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Указанные федеральные законы являются нормативными актами прямого действия и не требуют подтверждения соответствующими законодательными актами представительных органов власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти города Мурманска, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, предусмотренный соответствующим федеральным законом на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" официально опубликован 30.07.2002, следовательно, введенный этим Законом поправочный коэффициент подлежит применению с 01.01.2003.
Данная позиция изложена в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2004 N 5063/03, решении Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N ГКПИ 03-1422, а также в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2003 N 186-О и от 06.02.2004 N 48-О.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что по состоянию на 15.11.2003 и на момент принятия оспариваемого решения налогового органа - 26.02.04 общество не уплатило налог в сумме, правомерно исчисленной инспекцией с учетом приведенных нормативных положений.
Кроме того, из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Мурманской области от 17.06.2004 по делу N А42-6820/03-27 доначисление обществу земельного налога за 2003 год с учетом приведенных нормативных положений признано правомерным.
Доводы заявителя относительно его невиновности и необходимости применения по делу положений статей 101, 108, 109 и 111 НК РФ всесторонне рассмотрены и правомерно отклонены судебными инстанциями.
В письме от 31.12.03 инспекция сообщила обществу об открытии производства о налоговом правонарушении и предложила представить дополнительные документы и пояснения, предупредив о налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ. Таким образом, несостоятельны доводы жалобы относительно нарушения инспекцией процедуры принятия решения, предусмотренной статьей 101 НК РФ.
По делу не установлены обстоятельства, исключающие вину общества (статья 111 НК РФ) или же исключающие возможность привлечения его к ответственности (статья 108 НК РФ) за совершение налогового правонарушения.
Обстоятельства, смягчающие ответственность налогоплательщика, в силу пункта 4 статьи 112 НК РФ устанавливаются и учитываются судом в порядке, предусмотренном статьей 114 НК РФ при рассмотрении исков о взыскании налоговых санкций.
Судами исследованы и оценены доводы кассационной жалобы, которые повторяют приведенные в апелляционной жалобе и направлены на переоценку выводов суда, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.10.2004 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2004 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-4041/04-27 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Апатит" - без удовлетворения.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
КОЧЕРОВА Л.И.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)