Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 31.05.2004 N Ф04/2984-1216/А27-2004

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2984-1216/А27-2004






Открытое акционерное общество "Ортон" (далее - ООО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 03.07.2003 N 38, N 16851 и N 16853 о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 12.02.2004, требования ООО "Ортон" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе ООО "Ортон" в удовлетворении заявленных требований - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ортон" не соглашается с доводами Инспекции МНС, полагая, что судом правильно применены нормы права и оснований для отмены судебных актов нет.
В судебном заседании представитель ООО "Ортон" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил отказать Инспекции МНС в удовлетворении кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 16.06.2003 ОАО "Ортон" обратилось в Инспекцию МНС с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2001 - 2003 годы и заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 - 2002 годы в размере 2474028 руб.
По результатам их камеральной проверки Инспекция МНС письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщила о невозможности произвести зачет излишне уплаченных сумм по земельному налогу, поскольку по состоянию на 08.07.2003 по данному налогу у ОАО "Ортон" имеется задолженность перед бюджетом.
Кроме того, Инспекцией МНС вынесены решения от 03.07.2003 N N 38, 16851 и 16853 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс). Основанием принятия указанных решений явилась неполная уплата ОАО "Ортон" налога за 2001 - 2003 годы в результате неправильного применения ставок земельного налога по уточненным декларациям.
Полагая, что указанные решения не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования ОАО "Ортон", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.




При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Причем в бюджетных законах коэффициент применялся не к средней ставке, а к ставке, установленной предыдущим бюджетным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.97 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ установлено, что ставки земельного налога применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 к действовавшим в 1996 году, коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик в силу неясности положений законодательства должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Довод Инспекции МНС о том, что коэффициент 2 должен быть применен к ставкам 1997 года, не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поэтому суд правомерно пришел к выводу о признании недействительными решений Инспекции МНС о доначислении ОАО "Ортон" земельного налога и привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9920/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 31 мая 2004 года Дело N Ф04/2984-1216/А27-2004






Открытое акционерное общество "Ортон" (далее - ООО "Ортон") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконными решений Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово (далее - Инспекция МНС) от 03.07.2003 N 38, N 16851 и N 16853 о привлечении к налоговой ответственности за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции этого же суда от 12.02.2004, требования ООО "Ортон" удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Инспекция МНС, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить вынесенные по делу судебные акты и принять новое решение - об отказе ООО "Ортон" в удовлетворении заявленных требований - по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ортон" не соглашается с доводами Инспекции МНС, полагая, что судом правильно применены нормы права и оснований для отмены судебных актов нет.
В судебном заседании представитель ООО "Ортон" поддержал доводы, изложенные в отзыве на кассационную жалобу, и просил отказать Инспекции МНС в удовлетворении кассационной жалобы.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, отзыва на нее и приведенные в судебном заседании, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Кассационная жалоба проверяется в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела, 16.06.2003 ОАО "Ортон" обратилось в Инспекцию МНС с уточненными налоговыми декларациями по земельному налогу за 2001 - 2003 годы и заявлением о зачете излишне уплаченных сумм земельного налога за 2001 - 2002 годы в размере 2474028 руб.
По результатам их камеральной проверки Инспекция МНС письмом от 08.07.2003 N 16-12-34/2331 сообщила о невозможности произвести зачет излишне уплаченных сумм по земельному налогу, поскольку по состоянию на 08.07.2003 по данному налогу у ОАО "Ортон" имеется задолженность перед бюджетом.
Кроме того, Инспекцией МНС вынесены решения от 03.07.2003 N N 38, 16851 и 16853 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс). Основанием принятия указанных решений явилась неполная уплата ОАО "Ортон" налога за 2001 - 2003 годы в результате неправильного применения ставок земельного налога по уточненным декларациям.
Полагая, что указанные решения не соответствуют нормам действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы как налогоплательщика, ОАО "Ортон" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Удовлетворяя требования ОАО "Ортон", Арбитражный суд Кемеровской области принял законное и обоснованное решение.
Кассационная инстанция не принимает доводы кассационной жалобы Инспекции МНС.
В соответствии со статьей 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ" земельный налог относится к местным налогам. Пункт 2 статьи 21 этого же Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Установление средних ставок налога относится к числу общих принципов налогообложения и осуществляется федеральным законом. Применительно к земельному налогу таковым является Закон РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю". Согласно статье 8 названного Закона налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно приложению 2 (таблицы 1, 2, 3) к настоящему Закону.
Этой же нормой органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов. На основании предоставленных полномочий Кемеровским городским Советом народных депутатов принято решение от 27.12.96 "О ставках земельного налога на территории города Кемерово", которое вступило в законную силу с 01.01.97.
Согласно статье 3 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Установленные указанным Законом средние ставки земельного налога применяются с учетом индексации (поправочных коэффициентов), определяемой федеральными нормативными актами исходя из уровня инфляции, который статьей 183 Бюджетного кодекса РФ определен одним из исходных макроэкономических показателей для составления бюджета. Соответственно индексируются конкретные ставки налогов, определенные перечисленными в пункте 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 уполномоченными органами на основе средних ставок.




При этом федеральные нормативные акты, устанавливающие поправочные коэффициенты, в силу прямого указания пункта 2 статьи 21 Закона РФ от 27.12.91 N 2118-1 и статьи 2 Федерального закона от 09.08.94 N 22-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О плате за землю" являются актами прямого действия, не требующими соответствующего подтверждения законодательными актами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований.
Нормы об индексации ставок земельного налога включались в федеральные законы о федеральном бюджете. Причем в бюджетных законах коэффициент применялся не к средней ставке, а к ставке, установленной предыдущим бюджетным законом.
Статьей 13 Федерального закона от 26.02.97 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" установлено, что ставки земельного налога, действующие в 1996 году, применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2.
Кемеровским городским Советом народных депутатов в г. Кемерово с 01.01.97 введены новые базовые ставки земельного налога.
Поскольку Федеральным законом от 26.02.97 N 29-ФЗ установлено, что ставки земельного налога применяются в 1997 году для всех категорий земель с коэффициентом 2 к действовавшим в 1996 году, коэффициент 2 не может быть применен к ставкам налога, вводимым в 1997 году.
В рассматриваемой ситуации налогоплательщик в силу неясности положений законодательства должен был платить земельный налог по ставке 1996 года, как это указано в Законе "О федеральном бюджете на 1997 год", с применением коэффициента 2 либо по ставкам, установленным Кемеровским городским Советом народных депутатов на 1997 год без применения коэффициента 2, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Довод Инспекции МНС о том, что коэффициент 2 должен быть применен к ставкам 1997 года, не основан на законе.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Поэтому суд правомерно пришел к выводу о признании недействительными решений Инспекции МНС о доначислении ОАО "Ортон" земельного налога и привлечении к налоговой ответственности по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах у кассационной инстанции нет правовых оснований для отмены состоявшихся судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы Инспекции МНС.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 08.10.2003 и постановление апелляционной инстанции от 12.02.2004 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-9920/2003-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)