Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС УРАЛЬСКОГО ОКРУГА ОТ 23.10.2008 N Ф09-7714/08-С3 ПО ДЕЛУ N А60-1607/08

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 октября 2008 г. N Ф09-7714/08-С3


Дело N А60-1607/08

Федеральный арбитражный суд Уральского округа в составе:
председательствующего Гусева О.Г.,
судей Глазыриной Т.Ю., Анненковой Г.В.,
рассмотрел в судебном заседании жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" (далее - общество, налогоплательщик) на постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А60-1607/08 Арбитражного суда Свердловской области.
В судебном заседании приняли участие представители:
- общества - Попов К.А. (доверенность от 22.10.2008 N 55), Копылов А.В. (доверенность от 23.10.2008 N 57);
- Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 8 по Свердловской области (далее - инспекция, налоговый орган) - Стихина И.В. (доверенность от 14.01.2008 N 09/923).

Общество обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке, установленном ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) о признании недействительным уведомления инспекции от 28.02.2007 N 02-30723855 (N 2) об отказе в регистрации объектов налогообложения налогом на игорный бизнес и просило обязать налоговый орган произвести регистрацию 49 игровых автоматов, находящихся по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44.
Решением суда от 11.04.2008 (резолютивная часть от 09.04.2008; судья Присухина Н.Н.) заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 (резолютивная часть от 23.07.2008; судьи Риб Л.Х., Савельева Н.М., Ясикова Е.Ю.) решение суда отменено. В удовлетворении заявленных требований отказано.
В жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Уральского округа, общество просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе. По мнению общества, Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ) не регулирует порядок регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес, а определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливает ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан, в связи с чем в силу ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) не является актом законодательства о налогах и сборах и, соответственно, согласно ст. 2 Кодекса не может распространять свое действие на налоговые правоотношения. Налог на игорный бизнес установлен на территории Свердловской области Законом Свердловской области от 27.11.2003 N 36-ОЗ "Об установлении на территории Свердловской области налога на игорный бизнес". Деятельность по организации и проведению азартных игр (в том числе в отношении отдельных видов игорных заведений) на территории области не запрещена.
Общество полагает, что из содержания п. 2, 3, 4 ст. 366 Кодекса не следует, что налоговым органам предоставлено право принятия решения об отказе в регистрации объектов налогообложения. Поскольку налоговые органы в силу п. 3 ст. 30 Кодекса действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации, то они не вправе осуществлять действия, которые не предусмотрены законодательством Российской Федерации и не входят в перечень их прав и (или) обязанностей.
С учетом приведенных доводов общество считает, что регистрация объектов обложения налогом на игорный бизнес (в том числе игровых автоматов) должна быть произведена налоговым органом в пятидневный срок с даты получения соответствующего заявления от налогоплательщика в порядке, установленном налоговым законодательством, и у инспекции не было правовых оснований для отказа обществу в регистрации 49 игровых автоматов в качестве объектов налогообложения.
Кроме того, по мнению общества, суд апелляционной инстанции, ссылаясь на недоказанность налогоплательщиком наличия обособленного подразделения, расположенного по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44, и факта осуществления по указанному адресу деятельности игорного заведения, не принял во внимание приказ общества от 23.12.2006 об открытии обособленного подразделения, заявление о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес от 23.12.2006, заявление о постановке на налоговый учет обособленного подразделения от 23.12.2006, факт направления которых подтверждается описью вложения с отметкой почтового отделения от 23.12.2006. Доказательством осуществления деятельности игорного заведения по указанному адресу является также факт регистрации 27.07.2007 инспекцией объекта обложения налогом на игорный бизнес с указанием в свидетельстве о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес от 27.07.2007 N 40 в качестве основания регистрации заявление общества о регистрации объекта обложения налогом на игорный бизнес от 23.12.2006. Довод инспекции об ошибочности выдачи указанного свидетельства не может быть принят во внимание, поскольку Кодекс и иные нормативные акты Российской Федерации в сфере налогообложения не предусматривают возможности отмены такого рода свидетельств "в результате выявления инспекцией допущенной ошибки". Факт осуществления деятельности игорного заведения в г. Ирбите по ул. Мальгина, д. 44 общество подтверждает прилагаемой к кассационной жалобе копией договора аренды недвижимого имущества по указанному адресу.
Инспекцией представлен отзыв на кассационную жалобу, в котором она просит оставить без изменения постановление суда апелляционной инстанции. По мнению инспекции, действия общества по размещению игровых автоматов в игорных заведениях, открываемых после 01.01.2007 вне территории расположения игорных зон, определенных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, являются неправомерными, в связи с чем инспекция обоснованно отказала обществу в регистрации игровых автоматов.

Как следует из материалов дела и установлено судами, 26.06.2007 общество обратилось в инспекцию с заявлением о регистрации 49 объектов обложения налогом на игорный бизнес, расположенных по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44.
В уведомлении от 28.08.2007 N 02-30/23855 налоговый орган отказал в регистрации объектов налогообложения, руководствуясь тем, что п. 4 ст. 5 Федерального Закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ с 01.01.2007 установлен запрет на открытие новых игорных заведений вне территории расположения игорных зон.
Общество, полагая, что уведомление инспекции от 28.08.2007 N 02-30/23855 об отказе в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес является незаконным, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, полагая, что отказ в регистрации объектов обложения налогом на игорный бизнес противоречит действующему налоговому законодательству; Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ определяет правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и не относится к актам налогового законодательства.
Суд апелляционной инстанции отменил решение суда первой инстанции, исходя из того, что в силу ограничений, установленных Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ, у общества отсутствует право на открытие нового игорного заведения по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными.
Федеральным законом от 29.12.2006 N 244-ФЗ установлены ограничения осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
Указанные ограничения вступили в силу с 01.01.2007 и касаются введения новых требований, в том числе к организаторам азартных игр и игорным заведениям.
В силу ч. 6 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 данной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
Исходя из содержания ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ организаторы азартных игр, имеющие соответствующие лицензии, и отвечающие требованиям, установленным ч. 6 ст. 6 указанного закона, вправе продолжить свою деятельность до 30.06.2009 в игорных заведениях при условии соответствия их требованиям, установленным ч. 1, 3 - 5 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 15, ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ.
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ новые игорные заведения (за исключением букмекерских контор и тотализаторов) могут быть открыты исключительно в игорных зонах в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Таким образом, право организатора азартных игр продолжить до 30.06.2009 свою деятельность вне игорных зон после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ возникает лишь в отношении имеющихся у него по состоянию на 01.01.2007 игорных заведений. При этом в силу ч. 6 ст. 16 названного закона деятельность игорных заведений, не отвечающих требованиям, установленным ч. 1, 2 указанной статьи, должна быть прекращена до 01.07.2007.
В соответствии с п. 2 ст. 366 Кодекса каждый объект обложения налогом на игорный бизнес подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (устанавливаются) объект (объекты) налогообложения, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки такого объекта (таких объектов) налогообложения в срок не позднее чем за два дня до даты установки каждого объекта налогообложения.
Суд апелляционной инстанции на основании имеющихся в деле доказательств установил, что по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44, деятельность по организации и проведению азартных игр обществом не осуществлялась.
С учетом того, что заявление о регистрации игровых автоматов, находящихся по указанному адресу, подано обществом после вступления в силу Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ, суд апелляционной инстанции сделал правильный вывод о том, что у инспекции отсутствовала обязанность по регистрации игровых автоматов, устанавливаемых обществом в месте, где открытие игорных заведений не допускается в силу ч. 4 ст. 5 указанного закона.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Поскольку отказ в регистрации объектов налогообложения не нарушает права и законные интересы общества, которые в данном случае отсутствуют, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных обществом требований.
Нормы материального права применены судом апелляционной инстанции правильно, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам и материалам дела, исследованным судом в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 65, 71, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены постановления суда апелляционной инстанции, судом кассационной инстанции не выявлено.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, в связи с чем подлежат отклонению.
В силу ст. 11 Кодекса обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Исходя из смысла п. 2 ст. 11 Кодекса обособленное подразделение следует считать созданным с момента создания стационарных рабочих мест, то есть с момента начала осуществления организацией деятельности по месту нахождения обособленного подразделения либо возникновения возможности ее осуществления.
В материалах дела отсутствуют доказательства создания обществом обособленного подразделения в период до 01.01.2007 по адресу: Свердловская обл., г. Ирбит, ул. Мальгина, д. 44.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт отмене не подлежит, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:

постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.07.2008 по делу N А60-1607/08 Арбитражного суда Свердловской области оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Флинт-КСИ" - без удовлетворения.
Председательствующий
ГУСЕВ О.Г.

Судьи
ГЛАЗЫРИНА Т.Ю.
АННЕНКОВА Г.В.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)