Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ТРИНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 02.02.2011 ПО ДЕЛУ N А56-29605/2010

Разделы:
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ТРИНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 февраля 2011 г. по делу N А56-29605/2010


Резолютивная часть постановления объявлена 31 января 2011 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Дмитриевой И.А.
судей Згурской М.Л., Третьяковой Н.О.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Князевой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационные номера 13АП-20398/2010, 13АП-20203/2010) ЗАО "Щеглово", Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу N А56-29605/2010 (судья О.В.Пасько), принятое
по заявлению ЗАО "Щеглово"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Всеволожскому району Ленинградской области
3-е лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Ленинградской области
о признании частично недействительным решения
при участии:
- от заявителя: Арапов К.В. по доверенности от 17.12.2009;
- от ответчика: Привольнев М.А. по доверенности от 17.01.2011 N 04-25/00659;
- от 3-го лица: Гунгер К.Г. по доверенности от 28.01.2011.

установил:

Закрытое акционерное общество "Щеглово" (далее - заявитель, Общество, ЗАО "Щеглово") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительными решения инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 2702.2010 N 14-26/5 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" и требования N 689 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.05.2010.
Решением суда первой инстанции от 30.09.2010 требование Общества удовлетворено частично. Суд признал недействительными:
- решение ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части начисления земельного налога в сумме 53 546 руб., пеней в сумме 7 209 руб. за неуплату земельного налога и штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 10 709 руб. за неуплату земельного налога, в части начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии в сумме 15 895 руб.
- требование ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области N 689 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.05.2010 в части предложения уплатить недоимку по земельному налогу в сумме 53 546 руб., пеней в сумме 7 209 руб. за неуплату земельного налога и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 53 546 руб. за неуплату земельного налога.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Инспекцией и Обществом поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Инспекция просит отменить названное решение суда первой инстанции в части признания оспоренных актов налогового органа недействительными только по эпизоду доначисления земельного налога, соответствующих пени и налоговых санкций и принять новый судебный акт.
Общество в своей жалобе также не согласно с принятым решением по эпизоду доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налогов, пеней и налоговых санкций за 2008 год в связи с выводом налогового органа об утрате права ЗАО "Щеглово" на применение ЕСХН с 01.01.2008. Податель жалобы просит признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 и требование N 689 по состоянию на 11.05.2010 в этой части.
В судебном заседании представители Инспекции и Общества поддержали доводы апелляционных жалоб.
Определением суда от 24.01.2011 рассмотрение жалобы было отложено на 31.01.2011 на 14 часов 30 минут.
Возражений против рассмотрения дела в пределах доводов апелляционной жалобы в материалы дела не представлено, в связи с чем, решение суда в апелляционном порядке рассматривается в обжалуемой части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции установил:
Инспекцией ФНС РФ по Всеволожскому району Ленинградской области была проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Щеглово" по вопросам соблюдения налогового законодательства при исчисления и уплате налогов (сборов) за период с 01.01.2006 по 31.12.2008, по налогу на доходы физических лиц за период с 01.01.2006 по 28.08.2009.
По результатам налоговой проверки Инспекцией было вынесено решение от 27.02.2010 N 14-26/5 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым заявитель привлечен к ответственности по пункту 2 статьи 119, пункту 1 статьи 122 и по пункту 1 статьи 126 НК РФ в сумме 1 614 015 руб., ему до начислены НДС, налог на имущество организаций, земельный налог, ЕСН, ЕСХН, транспортный налог, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и налог на доходы физических лиц, уплачиваемый в связи с исполнением обязанностей налогового агента (НДФЛ) на общую сумму 3 866 401 руб. и в порядке статьи 75 НК РФ начислены пени на общую сумму 11 776 654 руб.
Общество не согласилось с решением Инспекции и обратилось с апелляционной жалобой в Управление ФНС России по Ленинградской области.
26.04.2010 УФНС России по Ленинградской области было вынесено решение N 16-21-03/06385@, которым решение N 14-26/5 было отменено в части доначисления земельного налога за 2006 - 2007 г. В остальной части решение инспекции оставлено без изменения, а апелляционная жалоба налогоплательщика без удовлетворения.
В адрес Общества ИФНС России по Всеволожскому району Ленинградской области направила требование N 689 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 11.05.2010.
Посчитав названные ненормативные акты налогового органа незаконными и нарушающими права и интересы заявителя, последний обратился в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Суд первой инстанции частично удовлетворил заявленные требования.
Апелляционная инстанция считает, что решение суда подлежит отмене в обжалуемой части, исходя из следующего.
При проведении проверки Инспекция установила, что заявитель применяет специальный режим налогообложения и уплачивает единый сельскохозяйственный налог (далее - ЕСХН). Доля дохода от реализации произведенной ЗАО "Щеглово" в 2008 году сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составила 60,58% (3 528 784 / 5 824 724).
Контролирующий орган в ходе проверки пришел к выводу о том, что налогоплательщик утратил право на применение системы налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога с 01.01.2008 и обязан уплачивать все предусмотренные налоговым законодательством налоги и сборы, самостоятельно выполнив перерасчет налоговых обязательств за весь налоговый период.
Из положений статьи 346.1 НК РФ следует, что система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) устанавливается Налоговым кодексом и применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к общему режиму налогообложения осуществляется организациями и индивидуальными предпринимателями добровольно - в порядке, предусмотренном главой 26.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 346.1 НК РФ организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками ЕСХН, не признаются налогоплательщиками НДС (за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также налога на добавленную стоимость, уплачиваемого в соответствии со статьей 174.1 НК РФ).
Согласно статье 346.7 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.
Статьей 346.3 НК РФ определены порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН.
В силу пункта 4 данной статьи, если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщика от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции, включая продукцию первичной переработки, произведенную им из сельскохозяйственного сырья собственного производства, или доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данных кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов и (или) если в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пунктом 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, такой налогоплательщик считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущены нарушение указанного ограничения и (или) несоответствие указанным требованиям.
При этом ограничения по объему дохода от реализации произведенной налогоплательщиком сельскохозяйственной продукции, в том числе от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную налогоплательщиком из сельскохозяйственного сырья собственного производства, в том числе продукцию первичной переработки, произведенную сельскохозяйственным потребительским кооперативом из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов данного кооператива, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов определяются исходя из всех осуществляемых им видов деятельности.

Апелляционный суд считает, что в спорный период действовала старая редакция пункта 4 указанной статьи.
Изменения в пункт 4 статьи 346.3 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 30.12.2008 N 314-ФЗ, вступают в действие в течение месяца со дня опубликования за исключением отдельных положений ("Российская газета" N 267 от 31.12.2008), и к спорному периоду применены не могут быть.
Тот факт, что доля дохода от реализации произведенной ЗАО "Щеглово" в 2008 году сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составила 60,58% (3 528 784 / 5 824 724), сторонами не оспаривается.
Однако, налоговый орган не представил бесспорных доказательств, в каком периоде (отчетном либо налоговом) допущено ЗАО "Щеглово" нарушение ограничения и когда именно налогоплательщик утратил право на применение единого сельскохозяйственного налога (в течение одного месяца после истечения отчетного (полугодие) либо налогового периода.
Вместе с тем, данное обстоятельство имеет существенное значение, поскольку влияет на размер налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу, налогу на имущество организаций.
Размер налоговых обязательств, доначисленных Инспекцией, не подтвержден документально по периоду и суммам.
При этом налогоплательщик не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним, применительно к старой редакции пункта 4 статьи 346.2 НК РФ.
Апелляционный суд считает, что следует признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 и требование N 689 по состоянию на 11.05.2010 по эпизоду доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налогов, пеней и налоговых санкций за 2008 год (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области N 16-21-03/06385@ от 26.04.2010) в связи с утратой права ЗАО "Щеглово" на применение ЕСХН с 01.01.2008.
Налоговый орган в ходе проведения проверки пришел к выводу о наличии у ЗАО "Щеглово" права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 47:07:00-000:0083, площадью 2 960 000 кв. м и кадастровой стоимостью 17 848 800 руб. Основанием для такого вывода проверяющих, сделанный на основании сведений, полученных от Управления Роснедвижимости, а также кадастровой выписки по земельному участку. Земельный налог по данному земельному участку не исчислен и не уплачен, в связи с чем, налоговым органом по ставке земельного налога для земель сельскохозяйственного назначения в размере 0,3 процента доначислен земельный налог 53 546 руб., соответствующие пени и налоговые санкции.
Суд первой инстанции, установив, что кадастровая стоимость спорного земельного участка не определена и не доведена до сведения налогоплательщика, удовлетворил заявленные Обществом требования, поскольку у заявителя не возникли обязательства по уплате земельного налога за спорный период.
Апелляционный суд не может согласиться с данным выводом суда.
В соответствии со статьей 387 НК РФ земельный налог является местным налогом, устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Статьей 390 НК РФ урегулировано, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в силу статьи 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 396 НК РФ сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
При этом налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Как установлено пунктом 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации, право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования, право пожизненного наследуемого владения земельными участками возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ.
Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав (далее - ЕГРП).
Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие Закона N 122-ФЗ (пункт 2 статьи 4 Закона N 122-ФЗ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" (далее - Постановление N 54) разъяснил, что при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога, судам следует учитывать, что плательщиками данного налога являются также лица, хотя и не упомянутые в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации среди возможных обладателей права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, однако на основании пункта 3 этой статьи сохраняющие указанное право, возникшее до введения в действие названного Кодекса.
В пункте 4 Постановления N 54 указано, что с учетом положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и пункта 9 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" на основании пункта 1 статьи 388 НК РФ плательщиком земельного налога признается также лицо, чье право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения на земельный участок удостоверяется актом (свидетельством или другими документами) о праве этого лица на данный земельный участок, выданным уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте и на момент издания такого акта.
Свидетельство от 21.10.1998 о праве собственности на постоянное пользование на спорный земельный участок, выданное 14.07.2008 АОЗТ "Щеглово", удостоверяет право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 296 га для сельскохозяйственных целей (том 4 л.д. 99) и имеет равную юридическую силу с записями о государственной регистрации прав.
В пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 указано, что объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.
На основании статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. При этом в соответствии с пунктом 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости.
Подтверждением наличия у налогоплательщика обязанности по уплате земельного налога в отношении земельного участка должны являться данные государственного земельного кадастра, с 01.03.2008 - государственного кадастра недвижимости.
Кадастровая выписка о земельном участке от 20.04.2009, составленная в отношении спорного земельного участка, содержит информацию о наличии сведений о регистрации прав в государственный кадастр недвижимости 21.10.1998 и кадастровой стоимости на 29.12.2007 в размере 17 848 800 руб. (том 2 л.д. 66). Письмом Управления Роснедвижимости также подтверждено, что по состоянию на 01.01.2008 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 47:07:00-000:0083 определена и составляет 17 848 800 руб.
Правительством Ленинградской области Постановлением от 29.12.2007 N 355 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области" определен среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения равный 6,03 рубля/кв. м (17 848 800 руб.).
Кроме того, заявитель исчислил и уплатил земельный налог за 2008 год с учетом кадастровой стоимости земельного участка 17 848 800 руб. с кадастровым номером 47:07:00-000:0083.
Апелляционный суд считает, что в удовлетворении ЗАО "Щеглово" требований о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 и требования N 689 по состоянию на 11.05.2010 по эпизоду доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2008 год в размере 53 546 руб., пени в сумме 7 209 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 НК РФ в сумме 42 837 руб. следует отказать.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.09.2010 по делу N А56-29605/2010 в обжалуемой части отменить.
Заявленные ЗАО "Щеглово" требования удовлетворить частично.
Признать недействительными решение Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 и требование N 689 по состоянию на 11.05.2010 по эпизоду доначисления и предложения уплатить соответствующие суммы налогов, пеней и налоговых санкций за 2008 год (с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы России по Ленинградской области N 16-21-03/06385@ от 26.04.2010) в связи с утратой права ЗАО "Щеглово" на применение ЕСХН с 01.01.2008.
В удовлетворении ЗАО "Щеглово" требований о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Всеволожскому району Ленинградской области от 27.02.2010 N 14-26/5 и требования N 689 по состоянию на 11.05.2010 по эпизоду доначисления и предложения уплатить земельный налог за 2008 год в размере 53 546 руб., пени в сумме 7 209 руб., штраф по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 42 837 руб. отказать.
Возвратить ЗАО "Щеглово" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции в размере 1 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий
И.А.ДМИТРИЕВА
Судьи
М.Л.ЗГУРСКАЯ
Н.О.ТРЕТЬЯКОВА














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)