Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 05.02.2005 N Ф04-833/2005(8960-А46-33)

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции


от 5 февраля 2005 года Дело N Ф04-833/2005(8960-А46-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2004 по делу N А-1019/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскгидропривод" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Омскгидропривод" (далее - общество) обратилось с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании решения от 26.09.2003 N 17-07/8136 ДСП недействительным в части доначисления земельного налога за 2003 год в сумме 1257673,6 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ), в виде штрафа в сумме 52105 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2003 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, в соответствии с которым решение налоговой инспекции N 17-07/8136 от 26.09.2003 в части доначисления обществу земельного налога за 2003 год в сумме 1261601,35 руб., привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 52105 руб. признано недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество с доводами налоговой инспекции не согласно. Считает, что исчисление земельного налога за 2003 год по ставке, установленной решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", является необоснованным.
Просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска - на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому административному округу г. Омска.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации налогоплательщика, в результате которой налоговой инспекцией в отношении общества вынесено решение N 17-07/8136 от 26.09.2003 о доначислении к уплате в бюджет земельного налога за 2003 г. в размере 1934207 руб. и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 52105 руб.
Основанием для доначисления недоимки по налогу за указанный период послужило неверное, по мнению налоговой инспекции, начисление обществом данного налога.
Несогласие с указанными действиями налогового органа послужило основанием налогоплательщику для обращения с настоящим заявлением в суд.




Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.




В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки земельного налога в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генерального плана г. Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне N 33.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,0 руб. за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как она вступила в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1.8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает выводы апелляционной инстанции о том, что доначисление налоговым органом земельного налога в размере 1261601,35 руб., а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 52105 руб. являются незаконными.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельств дела и с правильным применением норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого апелляционной инстанцией по делу N А-1019/04, и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N А-1019/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.







ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции

от 5 февраля 2005 года Дело N Ф04-833/2005(8960-А46-33)


Кассационная инстанция Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа по проверке законности решений арбитражных судов, вступивших в законную силу, и постановлений апелляционной инстанции, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому административному округу г. Омска (ответчик) на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2004 по делу N А-1019/04 по заявлению открытого акционерного общества "Омскгидропривод" к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска,
УСТАНОВИЛА:

Открытое акционерное общество "Омскгидропривод" (далее - общество) обратилось с заявлением к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска (далее - налоговая инспекция) о признании решения от 26.09.2003 N 17-07/8136 ДСП недействительным в части доначисления земельного налога за 2003 год в сумме 1257673,6 руб., привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ), в виде штрафа в сумме 52105 руб.
Решением Арбитражного суда Омской области от 23.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2003 решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, в соответствии с которым решение налоговой инспекции N 17-07/8136 от 26.09.2003 в части доначисления обществу земельного налога за 2003 год в сумме 1261601,35 руб., привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в сумме 52105 руб. признано недействительным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция, указывая, что судом апелляционной инстанции неверно применены нормы материального права, просит отменить постановление апелляционной инстанции полностью и принять новое решение - об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве на кассационную жалобу общество с доводами налоговой инспекции не согласно. Считает, что исчисление земельного налога за 2003 год по ставке, установленной решением Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска", с применением коэффициентов 2 и 1,8, предусмотренных Федеральным законом от 14.12.2001 N 163-ФЗ "Об индексации ставок земельного налога" и Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации", является необоснованным.
Просит постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Омской области от 24.11.2004 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судом в порядке, предусмотренном статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с осуществленной реорганизацией произведена замена ответчика - Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому административному округу г. Омска - на ее правопреемника - Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Кировскому административному округу г. Омска.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы налоговой инспекции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации налогоплательщика, в результате которой налоговой инспекцией в отношении общества вынесено решение N 17-07/8136 от 26.09.2003 о доначислении к уплате в бюджет земельного налога за 2003 г. в размере 1934207 руб. и привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 52105 руб.
Основанием для доначисления недоимки по налогу за указанный период послужило неверное, по мнению налоговой инспекции, начисление обществом данного налога.
Несогласие с указанными действиями налогового органа послужило основанием налогоплательщику для обращения с настоящим заявлением в суд.




Арбитражный суд кассационной инстанции, оставляя без изменения решение арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.




В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-I "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Пункт 2 статьи 21 названного Закона предусматривает, что земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дифференцированные средние ставки земельного налога в зависимости от местоположения и зоны градостроительной ценности территории городов.
В соответствии с полномочиями, предоставленными названным Законом органам местного самоуправления, Омским городским Советом принято решение N 298 от 20.09.2000, которым были утверждены оценочные зоны и подзоны территории города Омска и их границы. Согласно описанию оценочных зон и генерального плана г. Омска земельный участок, принадлежащий обществу, расположен в оценочной зоне N 33.
Решением от 06.02.2002 N 452 "О внесении изменений в решение Омского городского Совета от 20.09.2000 N 298 "Об утверждении временных величин дифференцированных платежей за землю на территории города Омска" были установлены новые ставки земельного налога (для оценочной зоны, в которой расположен земельный участок заявителя, в размере 7,0 руб. за квадратный метр).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Пункт 2 указанной статьи устанавливает, что налоговые законы, повышающие налоговые ставки, обратной силы не имеют.
Решение Омского городского Совета N 452 от 06.02.2002 относится к актам законодательства о налогах и сборах, так как регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации). Поскольку налоговым периодом по налогу на землю является год (статья 17 Закона Российской Федерации "О плате за землю"), то названное решение не могло вступить в действие ранее 01.01.2003, соответственно ставки налога, установленные им, не применялись в 2002 году.
Таким образом, при определении размера земельного налога за 2003 год подлежит применению ставка налога, установленная решением Омского городского Совета от 06.02.2002 N 452 в размере 7,0 руб. за квадратный метр в год. При этом коэффициенты, установленные Федеральным законом "Об индексации ставок земельного налога" от 14.12.2001 N 163-ФЗ и Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" от 24.07.2002 N 110-ФЗ, к данной ставке применены быть не могут, так как она вступила в действие, как указывалось ранее, лишь с 01.01.2003, а коэффициенты 2 и 1.8 применяются согласно вышеназванным Федеральным законам к ставкам земельного налога, действовавшим в 2001 и 2002 годах соответственно.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает выводы апелляционной инстанции о том, что доначисление налоговым органом земельного налога в размере 1261601,35 руб., а также привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса РФ в виде взыскания штрафа в размере 52105 руб. являются незаконными.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что постановление апелляционной инстанции принято на основании достоверно установленных фактических обстоятельств дела и с правильным применением норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта, принятого апелляционной инстанцией по делу N А-1019/04, и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция
ПОСТАНОВИЛА:

Постановление апелляционной инстанции от 24.11.2004 Арбитражного суда Омской области по делу N А-1019/04 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)