Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 15.05.2007 ПО ДЕЛУ N А49-1773/2007-113А/28

Разделы:
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 мая 2007 г. по делу N А49-1773/2007-113а/28



Арбитражный суд Пензенской области,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
ООО "Товарищ-10" (440052, г. Пенза, ул. Свердлова, 2, ком. 316)
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Пензы (440066, г. Пенза, ул. Стасова, 14),
третье лицо: ГУ-УПФ России по Октябрьскому району Пензенской области (далее - Пенсионный фонд) (440028, г. Пенза, ул. Титова, 13),
о признании недействительным решения и возврате денежных средств,
при участии в судебном заседании:
- от заявителя - Баязитовой К.Ю. - представителя (доверенность от 08.08.2006 года);
- от ответчика - Аверьянова С.В. - заместителя начальника юридического отдела (доверенность от 01.12.2006 года N 19);
- от третьего лица - Жалниной Е.А. - главного юрисконсульта юридической группы (доверенность от 09.01.2007 года N 2),

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" (далее - Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы (далее - налоговый орган) от 26.12.2006 года N 477 и просил суд обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения путем возврата суммы ошибочно уплаченного НДФЛ в размере 150975 руб. на свой расчетный счет.
Налоговый орган в отзыве по делу заявленные требования не признал, указав, что переплаты по НДФЛ у заявителя не имеется, спорная сумма была перечислена заявителем на код бюджетной классификации, предназначенный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии. У налоговых органов отсутствуют полномочия на зачет ошибочно уплаченных не на тот КБК страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме того, сумма переплаты по страховым взносам, зачисляемым на финансирование страховой части трудовой пенсии, согласно лицевому счету заявителя составляет 139015 руб.
Заявитель письменно уменьшил заявленные требования на 11960 руб.
Пенсионный фонд представил отзыв по делу, в котором поддержал требования заявителя.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель налогового органа возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве по делу.
Присутствующий в судебном заседании представитель Пенсионного фонда согласился с требованиями заявителя и просил их удовлетворить.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Платежным поручением N 187 от 12.05.2006 года Общество ошибочно перечислило на КБК 18210202030061000160, предназначенный для уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, сумму 150975 руб., указав при этом в назначении платежа "налог на доходы физических лиц".
Обнаружив ошибку, 27.11.2006 года Общество подало в налоговый орган заявление о зачете данной суммы в счет уплаты налога на доходы физических лиц, на что от налогового органа был получен письменный отказ от 11.12.2006 года (л.д. 10, 11).
21.12.2006 года Общество повторно обратилось в налоговый орган с заявлением, в котором просило возвратить на свой расчетный счет сумму ошибочно уплаченного НДФЛ. 26.12.2006 года Налоговым органом дан Обществу письменный отказ N 477 (л.д. 12, 13).
Считая данный отказ незаконным, Общество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
Пункт 1 статьи 25 Закона N 167-ФЗ предусматривает, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов. Пунктом 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ установлено право страховщика - Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для органов Пенсионного фонда Российской Федерации законодателем не установлено.
Поскольку Закон N 167-ФЗ не устанавливает порядок зачета или возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным по тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). Пункт 13 данной статьи устанавливает, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренные в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Материалами дела, в частности, данными лицевого счета заявителя, подтверждается наличие у заявителя излишне уплаченной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в размере 139015 руб. Эта сумма исчислена за минусом задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 11960 руб., числящейся по лицевому счету заявителя, задолженности по пени у заявителя не имеется. Данный факт признается представителем налогового органа и подтверждается Пенсионным фондом.
При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствуют основания для отказа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 139015 руб. на расчетный счет заявителя.
Судом отвергаются доводы налогового органа о том, что лицом, обязанным произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов является Пенсионный фонд, как противоречащие действующему законодательству.
Правовое положение Пенсионного фонда Российской Федерации, его права и обязанности как страховщика установлены специальным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
Таким образом, решение налогового органа от 26.12.2006 года N 477 в части отказа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 139015 руб. является незаконным, а требования заявителя подлежат удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статье 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации и пункта 5 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 марта 2007 года N 117, расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5249 руб. 67 коп. подлежат отнесению на ответчика. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 279 руб. 58 коп. подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

заявление общества с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" удовлетворить в полном объеме.
Признать недействительным, как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы от 26.12.2006 года N 477 в части отказа в возврате ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии, в сумме 139015 руб.
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы произвести возврат ошибочно уплаченных обществом с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на страховую часть трудовой пенсии (КБК 18210202010061000160), в сумме 139015 руб. на расчетный счет общества с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" по следующим банковским реквизитам: р/с 40702810748000113707 в Пензенском ОСБ N 8624 г. Пенза, к/с 30101810000000000635, БИК 045655635.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 279 руб. 58 коп.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Октябрьскому району г. Пензы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Товарищ-10" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 5249 руб. 67 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в месячный срок со дня его принятия в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд Пензенской области.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)