Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 07.05.2008 ПО ДЕЛУ N А57-12001/07-9

Разделы:
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 мая 2008 г. по делу N А57-12001/07-9


Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл", г. Саратов
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 по делу N А57-12001/07-9
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛукБелОйл", г. Саратов к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Саратова о признании недействительным решения

установил:

решением Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 в удовлетворении требования ООО "ЛукБелОйл" о признании недействительным решения ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова N 122 от 04.06.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым ООО "ЛукБелОйл" предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 4292679 руб., отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель с принятыми по делу судебными актами не согласился, просил их отменить, полагая, что судебными инстанциями неправильно применены нормы материального права.
В отзыве инспекция просила оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Проверив правильность применения обеими судебными инстанциями при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа делает вывод об отсутствии оснований для отмены либо изменения вынесенных по делу судебных актов, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова проведена налоговая проверка представленной налогоплательщиком налоговой декларации по НДПИ за декабрь 2006 г.
В ходе проверки налоговым органом установлено, что в проверяемом периоде в нарушение пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком при исчислении суммы налога неправомерно применен понижающий коэффициент 0,7, что, по мнению налогового органа, привело к неполной уплате НДПИ в сумме 4292679 руб. Налоговый орган пришел к выводу, что поскольку в периоде, в котором налогоплательщиком была допущена неполная уплата суммы НДПИ на лицевом счете налогоплательщика имелась переплата в сумме 21165798 руб., а на момент проведения проверки имеется переплата в сумме 8596957 руб., полностью покрывающая сумму доначисленного налога, то имеются основания для освобождения предприятия от налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с чем по результатам проверки ИФНС России по Октябрьскому району г. Саратова было вынесено решение N 122 от 04.06.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности, которым ООО "ЛукБелОйл" предложено уплатить доначисленный налог на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) в сумме 4292679 руб.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ООО "ЛукБелОйл" не представлено доказательств освобождения от уплаты отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы (ВМСБ) на 01.07.2001 г.
В соответствии с пунктом 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений полезных ископаемых или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобожденные по состоянию на 1 июля 2001 г. в соответствии с федеральными законами от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы при разработке этих месторождений, уплачивают налог в отношении полезных ископаемых, добытых на соответствующем лицензионном участке, с коэффициентом 0,7.
Указанной нормой законодательства заявитель руководствовался, исчисляя НДПИ за декабрь 2006 г.
Для того, чтобы применять ставку налога с понижающим коэффициентом 0,7, необходимо наличие одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 342 Кодекса, а именно: осуществления за счет собственных средств поиска и разведки полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы либо полного возмещения всех расходов государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых и освобождения по состоянию на 01.07.2001 от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
Согласно Закону Российской Федерации N 2395-1 от 21.02.1992 "О недрах" (далее - Закон о недрах) с пользователей недр до введения в действие главы 26 Кодекса "Налог на добычу полезных ископаемых" взимались отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.
В соответствии со статьей 44 этого Закона от указанных отчислений освобождались осуществлявшие добычу полезных ископаемых пользователи недр, или возместили все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов этих полезных ископаемых.
Согласно пункту 6 статьи 12 Закона о недрах содержание лицензии на пользование недрами составляют, в том числе, условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами. Пункт 16 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597 (утратил силу с 01.01.2002 г. в связи с введением НДПИ), предусматривал, что пользователи недр, осуществившие за счет собственных средств поиск и разведку разрабатываемых ими месторождений или полностью возместившие все расходы государства на поиск и разведку соответствующего количества запасов полезных ископаемых, освобождаются от отчислений при разработке этих месторождений. При этом решение об освобождении пользователей недр от отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы принималось органами, предоставляющими лицензии на пользование недрами, по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти (пункт 19 указанного Порядка использования отчислений).
Из материалов дела усматривается, что ООО "ЛукБелОйл" получена лицензия на право пользования недрами от 03.11.1999 г. серии СРТ вида НП N 00472 с целью поиска нефти, газа и конденсата в пределах Ровенского лицензионного участка на территории Энгельсского и Ровенского районов Саратовской области (л. д. 33).
Согласно статье 14 лицензионного соглашения ООО "ЛукБелОйл" обязуется производить все виды платежей, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что в 1999 - 2001 гг. ООО "ЛукБелОйл" производило за счет собственных средств поисково-разведочные работы, что подтверждается представленными в материалы дела копиями договоров (л. д. 34 - 64).
16.10.2002 г. ООО "ЛукБелОйл" выдано свидетельство об установлении факта открытия месторождения полезного ископаемого N СРТ 02 УВС 10032, расположенного в Энгельсском районе Саратовской области (л. д. 106). Запасы полезных ископаемых углеводородного сырья Гурьяновского нефтяного месторождения поставлены на Государственный баланс запасов полезных ископаемых по состоянию на 01.01.2003 г., что подтверждается протоколом N 473(м)-2002 заседания центральной комиссии МПР РФ по государственной экспертизе запасов полезных ископаемых (секция нефти и газа) за 2001 г. по Гурьяновскому месторождению Саратовской области от 27.08.2002 г. С указанного времени заявитель начал осуществлять добычу полезных ископаемых.
Поскольку доказательств освобождения предприятия от уплаты платежей на ВМСБ на 01.07.2001 г., которое в силу пункта 2 статьи 342 НК РФ является одним из обязательных условий для получения права на применение коэффициента 0,7 при исчислении НДПИ, налоговому органу налогоплательщиком не представлено, что позволяет сделать вывод об обоснованном начислении НДПИ в сумме 4 292 679 руб.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что пользователи недр, осуществлявшие добычу полезных ископаемых по состоянию на 01.07.2001 г., освобождались от отчислений на ВМСБ в силу федерального закона является несостоятельным в силу противоречия такового пункта 19 Порядка использования отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы и освобождения пользователей недр от указанных отчислений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.05.1996 N 597.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1), 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 15.11.2007 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2008 по делу N А57-12001/07-9 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)