Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 18 августа 2003 года Дело N А56-35269/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Комитета жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" председателя Самолетова А.В. (постановлением от 17.05.2001 N 261), Коротиной И.Н. (доверенность от 20.06.2003) и Бударкина М.В. (доверенность от 15.01.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Яковлевой С.Г. (доверенность от 08.01.2003 N 156), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 21.01.2003 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2003 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35269/02,
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" (далее - Комитет ЖКХ, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 30.08.2002 N 3308 в части доначисления 7898184 руб. налога на прибыль, 1974546 руб. авансовых взносов налога на прибыль, 1585238 руб. пеней за неуплату налога на прибыль, и привлечения Комитета к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1579637 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль. Кроме того, Комитетом оспариваются подпункты 1, 2 пункта 3 указанного решения.
Решением суда от 21.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2003, требования Комитета ЖКХ удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, Комитету в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о некоммерческом характере осуществляемой Комитетом ЖКХ деятельности. Налоговый орган оспаривает признание судом Комитета бюджетной организацией и применение при рассмотрении спора положений Инструкции Госналогслужбы РФ от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в апреле - июне 2002 года проведена выездная налоговая проверка Комитета ЖКХ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 17.05.2001 по 31.12.2001.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлена неуплата Комитетом за 2001 год: налога на прибыль в сумме 7898184 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1210 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 111550 руб., а также непредставление по налогу с владельцев транспортных средств налоговой декларации за 2001 год.
Указанные нарушения отражены налоговой инспекцией в акте от 16.08.2002 N 67.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 30.08.2002 N 3308, в том числе о привлечении Комитета ЖКХ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1579637 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль, о доначислении 7898184 руб. налога на прибыль, 1585546 руб. пеней за несвоевременную уплату доначисленного налога, а также 1974546 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Считая решение налогового органа недействительным в указанной части, Комитет ЖКХ обжаловал его в арбитражный суд.
Суд признал недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части, и кассационная инстанция считает такое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Как указано в пункте 1 статьи 11 НК Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.
Поскольку ни в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, ни в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не дано понятие бюджетного учреждения для целей налогообложения, подлежит применению понятие бюджетного учреждения, приведенное в пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, для признания государственного учреждения бюджетным необходимо одновременное наличие трех признаков:
- - создание организации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- - осуществление такой организацией управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
- - финансирование организации из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Материалами дела подтверждается, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства является структурным подразделением администрации МО "Волховский район" с правами юридического лица, создан постановлением главы администрации МО "Волховский район" от 17.05.2001 N 261 и осуществляет управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 4.1 Положения о Комитете ЖКХ финансовые средства Комитета ЖКХ образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности и других поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций на основе представленных сторонами документов также установлено, что Комитет финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Данных о превышении Комитетом ЖКХ установленных сметой доходов над расходами в деле нет.
Учитывая изложенное, а также вывод судов, сделанный по результатам оценки имеющихся в деле документов, о недоказанности налоговой инспекцией осуществления Комитетом предпринимательской деятельности и об отсутствии у него объекта обложения налогом на прибыль, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 21.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35269/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 18.08.2003 N А56-35269/02
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 августа 2003 года Дело N А56-35269/02
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Клириковой Т.В. и Никитушкиной Л.Л., при участии от Комитета жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" председателя Самолетова А.В. (постановлением от 17.05.2001 N 261), Коротиной И.Н. (доверенность от 20.06.2003) и Бударкина М.В. (доверенность от 15.01.2003), от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области Яковлевой С.Г. (доверенность от 08.01.2003 N 156), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области на решение от 21.01.2003 (судья Третьякова Н.О.) и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2003 (судьи Петренко Т.И., Звонарева Ю.Н., Фокина Е.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35269/02,
УСТАНОВИЛ:
Комитет жилищно-коммунального хозяйства Муниципального образования "Волховский район" (далее - Комитет ЖКХ, Комитет) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 30.08.2002 N 3308 в части доначисления 7898184 руб. налога на прибыль, 1974546 руб. авансовых взносов налога на прибыль, 1585238 руб. пеней за неуплату налога на прибыль, и привлечения Комитета к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1579637 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль. Кроме того, Комитетом оспариваются подпункты 1, 2 пункта 3 указанного решения.
Решением суда от 21.01.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.04.2003, требования Комитета ЖКХ удовлетворены.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, Комитету в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. Податель жалобы считает необоснованным вывод суда о некоммерческом характере осуществляемой Комитетом ЖКХ деятельности. Налоговый орган оспаривает признание судом Комитета бюджетной организацией и применение при рассмотрении спора положений Инструкции Госналогслужбы РФ от 20.08.98 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы".
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, налоговой инспекцией в апреле - июне 2002 года проведена выездная налоговая проверка Комитета ЖКХ по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период с 17.05.2001 по 31.12.2001.
В ходе проверки налоговой инспекцией установлена неуплата Комитетом за 2001 год: налога на прибыль в сумме 7898184 руб., налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 1210 руб., налога с владельцев транспортных средств в сумме 111550 руб., а также непредставление по налогу с владельцев транспортных средств налоговой декларации за 2001 год.
Указанные нарушения отражены налоговой инспекцией в акте от 16.08.2002 N 67.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом принято решение от 30.08.2002 N 3308, в том числе о привлечении Комитета ЖКХ к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 1579637 руб. штрафа за неполную уплату налога на прибыль, о доначислении 7898184 руб. налога на прибыль, 1585546 руб. пеней за несвоевременную уплату доначисленного налога, а также 1974546 руб. дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Считая решение налогового органа недействительным в указанной части, Комитет ЖКХ обжаловал его в арбитражный суд.
Суд признал недействительным решение налоговой инспекции в оспариваемой части, и кассационная инстанция считает такое решение законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Закона Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" бюджетные учреждения и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Как указано в пункте 1 статьи 11 НК Российской Федерации, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Налоговом кодексе Российской Федерации, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено этим кодексом.
Поскольку ни в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, ни в Законе Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" не дано понятие бюджетного учреждения для целей налогообложения, подлежит применению понятие бюджетного учреждения, приведенное в пункте 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждением признается организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Таким образом, для признания государственного учреждения бюджетным необходимо одновременное наличие трех признаков:
- - создание организации органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;
- - осуществление такой организацией управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера;
- - финансирование организации из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Материалами дела подтверждается, что Комитет жилищно-коммунального хозяйства является структурным подразделением администрации МО "Волховский район" с правами юридического лица, создан постановлением главы администрации МО "Волховский район" от 17.05.2001 N 261 и осуществляет управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Согласно пункту 4.1 Положения о Комитете ЖКХ финансовые средства Комитета ЖКХ образуются за счет бюджетных ассигнований и других поступлений из бюджетной области, целевых ассигнований из областного и федерального бюджетов, доходов от собственной деятельности и других поступлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Судами первой и апелляционной инстанций на основе представленных сторонами документов также установлено, что Комитет финансируется из бюджета на основе сметы доходов и расходов.
Данных о превышении Комитетом ЖКХ установленных сметой доходов над расходами в деле нет.
Учитывая изложенное, а также вывод судов, сделанный по результатам оценки имеющихся в деле документов, о недоказанности налоговой инспекцией осуществления Комитетом предпринимательской деятельности и об отсутствии у него объекта обложения налогом на прибыль, кассационная инстанция не находит правовых оснований для удовлетворения жалобы налогового органа и отмены принятых по делу судебных актов.
Руководствуясь статьей 286, пунктом части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 21.01.2003 и постановление апелляционной инстанции от 01.04.2003 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-35269/02 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Волховскому району Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КЛИРИКОВА Т.В.
КУЗНЕЦОВА Н.Г.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
КЛИРИКОВА Т.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)