Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 20.07.2011 ПО ДЕЛУ N А60-10010/2011

Разделы:
Налог на игорный бизнес

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. по делу N А60-10010/2011


Резолютивная часть решения объявлена 20 июля 2011 года
Полный текст решения изготовлен 20 июля 2011 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.В. Колосовой, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Т.А. Бочкиной, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" (ИНН 6674131956)
к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга
третье лицо: межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области
о признании недействительным ненормативного акта
при участии в судебном заседании
от заявителя - Е.С. Ламбина, представитель, доверенность от 04.04.2011.
от заинтересованного лица - А.А. Якупов, старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 18.03.2011 N 03-12/01; Р.Г. Гиниятов, старший государственный налоговый инспектор, доверенность от 22.06.2011 N 03-12/03.
Третье лицо о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. На основании ст. ст. 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие третьего лица.
Лицам, участвующим в деле, разъяснены права и обязанности, право на отвод суду. Отводов суду не заявлено.

Общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения N 790 от 15.03.2011 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес и обязать восстановить нарушенные права.
В судебном заседании 20.07.2011 заявителем представлено заявление об уточнении заявленных требований, согласно которому общество просит признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга о признании недействительным решения N 790 от 15.03.2011 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в размере 567743 рублей 73 копеек и обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга возвратить излишне уплаченный налог на игорный бизнес в размере 567743 рублей 73 копеек.
Ходатайство об уточнении требований судом удовлетворено.
Заинтересованное лицо возражает по заявленным требованиям по мотивам, изложенным в отзывах.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, суд

установил:

18.02.2011 обществом с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" было представлено в инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга заявление о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 640625 рублей.
Решением N 790 от 15.03.2011 обществу в осуществлении возврата было отказано по причине истечения 3-х лет со дня уплаты указанной суммы и отсутствия судебного решения по признанию данной суммы.
Не согласившись с данным решением общество с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" (с учетом уточнения требований в части отказа в возврате в сумме 567743 рублей 73 копеек) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Свердловской области. Требование об обязании Инспекции возвратить 567743 рублей 73 копеек заявлено обществом в порядке ст. 200 ГК РФ с учетом Определения Конституционного Суда РФ N 173-О от 21.06.2001.
Суд считает, что требования общества следует удовлетворить частично.
Как следует из материалов дела, спорная сумма 567743 рублей 73 копеек складывается из следующих сумм: 268250 рублей + 294125 рублей + 10350 рублей + 900 рублей - 5846 рублей 27 копеек - 35 рублей. Из них:
- 268250 рублей - сумма переплаты по налогу, переданная заинтересованному лицу как сальдо межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области, в которой заявитель до 2011 года состоял на налоговом учете;
- 294125 рублей - сумма излишне уплаченного налога, согласно уточненным налоговым декларациям за период с января по июль 2006 года проверенным заинтересованным лицом в ходе судебного разбирательства; ранее эти декларации своевременно представлялись в инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области, но не были проверены;
- 10350 рублей и 900 рублей - суммы излишней уплаты по штрафу, переданная заинтересованному лицу как сальдо межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области, в которой заявитель до 2011 года состоял на налоговом учете;
- 5846 рублей 27 копеек и 35 рублей - недоимка, переданная заинтересованному лицу как сальдо межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области.
19.08.2009 обществом в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за период с января 2006 года по апрель 2007 года. Инспекцией проведены камеральные проверки данных уточненных деклараций, по результатам которых были вынесены решения о доначислении налога. Указанные решения камеральных проверок были обжалованы и признаны Арбитражным судом Свердловской области недействительными: переплата в размере 343250 рублей подтверждена решениями Арбитражного суда Свердловской области по делам N А60-21684/2010, N А60-21687/2010, N А60-21688/2010, N А60-21695/2010, N А60-21698/2010, N А60-2121710/2010, N А60-21712/2010, N А60-21715/2010, N А60-21717/2010.
Налоговый орган в судебном заседании подтвердил, что по судебным актам у общества действительно возникла переплата по налогу в сумме 343250 рублей, однако, с учетом имевшейся на 01.01.2009 у общества недоимки по налогу в сумме 75000 рублей, сумма переплаты по судебным актам составляет 268250 рублей. Общество с позицией налогового органа в данной части согласно.
Суд считает, что отказ в осуществлении возврата излишне уплаченного налога в сумме 268250 рублей, изложенный в оспариваемом решении от 15.03.2011 N 790 является необоснованным, поскольку факт переплаты установлен судебными актами и налог подлежал возврату в силу решений суда, в связи с чем решение Инспекции следует признать недействительным в части отказа в возврате названной суммы.
В остальной части оснований для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции не имеется.
Как следует из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, уточненные (корректирующие) декларации по налогу на игорный бизнес за период с января по июль 2006 года первоначально были сданы 04.09.2009 в межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 14 по Свердловской области, однако проверка этих деклараций вышеназванным налоговым органом (третьим лицом по делу) не была проведена; решения по результатам проверки не вынесены, суммы излишне уплаченного налога в КЛС (КРСБ) налогоплательщика в качестве переплаты не отражены.
В ходе судебного разбирательства инспекция Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга проверила уточненные декларации общества и подтвердила сумму переплаты 294125 рублей. Однако трехлетний срок с момента уплаты спорной суммы налога истек, судебных актов, устанавливающих факт переплаты, не имеется (т.к. уточненные декларации не проверялись), поэтому отказ Инспекции в возврате названной суммы налога в решении N 790 является правомерным.
Вместе с тем, обществом в порядке искового производства заявлено требование о возврате налога в сумме 567743 рублей 73 копеек: 268250 рублей + 294125 рублей + 10350 рублей + 900 рублей. Суммы 10350 рублей и 900 рублей числятся в КРСБ налогоплательщика как переплата по штрафу; налоговый орган факт переплаты не оспаривает.
На основании ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога (а также пеней и штрафов) подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога (пеней, штрафов) может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Факт имеющейся у общества переплаты по налогу на игорный бизнес и штрафам в размере 567743 рублей 73 копеек на дату рассмотрения дела, налоговым органом не оспаривается.
Вопрос о порядке исчисления срока подачи налогоплательщиком в суд заявления имущественного характера о возврате излишне уплаченного налога должен решаться с учетом правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 21.06.2001 N 173-О, согласно которой нормы п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации позволяют налогоплательщику в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
При этом данная норма не препятствует плательщику в случае пропуска указанного срока обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Применение гражданского законодательства к возникшим спорным отношениям обусловлены прямым указанием Конституционного Суда Российской Федерации.
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств, в частности установить причину, по которой налогоплательщик допустил переплату налога; наличие у него возможности для правильного исчисления налога по данным первоначальной налоговой декларации, изменения действующего законодательства в течение рассматриваемого налогового периода, а также другие обстоятельства, которые могут быть признаны судом в качестве достаточных для признания не пропущенным срока на возврат налога.
Бремя доказывания этих обстоятельств в силу ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налогоплательщика.
Данная позиция определена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2009 N 12882/08.
Из материалов дела видно, что общество в спорные периоды уплачивало налог на игорный бизнес согласно действующим в соответствующем периоде ставкам.
Единая судебная практика, определяющая, что уплата налога должна производиться по ставке налога, действующей на дату регистрации налогоплательщика, сформировалась после принятия Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации постановления от 15.04.2008 N 17177/07, соответственно, определение правовой позиции Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации является в рассматриваемом случае значимым обстоятельством; с этого времени общество достоверно узнало о размере налоговой ставки, которая подлежала применению, обратилось в инспекцию с заявлениями о возврате переплаты.
Налогоплательщик неоднократно обращался в налоговые органы с заявлением о возврате налога - 20.08.2009, 28.10.2010, 14.12.2010, 18.02.2010; в суд с иском общество обратилось 04.04.2011. С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает, что о нарушении своего права общество должно было узнать 15.04.2008, значит, срок для обращения в суд с требованием о возврате излишне уплаченного налога обществом соблюден.
Поскольку исчисленный в соответствии с правилами исчисления сроков исковой давности срок на обращение в суд с требованием о возврате налога на дату подачи заявителем заявления (04.04.2011) не истек, наличие у общества излишне уплаченного налога на игорный бизнес лицами, участвующими в деле, не оспаривается, требования заявителя о возврате 567743 рублей 73 копеек, подлежат удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, уплаченной заявителем при предъявлении иска, подлежат отнесению на ответчика в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2000 рублей; излишне уплаченная госпошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" удовлетворить частично.
Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 790 от 15.03.2011 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога на игорный бизнес в части отказа в возврате 268250 рублей, как не соответствующее налоговому законодательству.
В остальной части в удовлетворении требования о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга N 790 от 15.03.2011 в части, отказать.
Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Екатеринбурга осуществить возврат излишне уплаченного налога в размере 567743 (Пятьсот шестьдесят семь тысяч семьсот сорок три) рубля 73 копейки обществу с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны".
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г Кировскому району г. Екатеринбурга (620062, г. Екатеринбург, ул. Тимирязева, 11) в пользу общества с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" расходы по уплате госпошлины в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Колесо Фортуны" из федерального бюджета излишне уплаченную согласно чеку-ордеру от 04.04.2011 СБ0011/0110 госпошлину в размере 2000 (Две тысячи) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.
В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший решение.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного или кассационного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить соответственно на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru".
Судья
КОЛОСОВА Л.В.














© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)