Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
29 июля 2005 г. Дело N А40-29909/05-99-201
Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 29.07.2005.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ноябрьгаздобыча" к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения от 01.04.2005 N 20, при участии: от заявителя - В., дов. от 12.05.2005 N 15/120, юрисконсульта, Ф., дов. от 12.05.2005 N 15/122, юрисконсульта; от ответчика - М., дов. от 19.07.2005 N 53-04-13/7156, консультанта юридического отдела,
общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьгаздобыча" (далее - общество) просит признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция) от 01.04.2005 N 20 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении дополнительно начислены налог на добычу полезных ископаемых в размере 1104213 руб., пени в размере 41960,09 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В обоснование своих требований общество указало, что допущенная при заполнении декларации ошибка в виде указания в строке 130 декларации количества добытого полезного ископаемого с учетом нормативных потерь не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет на основе данной декларации за налоговый период - ноябрь 2004 года.
Это подтверждается поданной в Инспекцию уточненной декларацией, в которой при исправлении ошибки сумма налога осталась прежней.
Инспекция возразила против требования по основаниям, аналогичным изложенным в решении, указав, что в нарушение ст. 343 Кодекса обществом занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
09.12.2004 общество направило Инспекции налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, согласно которой уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 403152704 руб. (л. д. 16 - 24).
При заполнении декларации общество допустило ошибку - при расчете налога не был надлежащим образом указан объем полезных ископаемых в части нормативных потерь, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью производится в разделе 2.1 (стр. 004) декларации.
В соответствии с п. 5.5 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727):
- - по строке 060 раздела 2.1 указывается количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей (значение определяется из таблицы раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "1010");
- - по строке 130 указывается количество полезного ископаемого, облагаемого по ставке, установленной п. 2 ст. 342 Кодекса, то есть 107 руб./1 тыс. куб. м (значение определяется из таблицы соответствующего раздела 3.1 как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "4000").
Общество надлежащим образом отразило в разделе 2.1 и в разделе 3.1 количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей.
В отношении количества полезного ископаемого, облагаемого по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, налогоплательщик допустил следующую ошибку. В графе 5 раздела 3.1 (стр. 006 декларации) должно быть указано количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в соответствии с кодами оснований налогообложения.
Общество использует два кода оснований:
- - код "1010" - полезные ископаемые в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых;
- - код "4000" - налогообложение по общеустановленной налоговой ставке (107 руб./1 тыс. куб. м).
Таким образом, по коду "4000" необходимо было указать количество добытых полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь.
Общество ошибочно отразило по коду "4000" общее количество добытого полезного ископаемого, включающего нормативные потери - 3778102,026 тыс. куб. м (определено как 2364787,499 + 316494,448 + 695498,431 + 401321,648).
Величину налога, исчисленного от количества нормативных потерь по ставке 107 руб. за тыс. куб. м (1104213 руб. = 10319,749 x 107), общество указало по стр. 200 раздела 2.1 декларации, поскольку нормативные потери облагаются по ставке 0 руб. в соответствии с п. 1 ст. 342 Кодекса, а в этой строке согласно Инструкции указывается сумма предоставленных налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате данного расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 403152704 руб. Сумма налога была уплачена налогоплательщиком, что не оспаривается Инспекцией.
Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией в графе 4 по коду "4000" необходимо было указать количество полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь, а именно: 3767782,277 тыс. куб. м (то есть 2363027,618 + 316123,161 + 687542,712 + 400988,786).
С учетом ошибки налоговая база по добытому полезному ископаемому, облагаемому по налоговой ставке 107 руб. за 1 тыс. куб. м, завышена налогоплательщиком в первоначальной декларации по стр. 170 на количество кубометров полезного ископаемого в части нормативных потерь, то есть на 10319,749 тыс. куб. м.
При надлежащем отражении показателей в разделе 3.1 исчисленная сумма налога (стр. 190 раздела 2.1), также как и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (стр. 220 раздела 2.1), равна 403152704 руб. (3767782,277 х 107).
27.04.2004 общество внесло исправления в налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, расчет налога и его отражение в декларации приведены в соответствии с Инструкцией МНС РФ. Согласно уточненной декларации уплате в бюджет подлежала сумма налога 403152704 руб., сумма налога, подлежащего доплате на основании данной уточненной декларации равна 0 руб. (л. д. 25 - 34). Уточненная декларация направлена в Инспекцию.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, подлежащая уплате в бюджет как по первоначальной, так и по уточненной декларации, составляет 403152704 руб. Неточности в заполнении первоначальной декларации налогоплательщика не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
В ходе камеральной проверки Инспекцией не были затребованы дополнительные сведения и документы, подтверждающие размер налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, - отчет по добыче и покупке газа и расчет по нормативным потерям за ноябрь 2004 года, а также первичные документы, подтверждающие изложенные в них данные. Отчет по добыче и покупке газа, расчет по нормативным потерям представлены обществом в материалы дела (л. д. 14 - 15).
В отзыве и судебном заседании Инспекция не привела доводов и доказательств, опровергающих требования общества с учетом подачи уточненной налоговой декларации.
Поскольку выводы решения о занижении налога не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, доначисление суммы налога в размере 1104213 руб. и пеней является неправомерным.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 122 Кодекса, состоит в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 Кодекса).
Таким образом, поскольку не установлена неполная уплата налога в бюджет, в данном случае отсутствует объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 122 Кодекса.
Исходя из изложенного, суд признает решение Инспекции недействительным. Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 АПК РФ, суд
признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.04.2005 N 20 о привлечении налогоплательщика - ООО "Ноябрьгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА Г. МОСКВЫ ОТ 29.07.2005, 26.07.2005 ПО ДЕЛУ N А40-29909/05-99-201
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
29 июля 2005 г. Дело N А40-29909/05-99-201
Резолютивная часть решения объявлена 26.07.2005.
Решение в полном объеме изготовлено 29.07.2005.
Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи К., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ООО "Ноябрьгаздобыча" к Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 о признании незаконным решения от 01.04.2005 N 20, при участии: от заявителя - В., дов. от 12.05.2005 N 15/120, юрисконсульта, Ф., дов. от 12.05.2005 N 15/122, юрисконсульта; от ответчика - М., дов. от 19.07.2005 N 53-04-13/7156, консультанта юридического отдела,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Ноябрьгаздобыча" (далее - общество) просит признать незаконным решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 (далее - Инспекция) от 01.04.2005 N 20 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. В решении дополнительно начислены налог на добычу полезных ископаемых в размере 1104213 руб., пени в размере 41960,09 руб., налогоплательщик привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
В обоснование своих требований общество указало, что допущенная при заполнении декларации ошибка в виде указания в строке 130 декларации количества добытого полезного ископаемого с учетом нормативных потерь не привела к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет на основе данной декларации за налоговый период - ноябрь 2004 года.
Это подтверждается поданной в Инспекцию уточненной декларацией, в которой при исправлении ошибки сумма налога осталась прежней.
Инспекция возразила против требования по основаниям, аналогичным изложенным в решении, указав, что в нарушение ст. 343 Кодекса обществом занижена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, суд находит заявление подлежащим удовлетворению, исходя из следующего.
09.12.2004 общество направило Инспекции налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, согласно которой уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 403152704 руб. (л. д. 16 - 24).
При заполнении декларации общество допустило ошибку - при расчете налога не был надлежащим образом указан объем полезных ископаемых в части нормативных потерь, налогообложение которых производится по налоговой ставке 0 рублей.
В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 338 Кодекса налоговая база при добыче попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Расчет налоговой базы и суммы налога по углеводородному сырью производится в разделе 2.1 (стр. 004) декларации.
В соответствии с п. 5.5 Инструкции по заполнению налоговой декларации по налогу на добычу полезных ископаемых (утв. Приказом МНС РФ от 29.12.2003 N БГ-3-21/727):
- - по строке 060 раздела 2.1 указывается количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей (значение определяется из таблицы раздела 3.1 декларации как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "1010");
- - по строке 130 указывается количество полезного ископаемого, облагаемого по ставке, установленной п. 2 ст. 342 Кодекса, то есть 107 руб./1 тыс. куб. м (значение определяется из таблицы соответствующего раздела 3.1 как сумма значений по всем строкам по графе 5, по которым по графе 4 указан код "4000").
Общество надлежащим образом отразило в разделе 2.1 и в разделе 3.1 количество полезного ископаемого в части нормативных потерь, облагаемого по налоговой ставке 0 рублей.
В отношении количества полезного ископаемого, облагаемого по ставке 107 руб./1 тыс. куб. м, налогоплательщик допустил следующую ошибку. В графе 5 раздела 3.1 (стр. 006 декларации) должно быть указано количество добытого полезного ископаемого, подлежащего налогообложению в соответствии с кодами оснований налогообложения.
Общество использует два кода оснований:
- - код "1010" - полезные ископаемые в части нормативных потерь при добыче полезных ископаемых;
- - код "4000" - налогообложение по общеустановленной налоговой ставке (107 руб./1 тыс. куб. м).
Таким образом, по коду "4000" необходимо было указать количество добытых полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь.
Общество ошибочно отразило по коду "4000" общее количество добытого полезного ископаемого, включающего нормативные потери - 3778102,026 тыс. куб. м (определено как 2364787,499 + 316494,448 + 695498,431 + 401321,648).
Величину налога, исчисленного от количества нормативных потерь по ставке 107 руб. за тыс. куб. м (1104213 руб. = 10319,749 x 107), общество указало по стр. 200 раздела 2.1 декларации, поскольку нормативные потери облагаются по ставке 0 руб. в соответствии с п. 1 ст. 342 Кодекса, а в этой строке согласно Инструкции указывается сумма предоставленных налоговых льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате данного расчета сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составила 403152704 руб. Сумма налога была уплачена налогоплательщиком, что не оспаривается Инспекцией.
Вместе с тем, в соответствии с Инструкцией в графе 4 по коду "4000" необходимо было указать количество полезных ископаемых за вычетом нормативных потерь, а именно: 3767782,277 тыс. куб. м (то есть 2363027,618 + 316123,161 + 687542,712 + 400988,786).
С учетом ошибки налоговая база по добытому полезному ископаемому, облагаемому по налоговой ставке 107 руб. за 1 тыс. куб. м, завышена налогоплательщиком в первоначальной декларации по стр. 170 на количество кубометров полезного ископаемого в части нормативных потерь, то есть на 10319,749 тыс. куб. м.
При надлежащем отражении показателей в разделе 3.1 исчисленная сумма налога (стр. 190 раздела 2.1), также как и сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (стр. 220 раздела 2.1), равна 403152704 руб. (3767782,277 х 107).
27.04.2004 общество внесло исправления в налоговую декларацию по налогу на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, расчет налога и его отражение в декларации приведены в соответствии с Инструкцией МНС РФ. Согласно уточненной декларации уплате в бюджет подлежала сумма налога 403152704 руб., сумма налога, подлежащего доплате на основании данной уточненной декларации равна 0 руб. (л. д. 25 - 34). Уточненная декларация направлена в Инспекцию.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что сумма налога на добычу полезных ископаемых за ноябрь 2004 года, подлежащая уплате в бюджет как по первоначальной, так и по уточненной декларации, составляет 403152704 руб. Неточности в заполнении первоначальной декларации налогоплательщика не привели к занижению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.
В ходе камеральной проверки Инспекцией не были затребованы дополнительные сведения и документы, подтверждающие размер налоговой базы по налогу на добычу полезных ископаемых, - отчет по добыче и покупке газа и расчет по нормативным потерям за ноябрь 2004 года, а также первичные документы, подтверждающие изложенные в них данные. Отчет по добыче и покупке газа, расчет по нормативным потерям представлены обществом в материалы дела (л. д. 14 - 15).
В отзыве и судебном заседании Инспекция не привела доводов и доказательств, опровергающих требования общества с учетом подачи уточненной налоговой декларации.
Поскольку выводы решения о занижении налога не соответствуют установленным судом обстоятельствам дела, доначисление суммы налога в размере 1104213 руб. и пеней является неправомерным.
Состав налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 122 Кодекса, состоит в неуплате или неполной уплате сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) налогоплательщика.
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки (п. 1 ст. 54 Кодекса).
Таким образом, поскольку не установлена неполная уплата налога в бюджет, в данном случае отсутствует объективная сторона налогового правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 122 Кодекса.
Исходя из изложенного, суд признает решение Инспекции недействительным. Уплаченная заявителем при подаче заявления государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета в соответствии с п. 5 ст. 333.40 Кодекса.
Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 110, 167, 170, 201 АПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным, не соответствующим Налоговому кодексу Российской Федерации, решение Межрегиональной инспекции ФНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 от 01.04.2005 N 20 о привлечении налогоплательщика - ООО "Ноябрьгаздобыча" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Возвратить заявителю из федерального бюджета госпошлину 2000 руб.
Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия путем подачи апелляционной жалобы в Девятый арбитражный апелляционный суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)