Судебные решения, арбитраж
Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009
по делу N А12-921/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смарт Гейм плюс" о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смарт Гейм плюс" (далее - ООО "Смарт Гейм плюс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - налоговый орган, ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области), выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с марта по август 2005 года, и обязании налоговый орган принять решение о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Проверив правильность применения судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Смарт Гейм плюс" осуществляло деятельность по организации и содержанию игорных заведений на территории г. Волжского Волгоградской области, Тракторозаводского и Центрального районов г. Волгограда, г. Мончегорска Мурманской области на основании лицензии от 18.09.2003 N 002637.
При исчислении налога на игорный бизнес, в том числе на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с 01.03.2005 по 30.08.2005, налогоплательщиком применялась ставка налога, установленная Законом Волгоградской области от 15.11.2001 N 631-ОД "О ставках налога на игорный бизнес" с учетом повышения ставки, установленной Законами о внесении изменений N 960-ОД, в размере 4500 руб.
Уплата исчисленного налога производилась в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.
3 декабря 2007 года налогоплательщик обратился в ИФНС России по г. Волжскому с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб. за период март - август 2005 года по обособленному подразделению, расположенному на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, указав на то обстоятельство, что как субъект малого предпринимательства, зарегистрированный 25.06.2002, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату регистрации и получения лицензии) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности подлежало налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его деятельности. Поскольку на момент регистрации ООО "Смарт Гейм плюс" и получения им лицензии действовал Закон Волгоградской области от 15.11.2001 N 631-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 17.12.1999 N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес", которым ставка налога за 1 игровой автомат с 01.01.2002 определена в размере 1125 руб., следовательно, при исчислении налога на игорный бизнес за период март - август 2005 года подлежала применению ставка налога за 1 игровой автомат - 1125 руб.
Соответственно, как правильно указал суд, со стороны налогоплательщика имеет место излишняя уплата налога, которая подлежит возврату.
Письмом от 09.01.2008 N 10-23/541п ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области проинформировала ООО "Смарт Гейм плюс" о невозможности произвести возврат налога, так как камеральная проверка уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, не завершена.
Письмом от 07.06.2008 N 12-10/56531п налоговый орган проинформировал налогоплательщика о том, что заявление о возврате излишне уплаченного налога по деятельности, осуществлявшейся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда оставлено без рассмотрения, поскольку не представлены уточненные налоговые декларации по данному обособленному подразделению.
Налогоплательщиком 10.06.2008 в ИФНС России по г. Волжскому были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за март - август 2005 года непосредственно по деятельности, осуществлявшейся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда.
Одновременно с уточненными декларациями налогоплательщиком было представлено повторное заявление от 09.06.2008 N 30 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, осуществлявшийся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с 1 марта 2005 года по 30 августа 2005 года.
Письмом от 31.08.2008 N 12-10/75430п налоговый орган сообщил налогоплательщику, что заявление о возврате налога на игорный бизнес N 30 не рассматривалось в связи с отсутствием подтверждения факта постановки на налоговый учет объектов игорного бизнеса на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, а также факта уплаты налога на игорный бизнес.
23 сентября 2008 года письмом N 45 ООО "Смарт Гейм плюс" в адрес ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области были повторно направлены уточненные декларации за период с марта по август 2005 года с приложением свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области от 04.03.2005 N 69 и платежных поручений от 18.04.2005 N 57, от 20.05.2005 N 84, от 21.06.2005 N 104, от 22.07.2005 N 131, от 19.08.2005 N 155, от 20.09.2005 N 173.
Наличие у налогоплательщика излишней уплаты налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб. налоговым органом не оспаривается и подтверждается выпиской из лицевого счета, из которой видно, что 10.12.2008 налоговым органом проведено уменьшение налога за март - август 2005 года на указанную сумму. Общая сумма переплаты составила 213 698 руб.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суммы налога на игорный бизнес уплачены ООО "Смарт Гейм плюс" в 2005 году, то есть до 1 января 2007 года, следовательно, при рассмотрении вопроса об их возврате следует руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей до 01.01.2007.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 9 названной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В пункте 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
По смыслу пункта 9 статьи 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 статьи 78 НК РФ).
В рассматриваемом случае установление факта излишней уплаты налога на игорный бизнес за март - август 2005 года могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговых деклараций. В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления о возврате (зачете), налоговый орган обязан в течение срока, определенного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
Уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за март - август 2005 года были представлены 10.06.2008, следовательно, срок камеральной проверки деклараций истек 10.09.2008, а срок для возврата налога, предусмотренный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, истек 10.10.2008. Однако, в нарушение требований закона налоговым органом не принято никакого решения по заявлениям налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога от 03.12.2007 N 37 и от 10.06.2008 N 30.
При этом, как правильно указал суд, статья 78 НК РФ не предусматривает подачу повторного заявления о возврате налога после проведения камеральной проверки.
Следовательно, ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обязана была возвратить излишне уплаченный налог после завершения камеральной проверки на основании заявления ООО "Смарт Гейм плюс", поданного 03.12.2007.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод, что в данном случае имеет место незаконное бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес на территории Тракторозаводского района г. Волгограда в сумме 20 250 руб. за период с марта по август 2005 года.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009 по делу N А12-921/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 21.07.2009 ПО ДЕЛУ N А12-921/2009
Разделы:Налог на игорный бизнес
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июля 2009 г. по делу N А12-921/2009
Резолютивная часть постановления объявлена 16 июля 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июля 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009
по делу N А12-921/2009
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Смарт Гейм плюс" о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Смарт Гейм плюс" (далее - ООО "Смарт Гейм плюс") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Волжскому Волгоградской области (далее - налоговый орган, ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области), выразившегося в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с марта по август 2005 года, и обязании налоговый орган принять решение о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009 заявление удовлетворено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Проверив правильность применения судом при рассмотрении дела норм материального и процессуального права в порядке, предусмотренном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, ООО "Смарт Гейм плюс" осуществляло деятельность по организации и содержанию игорных заведений на территории г. Волжского Волгоградской области, Тракторозаводского и Центрального районов г. Волгограда, г. Мончегорска Мурманской области на основании лицензии от 18.09.2003 N 002637.
При исчислении налога на игорный бизнес, в том числе на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с 01.03.2005 по 30.08.2005, налогоплательщиком применялась ставка налога, установленная Законом Волгоградской области от 15.11.2001 N 631-ОД "О ставках налога на игорный бизнес" с учетом повышения ставки, установленной Законами о внесении изменений N 960-ОД, в размере 4500 руб.
Уплата исчисленного налога производилась в полном объеме, что подтверждается платежными поручениями.
3 декабря 2007 года налогоплательщик обратился в ИФНС России по г. Волжскому с заявлением о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб. за период март - август 2005 года по обособленному подразделению, расположенному на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, указав на то обстоятельство, что как субъект малого предпринимательства, зарегистрированный 25.06.2002, в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (в редакции, действующей на дату регистрации и получения лицензии) в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия по сравнению с ранее действующими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности подлежало налогообложению в том же порядке, который действовал на момент его деятельности. Поскольку на момент регистрации ООО "Смарт Гейм плюс" и получения им лицензии действовал Закон Волгоградской области от 15.11.2001 N 631-ОД "О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 17.12.1999 N 351-ОД "О ставках налога на игорный бизнес", которым ставка налога за 1 игровой автомат с 01.01.2002 определена в размере 1125 руб., следовательно, при исчислении налога на игорный бизнес за период март - август 2005 года подлежала применению ставка налога за 1 игровой автомат - 1125 руб.
Соответственно, как правильно указал суд, со стороны налогоплательщика имеет место излишняя уплата налога, которая подлежит возврату.
Письмом от 09.01.2008 N 10-23/541п ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области проинформировала ООО "Смарт Гейм плюс" о невозможности произвести возврат налога, так как камеральная проверка уточненных налоговых деклараций, представленных налогоплательщиком, не завершена.
Письмом от 07.06.2008 N 12-10/56531п налоговый орган проинформировал налогоплательщика о том, что заявление о возврате излишне уплаченного налога по деятельности, осуществлявшейся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда оставлено без рассмотрения, поскольку не представлены уточненные налоговые декларации по данному обособленному подразделению.
Налогоплательщиком 10.06.2008 в ИФНС России по г. Волжскому были представлены уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за март - август 2005 года непосредственно по деятельности, осуществлявшейся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда.
Одновременно с уточненными декларациями налогоплательщиком было представлено повторное заявление от 09.06.2008 N 30 о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес, осуществлявшийся на территории Тракторозаводского района г. Волгограда за период с 1 марта 2005 года по 30 августа 2005 года.
Письмом от 31.08.2008 N 12-10/75430п налоговый орган сообщил налогоплательщику, что заявление о возврате налога на игорный бизнес N 30 не рассматривалось в связи с отсутствием подтверждения факта постановки на налоговый учет объектов игорного бизнеса на территории Тракторозаводского района г. Волгограда, а также факта уплаты налога на игорный бизнес.
23 сентября 2008 года письмом N 45 ООО "Смарт Гейм плюс" в адрес ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области были повторно направлены уточненные декларации за период с марта по август 2005 года с приложением свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения налогом на игорный бизнес в МИ ФНС России N 9 по Волгоградской области от 04.03.2005 N 69 и платежных поручений от 18.04.2005 N 57, от 20.05.2005 N 84, от 21.06.2005 N 104, от 22.07.2005 N 131, от 19.08.2005 N 155, от 20.09.2005 N 173.
Наличие у налогоплательщика излишней уплаты налога на игорный бизнес в сумме 20 250 руб. налоговым органом не оспаривается и подтверждается выпиской из лицевого счета, из которой видно, что 10.12.2008 налоговым органом проведено уменьшение налога за март - август 2005 года на указанную сумму. Общая сумма переплаты составила 213 698 руб.
Согласно пункту 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" суммы налогов, сборов, пеней, штрафов, излишне уплаченные (взысканные) до 1 января 2007 года и подлежащие возврату в соответствии со статьями 78 и 79 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), возвращаются налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сбора) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Суммы налога на игорный бизнес уплачены ООО "Смарт Гейм плюс" в 2005 году, то есть до 1 января 2007 года, следовательно, при рассмотрении вопроса об их возврате следует руководствоваться статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в редакции, действовавшей до 01.01.2007.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено настоящим Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Согласно пункту 7 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. В случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету (внебюджетному фонду), возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности).
Пунктом 9 названной статьи установлено, что возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В пункте 11 Информационного письма от 22.12.2005 N 98 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что срок на возврат (зачет) суммы излишне уплаченного налога (авансового платежа), определенный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, начинает исчисляться со дня подачи заявления о возврате (зачете), но не ранее чем с момента завершения камеральной проверки по соответствующему налоговому (отчетному) периоду либо с момента, когда такая проверка должна была быть завершена по правилам статьи 88 НК РФ.
По смыслу пункта 9 статьи 78 НК РФ, предусматривающего исчисление срока возврата со дня подачи налогоплательщиком соответствующего заявления, в данном случае регулируются те ситуации, когда факт излишней уплаты тех или иных сумм и их размер уже был установлен налоговым органом на момент подачи заявления о возврате (зачете) этих сумм. В таком случае месячный срок предоставляется налоговому органу для проверки наличия недоимки по иным налогам и сборам и осуществления обязательного зачета суммы излишне уплаченного налога в счет ее погашения (пункты 5 и 7 статьи 78 НК РФ).
В рассматриваемом случае установление факта излишней уплаты налога на игорный бизнес за март - август 2005 года могло быть осуществлено налоговым органом в ходе камеральной налоговой проверки, срок которой в силу статьи 88 НК РФ составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговых деклараций. В случае установления данного факта по итогам камеральной проверки, учитывая наличие заявления о возврате (зачете), налоговый орган обязан в течение срока, определенного пунктом 9 статьи 78 НК РФ, осуществить обязательный зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по иным налогам и сборам, а оставшуюся сумму возвратить налогоплательщику.
Уточненные налоговые декларации по налогу на игорный бизнес за март - август 2005 года были представлены 10.06.2008, следовательно, срок камеральной проверки деклараций истек 10.09.2008, а срок для возврата налога, предусмотренный пунктом 9 статьи 78 НК РФ, истек 10.10.2008. Однако, в нарушение требований закона налоговым органом не принято никакого решения по заявлениям налогоплательщика о возврате излишне уплаченного налога от 03.12.2007 N 37 и от 10.06.2008 N 30.
При этом, как правильно указал суд, статья 78 НК РФ не предусматривает подачу повторного заявления о возврате налога после проведения камеральной проверки.
Следовательно, ИФНС России по г. Волжскому Волгоградской области обязана была возвратить излишне уплаченный налог после завершения камеральной проверки на основании заявления ООО "Смарт Гейм плюс", поданного 03.12.2007.
Таким образом, судом сделан обоснованный вывод, что в данном случае имеет место незаконное бездействие налогового органа, выразившееся в непринятии решения о возврате излишне уплаченного налога на игорный бизнес на территории Тракторозаводского района г. Волгограда в сумме 20 250 руб. за период с марта по август 2005 года.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 11.03.2009 по делу N А12-921/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)