Судебные решения, арбитраж
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 31 октября 2006 года Дело N А29-1197/2006А
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.12.2005 N 584 в части уплаты пеней в сумме 10132873 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2006 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: статьи 45, 69, 70, 75, нормы главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672). Инспекция полагает, что предоставленное Обществу право на реструктуризацию задолженности не изменяет сроки уплаты налога, поэтому в случае неисполнения обязанности по уплате налога налоговый орган обязан исчислить пени до дня вступления в силу решения о реструктуризации. Сумма пеней, указанная в требовании, находится за пределами данного решения, является текущей задолженностью, следовательно, ее взыскание производится в общеустановленном порядке. Признание судом требования налогового органа недействительным влечет за собой невозможность дальнейшего принудительного взыскания данных пеней.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.
Правильность применения вынесенных Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" в отношении ОАО, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 реструктуризации подлежала задолженность угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года, Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму реструктурированной задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2005 по 27.11.2005 были начислены пени в сумме 10132873 рублей 30 копеек.
В адрес ОАО Инспекция направила требование от 13.12.2005 N 584 в том числе об уплате данной суммы пеней.
Посчитав названное требование незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя указанное заявление, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства от 09.11.2005 N 672 и пришел к выводу о том, что период с 01.01.2005 по 27.11.2005 не является просрочкой уплаты налога на добычу полезных ископаемых, так как задолженность Общества по состоянию на 01.07.2003 была реструктурирована и должна погашаться в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией. Решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года недоимки, поэтому невозможно начисление пеней на эту сумму за период, предшествующий принятию решения о реструктуризации.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьями 45, 46, 47, 61 Налогового кодекса Российской Федерации и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел достаточных оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пунктах 1 и 2 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
В пункте 5 статьи 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно статье 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.
Реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.
В пункте 4 данного постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам - в течение двух последующих лет.
Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 в отношении ОАО Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Поскольку сумма пеней, начисленных с 01.01.2005 по 27.11.2005, не подлежала включению в график реструктуризации и должна уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 Кодекса, Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд обоснованно признали недействительным требование налогового органа от 13.12.2005 N 584 об уплате Обществом 10132873 рублей 30 копеек пеней по налогу на добычу полезных ископаемых, начисленных на недоимку, включенную в процедуру реструктуризации по решению налогового органа.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, ими не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006 по делу N А29-1197/2006А оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА ОТ 31.10.2006 ПО ДЕЛУ N А29-1197/2006А
Разделы:Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГО-ВЯТСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 31 октября 2006 года Дело N А29-1197/2006А
Открытое акционерное общество (далее - ОАО, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми (далее - Инспекция, налоговый орган) от 13.12.2005 N 584 в части уплаты пеней в сумме 10132873 рублей 30 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2006 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил нормы материального права, а именно: статьи 45, 69, 70, 75, нормы главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 "О реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672). Инспекция полагает, что предоставленное Обществу право на реструктуризацию задолженности не изменяет сроки уплаты налога, поэтому в случае неисполнения обязанности по уплате налога налоговый орган обязан исчислить пени до дня вступления в силу решения о реструктуризации. Сумма пеней, указанная в требовании, находится за пределами данного решения, является текущей задолженностью, следовательно, ее взыскание производится в общеустановленном порядке. Признание судом требования налогового органа недействительным влечет за собой невозможность дальнейшего принудительного взыскания данных пеней.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил в суд.
Инспекция, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направила.
Правильность применения вынесенных Арбитражным судом Республики Коми решения и Вторым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам" в отношении ОАО, в том числе по налогу на добычу полезных ископаемых.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 реструктуризации подлежала задолженность угледобывающих организаций по федеральным налогам, сборам, а также обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, образовавшаяся по состоянию на 1 июля 2003 года, и задолженность по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года, Инспекцией на основании статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации на сумму реструктурированной задолженности по налогу на добычу полезных ископаемых за период с 01.01.2005 по 27.11.2005 были начислены пени в сумме 10132873 рублей 30 копеек.
В адрес ОАО Инспекция направила требование от 13.12.2005 N 584 в том числе об уплате данной суммы пеней.
Посчитав названное требование незаконным, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя указанное заявление, Арбитражный суд Республики Коми руководствовался статьями 69, 70, 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 4 постановления Правительства от 09.11.2005 N 672 и пришел к выводу о том, что период с 01.01.2005 по 27.11.2005 не является просрочкой уплаты налога на добычу полезных ископаемых, так как задолженность Общества по состоянию на 01.07.2003 была реструктурирована и должна погашаться в соответствии с графиком, согласованным с налоговой инспекцией. Решением о реструктуризации фактически изменены сроки уплаты образовавшейся по состоянию на 1 июля 2003 года недоимки, поэтому невозможно начисление пеней на эту сумму за период, предшествующий принятию решения о реструктуризации.
Второй арбитражный апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, а также статьями 45, 46, 47, 61 Налогового кодекса Российской Федерации и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел достаточных оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В пунктах 1 и 2 статьи 75 Кодекса предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора (пункт 3 статьи 75 Кодекса).
В пункте 5 статьи 75 Кодекса установлено, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно статье 61 Кодекса установленный законом срок уплаты налога и сбора может быть перенесен уполномоченными на то органами на более поздний срок. Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 утвержден порядок проведения реструктуризации задолженности угледобывающих организаций. В пункте 1 данного постановления предусмотрено проведение реструктуризации задолженности угледобывающих организаций по федеральным налогам и сборам, образовавшейся на 1 июля 2003 года, и задолженности по пеням и штрафам, начисленным на сумму указанной задолженности по состоянию на 1 января 2005 года.
Реструктуризация задолженности, осуществляемая на основании постановления Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672, по своей сути является разновидностью рассрочки по уплате налога, которая в соответствии со статьей 64 Кодекса представляет собой изменение срока уплаты налога.
В пункте 4 данного постановления установлено, что в случае принятия решения о реструктуризации задолженности организации предоставляется право погашать задолженность по федеральным налогам и сборам путем равномерного (ежеквартального) внесения платежей в течение пяти лет с даты принятия соответствующим налоговым органом решения о реструктуризации, а по начисленным пеням и штрафам - в течение двух последующих лет.
Со дня принятия решения о реструктуризации задолженности прекращается начисление пеней на сумму реструктурируемой задолженности, а также приостанавливается применение мер принудительного взыскания в отношении этой задолженности.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.11.2005 N 672 в отношении ОАО Инспекция приняла решение от 28.11.2005 N 5 "О реструктуризации задолженности по федеральным налогам и сборам, а также иным обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды и задолженности по начисленным пеням и штрафам".
Поскольку сумма пеней, начисленных с 01.01.2005 по 27.11.2005, не подлежала включению в график реструктуризации и должна уплачиваться в общем порядке в соответствии с требованиями пункта 5 статьи 75 Кодекса, Арбитражный суд Республики Коми и Второй арбитражный апелляционный суд обоснованно признали недействительным требование налогового органа от 13.12.2005 N 584 об уплате Обществом 10132873 рублей 30 копеек пеней по налогу на добычу полезных ископаемых, начисленных на недоимку, включенную в процедуру реструктуризации по решению налогового органа.
С учетом изложенного кассационная жалоба Инспекции удовлетворению не подлежит.
Нормы материального права Арбитражным судом Республики Коми и Вторым арбитражным апелляционным судом не нарушены. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены вынесенных судебных актов, ими не допущено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2006 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 25.07.2006 по делу N А29-1197/2006А оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)