Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 30 апреля 2004 года Дело N А56-20376/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Никитушкиной Л.Л., Абакумовой И.Д., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Валентова А.Ю. (доверенность от 09.01.04 N 02/437), от закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Керамика" Анищенко Е.Э. (доверенность от 08.08.02 N 694), рассмотрев 29.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.08.03 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 18.12.03 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20376/03,
Закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Керамика" (далее - Общество, ЗАО "НПО "Керамика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным ненормативного правового акта - письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 30.05.03 N 05/14558 и об обязании Инспекции зачесть 1531627 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением от 05.08.03 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.03 решение суда от 05.08.03 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что ЗАО "НПО "Керамика" 26.05.03 обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете 1531627 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2002 год. К заявлению приложены новый расчет налога и уточненная налоговая декларация. При расчете налогоплательщик применил коэффициент "2,688" к ставке налога на землю 1998 года.
Письмом от 30.05.03 N 05/1458 Инспекция отказалась произвести перерасчет, указав на то, что представленный Обществом первоначальный расчет земельного налога за 2002 год является верным и соответствует действующему законодательству.
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций сделали ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель, а в силу статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога применяются с коэффициентом "2" к ставке, действовавшей в 2001 году.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в 2002 году являлась ставка, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2", "2", то есть с коэффициентом "4,8".
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999 - 2000 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.01, а следовательно, коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, ставка земельного налога с повышающим коэффициентом "4,8" применяется с 01.02.02.
Поскольку расчет налога за 2002 год с применением повышающего коэффициента "4,8" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, кассационная инстанция не может принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного в 2002 году, с учетом положений настоящего постановления и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
решение от 05.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20376/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 30.04.2004 N А56-20376/03
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 апреля 2004 года Дело N А56-20376/03
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Малышевой Н.Н., судей Никитушкиной Л.Л., Абакумовой И.Д., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга Валентова А.Ю. (доверенность от 09.01.04 N 02/437), от закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Керамика" Анищенко Е.Э. (доверенность от 08.08.02 N 694), рассмотрев 29.04.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга на решение от 05.08.03 (судья Жбанов В.Б.) и постановление апелляционной инстанции от 18.12.03 (судьи Цурбина С.И., Спецакова Т.Е., Градусов А.Е.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20376/03,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Керамика" (далее - Общество, ЗАО "НПО "Керамика") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения предмета спора) о признании недействительным ненормативного правового акта - письма Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Фрунзенскому району Санкт-Петербурга (далее - Инспекция) от 30.05.03 N 05/14558 и об обязании Инспекции зачесть 1531627 руб. излишне уплаченного земельного налога в счет предстоящих платежей по данному налогу.
Решением от 05.08.03 суд удовлетворил требования Общества.
Постановлением апелляционной инстанции от 18.12.03 решение суда от 05.08.03 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить обжалуемые судебные акты и принять по делу новое решение, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель Общества, ссылаясь на их необоснованность, просил оставить судебные акты без изменения.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что ЗАО "НПО "Керамика" 26.05.03 обратилось в Инспекцию с заявлением о зачете 1531627 руб. излишне уплаченного земельного налога за 2002 год. К заявлению приложены новый расчет налога и уточненная налоговая декларация. При расчете налогоплательщик применил коэффициент "2,688" к ставке налога на землю 1998 года.
Письмом от 30.05.03 N 05/1458 Инспекция отказалась произвести перерасчет, указав на то, что представленный Обществом первоначальный расчет земельного налога за 2002 год является верным и соответствует действующему законодательству.
Общество не согласилось с выводами Инспекции и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды обеих инстанций сделали ошибочный вывод о том, что ежегодно вводимые федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год поправочные коэффициенты не изменяют ставку земельного налога, в связи с чем у заявителя отсутствует обязанность последовательно применять указанные коэффициенты при расчете подлежащего уплате земельного налога в каждом последующем налоговом периоде.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки налога определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
Статьей 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю" (далее - Закон о плате за землю) предусмотрено, что земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Согласно статье 3 Закона о плате за землю размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Ставки земельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования.
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. Статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом "2". В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом "1,2". Согласно статье 12 Федерального закона от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель, а в силу статьи 14 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога применяются с коэффициентом "2" к ставке, действовавшей в 2001 году.
Из приведенных нормативных положений следует, что ставка земельного налога, на основании которой производится исчисление налога за конкретный налоговый период, представляет собой ставку, установленную местными представительными органами власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата налога в бюджет.
Таким образом, ставкой земельного налога в 2002 году являлась ставка, установленная Законом Санкт-Петербурга от 26.06.98 N 129-21 "О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге", последовательно умноженная на коэффициенты "2", "1,2", "2", то есть с коэффициентом "4,8".
Такая позиция следует и из постановления Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.04 N 5063/03 и решения Верховного Суда Российской Федерации от 20.01.04 N ГКПИ 03-1422.
Вместе с тем, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 06.02.04 N 48-О, кассационная инстанция считает, что применение повышающих коэффициентов с начала 1999 - 2000 годов противоречит пункту 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации и пункту 2 статьи 5, статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Федеральный закон от 22.02.99 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" официально опубликован 25.02.99, следовательно, введенный этим законом поправочный коэффициент "2" подлежал применению с 01.04.99. Федеральный закон от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" опубликован 03.01.2000, следовательно, коэффициент "1,2" подлежал применению с 01.03.2000. Федеральным законом от 27.12.00 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" ставка земельного налога не изменена, следовательно, ставка, действовавшая в 2000 году, применяется с 01.01.01. Федеральный закон от 30.12.01 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" опубликован 31.12.01, а следовательно, коэффициент "2" подлежал применению с 01.02.02.
Таким образом, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, ставка земельного налога с повышающим коэффициентом "4,8" применяется с 01.02.02.
Поскольку расчет налога за 2002 год с применением повышающего коэффициента "4,8" с 01.02.02 в материалах дела отсутствует, кассационная инстанция не может принять по делу новое решение.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам произвести сверку расчетов земельного налога, уплаченного в 2002 году, с учетом положений настоящего постановления и принять по делу законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 05.08.03 и постановление апелляционной инстанции от 18.12.03 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-20376/03 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Председательствующий
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
АБАКУМОВА И.Д.
МАЛЫШЕВА Н.Н.
Судьи
НИКИТУШКИНА Л.Л.
АБАКУМОВА И.Д.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)