Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 09.11.2006, 16.11.2006 ПО ДЕЛУ N А41-К2-13785/06

Разделы:
Водный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по проверке законности и обоснованности решений
арбитражных судов, не вступивших в законную силу


9 ноября 2006 г. Дело N А41-К2-13785/06


Резолютивная часть постановления объявлена 9 ноября 2006 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 ноября 2006 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ч., судей - М.Э.П., М.Л.М., при ведении протокола судебного заседания З., при участии в заседании: от истца (заявителя) - Ш., пасп. 46 06 731321 от 13.09.2005, дов. N 5 от 10.05.2006, О., пасп. 46 02 731100 от 05.04.2002, дов. N 4 от 03.04.2006, от ответчика (должника) - не явился, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску МО на решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2006 года по делу N А41-К2-13785/06, принятое судьей Р., по иску (заявлению) ЗАО "Аквасток" к ИФНС России по г. Воскресенску Московской области о признании недействительными ненормативных правовых актов,
УСТАНОВИЛ:

ЗАО "Аквасток" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к ИФНС России по г. Воскресенску МО о признании недействительным решения N 1967 от 13.06.2006 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 134137 руб. за неполную уплату налога за пользование водными объектами.
Решением Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2006 г. в заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
ИФНС России по г. Воскресенску МО не согласно с решением Арбитражного суда Московской области, просит отменить его, в связи с чем подана апелляционная жалоба.
В обоснование жалобы ИФНС России по г. Воскресенску МО указало, что в соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставка при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения 70 руб. за 1 тыс. куб. м воды, забранной из водного объекта. При этом в НК РФ определение понятия "водоснабжение населения" не установлено.
Однако в законодательстве Российской Федерации, например в ст. 135 Водного кодекса РФ, существует понятие централизованного (нецентрализованного (локального)) питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, при котором забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Согласно п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 N 167, СНиП 2.04.02-84 "Водоснабжение. Наружные сети и сооружения" к числу абонентов (водопотребителей) относятся организации, в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится жилищный фонд, а также организации, уполномоченные оказывать коммунальные услуги населению, проживающему в государственном (ведомственном), муниципальном или общественном жилом фонде, а также товарищества и другие объединения собственников, которым передано право управления жилищным фондом.
При этом, использование водных объектов с применением технических средств, устройств и сооружений (специальное водопользование) осуществляется юридическими лицами только при наличии лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом (ст. 86 Водного кодекса РФ).
Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать: сведения о водном объекте; сведения о водопользователе; сведения о водопотребителях; указания на способы и цели использования водного объекта; указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды; сведения о лимитах водопользования; сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям; сроки действия лицензии; требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды (ст. 49 Водного кодекса РФ).
Таким образом, налогоплательщиками водного налога, применяющими ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из водного объекта на основании лицензии на водопользование для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения (водоснабжения жилищного фонда), в которой отражены сведения о водопотребителях и обязательствах водопользователя по отношению к ним, а также лимиты водопользования (водопотребления и водоотведения), установленные для указанной цели, и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом. Объектом налогообложения водным налогом за забор воды из водного объекта признается объем фактически забранной воды для указанной в лицензии цели.
Условия, связанные с забором воды для водоснабжения населения, должны отражаться в лицензии, выдаваемой в установленном порядке Министерством природных ресурсов России. Если водоснабжение населения осуществляется налогоплательщиком и в лицензии не указано соответствующее целевое использование воды, то налоговые ставки за пользование водными объектами, связанное с забором воды для населения, данным налогоплательщиком не применяются и налогообложение производится по ставкам, установленным пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ.
Так как у налогоплательщика отсутствует подтверждающий целевое использование воды документ - лицензия на водопользование, применение льготной ставки при заборе воды для водоснабжения населения неправомерно.
Представленная по требованию лицензия на водопользование N МСК09586ВЭ принадлежит организации МУП "СЭЗ ЖКК" ИНН 5005033714. Согласно ст. 52 Водного кодекса РФ от 16.11.95 N 167-ФЗ переход прав пользования водными объектами от одного лица к другому осуществляется на основании распорядительная лицензия, являющаяся актом лицензирующего органа в области водопользования.
Распорядительная лицензия выдается лицензирующим органом в области водопользования водопользователю при условии осуществления им мер, способствующих улучшению состояния водных объектов (укрепление берегов, очистка вод, воспроизводство водных биоресурсов и другое) (ст. 52 Водного кодекса РФ). Данная лицензия у ЗАО "АКВАСТОК" отсутствует.
Позиция ИФНС России по г. Воскресенску МО подтверждается Письмом Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 20 декабря 2005 г. N 03-07-03-02/64 "По отдельным вопросам исчисления и уплаты водного налога при заборе воды для водоснабжения населения и при безлицензионном водопользовании" и Письмом Минфина РФ от 14.06.06 N 03-07-03-02/24.
На основании изложенного ИФНС России по г. Воскресенску МО просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание ИФНС России по г. Воскресенску МО явилось, доводы апелляционной жалобы поддержало в полном объеме.
ЗАО "АКВАСТОК" в судебное заседание явилось и представило отзыв на апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску МО, составленный в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и/или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 333.9 НК РФ объектами налогообложения водным налогом, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, признаются следующие виды пользования водными объектами: забор воды из водных объектов; использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях; использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики; использование водных объектов для целей лесосплава в плотах и кошелях.
Пунктом 2 статьи 333.10 установлено, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Статьей 333.12 НК РФ установлены налоговые ставки, применяемые для исчисления водного налога. В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
Таким образом, данной нормой права установлена специальная пониженная ставка водного налога для налогоплательщиков, осуществляющих забор воды для водоснабжения населения.
Также главой 25.2 НК РФ на налогоплательщика не возложена обязанность применять при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения налоговые ставки, установленные пунктом 1 статьи 333.12 НК РФ, если забор воды осуществляется без лицензии.
На основании Распоряжения Главы муниципального образования "Воскресенский район" N 1035-р от 25.12.2005, ЗАО "АКВАСТОК" осуществляет функции единой службы по предоставлению услуг по водоснабжению и водоотведению всем категориям потребителей города Воскресенск, в том числе и населению, т.е. является единственным поставщиком указанных услуг. Определенность целей водопользования подтверждается также муниципальным заказом и договорами на отпуск воды и прием сточных вод, заключенными с жилищно-коммунальными хозяйствами города.
15 марта 2006 года ЗАО "Аквасток" в Региональное агентство по недропользованию по Центральному Федеральному округу были направлены документы для оформления лицензии на водопользование. Объективной причиной столь позднего направления документов послужило длительное оформление договора аренды сооружений (в том числе артезианских скважин). Процедура оформления лицензии на водопользование заняла довольно продолжительное время (около 6,5 месяцев) и завершилась 01.10.2006 путем выдачи лицензии МСК N 01161 ВЭ.
Таким образом, единственным условием для применения налоговой ставки 70 рублей за одну тысячу кубических метров воды является то, что забор воды осуществляется для водоснабжения населения. Каких-либо ограничений или оговорок по поводу лицензии данная норма не содержит.
Следовательно, отсутствие у налогоплательщика - ЗАО "Аквасток" - в проверяемом периоде лицензии на водопользование не лишает его возможности применять положения пункта 3 статьи 333.12 НК РФ при определении подлежащего уплате водного налога при заборе воды для водоснабжения населения.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения сторон, проверив материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
В судебном заседании установлено, что 20 апреля 2006 года ЗАО "Аквасток" представило в налоговый орган налоговую декларацию по водному налогу за 1 квартал 2006 года (т. 1 л.д. 25 - 28). В соответствии со ст. 88 НК РФ проведена камеральная налоговая проверка представленной ЗАО "Аквасток" налоговой декларации по водному налогу.
По итогам проведения проверки заместителем руководителя ИФНС России по г. Воскресенск МО вынесено решение от 13.06.2006 N 1367/1967, которым ЗАО "Аквасток" привлечено к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде взыскания штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога в сумме 134137 руб. Кроме того, ЗАО "Аквасток" предложено уплатить сумму неуплаченного (не полностью уплаченного) налога в размере 670686 руб., и пени за несвоевременную уплату налога в размере 14486,82 руб. (т. 1 л.д. 20 - 22), а также внести необходимые исправления в бухгалтерский учет.
Основанием для доначисления водного налога явился вывод ИФНС России по г. Воскресенск МО о том, что у ЗАО "Аквасток" отсутствует подтверждающий целевое использование воды документ - лицензия на водопользование, применение льготной ставки при заборе воды для водоснабжения населения неправомерно.
Апелляционный суд считает правомерным решение суда первой инстанции в отказе в удовлетворении требований ИФНС России по г. Воскресенск МО.
В силу ст. 122 Водного кодекса РФ пользование водными объектами является платным. Порядок установления, зачисления, взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и предельные размеры такой платы определяются законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 333.8 НК РФ налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) любое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 333.9 НК РФ предприятие, осуществляя забор воды из поверхностных вод, признается плательщиком водного налога и обязано в силу статьи 333.14 НК РФ уплачивать налог не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 2 статьи 333.10 НК РФ предусмотрено, что при заборе воды налоговая база определяется как объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период.
Согласно пункту 1 статьи 333.12 НК РФ налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам.
При этом пунктом 3 статьи 333.12 НК РФ предусмотрено, что ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается в размере 70 руб.
В соответствии со статьей 135 Водного кодекса РФ при централизованном питьевом и хозяйственно-бытовом водоснабжении населения забор воды из водных объектов осуществляется организациями, предметом и целями деятельности которых является питьевое и хозяйственно-бытовое водоснабжение и которые имеют лицензию на водопользование.
Согласно ст. 46 Водного кодекса РФ право пользования водными объектами приобретается на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
Лимиты водопользования устанавливаются по каждому водному объекту, виду водопользования, а также могут определяться по целям использования забираемых вод для собственных производственных (технологических) нужд, для подачи сторонним водопотребителям-организациям, для водоснабжения населения и т.д. и утверждаются Министерством природных ресурсов РФ на определенный период (месяц, год). Утвержденные лимиты указываются в лицензии (пункт 18 Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 N 383).
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 23.03.2005 N 70 "Об утверждении перечня видов специального водопользования" к специальному водопользованию относится пользование водными объектами или их частью в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, здравоохранения, промышленности и энергетики, сельского хозяйства, лесного хозяйства, гидроэнергетики, рекреации, транспорта, строительства, рыбного хозяйства, охотничьего хозяйства, лесосплава, добычи подземных вод, полезных ископаемых, торфа и сапропеля, также для иных целей, если указанные цели водопользования осуществляются с применением следующих сооружений, технических средств и устройств, в частности, водоотводящих сооружений, предназначенных для сброса (закачки) в водные объекты, в том числе подземные, промышленных, коммунально-бытовых, коллекторно-дренажных, ливневых и других сточных вод, а также вод, откачиваемых из шахт, карьеров, разрезов.
На основании распоряжения N 1035-Р от 16.12.2005. Главы Муниципального образования "Воскресенский район" МО управление городского хозяйства до 20.12.2005 должно было подготовить предложения по созданию на базе ЗАО "Аквасток" единой службы по предоставлению потребителям г. Воскресенска услуг водоснабжения и водоответвления.
26 декабря 2005 года между ЗАО "Аквасток" и Администрация Муниципального образования "Воскресенский район" был заключен договор аренды недвижимого имущества N 225/6 с приложением акта от 01.01.2006 приема-передачи (т. 2 л.д. 5 - 8, 12). В соответствии с договором ЗАО "Аквасток" арендовал имущество (нежилые помещения), определенное в приложении N 2, во временное пользование для использования по целевому назначению.
Также 01 января 2006 года ЗАО "Аквасток" заключило с МУП "ЖКХ Центр" договор N 3053 на отпуск питьевой воды из систем водоснабжения по водопроводным водам и прием сточных вод в систему канализации по канализационным выпускам в пределах установленного лимита для населения и бюджетных организаций (т. 1 л.д. 48 - 55).
Согласно справке Муниципального учреждения "Администрация Воскресенского муниципального района Московской области" от 10.05.2006 N 2365 ЗАО "Аквасток" в период с 01.09.2005 по 31.12.2005 являлось единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению в южной и средней частях городского поселения "Воскресенск" и обеспечивало вышеуказанными услугами население - 85%, прочих потребителей - 15% (л.д. 58).
В период с 01.01.2006 по настоящее время ЗАО "Аквасток" является единственным поставщиком услуг по водоснабжению и водоотведению в южной и средней частях городского поселения "Воскресенск" для всех категорий потребителей городского поселения "Воскресенск" и является организацией коммунального хозяйства.
22 мая 2006 года ЗАО "Аквасток" обратился в Региональное агентство по недропользованию по Центральному федеральному округу для получения лицензии в связи с передачей ЗАО "Аквасток" в аренду 32 эксплуатируемых артезианских скважин.
В соответствии с п. 46 "Правил предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.04.1997 г. N 383 до оформления лицензии на водопользование в соответствии с требованиями настоящих правил гражданам и юридическим лицам, осуществляющим водопользование в соответствии с действующими нормативными актами, разрешается продолжать эту деятельность до выдачи им лицензии в соответствии с графиком, устанавливаемым соответствующим органом лицензирования.
В соответствии с п. 3 ст. 333.12 НК РФ с 1 января 2005 г. ставка водного налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения установлена в размере 70 руб. за одну тысячу кубических метров воды, забранной из водного объекта.
С 1 января 2005 г. Федеральным законом от 28.07.2004 N 83-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, изменения в статью 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации" норма, предусматривавшая увеличение ставки при пользовании водными объектами без соответствующей лицензии (п. 6 ст. 4 Закона от 06.05.1998 N 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами"), отменена.
В соответствии со ст. 333.10 НК РФ объем воды, забранной из водного объекта (налоговая база), определяется на основании показаний водоизмерительных приборов, отражаемых в журнале первичного учета использования воды.
Налоговым кодексом РФ (главой 25.2 НК РФ) не предусмотрена зависимость размера налоговой ставки при заборе воды для населения от наличия либо отсутствия лицензии.
Поскольку ЗАО "Аквасток" осуществляло при отсутствии лицензии услуги по водоснабжению населения, которые являются социально значимыми, то ЗАО "Аквасток" обоснованно и правильно применил ставку 70 руб. за 1 тыс. куб. метров.
Из представленных заявителем налоговой декларации по водному налогу за 1 квартал 2006 года следует, что ЗАО "Аквасток" применяло налоговую ставку "360" при исчислении ставки платы за пользование водными объектами при заборе воды для прочих потребителей. Сумма водного налога по налоговой декларации за 1 квартал 2006 года в размере 740258 руб. уплачена ЗАО "Аквасток" платежным поручением N 422 от 24 апреля 2006 г. (т. 1 л.д. 29).
Таким образом, у ИФНС России по г. Воскресенску МО законные основания для доначисления ЗАО "Аквасток" водного налога отсутствовали.
В соответствии с п. 1 ст. 122 НК РФ, неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налога.
Согласно п. 42 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ" при применении ст. 122 НК РФ судам необходимо иметь в виду, что неуплата или неполная уплата сумм налога означает возникновение у налогоплательщика задолженности перед соответствующим бюджетом (внебюджетным фондом) по уплате конкретного налога в результате совершения указанных в данной статье деяний (действия или бездействия).
Поскольку размер платы за пользование водными объектами налогоплательщиком исчислен правильно, то ИФНС России по г. Воскресенску МО не имел правовых оснований доначисления платы за пользование водными объектами, начисления пени и для привлечения ЗАО "Аквасток" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде взыскания штрафа.
Учитывая положения статьи 71 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дела суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь всех представленных доказательств в их совокупности, суд на основании представленных заявителем документов считает решение ИФНС России по г. Воскресенску МО от 13.06.2006 N 1367/1967 незаконным и необоснованным, нарушающим права и законные интересы ЗАО "Аквасток" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их взаимной связи, апелляционный суд считает решение суда первой инстанции законным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 266, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Московской области от 21 августа 2006 года по делу N А41-К2-13785/06 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по г. Воскресенску МО - без удовлетворения.
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)