Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 25.09.2007 N 16АП-800/07 ПО ДЕЛУ N А20-2415/2006

Разделы:
Земельный налог

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 сентября 2007 г. N 16АП-800/07

Дело N А20-2415/2006

Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2007 г., полный текст постановления изготовлен 25 сентября 2007 г.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Афанасьевой Л.В.
Судей Жукова Е.В., Фриева А.Л.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Афанасьевой Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика ИФНС России по г. Нальчику на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2007 г. по делу N А20-2415/2006
по иску: ОАО "Каббалкэнерго"
к ответчику: ИФНС России по г. Нальчику
третьи лица: УФНС России по КБР, Управление федерального агентства объектов недвижимости по КБР
о признании недействительным решения N 14/79 от 21.08.2006 г. (судья Шогенов А.Р.)
при участии в судебном заседании:
- от истца: Ахметов З.В. (доверенность N 132 от 09.04.07 г.), Хаупшева М.Л. (доверенность N 1-419 от 26.01.07 г.);
- от ответчика: Атмурзаев Р.А. (доверенность N 08-04/2937 от 02.05.07 г.), Будаев Р.И. (доверенность имеется в деле).

установил:

Открытое акционерное общество "Каббалкэнерго" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании недействительным решения Инспекция Федеральной налоговой службу (далее - налоговая инспекция) от 21.08.2006 N 14/79 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
Определениями суда от 19.10.2006 г., 09.11.2006 г. к участию в деле качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований по делу, были привлечены Управление ФНС РФ по Кабардино-Балкарской Республике (далее - УФНС РФ по КБР) и Управление федерального агентства объектов недвижимости по Кабардино-Балкарской Республике (далее - Роснедвижимость).
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2007 г. по делу N А20-2415/2006 требования открытого акционерного общества "Каббалкэнерго" удовлетворены частично. Признано недействительным решение ИФНС РФ по городу Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления 82 858 руб. земельного налога, соответствующих пеней за несвоевременную уплату земельного налога, 16 571,6 руб. штрафных санкций за несвоевременную уплату земельного налога, в части доначисления 534 677 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2005 года, 64 717 руб. пени за несвоевременную уплату налога на прибыль, 106 935 руб. штрафных санкций за неуплату налога на прибыль, в части доначисления 85 244 461 руб. налога на добавленную стоимость за август 2005 года, 10 611 231 руб. пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 руб. штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость, в части доначисления 1 935 781 руб. налога на доходы физических лиц, 1 785 897 руб. пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, 387 156 руб. штрафных санкций за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц как несоответствующего требованиям Налогового кодекса Российской Федерации. В остальной части в удовлетворении требований отказано. Открытому акционерному обществу "Каббалкэнерго" из федерального бюджета возвращена государственная пошлина в сумме 2 999 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель - ИФНС России по г. Нальчику обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда от 27.03.07 г. отменить, в иске ОАО "Каббалкэнерго" отказать. Считает доначисления по результатам выездной налоговой проверки по налогам правомерными.
В апелляционной жалобе и дополнении к ней заявитель указал, что согласно п. 2 ст. 172 НК РФ налогоплательщиком необоснованно возмещена сумма НДС в размере 85244461 руб. по декларации за август 2005 г., поскольку ОАО "Каббалкэнерго" использовало в расчетах с поставщиками собственный вексель номинальной стоимостью 536 674 000 рублей, который не был оплачен на момент окончания проверки на 01.10.2005 г. Считает, что налог на прибыль начислен правомерно, поскольку налогоплательщик занизил налогооблагаемую базу и допустил ошибки в исчислении доходов и расходов. Заявитель указывает, что основанием доначисления налога на землю послужило то, что налогоплательщиком неправильно определены площади (кв. м) и ставки налога на землю. Основанием для дополнительно начисленных сумм налога на землю послужили документы: расчеты налога на землю, налоговые декларации, свидетельства о праве собственности на землю, ответ с Управления Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по КБР от 03.05.2006 г. N 636. Считает, что по налогу на доходы физических лиц в сумме 1935781 руб. сумма доначислений правомерна, поскольку в нарушение п. 4, 6 ст. 226 НК РФ ОАО "Каббалкэнерго" как налоговый агент не полно перечисляло сумму удержанного налога в бюджет и сумма задолженности по платежам в бюджет налога на доходы физических лиц за проверяемый период составляла доначисленную сумму, поэтому в соответствии со ст. 75 НК РФ за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц проверкой начислена пеня в сумме 1799728 руб.
В судебном заседании представители ИФНС России по г. Нальчику - Атмурзаев Р.А. и Будаев Р.И. поддержали вышеизложенные доводы.
ОАО "Каббалкэнерго" представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда от 27.03.2007 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. В отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву ОАО "Каббалкэнерго" указало, что довод жалобы о неправомерности применения вычета налога на добавленную стоимость в августе 2005 г. является необоснованным, поскольку ОАО "Каббалкэнерго" в оплату за поставленную ФГУП "Росэнергоатом" электроэнергию были переданы векселя ЗАО "Номос-Банк". Данные векселя были приобретены ОАО "Каббалкэнерго" у банка-эмитента в августе 2005 г. и оплачены в августе 2005 за счет средств, полученных по кредитному договору с этим же банком. Задолженность по кредитному договору была погашена в октябре 2005 г. путем перечисления денежных средств на счет банка кредитора, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией платежного поручения N 1488 от 20.10.2005 г. В связи с этим у налогового органа отсутствовали основания полагать, что общество противоправно применило вычет налога на добавленную стоимость в августе 2005 г. Указывает, что сумма задолженности ОАО "Каббалкэнерго" перед ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" в августе 2005 г. подтверждается соглашением об исполнении обязательств от 24.08.2005 г., актом приема-передачи векселей от 24.08.2005 г. N 69/05-П и письмом ФГУП "Концерн "Росэнергоатом" от 25.08.2005 N 27-13/6421. В отношении земельного налога, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц ОАО "Каббалкэнерго" считает решение суда первой инстанции правомерным.
В судебном заседании представитель ОАО "Каббалкэнерго" Ахметов З.В. и Хаупшева М.Л. поддержали вышеизложенные доводы, представили документы, подтверждающие фактическое погашение векселя. Суд приобщил представленные ОАО "Каббалкэнерго" документы к материалам дела.
Представители УФНС России по КБР, Управления федерального агентства объектов недвижимости по КБР, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзывов не представили. На основании статьи 156 АПК РФ дело рассматривается в их отсутствии.
Правильность решения суда от 27 марта 2007 г. проверяется в апелляционном порядке в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, и проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2007 г. по делу N А20-2415/2006 в части признания недействительным решения ИФНС России по г. Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 о начислении 85 244 461 рублей НДС за август 2005 года, 10 611 231 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 рублей штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость подлежит отмене, исходя из следующего.
Из материалов дела усматривается, что налоговой инспекцией была проведена выездная налоговая проверка ОАО "Каббалкэнерго" по вопросам правильности исчисления удержания, уплаты и перечисления налогов и сборов за период с 01.01.2004 по 30.09.2005 г., результаты которой оформлены актом выездной налоговой проверки от 24.07.2006 N 14/198.
По результатам выездной налоговой проверки заместителем руководителя налоговой инспекции принято решение от 21.08.2006 N 14/79 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, предусмотренной статьями 122 (пунктом 1), 123 Налогового кодекса Российской Федерации. С учетом изменений, внесенных в оспариваемое решение, решением от 21.09.2006 г. ОАО "Каббалкэнерго" привлечено к налоговой ответственности в виде взыскания 17 565 685 рублей штрафа, в том числе 22 702 руб. штрафа за неполную уплату земельного налога, 106 935 рублей штрафа за неполную уплату налога прибыль, 17 048 892 руб. штрафа за неполную уплату налога на добавленную стоимость, 387 156 руб. штрафа за невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц (т. 3 л. 131 - 132).
Налогоплательщику предложено уплатить:
- 85 244 461 руб. налога на добавленную стоимость за август 2005 г. и 10 611 231 рублей пени за его несвоевременную уплату,
- 113 511 рублей земельного налога, в том числе 51 768 рублей за 2004 г. и 61 743 рубля за 2006 г. и 21 410 руб. пени за его несвоевременную уплату,
- 534 677 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2005 г. и 64 717 руб. пени за его несвоевременную уплату.
ОАО "Каббалкэнерго" также предложено перечислить задолженность по налогу на доходы физических лиц в сумме 1 935 781 руб. и 1 799 728 руб. пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц.
Как видно из материалов дела, согласно данным уточненной налоговой декларации по НДС за август 2005 г., направленной налоговой инспекции 06.10.2005 ОАО "Каббалкэнерго" исчислило НДС к возмещению из бюджета в сумме 80 706 289 руб., с учетом НДС от реализации товаров за август 2005 года в сумме 16 691 388 руб. и налоговых вычетов в сумме 97 397 677 руб. (т. 2 л. 110-123).
Налоговой проверкой установлено, что общество не имело право принимать к налоговому вычету налог на добавленную стоимость в августе 2005 года, поскольку собственный простой вексель номинальной стоимостью 536 674 000 руб. обществом был составлен 20.10.2005 со сроком погашения 15.04.2006 г. и за период проверки не был погашен.
Как усматривается из материалов дела, 18.08.2005 ОАО "Каббалкэнерго" заключило с ООО "НМ - Финанс" агентский договор N А1402-05, согласно которому ООО "НМ - Финанс" обязалось от имени, за счет и в интересах общества совершить действия, связанные с погашением задолженности перед ФГУП концерн "Росэнергоатом", потребленную электроэнергию в сумме 536 674 557,75 руб. путем передачи в счет погашения долга простых векселей "Номос-Банка" ЗАО на указанную сумму со сроком платежа по предъявлении, но не ранее 18.02.2009 г.
18.08.2005 г. ОАО "Каббалкэнерго" заключило кредитный договор N 414-5 с Акционерным Инвестиционным коммерческим банком "Новая Москва" на сумму 536 674 557,75 руб. сроком погашения - 2009 год. На основании договора на приобретение векселей от 18.08.2005 г. N 21572 за указанные заемные средства ОАО "Каббалкэнерго" приобрело вексель Акционерного Инвестиционного коммерческого банка "Новая Москва", номинальной стоимостью 536 674 557,75 руб. На основании акта приема-передачи ценных бумаг от 19.08.2005 указанный вексель был передан ООО "НМ-Финанс".
24.08.2005 ОАО "Каббалкэнерго" и ФГУП концерн "Росэнергоатом" заключили соглашение об исполнении обязательств, по которому концерн обязался в счет задолженности общества за потребленную электроэнергию по состоянию на 15.08.2005 г. в общей сумме 536 674 557,75 руб., в том числе НДС по ставке 20% 40 050 449,83 руб. и НДС по ставке 18% в сумме 45 194 012,36 руб. (всего НДС 85 244 461 руб.), принять простые векселя "Номос-Банк" ЗАО. Приемка-передача простых векселей подтверждается актом от 24.08.2005 N 69/05-П между ФГУП концерн "Росэнергоатом" и ООО "НМ - Финанс".
Отчет о выполненной работе по агентскому договору и акт приемки-сдачи выполненных работ подписан ОАО "Каббалкэнерго" и ООО "НМ - Финанс" 29.08.2005 г.
Суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что доначисление 85 244 461 руб. налога на добавленную стоимость, 10 611 231 руб. пени за его несвоевременную уплату и 17 048 892 рублей штрафных санкций произведено налоговой инспекцией необоснованно в виду следующего.
Согласно пункту 2 статьи 172 НК РФ при использовании налогоплательщиком векселедателем в расчетах за приобретенные им товары (работы, услуги) собственного векселя (либо векселя третьего лица, полученного в обмен на собственный вексель) суммы налога, фактически уплаченные налогоплательщиком-векселедателем при приобретении указанных товаров (работ, услуг), исчисляются исходя из сумм, фактически уплаченных им по собственному векселю.
Собственный простой вексель ОАО "Каббалкэнерго" был составлен 20.10.2005 года со сроком погашения 15.04.2006 года номинальной стоимостью - 536 674 000 руб.
За период проверки деятельности предприятия (на 01.10.2005 г.) данный вексель погашен не был. Принятие покупателем на себя денежного обязательства не является передачей денежных средств.
Фактически вексель погашен 13.09.06 по платежному поручению N 1680, о чем составлен акт приема-передачи векселей от 13.10.2006 г.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о правомерности решения ИФНС России по г. Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 о начислении 85 244 461 рублей НДС за август 2005 года, 10 611 231 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 рублей штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость.
Довод жалобы о необоснованности возмещения суммы НДС в размере 85244461 руб. по декларации за август 2005 г. признан судом правомерным.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что налоговой инспекцией необоснованно был доначислен земельный налог по земельному участку, занятому подстанцией Кызбурун 110 в сумме 35 890 руб. за 2004 год и 39 770 руб. за 2005 год, по земельному участку ЭСК Жемтала в сумме 1 281 руб. за 2004 год и 1 410 руб. за 2005 год, по земельному участку ЭКС "Долинск" за 2005 год в сумме 4 372 руб., всего в сумме 82 723 руб.
Как видно из материалов дела 113 511 руб. земельного налога, из которых 51 768 руб. - за 2004 год и 61 743 руб. - за 2005 год и 21 410 руб. пени за его несвоевременную уплату доначислены налоговым органом по двум основаниям: при исчислении земельного налога налогоплательщик неправильно определил площадь двух земельных участков, расположенных в с. Кызбурун 110, Баксанский район КБР (подстанция), иве. Жемтала, Черекский район (ЭСК); при исчислении земельного налога по земельным участкам ЭСК "Долинск", г. Нальчик и ЭСК "Заводская", г. Нарткала налогоплательщик неправильно применил ставки налога на землю.
За ОАО "Каббалкэнерго" на основании свидетельства о государственной регистрации права 07 АЕ 148459 от 15.05.2002 (т. 1, л.131) на праве постоянного (бессрочного) пользования зарегистрирован земельный участок, расположенный в Баксанском районе КБР, с. Дугулубей, общей площадью 15 000 кв. м и на основании свидетельства о государственной регистрации права 07 АЕ 145911 от 14.06.2002 (том 2 л.д. 102) - земельный участок, расположенный в Черекском районе, с. Жемтала, общей площадью 4000 кв. м.
В 2004 и 2005 годах ОАО "Каббалкэнерго" исчислило земельный налог исходя из фактически используемой площади спорных земельных участков, соответственно 5 300 кв. м и 1191 кв. м. Налоговой проверкой было доначислено за 2004 и 2005 год соответственно по земельному участку в с. Кызбурун 110 - 35 890 руб. и 39 770 руб., исходя из площади 15 000 кв. м, по земельному участку в с. Жемтала - 1281 руб. и 1410 руб., исходя из площади земельного участка 4000 кв. м, указанных в свидетельствах о государственной регистрации права.
По данным Баксанского филиала Роснедвижимости, предоставленных по запросу ОАО "Каббалкэнерго" письмом от 12.02.2004 N 16 (т. 1 л. 132-134), кадастрового плана земельного участка 07:01:130000:0009 (т. 3 л. 119-124) и кадастрового плана земельного участка 07:05:030401:0011, расположенного в Черекском районе, с. Жемтала (т. 3, л.114, 125-127) фактическая площадь используемых земельных участков составила соответственно 5 300 кв. м и 1192 кв. м, ОАО "Каббалкэнерго" исчислило в налоговых декларациях по земельному налогу за 2004 и 2005 годы земельный налог по спорным земельным участкам исходя из фактически используемой площади земельных участков, ставки применены правильно.
При доначислении земельного налога по земельным участкам ЭСК "Заводская" и ЭСК "Долинск" налоговая инспекция установила, что ОАО "Каббалкэнерго" в 2004 и 2005 годах применило ставки соответственно 0,4562 и 0,502 по земельному участку ЭСК "Заводская" и 14,542 - по земельному участку ЭСК "Долинск". Доначисляя налог соответственно за земельный участок ЭСК "Заводская" 14 597 руб. за 2004 год и 16 191 руб. за 2005 год, по ЭСК "Долинск" - 4 372 руб. за 2005 год, налоговая инспекция применила следующие ставки по земельному налогу - 3,7; 4.1; 15,07. При применении указанных ставок по земельному налогу налоговая инспекция руководствовалась письмом УФНС РФ по КБР от 01.03.2005.
Судом установлено и не оспаривается налоговой инспекцией, что в указанном письме допущена арифметическая ошибка при исчислении ставки земельного налога на 2005 год, при умножении ставки 13,17 на повышающий коэффициент 1,1 фактически получается ставка 14,487, а не 15,07, как применена налоговой инспекцией по земельному участку ЭСК "Долинск".
Таким образом, ОАО "Каббалкэнерго" фактически применило более высокую ставку - 14,542, излишне исчислив земельный налог по земельному участку ЭСК "Долинск".
Суд первой инстанции правомерно признал доначисление земельного налога по земельному участку ЭСК "Заводская" обоснованным.
Как видно из материалов дела, ОАО "Каббалкэнерго" исчислило земельный налог по земельному участку, занятому ЭСК "Заводская", г. Нарткала, исходя из ставки земельного налога 0,4562 в 2004 году на основании данных Урванского райкомзема КБР (т. 2, л. 81), в 2005 году исходя из ставки - 0,502, применив повышающий коэффициент 1,1 в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 29.11.2004 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (0,4562 x 1,1).
Налогоплательщиком не было учтено, что спорный земельный участок общей площадью 4 500 кв. м расположен в городе Нарткала по ул. Полевой, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.05.2002 серии 07 АЕ N 1475535 (т. 2 л.79).
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
В соответствии со ст. 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог относится к местным налогам.
Земельный налог устанавливается законодательным актом Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки земельного налога устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06.10.93 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" местные налоги устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно.
Статьей 8 Закона Российской Федерации от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" установлены средние ставки земельного налога. Указанные средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Налогоплательщики уплачивают земельный налог по дифференцированным ставкам.
В соответствии со статьей 8 Закона КБР "О плате за землю" N 1116-11-3 от 14.05.92 г. (в редакции закона КБР от 22.12.98 г. N 27-РЗ) земельный налог на городские земли устанавливается на основе средних ставок в соответствии с приложением N 2. При этом средняя ставка налога по городу Нарткала определена в размере 0,39 руб. за 1 кв. м земли. Данная ставка земельного налога законодательством КБР не изменялась.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 28.10.98 N 162-ФЗ "О ставках земельного налога в 1998 году" до 01.01.99 сохранен размер ставок земельного налога по всем категориям земель, установленных на 1997 год с коэффициентом "1,0".
Статьей 15 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" установлено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 год с коэффициентом "2".
Согласно статье 18 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом "1,2".
В соответствии со ст. 12 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год" ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 году, применяются в 2001 году для всех категорий земель.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 30.12.2001 N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом "2".
Статьей 7 Закона N 110-ФЗ от 24.07.2002 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторых других актов законодательства Российской Федерации" установлено, что действующие в 2002 году размеры арендной платы за земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, и ставки земельного налога применяются в 2003 году с коэффициентом "1,8".
Согласно ст. 7 Закона от 07.07.03 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" действующие в 2003 году размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на сельскохозяйственные угодья, применяются в 2004 году с коэффициентом "1,1".
Статьей 4 Федерального закона от 29.11.04 N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что действующие в 2004 г. размеры ставок земельного налога, за исключением земельного налога на земли сельскохозяйственного назначения, применяются в 2005 году с коэффициентом "1,1".
В законах Кабардино-Балкарской Республики о республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 1997, 1999, 2000, 2002, 2003, 2004 и 2005 годы продублированы соответствующие нормы Федеральных законов.
Под ставкой земельного налога, на основании которой производится начисление налога за конкретный налоговый период, следует понимать ставку, установленную местными представителями органов власти, увеличенную на поправочные коэффициенты предыдущих налоговых периодов и коэффициент, определенный законом о федеральном бюджете на текущий год, за который производится уплата в бюджет. Таким образом, коэффициенты, установленные законами о федеральном бюджете перемножаются.
Земельный налог по спорному земельному участку, расположенному в городе Нарткала подлежит исчислению по следующей схеме:
За 2004 год - ставка земельного налога за 1 кв. м 0,39 руб. x коэффициент индексации - 1.0 (1998 г.) x 2.0 (1999 г.) x 1.2 (2000 г.) x 1.0 (2001 г.) x 2.0 (2002 г.) x 1.8 (2003 г.) x 1.1 (2004 г.) = 3,7.
За 2005 год - ставка земельного налога за 1 кв. м 0,39 руб. x коэффициент индексации - 1.0 (1998 г.) x 2.0 (1999 г.) x 1.2 (2000 г.) x 1.0 (2001 г.) x 2.0 (2002 г.) x 1.8 (2003 г.) x 1.1 (2004 г.) x 1.1 (2005 г.) = 4,07.
По указанной формуле ОАО "Каббалкэнерго" было обязано исчислить и уплатить, исходя из площади земельного участка, земельный налог за 2004 год в сумме 16 650 руб., за 2005 год - 18 315 руб.
В нарушении вышеуказанных норм законодательства налогоплательщиком за 2004 и 2005 годы налог был исчислен соответственно в сумме 2 053 руб. и 2259 руб.
Суд первой инстанции правомерно признал обоснованным доначисление земельного налога по данному земельному участку за 2004 год в сумме 14 597 руб. (16 650 - 2 053) и за 2005 год в сумме 16 056 руб. (18 315 - 2 259).
При таких обстоятельствах, всего необоснованно доначислено земельного налога 82 858 руб., в том числе по земельному участку, занятому подстанцией Кызбурун 110 в сумме 35 890 руб. за 2004 год и 39 770 руб. за 2005 год, по земельному участку ЭСК Жемтала в сумме 1 281 руб. за 2004 год и 1 410 руб. за 2005 год, по земельному участку ЭКС "Долинск" за 2005 год в сумме 4 372 руб., по земельному участку ЭСК "Заводская", г. Нарткала за 2005 год в сумме 135 руб., а также 16 571,6 руб. штрафных санкций за его несвоевременную уплату (82 858 руб. x 20%) и соответствующие пени.
Как усматривается из материалов дела, согласно налоговым декларациям по налогу на прибыль 2004 год и за 9 месяцев 2005 года ОАО "Каббалкэнерго" продекларировало убыток соответственно сумме 52 055 846 руб. и 17 110 789 руб.
По результатам налоговой проверки за 2004 год убыток ОАО "Каббалкэнерго" составил 3 224 999 руб., прибыль ОАО "Каббалкэнерго" за 9 месяцев 2005 года составила 3 182 602 руб., ОАО "Каббалкэнерго" было доначислено 534 677 руб. налога на прибыль за 9 месяцев 2005 года и 64 717 руб. пени за его несвоевременную уплату. Доначислений по налогу на прибыль за 2004 год налоговой инспекцией не производилось. Причинами выявленных отклонений налоговой инспекцией указано следующее.
В 2004 году - необоснованное завышение остаточной стоимости реализованных основных средств на 467 553 руб., включение в состав затрат расходов по оплате услуг фактически предоставленных сторонними организациями в 2003 году на с 7 350 814 руб., включение в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией налога с реализации ГСМ, жилищного фонда, налога с владельцев транспортных средств, отчислений по загрязнению окружающей природной среды в общей сумме 1 117 493 руб., включение в себестоимость реализованной продукции затрат, не подтвержденных документами, в размере 4 604 670 руб. Налоговой проверкой были уменьшены внереализационные доходы на сумму процентов за пользование чужими денежными средствами по решениям арбитражных судов, вынесенных и вступивших в законную силу в 2003 году в размере 23 431 373 руб., увеличены на сумму процентов за пользование чужими денежными средствами по решениям арбитражных судов, вынесенных и вступивших в законную силу в 2004 году в размере 831 530 руб., и на сумму остатков, начисленных и неиспользованных расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки в размере 20 705 061 руб., уменьшены на сумму расходов агента по привлечению денежных средств в размере 4 645 330 руб., на сумму 25 000 000 руб., процентов за пользование чужими денежными средствами по решению арбитражного суда от 2001 года, на 798 919 руб. завышенной суммы недоначисленной амортизации, уменьшены на сумму 5 448 481 руб., процентов по договорам займа, начисленных в 2002 году, на сумму налогов 1 236 654 руб., начисленных за предыдущие налоговые периоды, за 2002 - 2003 годы, на 2 209 257 руб. переплату по налогу на имущество за предыдущий налоговый период.
В 2005 году - проверкой увеличены расходы ОАО "Каббалкэнерго", связанные с производством и реализацией, уменьшающие сумму доходов на сумму доначисленного проверкой налога на землю за 9 месяцев 2005 года в сумме 61 743 руб. Проверкой также установлено необоснованное отнесение на внереализационные расходы сумм налога на добавленную стоимость, исчисленного с дисконта по ценным бумагам (векселям) в размере 11 192 406 руб., 831 530 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами по решениям арбитражных судов, вынесенных и вступивших в законную силу в 2004 году. Налоговой проверкой увеличены внереализационные доходы ОАО "Каббалкэнерго" на 1244 591 руб. кредиторской задолженности в связи с истечением срока исковой давности по подразделению общества - Дирекции энергетического строительства, и на 6 119 760 руб. доходов от прочей реализации по указанному подразделению общества. Внереализационные расходы ОАО "Каббалкэнерго" по подразделению по данным налоговой инспекции также занижены на 5 891873 руб. от прочей реализации по Дирекции энергетического строительства.
Как видно из материалов дела в акте выездной налоговой проверки отсутствовали ссылки на первичные документы, подтверждающие допущенные правонарушения (т. 1, л. 34-36).
В соответствии с пунктом 2 статьи 100 НК РФ в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Согласно п. 3 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результат проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и примененные меры ответственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Доказательств того, что ОАО "Каббалкэнерго" занизило налогооблагаемую базу и допустило ошибки в исчислении доходов и расходов, налоговая инспекция суду не представила.
Довод жалобы о том, что налог на прибыль начислен правомерно, подлежит отклонению как неподтвержденный материалами дела.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для взыскания штрафных санкций за 9 месяцев 2005 года по налогу на прибыль в сумме 106 935 руб.
В соответствии со статьей 52 НК РФ налогоплательщик исчисляет сумму налога по итогам каждого налогового периода на основе налоговой базы, налоговых ставок и налоговых льгот.
Пунктом 1 статьи 55 НК РФ предусмотрено, что под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.
В соответствии со статьей 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год. По итогам отчетных периодов: первого квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года предусмотрена уплата авансовых платежей.
По итогам 9 месяцев 2005 г. налогоплательщиком вносились авансовые платежи по налогу на прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Информационном письме N 71 от 17.03.2003 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (пункт 16) указал, что в случае не внесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
При таких обстоятельствах у налоговой инспекции отсутствовали законные основания для взыскания с ОАО "Каббалкэнерго" штрафных санкций за 9 месяцев 2005 года по налогу на прибыль в сумме 106 935 рублей.
Как вино из материалов дела, налоговой проверкой была выявлена несвоевременная уплата налога на доходы физических лиц в сумме 1 935 781 руб. и налогоплательщику начислены пени за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц в сумме 1 799 728 руб. и штрафные санкции на основании статьи 123 НК РФ в сумме 387 156 руб.
Как видно из акта выездной налоговой проверки, ОАО "Каббалкэнерго" как налоговым агентом был начислен и удержан налог на доходы физических лиц за 2004 год в сумме 16 993 128 руб., с 01.01.2005 г. по 01.10.2005 г. в сумме 14 751 031 руб., всего за проверенный период 31 744 159 руб. Налоговой проверкой установлено, что ОАО "Каббалкэнерго" в 2004 г. налог на доходы физических лиц перечислило в бюджет в сумме 16 838 487 руб. за период с 01.01.2005 г. по 01.10.2005 г. - 19 329 926 руб., всего за проверенный период - 36 168 413 руб.
По состоянию на 30.09.2005 задолженность по налогу на доходы физических лиц составила 1 935 781 руб. Расхождений налоговой проверкой не установлено.
Как видно из приложения N 2 к акту выездной налоговой проверки (т. 1 л. 81-82) пеня в сумме 1 935 781 руб. была исчислена с учетом сальдо по данным налоговой инспекции по состоянию на 01.01.2004 в сумме 8 026 481 руб.
В пункте 1 статьи 45 НК РФ установлено, что налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (абзац третий пункта 2 статьи 45 Кодекса).
Выездной налоговой проверкой был охвачен период с 01.01.2004 по 30.09.2005, при этом правомерность исчисления и уплаты налога по состоянию до 01.01.2004 не проверялась.
Из материалов проверки следует, что на задолженность 1 935 781 руб. по состоянию на 01.01.2004 налоговая инспекция также по результатам проверки начислила пеню и применила штрафные санкции по статье 123 НК РФ.
Статьей 87 НК РФ предусмотрено, что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.
Пеня начисляется по результатам проверки деятельности налогоплательщика за период, вошедший в проверку.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что доначисление пени и штрафных санкций по налогу на доходы физических лиц за период до 01.01.2004 г. является неправомерным, поскольку задолженность 1 935 781 руб. по состоянию на 01.01.2004 образовалась за пределами проверяемого периода.
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налогов; агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в числе налогов или сборов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующей установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Как видно из материалов дела у ОАО "Каббалкэнерго" отсутствовала недоимка по налогу на доходы физических лиц. Налоговой проверкой установлено, что обществом как налоговым агентом был исчислен и удержан налог на доходы физических лиц за 2004 г. в сумме 16 993 128 руб., с 01.01.2005 г. по 01.10.2005 г. 4 751 031 руб., всего за проверенный период 31 744 159 руб. Общество в 2004 г. налог на доходы физических лиц перечислило в бюджет в сумме 16 838 487 руб., за период с 01.01.2005 по 01.10.2005 - 19 329 926 руб., всего за проверенный период - 36 168 413 руб. Недоимка 1 935 781 руб., выявленная налоговой проверкой, фактически образовалась до 01.01.2004.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ОАО "Каббалкэнерго", что фактически налог на доходы физических лиц за июль 2004 года и за январь 2005 года перечислен несвоевременно, в связи с чем, ОАО "Каббалкэнерго" надлежит начислить пени в общей сумме 13 831 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что начисленная по результатам проверки пеня за несвоевременное перечисление налога на доходы физических лиц, подлежит перерасчету исходя из фактических сумм удержанного, но неперечисленного налога на доходы физических лиц за период с 01.01.2004 по 30.09.2005, и из расчета надлежит исключить недоимку по состоянию на 01.01.2004 в сумме 1 935 781 руб.
Довод жалобы о правомерности начисления пени в сумме 1799728 руб. ввиду того, что в нарушение пунктов 4, 6 ст. 226 НК РФ ОАО "Каббалкэнерго" как налоговый агент не полно перечисляло сумму удержанного налога в бюджет, подлежит отклонению как несоответствующий материалам дела.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу, что судом первой инстанции не полностью выяснены обстоятельства и материалы дела и поэтому решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2007 г. по делу N А20-2415/2006 в части признания недействительным решения ИФНС России по г. Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 о начислении 85 244 461 рублей НДС за август 2005 года, 10 611 231 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 рублей штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ.
При распределение расходов по уплате государственной пошлине суд учитывает, что заявитель жалобы - ИФНС России по г. Нальчику приложила платежное поручение N 200 от 11.07.2007 г. на оплату госпошлины по другому делу, в связи с чем уплаченная госпошлина подлежит возврату.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Расходы по уплате государственной пошлине пропорционально удовлетворенным требованиям в размере 900 рублей подлежат взысканию с ОАО "Каббалкэнерго" и в размере 100 рублей - с Инспекции ФНС России по г. Нальчику.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Апелляционную жалобу удовлетворить частично.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 27.03.2007 г. по делу N А20-2415/2006 в части признания недействительным решения ИФНС России по г. Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 о начислении 85 244 461 рублей НДС за август 2005 года, 10 611 231 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 рублей штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость отменить.
В признании недействительным проверенного на соответствие Налоговому кодексу Российской Федерации решения ИФНС России по г. Нальчику от 21.08.2006 г. N 14/79 о начислении 85 244 461 рублей НДС за август 2005 года, 10 611 231 рублей пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость, 17 048 892 рублей штрафных санкций за неуплату налога на добавленную стоимость отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Взыскать с ОАО "Каббалкэнерго" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 900 (девятьсот) рублей.
Взыскать с ИФНС России по г. Нальчику в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 100 (сто) рублей.
Выдать исполнительные листы.
Возвратить ИФНС России по г. Нальчику государственную пошлину, уплаченную по платежному поручение N 200 от 11.07.2007 г. в размере 1000 (тысяча) рублей.
Выдать справку на возврат.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в двухмесячный срок через суд первой инстанции.

Председательствующий
Л.В.АФАНАСЬЕВА

Судьи
Е.В.ЖУКОВ
А.Л.ФРИЕВ
















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)