Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2007 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи С.Е.А.
судей Г., О.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного
заседания Д.М., Н.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2007
по делу N А40-33074/07-87-209, принятое судьей Х.
по заявлению ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения N 52/1171 от 22.06.2007
при участии:
от заявителя - Д.А., С.Е.Л., Ш.
от заинтересованного лица - Д.Т., К., Л.
в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 13 по 20 ноября 2007, с 20 по 27 ноября 2007.
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения п. 3.1, п. 2 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в размере 94 041 835,1 руб., пени в соответствующем размере, пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части решения в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб.
Арбитражный суд города Москвы решением от 11.09.2007 отказал заявителю в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции общество указывает на нарушение судом норм материального права. Общество ссылается на то, что нормы действующего земельного законодательства не предусматривают возможности представления недропользователям в пользование всю площадь лицензионного участка, и на отсутствие в 2004 работ, связанных с землепользованием лицензионного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда от 11.09.2007 без изменения, как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы и требования апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, пришел к выводу о том, что решение суда от 11.09.2007 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной налоговой проверки общества (начата 27.02.2006 и окончена 17.05.2007) по соблюдению правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, инспекцией установлено, в частности, что в нарушение ст. 1 и 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю", ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах", ст. 50 Закона Ханты-Мансийского округа "О земле", решений Сургутской районной Думы от 23.12.2003 "218 "О ставках земельного налога" общество не уплатило земельный налог в 2004 в размере 94 055 384 руб.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией принято решение от 22.06.2007 N 52/1171 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым, общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122, п. 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, обществу предложено уплатить не полностью уплаченный земельный налог.
Принимая данное решение, инспекция установила, что обществу выдана лицензия на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 кв. м, расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области сроком действия до 25 июня 2026. Однако в соответствии с действующим законодательством и соглашением, являющимся приложением к лицензии, договор аренды земельного участка обществом не оформлен.
Кроме того, обществом не оформлено право собственности или владения земельными участками, занятыми недвижимостью (скважинами) общества, которые были приобретены им по договору купли-продажи от 11.03.2002 N 40 у Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа.
Так как доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, то в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа, по мнению инспекции, подлежат обложению земельным налогом.
Налоговым органом указано на то, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
Следовательно, общество, по мнению инспекции, являясь землепользователем, в нарушение действующего законодательства, не уплатило земельный налог в 2004.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога, пени в соответствующем размере, начисления сумм штрафа за неуплату земельного налога и за непредставление декларации по земельному налогу.
Суд первой инстанции признал, что общество обязано уплатить земельный налог. Суд указал, что доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, в этой связи, в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах, подлежат обложению земельным налогом.
При этом, судом обращено внимание на то, что земельные участки, предоставленные для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода, признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, судом не учтено следующее.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 м кв., расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области обществу в 2001 году выдана лицензия (серия ХМН N 01578 НЭ, сроком действия до 25.06.2026 (л.д. 23 т. 1).
В соответствии с лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья Ачимовского лицензионного участка на территории Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского автономного округа, которое является приложением N 1 к выданной обществу лицензии, недропользователь обязан производить регулярные платежи согласно действующему налоговому законодательству Российской Федерации в установленные сроки. Акцизный сбор, плата за пользование земельными участками, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством (п. 14.2 соглашения) (л.д. 33 т. 1).
Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, которое является приложением N 3 к выданной обществу лицензии, на общество возложена обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 2), представить в месячный срок со дня получения лицензии схему лицензионного участка с условными координатами и нанесением границ землепользования, охранных зон, земель населенных пунктов или топографический план, согласованную в райкомземах и администрациях Сургутского и Нижневартовского районов (п. 7) (л.д. 36 - 37 т. 1).
Обществом заключена требующая государственной регистрации сделка - договор купли-продажи скважин N 40 от 11.03.2002 с Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, Комитетом природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, согласно которому обществом приобретены в собственность скважины глубокого бурения в количестве 11 штук, из них, 2 шт. законсервированные, 9 штук ликвидированные, находящиеся в границах Ачимовского лицензионного участка N 253 согласно приложению, являющегося неотъемлемой частью договора. В частности, скважины N 449, 450 - законсервированные, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированные (л.д. 38 - 42 т. 1).
Согласно п. 3 договора общество обязано зарегистрировать переход права собственности общества на скважины в течение 90 дней с даты подписания настоящего договора за свой счет.
В силу ст. 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договорам купли-продажи подлежит государственной регистрации.
Суду апелляционной инстанции обществом представлены в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права на сооружения (скважины). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации от 06.11.2004 за N 86-01/09-47/2004-81, N 86-01/09-38/2004-541, N 86-01/09-47/2004-86, N 86-01/09-47/2004-90, N 86-01/09-47/2004-88, N 86-01/09-47/2004-93, N 86-01/09-38/2004-533, N 86-01/09-38/2004-537, N 86-01/09-38/2004-539, N 86-01/09-47/2004-83, N 86-01/09-38/2004-535.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу предоставлены земельные участки для контрольного обследования технического состояния стволов законсервированных и ликвидированных скважин на землях лесного фонда без перевода лесных земель в нелесные земли, в аренду на 11 месяцев, согласно приложению. Администрациям муниципальных образований поручено заключить договоры аренды земельных участков в установленном порядке.
Согласно приложению к распоряжению, обществу переданы на праве аренды земельные участки, расположенные в Юганском лесхозе (леса III группы) и Мегионском лесхозе (леса III группы), под скважинами N 449, 450 - законсервированными, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированными, Ачимовского лицензионного участка, площадью 0,25 га под каждую скважину (л.д. 80, 81 т. 5), приобретенными обществом в соответствии с договором купли-продажи N 40 от 11.03.2002.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" (оператор общества по договору об оказании услуг от 11.1-.2002 N 64537-02/212), предоставлены земельные участки под объект "расконсервация разведочных скважин N 450 и N 449 Ачимовского месторождения". Администрациям муниципальных образований поручено заключить в установленном порядке договоры аренды земельных участков (п. 2).
Однако до 2006 года работы по геологическому изучению недр обществом не осуществлялись, участок недр фактически им не использовался.
Общество оформило земельно-правовые отношения только в 2006, заключив с ФГУ "Мегионский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка в границах, указанных в чертеже (плане) участка, прилагаемого к акту технического обследования и являющегося неотъемлемой частью договора, общей площадью 121,79 га из участка лесного фонда, сроком на 11 месяцев.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком (статья 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 29.10.2001, предусмотрены понятия и определения участников земельных отношений: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 статьи 5 Кодекса).
Учитывая нормы Земельного кодекса Российской Федерации, общество не является ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем земельного участка, находящегося в границах участка недр.
Действующее земельное законодательство Российской Федерации (Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О земле" от 08.06.1998 N 43-оз (ст. 50, 51, 77) (л.д. 69, 72 т. 1), Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 26-оз (ст. 26) (л.д. 46 т. 4) позволяет сделать вывод о том, что для целей недропользования земельные участки предоставляются по договору аренду.
Следовательно, недропользователи, в том числе, имеющие в собственности сооружения, находящиеся в границах участка недр, к числу которых относится и общество, может оформить свои права на земельный участок, находящийся в границах предоставленного в пользование участка недр, только путем заключения договора аренды.
Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, на общество возлагалась обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок на праве аренды с обязательством администрации оформить договор; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок под разведочные скважины N 450 и N 449, находящиеся у общества в собственности, на праве аренды с обязательством администрации оформить договор аренды.
Однако договор аренды обществом заключен не был, и фактически оно воспользовалось правом на аренду земельного участка только в 2006 году, заключив договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка.
Наделение же общества вышеуказанными актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа и соглашением от 18.05.2001 правом на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанности по уплате арендной платы или земельного налога.
Вопрос об обязанности общества уплачивать земельный налог не может быть поставлен в зависимость от предоставления ему права аренды земельного участка.
Таким образом, считать, что общество являлось в 2004 году лицом, обязанным в силу закона или договора вносить плату за землю, оснований не имеется.
При названных обстоятельствах у суда первой инстанции оснований к отказу в удовлетворении требований общества, не имелось.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемый судебный от 11.09.2007 подлежит отмене, как принятый с нарушением положений указанного закона, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2007 по делу N А40-33074/07-87-209 отменить.
Признать недействительным п. 3.1, п. 2 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в размере 94 041 835,1 руб., пени в соответствующем размере, как не соответствующие Налоговому кодексу РФ; признать недействительным пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части решения N 52/1171 от 22.06.2007 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" госпошлину по заявлению в размере 2 000 руб. и 1 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 04.12.2007 N 09АП-14980/2007-АК ПО ДЕЛУ N А40-33074/07-87-209
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕВЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 декабря 2007 г. N 09АП-14980/2007-АК
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2007 года
Полный текст постановления изготовлен 04 декабря 2007 года
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего-судьи С.Е.А.
судей Г., О.
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного
заседания Д.М., Н.
Рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 11.09.2007
по делу N А40-33074/07-87-209, принятое судьей Х.
по заявлению ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть"
к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой
службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1
о признании частично недействительным решения N 52/1171 от 22.06.2007
при участии:
от заявителя - Д.А., С.Е.Л., Ш.
от заинтересованного лица - Д.Т., К., Л.
установил:
в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв в судебном заседании с 13 по 20 ноября 2007, с 20 по 27 ноября 2007.
ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения п. 3.1, п. 2 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в размере 94 041 835,1 руб., пени в соответствующем размере, пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части решения в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб.
Арбитражный суд города Москвы решением от 11.09.2007 отказал заявителю в удовлетворении требований.
Не согласившись с принятым решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
В обоснование своей позиции общество указывает на нарушение судом норм материального права. Общество ссылается на то, что нормы действующего земельного законодательства не предусматривают возможности представления недропользователям в пользование всю площадь лицензионного участка, и на отсутствие в 2004 работ, связанных с землепользованием лицензионного участка.
Заинтересованное лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит оставить решение суда от 11.09.2007 без изменения, как соответствующее действующему законодательству, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представители заявителя поддержали доводы и требования апелляционной жалобы, представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей участвующих в деле лиц, пришел к выводу о том, что решение суда от 11.09.2007 подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при проведении выездной налоговой проверки общества (начата 27.02.2006 и окончена 17.05.2007) по соблюдению правильности исчисления и своевременности уплаты по всем налогам и сборам за период с 01.01.2004 по 31.12.2004, инспекцией установлено, в частности, что в нарушение ст. 1 и 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю", ст. 11 Закона Российской Федерации "О недрах", ст. 50 Закона Ханты-Мансийского округа "О земле", решений Сургутской районной Думы от 23.12.2003 "218 "О ставках земельного налога" общество не уплатило земельный налог в 2004 в размере 94 055 384 руб.
По результатам выездной налоговой проверки инспекцией принято решение от 22.06.2007 N 52/1171 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым, общество привлечено к налоговой ответственности по статье 122, п. 2 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации. Кроме того, обществу предложено уплатить не полностью уплаченный земельный налог.
Принимая данное решение, инспекция установила, что обществу выдана лицензия на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 кв. м, расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области сроком действия до 25 июня 2026. Однако в соответствии с действующим законодательством и соглашением, являющимся приложением к лицензии, договор аренды земельного участка обществом не оформлен.
Кроме того, обществом не оформлено право собственности или владения земельными участками, занятыми недвижимостью (скважинами) общества, которые были приобретены им по договору купли-продажи от 11.03.2002 N 40 у Департамента государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа.
Так как доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, то в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа, по мнению инспекции, подлежат обложению земельным налогом.
Налоговым органом указано на то, что отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Иное толкование статьи 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю" позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование.
Следовательно, общество, по мнению инспекции, являясь землепользователем, в нарушение действующего законодательства, не уплатило земельный налог в 2004.
Не согласившись с решением инспекции, общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части привлечения общества к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога, пени в соответствующем размере, начисления сумм штрафа за неуплату земельного налога и за непредставление декларации по земельному налогу.
Суд первой инстанции признал, что общество обязано уплатить земельный налог. Суд указал, что доказательства, свидетельствующие о том, что земля была передана обществу на условиях аренды отсутствуют, в этой связи, в соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", где установлено, что землепользователи облагаются ежегодным земельным налогом, земельные участки, находящиеся в Сургутском и Нижневартовском районах, подлежат обложению земельным налогом.
При этом, судом обращено внимание на то, что земельные участки, предоставленные для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых в пределах горного отвода, признаются объектом обложения земельным налогом в соответствии с действующим законодательством.
Между тем, судом не учтено следующее.
Из материалов дела следует и установлено судом апелляционной инстанции, что на право пользования недрами для геологического изучения недр, разведки и добычи углеводородного сырья в пределах Ачимовского лицензионного участка общей площадью 274,9 м кв., расположенного в Сургутском и Нижневартовском районах Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области обществу в 2001 году выдана лицензия (серия ХМН N 01578 НЭ, сроком действия до 25.06.2026 (л.д. 23 т. 1).
В соответствии с лицензионным соглашением об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья Ачимовского лицензионного участка на территории Сургутского и Нижневартовского районов Ханты-Мансийского автономного округа, которое является приложением N 1 к выданной обществу лицензии, недропользователь обязан производить регулярные платежи согласно действующему налоговому законодательству Российской Федерации в установленные сроки. Акцизный сбор, плата за пользование земельными участками, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы устанавливаются в соответствии с действующим законодательством (п. 14.2 соглашения) (л.д. 33 т. 1).
Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, которое является приложением N 3 к выданной обществу лицензии, на общество возложена обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами (п. 2), представить в месячный срок со дня получения лицензии схему лицензионного участка с условными координатами и нанесением границ землепользования, охранных зон, земель населенных пунктов или топографический план, согласованную в райкомземах и администрациях Сургутского и Нижневартовского районов (п. 7) (л.д. 36 - 37 т. 1).
Обществом заключена требующая государственной регистрации сделка - договор купли-продажи скважин N 40 от 11.03.2002 с Департаментом государственной собственности Ханты-Мансийского автономного округа, Комитетом природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа, согласно которому обществом приобретены в собственность скважины глубокого бурения в количестве 11 штук, из них, 2 шт. законсервированные, 9 штук ликвидированные, находящиеся в границах Ачимовского лицензионного участка N 253 согласно приложению, являющегося неотъемлемой частью договора. В частности, скважины N 449, 450 - законсервированные, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированные (л.д. 38 - 42 т. 1).
Согласно п. 3 договора общество обязано зарегистрировать переход права собственности общества на скважины в течение 90 дней с даты подписания настоящего договора за свой счет.
В силу ст. 223, 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договорам купли-продажи подлежит государственной регистрации.
Суду апелляционной инстанции обществом представлены в материалы дела свидетельства о государственной регистрации права на сооружения (скважины). В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделаны записи регистрации от 06.11.2004 за N 86-01/09-47/2004-81, N 86-01/09-38/2004-541, N 86-01/09-47/2004-86, N 86-01/09-47/2004-90, N 86-01/09-47/2004-88, N 86-01/09-47/2004-93, N 86-01/09-38/2004-533, N 86-01/09-38/2004-537, N 86-01/09-38/2004-539, N 86-01/09-47/2004-83, N 86-01/09-38/2004-535.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу предоставлены земельные участки для контрольного обследования технического состояния стволов законсервированных и ликвидированных скважин на землях лесного фонда без перевода лесных земель в нелесные земли, в аренду на 11 месяцев, согласно приложению. Администрациям муниципальных образований поручено заключить договоры аренды земельных участков в установленном порядке.
Согласно приложению к распоряжению, обществу переданы на праве аренды земельные участки, расположенные в Юганском лесхозе (леса III группы) и Мегионском лесхозе (леса III группы), под скважинами N 449, 450 - законсервированными, N 441, 442, 445, 447, 451 - 453, 456, 461 - ликвидированными, Ачимовского лицензионного участка, площадью 0,25 га под каждую скважину (л.д. 80, 81 т. 5), приобретенными обществом в соответствии с договором купли-продажи N 40 от 11.03.2002.
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" ОАО "Славнефть-Мегионнефтегазгеология" (оператор общества по договору об оказании услуг от 11.1-.2002 N 64537-02/212), предоставлены земельные участки под объект "расконсервация разведочных скважин N 450 и N 449 Ачимовского месторождения". Администрациям муниципальных образований поручено заключить в установленном порядке договоры аренды земельных участков (п. 2).
Однако до 2006 года работы по геологическому изучению недр обществом не осуществлялись, участок недр фактически им не использовался.
Общество оформило земельно-правовые отношения только в 2006, заключив с ФГУ "Мегионский лесхоз" договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка в границах, указанных в чертеже (плане) участка, прилагаемого к акту технического обследования и являющегося неотъемлемой частью договора, общей площадью 121,79 га из участка лесного фонда, сроком на 11 месяцев.
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации "О плате за землю", земельным налогом облагаются собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов; за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Основанием для установления земельного налога является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком (статья 15 Закона Российской Федерации "О плате за землю").
Земельным кодексом Российской Федерации, введенным в действие 29.10.2001, предусмотрены понятия и определения участников земельных отношений: собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков; землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения (п. 3 статьи 5 Кодекса).
Учитывая нормы Земельного кодекса Российской Федерации, общество не является ни собственником, ни землевладельцем, ни землепользователем земельного участка, находящегося в границах участка недр.
Действующее земельное законодательство Российской Федерации (Закон Ханты-Мансийского автономного округа "О земле" от 08.06.1998 N 43-оз (ст. 50, 51, 77) (л.д. 69, 72 т. 1), Закон Ханты-Мансийского автономного округа "Об изъятии и предоставлении земельных участков на территории Ханты-Мансийского автономного округа от 03.05.2000 N 26-оз (ст. 26) (л.д. 46 т. 4) позволяет сделать вывод о том, что для целей недропользования земельные участки предоставляются по договору аренду.
Следовательно, недропользователи, в том числе, имеющие в собственности сооружения, находящиеся в границах участка недр, к числу которых относится и общество, может оформить свои права на земельный участок, находящийся в границах предоставленного в пользование участка недр, только путем заключения договора аренды.
Соглашением Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Ханты-Мансийского автономного округа и общества от 18.05.2001, на общество возлагалась обязанность оформить земельные участки для ведения работ, связанных с пользованием недрами; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 28.08.2003 N 633-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок на праве аренды с обязательством администрации оформить договор; Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 26.11.2004 N 874-рп "О предоставлении земельных участков" обществу выделялся земельный участок под разведочные скважины N 450 и N 449, находящиеся у общества в собственности, на праве аренды с обязательством администрации оформить договор аренды.
Однако договор аренды обществом заключен не был, и фактически оно воспользовалось правом на аренду земельного участка только в 2006 году, заключив договор аренды участка лесного фонда за N 080/06-06 от 06.12.2006 (л.д. 16 - 22 т. 4) для проведения обустройства Ачимовского лицензионного участка.
Наделение же общества вышеуказанными актами Правительства Ханты-Мансийского автономного округа и соглашением от 18.05.2001 правом на заключение договора аренды земельного участка не влечет обязанности по уплате арендной платы или земельного налога.
Вопрос об обязанности общества уплачивать земельный налог не может быть поставлен в зависимость от предоставления ему права аренды земельного участка.
Таким образом, считать, что общество являлось в 2004 году лицом, обязанным в силу закона или договора вносить плату за землю, оснований не имеется.
При названных обстоятельствах у суда первой инстанции оснований к отказу в удовлетворении требований общества, не имелось.
Учитывая вышеизложенное, обжалуемый судебный от 11.09.2007 подлежит отмене, как принятый с нарушением положений указанного закона, при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Судебные расходы подлежат распределению в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.09.2007 по делу N А40-33074/07-87-209 отменить.
Признать недействительным п. 3.1, п. 2 решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 от 22.06.2007 N 52/1171 о привлечении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления земельного налога в размере 94 041 835,1 руб., пени в соответствующем размере, как не соответствующие Налоговому кодексу РФ; признать недействительным пп. "в", "г" п. 1 резолютивной части решения N 52/1171 от 22.06.2007 Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о привлечении ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в части начисления сумм штрафа в размере 18 808 367,22 руб. за неуплату земельного налога, начисления сумм штрафа за непредставление декларации по земельному налогу в размере 319 742 239,34 руб.
Взыскать с Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в пользу ОАО "Нефтегазовая компания "Славнефть" госпошлину по заявлению в размере 2 000 руб. и 1 000 руб. за подачу апелляционной жалобы.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)