Судебные решения, арбитраж
Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
от 10 мая 2006 года Дело N Ф08-1791/2006-764А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога", в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области и третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - филиал) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) и Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невыполнении порядка списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам; обязать управление полностью исполнить график списания (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.01.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.11.2001 N 225-О, исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по своим признакам не относятся ни к основной задолженности по налогу на прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам. Ссылка филиала на постановление администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 и на обязанность налоговых органов произвести списание задолженности по налогу на прибыль в части 44479754 рублей 04 копеек дополнительных платежей является несостоятельной, учитывая, что дополнительные платежи не могут быть отнесены к пеням и штрафам. Филиал не указал федеральный закон или иной нормативно-правовой документ, в соответствии с которым налоговый орган должен произвести списание дополнительных платежей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа филиал обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.01.2006, удовлетворить заявленные требования.
По мнению филиала, решение суда является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. Согласно положениям Порядка проведения реструктуризации задолженности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, изменения в принятое решение могут быть внесены налоговым органом только по дополнительному заявлению налогоплательщика в случаях, прямо оговоренных указанным Порядком, при этом одностороннее изменение графика погашения реструктурированной задолженности не допускается. На основании постановления администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 налоговая инспекция должна произвести полное списание долга по пеням и штрафам. Филиал считает, что нельзя признать правомерным отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по Пролетарскому району просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя повторил доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя заявителя жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество досрочно погасило реструктурированную задолженность по налогам и сборам, управление вынесло решение от 27.05.2005 N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам, которым списало 183098510 рублей 90 копеек пеней и 10593799 рублей 29 копеек штрафов.
Филиал письмом от 27.09.2005 N Ж-950/7131 обратился в управление с просьбой сообщить о сроке принятия решения о списании задолженности перед областным бюджетом по налогу на прибыль в части учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (дополнительные платежи) в сумме 44,5 млн. рублей.
Управление письмом от 17.10.2005 N 16.01-15/237 отказало обществу в принятии решения о списании задолженности по платежам в областной бюджет в части дополнительных платежей по налогу на прибыль, указывая, что законность взыскания дополнительных платежей с налогоплательщика подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и 44,5 млн. рублей является задолженностью по налоговым платежам.
Филиал в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловал бездействие управления и налоговой инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные в дело доказательства, надлежаще их оценил, правильно применил нормы материального права.
Обязанность по уплате дополнительных платежей по налогу на прибыль предусмотрена пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с названным пунктом предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок).
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ продлено на 2001 г., а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление N 890) определено, что реструктуризации подлежат задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 г., а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу данного Постановления.
Организации федерального железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемой к взысканию) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Постановления N 890).
Иных положений относительно возможности досрочного погашения реструктурируемой задолженности данным нормативным актом не предусмотрено.
В силу пункта 5 Постановления N 890 с суммы реструктурируемой задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты в размере 5,5 процентов годовых.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Из содержания статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 124 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" не следует, что подлежит реструктуризации, а также списанию задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, чей обязательный характер определен Конституционным Судом Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О установленные Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются основной задолженностью по налогу на прибыль и задолженностью по пеням и штрафам.
Действующее законодательство не предусматривало возможность списания реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Суд оценил все доводы филиала по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняет доводы жалобы, направленные на переоценку обстоятельств по делу.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на филиал в размере 1 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 10.05.2006 N Ф08-1791/2006-764А ПО ДЕЛУ N А53-29603/2005-С6-27
Разделы:Налог на прибыль организаций
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 10 мая 2006 года Дело N Ф08-1791/2006-764А
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа при участии в судебном заседании представителя от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога", в отсутствие заинтересованного лица - Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области и третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Северо-Кавказская железная дорога" (далее - филиал) обратилось в арбитражный суд к Управлению Федеральной налоговой службы по Ростовской области (далее - управление) и Инспекции Федеральной налоговой службы по Пролетарскому району г. Ростова-на-Дону (далее - налоговая инспекция) с заявлением, в котором просило признать незаконным бездействие налогового органа, выразившееся в невыполнении порядка списания реструктурированной задолженности по пеням и штрафам; обязать управление полностью исполнить график списания (уточненные требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 30.01.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд с учетом позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 13.11.2001 N 225-О, исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль по своим признакам не относятся ни к основной задолженности по налогу на прибыль, ни к задолженности по пеням и штрафам. Ссылка филиала на постановление администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 и на обязанность налоговых органов произвести списание задолженности по налогу на прибыль в части 44479754 рублей 04 копеек дополнительных платежей является несостоятельной, учитывая, что дополнительные платежи не могут быть отнесены к пеням и штрафам. Филиал не указал федеральный закон или иной нормативно-правовой документ, в соответствии с которым налоговый орган должен произвести списание дополнительных платежей.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа филиал обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 30.01.2006, удовлетворить заявленные требования.
По мнению филиала, решение суда является незаконным, необоснованным, подлежащим отмене. Согласно положениям Порядка проведения реструктуризации задолженности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002, изменения в принятое решение могут быть внесены налоговым органом только по дополнительному заявлению налогоплательщика в случаях, прямо оговоренных указанным Порядком, при этом одностороннее изменение графика погашения реструктурированной задолженности не допускается. На основании постановления администрации Ростовской области от 26.02.2002 N 69 налоговая инспекция должна произвести полное списание долга по пеням и штрафам. Филиал считает, что нельзя признать правомерным отнесение суммы процентов к сумме основной задолженности.
В отзыве на кассационную жалобу ИФНС России по Пролетарскому району просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
В судебном заседании представитель заявителя повторил доводы кассационной жалобы.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, рассмотрев материалы дела, доводы кассационной жалобы и выслушав представителя заявителя жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
Как видно из материалов дела и установлено судом, общество досрочно погасило реструктурированную задолженность по налогам и сборам, управление вынесло решение от 27.05.2005 N 1 о списании задолженности по пеням и штрафам, которым списало 183098510 рублей 90 копеек пеней и 10593799 рублей 29 копеек штрафов.
Филиал письмом от 27.09.2005 N Ж-950/7131 обратился в управление с просьбой сообщить о сроке принятия решения о списании задолженности перед областным бюджетом по налогу на прибыль в части учетной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (дополнительные платежи) в сумме 44,5 млн. рублей.
Управление письмом от 17.10.2005 N 16.01-15/237 отказало обществу в принятии решения о списании задолженности по платежам в областной бюджет в части дополнительных платежей по налогу на прибыль, указывая, что законность взыскания дополнительных платежей с налогоплательщика подтверждена Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О и 44,5 млн. рублей является задолженностью по налоговым платежам.
Филиал в соответствии со статьями 137, 138 Налогового кодекса Российской Федерации обжаловал бездействие управления и налоговой инспекции в арбитражный суд.
При рассмотрении спора суд установил фактические обстоятельства дела, исследовал представленные в дело доказательства, надлежаще их оценил, правильно применил нормы материального права.
Обязанность по уплате дополнительных платежей по налогу на прибыль предусмотрена пунктом 2 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
В соответствии с названным пунктом предприятия уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль, определяемые исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Уплата в бюджет авансовых взносов налога на прибыль должна производиться не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
Предприятия, являющиеся плательщиками авансовых взносов налога на прибыль, исчисляют сумму указанного налога, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению с учетом предоставленных льгот, и ставки налога на прибыль нарастающим итогом с начала года по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм платежей. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
Во исполнение статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Порядок).
Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ действие статьи 115 Федерального закона от 22.02.99 N 36-ФЗ продлено на 2001 г., а также установлено, что Правительство Российской Федерации обеспечивает завершение в 2001 году проведения реструктуризации задолженности организаций по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам.
В пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 N 890 "О реструктуризации задолженности организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" (далее - Постановление N 890) определено, что реструктуризации подлежат задолженность организаций федерального железнодорожного транспорта по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, исчисленная по данным налоговых органов по состоянию на 1 декабря 2001 г., а также задолженность по пеням и штрафам (в том числе признаваемая к взысканию), исчисленная по данным налоговых органов на дату вступления в силу данного Постановления.
Организации федерального железнодорожного транспорта имеют право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам. При досрочном погашении задолженности по налогам и сборам может быть произведено частичное или полное списание задолженности по начисленным пеням и штрафам (в том числе признаваемой к взысканию) в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 Постановления N 890).
Иных положений относительно возможности досрочного погашения реструктурируемой задолженности данным нормативным актом не предусмотрено.
В силу пункта 5 Постановления N 890 с суммы реструктурируемой задолженности по налогам и сборам ежеквартально, не позднее 15-го числа последнего месяца квартала, уплачиваются проценты в размере 5,5 процентов годовых.
Проценты начисляются исходя из суммы непогашенной задолженности на дату уплаты процентов.
Из содержания статьи 115 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999 год", статьи 124 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2001 год", статьи 138 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2002 год" не следует, что подлежит реструктуризации, а также списанию задолженность по дополнительным платежам по налогу на прибыль, чей обязательный характер определен Конституционным Судом Российской Федерации.
Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 225-О установленные Законом Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций" порядок доначисления налога (расчета его фактических сумм по указанным периодам) и распоряжение налогоплательщиком по своему усмотрению разницей между авансовыми взносами налога и его суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли (пункты 2 и 4 статьи 8 во взаимосвязи), представляют собой возмещение бюджету либо налогоплательщику положительной разницы между авансовыми платежами и фактически подлежащей уплате в бюджет суммой налога.
Применение ставки рефинансирования Банка России (ставки банковского кредита), действовавшей на 15 число второго месяца истекшего квартала, при установлении разницы суммы налога придает такому порядку исчисления и уплаты налога на прибыль признаки, присущие кредиту. Проценты на сумму налога являются доплатой бюджету фактических сумм налога с прибыли по результатам финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика за определенный период (отчетный, налоговый). Следовательно, суд обоснованно исходил из того, что дополнительные платежи по налогу на прибыль не являются основной задолженностью по налогу на прибыль и задолженностью по пеням и штрафам.
Действующее законодательство не предусматривало возможность списания реструктуризированной задолженности по дополнительным платежам по налогу на прибыль.
Суд оценил все доводы филиала по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняет доводы жалобы, направленные на переоценку обстоятельств по делу.
Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), отсутствуют.
В соответствии со статьями 101, 102, 105, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьями 333.16, 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы следует возложить на филиал в размере 1 тыс. рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 30.01.2006 по делу N А53-29603/2005-С6-27 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)