Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.12.2008 N 18АП-7314/2008 ПО ДЕЛУ N А76-26950/2007

Разделы:
Налог на имущество организаций

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ВОСЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 декабря 2008 г. N 18АП-7314/2008

Дело N А76-26950/2007

Резолютивная часть постановления объявлена 9 декабря 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 декабря 2008 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Малышева М.Б., судей Дмитриевой Н.Н., Степановой М.Г., при ведении протокола секретарем судебного заседания Кургановой К.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 мая 2008 года по делу N А76-26950/2007 (судья Харина Г.Н.), при участии: от федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" - Субботиной У.В. (доверенность от 01.01.2008 N 280-221), от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области - Акульшиной И.И. (доверенность от 06.08.2008 N 20),
установил:

федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - заявитель, налогоплательщик, ФГУП "ПО "ЗМЗ") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 12.10.2007 N 2438 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, вынесенного Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, Инспекция ФНС России по г. Златоусту).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 мая 2008 года заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части взыскания пеней в сумме 6419 руб. 58 коп. и штрафов в сумме 67160 руб. 20 коп. В остальной части в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
Не согласившись с принятым арбитражным судом первой инстанции решением, налогоплательщик обжаловал его в апелляционном порядке.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 июля 2008 года по этому же делу, решение арбитражного суда первой инстанции от 19 мая 2008 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 29 сентября 2008 года N Ф09-6919/08-СЗ постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2008 по делу N А76-26950/07 Арбитражного суда Челябинской области отменено в части отказа в удовлетворении требований. В указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При этом Федеральным арбитражным судом в числе прочего, в постановлении от 29 сентября 2008 года N Ф09-6919/08-СЗ указано следующее: "Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт государственного органа не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании такого акта недействительным (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Признание оспариваемого ненормативного правового акта недействительным означает одновременно признание этого акта не порождающим правовые последствия с момента принятия. По смыслу приведенных процессуальных норм законность оспариваемого ненормативного правового акта проверяется судом на момент его принятия независимо от дальнейших действий государственного органа по приведению этого акта в исполнение либо по его отмене, но лишь в том случае, если указанным актом были нарушены права и законные интересы заявителя. Установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт (отмененный или утративший силу в связи с истечением срока его действия) не нарушал права и интересы заявителя, арбитражный суд прекращает производство по делу в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Указанный вывод согласуется с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 18 информационного письма от 22.12.2005 N 99. Из материалов дела видно, что задолженность по оспариваемому решению в части требования от 18.06.2007 N 7873, включена в реструктуризацию, что по мнению заявителя нарушает его права и законные интересы. Между тем, данный вопрос не был рассмотрен при вынесении постановления. С учетом изложенного, поскольку на момент подачи заявления оспариваемое решение налогового органа в части требования от 18.06.2007 N 7873 было действующим, нарушающим, по мнению заявителя, его права и законные интересы, дело должно было быть рассмотрено по существу на соответствие оспариваемого ненормативного акта налогового органа нормам действующего налогового законодательства".
В апелляционной жалобе ФГУП "ПО "ЗМЗ" указывает в частности, на то, что оспариваемое им решение налогового органа в части, касающейся пеней по налогу на имущество, нарушает права и законные интересы налогоплательщика, что выражается в том, что, "Требование N 7873 было отменено налоговой инспекцией письмом об отзыве документов N 11-008/26060 от 22.10.2007. К данному письму были приложены следующие документы: письмо об отзыве инкассового поручения N 336 от 22.10.2007 и Решение исх. N 11-010/26483 от 26.10.2007 об отзыве Решения N 6467 от 07.08.2007 о взыскании налогов, сборов пеней и штрафов за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках, которые были вынесены в связи с неисполнением требования N 7873. Кроме того, 04.12.2007 в адрес ФГУП "ПО "ЗМЗ" поступило письмо "Уведомление" исх. N 11-025/29100 от 29.11.2007 об уменьшении суммы задолженности согласно которому в связи с отменой требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 7873 от 18.06.2007, уменьшена задолженность, числящаяся за ФГУП "ПО "ЗМЗ" по постановлению о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика организации N 2438 в части суммы пени по налогу, не входящему в единую систему газоснабжения" в сумме 124409,23 руб. Однако, фактически, согласно актов сверки от 13.03.2008 и от 23.05.2008 об исполнительных производствах по кредиторской задолженности ФГУП "ПО "ЗМЗ", сумма ко взысканию по Решению N 2348 не уменьшена и по настоящий день числится в задолженности предприятия, подлежащей взысканию за счет имущества... Кроме того, налоговым органом не представлены доказательства того, что указанное "Уведомление" от 28.11.2007 исх. N 11-025/29100 было направлено в адрес службы судебных приставов" (т. 1, л.д. 79, 80).
В отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит решение арбитражного суда первой инстанции оставить без изменения, указывая на то, что, "задолженность по налогу на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения в размере 124409,23 руб. была согласована и включена в решение N 3 от 20.12.2007 об утверждении графиков погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом, в целях реализации решения N 507 Собрания депутатов Златоустовского городского округа "О реструктуризации задолженности". Доводы налогоплательщика со ссылкой на акты сверки не соответствуют обстоятельствам дела, в судебном заседании налоговым органом были представлены доказательства (копия квитанции) направления в адрес судебных приставов заявления об отмене решения N 2438 от 12.10.2007 в связи с реструктуризацией кредиторской задолженности. По доводам, изложенным заявителем в апелляционной жалобе не было представлено мотивированных доказательств, то есть, не представлены акты сверок по кредиторской задолженности от 13.03.2008 и 23.05.2008" (т. 1, л.д. 87, 88).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда 09.12.2008 представители лиц, участвующих в деле, поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе, и в отзыве на нее. При этом дополнительно представителем ФГУП "ПО "ЗМЗ" было указано на то, что решение от 12.10.2007 N 2438 в части взыскания пеней по налогу на имущество организаций нарушает права и законные интересы налогоплательщика, и в связи с тем, что данная сумма была включена в сводное исполнительное производство, в рамках которого, 17.01.2008 заместителем начальника Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам было вынесено постановление о наложении запрета на имущество.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда 09.12.2008 объявлялся перерыв до 17 час. 30 мин. 09.12.2008. Представитель налогового органа, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы после объявленного перерыва (т. 2, л.д. 121), в судебное заседание не прибыл.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу о наличии оснований для изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из имеющихся в материалах дела доказательств, Инспекцией ФНС России по г. Златоусту была проведена камеральная налоговая проверка ФГУП "ПО "ЗМЗ" по факту представления налогоплательщиком, исходя из текста акта камеральной налоговой проверки от 09.04.2007 N 33-1, "...первичной налоговой декларации "Налоговая декларация по земельному налогу" за 12 месяцев, квартальный 2006 года..." (л.д. 16); по результатам проведенных контрольных мероприятий налоговым органом был составлен акт от 09.04.2007 N 33-1 (т. 1, л.д. 16 - 20).
Согласно тексту акта камеральной налоговой проверки, по ее результатам предлагалось взыскать с ФГУП "ПО "ЗМЗ" недоимку по земельному налогу, в том числе: взимаемого по ставкам, установленным в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс), 181636 руб. 00 коп., по установленному сроку уплаты 01.02.2007; взимаемого по ставкам, установленным пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ, 154165 руб. 00 коп., по установленному сроку уплаты 01.02.2007. Также налогоплательщику были начислены пени за нарушение сроков уплаты земельного налога: взимаемого на основании пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ - 3814 руб. 36 коп.; взимаемого на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ - 3237 руб. 47 коп. Проверяющим должностным лицом налогового органа предлагалось привлечь ФГУП "ПО "ЗМЗ" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам: в части налога, взимаемого на основании пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ - 36237 руб. 20 коп.; в части налога, взимаемого на основании пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ - 30833 руб. 00 коп.
Решение о привлечении к налоговой ответственности, вынесенное налоговым органом по результатам проведенной камеральной налоговой проверки не представлялось в материалы дела при рассмотрении спора в арбитражном суде первой инстанции.
Инспекцией ФНС России по г. Златоусту 12.10.2007 вынесено решение N 2438 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (т. 1, л.д. 22), из содержания текста которого, следует, что с ФГУП "ПО "ЗМЗ" подлежали взысканию пени в сумме 130828 руб. 81 коп. и штрафы в сумме 67160 руб. 20 коп., всего - 197989 руб. 01 коп., "...в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 18.06.2007 N 607, от 18.06.2007 N 7873 неисполненные (частично исполненные) инкассовые поручения: от 07.08.2007 N 6198, от 07.08.2008 N 6392, от 07.08.2007 N 6393, от 07.08.2007 N 6394 и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, не перечисленных; не полностью перечисленных)...".
Согласно имеющейся в материалах дела расшифровке задолженности налогоплательщика - организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя в разрезе налогов (сборов), а также пени и штрафов с указанием реквизитов счетов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации (т. 1, л.д. 22, оборотная сторона), в состав сумм, указанных в решении от 12.10.2007 N 2438, включены: пени по налогу на имущество организаций в сумме 124409 руб. 23 коп.; штраф по земельному налогу, взимаемому по ставкам, установленным пп. 1 п. 1 "статьи 39" (согласно статье, указанной налоговым органом в данной расшифровке задолженности), в сумме 30833 руб. 00 коп.; пени по земельному налогу, взимаемому по ставкам, установленным пп. 2 п. 1 "статьи 39", в сумме 6419 руб. 58 коп.; штраф по земельному налогу, взимаемому по ставкам, установленным пп. 2 п. 1 "статьи 39", в сумме 36327 руб. 20 коп., - что в итоге сложения дает сумму, тождественную указанной в решении от 12.10.2007 N 2438.
На основании указанного решения Инспекции ФНС России по г. Златоусту, с учетом вынесенного налоговым органом постановления от 12.10.2007 N 2483 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (представленного налоговым органом в материалы дела при первом рассмотрении апелляционной жалобы, т. 1, л.д. 103), судебным приставом-исполнителем Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам, 07.11.2007 было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 8207/38.09-13/07 (т. 1, л.д. 23).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 28.01.2008 (т. 1, л. д. 55) производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу решения Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-8524/2007, в рамках которого ФГУП "ПО "ЗМЗ" оспаривало решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 17.05.2007 N 686.
По вступлению решения Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-8524/2007 в законную силу (постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2008 по этому же делу, т. 1, л.д. 63, 64), определением арбитражного суда первой инстанции от 30.04.2008 (т. 1, л.д. 68) производство по делу N А76-26950/2007 было возобновлено.
При этом из содержания описательной части решения Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-8524/2007 (т. 1, л. д. 59 - 62) следует, что решение от 17.05.2007 N 686 было вынесено Инспекцией ФНС России по г. Златоусту на основании акта камеральной налоговой проверки от 09.04.2007 N 33-1.
Решением арбитражного суда первой инстанции от 19 мая 2008 года по делу N А76-26950/2007, как отмечено выше, заявленные налогоплательщиком требования, удовлетворены частично (решение от 12.10.2007 N 2438 признано недействительным в части суммы пеней 6419 руб. 58 коп. и штрафов в сумме 67160 руб. 20 коп.).
Принимая обжалуемое налогоплательщиком решение, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что решение Арбитражного суда Челябинской области от 21.12.2007 по делу N А76-8524/2007 имеет преюдициальное значение при рассмотрении настоящего спора (ч. 2 ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), а в остальной части права и законные интересы ФГУП "ПО "ЗМЗ" решением от 12.10.2007 N 2438, не затронуты.
Действительно, при первом рассмотрении апелляционной жалобы, Инспекцией ФНС России по г. Златоусту представлено решение от 21.02.2008 N 3 об отмене решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя, в связи с изменением срока уплаты налога путем предоставления федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" права реструктурировать кредиторскую задолженность перед местным бюджетом на основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 15.11.2007 N 507.
Указанное решение заинтересованного лица послужило для судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам основанием для вынесения 03.03.2008 постановления об окончании исполнительного производства N 1273/38.09-13/07 (т. 1, л.д. 97).
Требования об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, упомянутые Инспекцией ФНС России по г. Златоусту в оспариваемом налогоплательщиком решении от 12.10.2007 N 2438, при рассмотрении спора первой инстанции не были представлены в материалы дела, ни налогоплательщиком-заявителем, ни заинтересованным лицом. Также не были представлены в материалы дела инкассовые поручения, упомянутые в решении от 12.10.2007 N 2438.
В то же время, при подаче заявления о признании недействительным решения от 12.10.2007 N 2438, ФГУП "ПО "ЗМЗ" было представлено уведомление об уменьшении задолженности, направленное Инспекцией ФНС России по г. Златоусту заявителю (исходящий номер 11-025/29100 от 28.11.2007), и поступившее ФГУП "ПО "ЗМЗ" согласно входящему штампу, 03.12.2007 (т. 1, л.д. 24).
Данным уведомлением налоговый орган извещал налогоплательщика о том, что "в связи с отменой требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 7873 от 18.06.2007 (исх. N 11-010/26483 от 26.10.2007 г.) уменьшена задолженность, числящаяся за ФГУП ПО "Златоустовский машиностроительный завод" по постановлению о взыскании задолженности за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя N 2438 от 12.10.2007: Налог на имущество организаций по имуществу, не входящему в Единую систему газоснабжения... 124409,23 руб.".
Документ, зарегистрированный за исходящим номером 11-010/26483, датированный 26.10.2007, представлен в материалы дела при новом рассмотрении апелляционной жалобы, налоговым органом (т. 2, л. д. 17, 18), на основании определения Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11 ноября 2008 года (т. 2, л.д. 7 - 15).
Данным документом является решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 26.10.2007 N 11-010/26483 (т. 2, л.д. 41), имеющее текст следующего содержания: "Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов N 6467 от 07.08.2007 на сумму 126340,52 руб., принятое в связи с неисполнением требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 7873 от 18.06.2007 на сумму 126340,52, отменить. Основание: отзыв требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа N 7873 от 18.06.2007 как недействительного в связи с технической ошибкой, допущенной при его формировании".
Указанное решение получено налогоплательщиком 30.10.2007 (т. 2, л.д. 97).
С учетом сведений, приведенных в уведомлении об уменьшении задолженности, остаток задолженности по постановлению от 12.10.2007 N 2438 составлял: 30833 руб. 00 коп. штрафа по земельному налогу, взимаемому по ставкам в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ; 6419 руб. 58 коп. пеней по земельному налогу, взимаемому по ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ; 36327 руб. 20 коп. штрафа по земельному налогу, взимаемому по ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ.
Решение Инспекции ФНС России по г. Златоусту "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 17.05.2007 N 686, а также выставленные налогоплательщику налоговым органом требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, - упомянутые в решении от 12.10.2007 N 2438, были представлены заинтересованным лицом в материалы дела при первом рассмотрении апелляционной жалобы.
Из содержания решения от 17.05.2007 N 686 следует, что оно вынесено по результатам проведенной камеральной налоговой проверки, документированной актом от 09.04.2007 N 33-1.
Решением Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 17.05.2007 N 686 ФГУП "ПО "ЗМЗ" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 122 НК РФ, штрафам в общей сумме 67160 руб. 20 коп. за неполную уплату земельного налога, также ФГУП "ПО "ЗМЗ" предлагалось уплатить доначисленный земельный налог в общей сумме 335801 руб. 00 коп. и начисленные на основании ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пени, составившие в общей сумме 12085 руб. 15 коп. (в том числе 6.419 руб. пеней по земельному налогу, уплачиваемому по ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ).
Налогоплательщику налоговым органом было выставлено требование N 607 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (т. 1, л.д. 100), которым ФГУП "ПО "ЗМЗ" предписывалось в срок до 09.07.2007 уплатить суммы недоимки, пеней и налоговых санкций по решению Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 17.05.2007 N 686.
Также федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту было выставлено требование N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (т. 2, л.д. 19, 20), которым заявителю предписывалось уплатить в срок до 09.07.2007 пени в общей сумме 126340 руб. 52 коп., начисленные на недоимку по налогу на имущество организаций, в том числе: 2936620 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 07.11.2005; 2866356 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 11.04.2006; 2954115 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 05.05.2006; 2897319 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 04.08.2006; 2804054 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 07.11.2006; 2911351 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 11.04.2007; 6349679 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 10.05.2007.
При новом рассмотрении апелляционной жалобы в качестве подтверждения начисления пеней по налогу на имущество, налоговым органом в материалы дела представлены: первичный расчет налога на имущество за 1 квартал 2007 года (т. 2, л.д. 62 - 67); первичная налоговая декларация по налогу на имущество за 2006 год (т. 2, л.д. 68 - 71); первичный расчет налога на имущество за 1 квартал 2006 года (т. 2, л.д. 72 - 74); первичный расчет налога на имущество за полугодие 2006 года (т. 2, л.д. 75 - 77); первичная налоговая декларация по налогу на имущество за 2005 год (т. 2, л.д. 78 - 81); первичный расчет налога на имущество за 9 месяцев 2005 года (т. 2, л.д. 82 - 85).
Суммы налога на имущество, продекларированные налогоплательщиком в вышеупомянутых декларациях, тождественны суммам пенеобразующей недоимки, указанной Инспекцией ФНС России по г. Златоусту в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007.
Невыполнение данного требования налогоплательщиком в установленный срок, послужило для налогового органа основанием для вынесения 07.08.2007 решения N 6467 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках (т. 2, л.д. 28), - в пределах сумм, указанных в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (126340 руб. 52 коп.).
Решение от 07.08.2007 N 6467 было направлено налоговым органом налогоплательщику (т. 2, л.д. 29 - 31, в частности, т. 2, л. д. 30).
В обеспечение решения от 07.08.2007 N 6467 Инспекцией ФНС России по г. Златоусту к расчетному счету ФГУП "ПО "ЗМЗ" было выставлено инкассовое поручение от 07.08.2007 N 6198 на сумму 126340 руб. 52 коп. (т. 2, л.д. 24), а в последующем - вынесено оспариваемое налогоплательщиком решение от 12.10.2007 N 2438.
Как отмечено выше, согласно расшифровке задолженности налогоплательщика - организации (налогового агента - организации), индивидуального предпринимателя в разрезе налогов (сборов), а также пени и штрафов с указанием реквизитов по учету доходов соответствующих бюджетов и кодов бюджетной классификации, в состав сумм, указанных в решении от 12.10.2007 N 2438, в том числе были включены пени по налогу на имущество в общей сумме 124409 руб. 23 коп., - то есть, в сумме, не тождественной сумме пеней, указанной в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007.
Несоответствие суммы пеней, указанной в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, сумме пеней, указанной в решении от 12.10.2007 N 2438, при новом рассмотрении апелляционной жалобы, Инспекция ФНС России по г. Златоусту объясняет тем, что "...на дату вынесения решения о взыскании задолженности за счет имущества N 2438 от 12.10.2007 программно уменьшена пеня на 1931,29 руб. в связи с представлением налогоплательщиком 20.08.2007 уточненного расчета по налогу на имущество за 6 месяцев 2007 года" (т. 2, л.д. 18).
Между тем, ФГУП "ПО "ЗМЗ" письмом от 09.06.2007 N 206/1140 (т. 2, л.д. 94), просило налоговый орган отозвать, в числе прочих, требование N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, мотивируя это тем, что "В соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области N 109-П от 24.05.2007 предприятию предоставлена реструктуризация задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом. (Копия Постановления с сопроводительным письмом была направлена в адрес ИФНС по г. Златоусту Исх. 206/1010 от 30.05.2007). Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ N 646-40 от 18.10.2005, с момента принятия решения о предоставлении ФГУП "ПО "Златоустовский машиностроительный завод" права на реструктуризацию задолженности, прекращается начисление пеней на реструктурированную задолженность. Кроме того, предприятием 26.05.2007 согласован график погашения задолженности по Постановлению Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П по налогам и сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом...".
Помимо вышеупомянутого решения от 26.10.2007 N 11-010/26483 (т. 2, л.д. 41), налоговым органом были направлены:
- - налогоплательщику: письмо от 22.10.2007 N 11-008/26060, согласно которому, "Требования NN 7871, 7872, 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа от 18.06.2007 отзываются. Решение N 6467 от 07.08.2007 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств отзывается" (т. 2, л.д. 40);
- - ОАО Банк "Снежинский": письмо от 22.10.2007 N 336 об отзыве инкассового поручения от 07.08.2007 N 6198 на сумму 126340 руб. 52 коп. (т. 2, л.д. 42).
При первом рассмотрении апелляционной жалобы, заинтересованным лицом в материалы дела были представлены:
- - решение от 21.03.2008 об отмене решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя (т. 1, л.д. 90), - которым Инспекцией ФНС России по г. Златоусту отменено решение от 12.10.2007 N 2438, "В связи с изменением срока уплаты налога путем предоставления права Федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод"... реструктурировать кредиторскую задолженность перед местным бюджетом (основание - решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 15.11.2007 N 507)";
- - заявление от 21.02.2008 N 11-025/04276 "Об отзыве постановления от 12.10.2007 N 2438" (т. 1, л.д. 89), направленное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту в Межрайонное специализированное подразделение судебных приставов по розыску должников, имущества и взаимодействия с правоохранительными органами (т. 1, л.д. 89), - которым налоговый орган просил окончить исполнительное производство по постановлению от 12.10.2007 N 2438, в связи с тем, что задолженность налогоплательщика реструктурирована на основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 15.11.2007 N 507;
- - постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам от 03.03.2008 об окончании исполнительного производства N 1273/38.09-13/07 (т. 1, л.д. 97), - которым окончено указанное исполнительное производство, возбужденное на основании постановления Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 12.10.2007 N 2438 о взыскании недоимки по налоговым платежам в сумме 197989 руб. 01 коп., в связи с отменой налоговым органом решения от 12.10.2007 N 2438, решением от 21.02.2008 N 3.
Налогоплательщиком в материалы дела при первом рассмотрении апелляционной жалобы представлен акт сверки об исполнительных производствах по кредиторской задолженности ФГУП ПО "Златоустовский машиностроительный завод" по состоянию на 23.05.2008 (т. 1, л.д. 92 - 94), согласно которому, под порядковым номером 61 (т. 1, л.д. 94) значится исполнительное производство 8207 (что соответствует номеру, указанному в постановлении от 07.11.2007 о возбуждении исполнительного производства N 8207/38.09-13/07, т. 1, л.д. 23); в качестве органа, выдавшего исполнительный документ, значится Инспекция ФНС России по г. Златоусту; в графе "номер исполнительного документа" указано постановление от 12.10.2007 N 2438; в качестве взыскателя указана Инспекция ФНС России по г. Златоусту; в качестве суммы, подлежащей взысканию, указана сумма 197989 руб. 01 коп.; в графе "Уменьшено по реструктур." также значится сумма 197989 руб. 01 коп.; в графе "остаток сумм, подл, взысканию", значатся данные "0,00".
Правительством Российской Федерации 30.11.2006 принято Постановление N 726 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами" (т. 2, л.д. 92, 93).
Согласно Постановлению Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" и открытого акционерного общества "Челябинский радиозавод "Полет" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом" (т. 2, л.д. 86, 87), принятому в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 726 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, а также по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами", в целях стабилизации финансового положения ФГУП "ПО "ЗМЗ":
- - установлено, что реструктуризации подлежит задолженность федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (организации) по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом, исчисленная по данным учета налоговых органов: в части задолженности по налогам и сборам перед областным бюджетом (первая часть задолженности) - по состоянию на 1 января 2007 года, но не более размера задолженности по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления от предоставлении права на реструктуризацию задолженности; в части задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (вторая часть задолженности) - по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации задолженности (п. 1);
- - реструктуризация задолженности осуществляется в соответствии с графиком погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (приложение 1) (п. 2);
- - организации утрачивают право на реструктуризацию задолженности в следующих случаях: 1) неуплата платежей в соответствии с графиками погашения задолженности и (или) при наличии на 1-е число месяца, следующего за истекшим кварталом, задолженности по уплате текущих налоговых платежей в областной бюджет, включая авансовые платежи (взносы) по налогам с налоговым периодом, превышающим один месяц; 2) возбуждение арбитражным судом в отношении организации процедуры банкротства, если организация не представит утвержденное арбитражным судом мировое соглашение, заключенное в установленном законодательством порядке; 3) неуплата процентов в соответствии с пунктом 4 настоящего постановления (п. 7);
- - при наступлении одного из случаев, указанных в пункте 7 настоящего постановления, Министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области... по представлению налогового органа по месту нахождения организации вносит в месячный срок на рассмотрение Правительства Челябинской области вопрос о прекращении реструктуризации задолженности организации (п. 8).
В силу условий п. 11 Постановления Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П, данное постановление вступило в силу с момента его подписания.
Решение Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 15.11.2007 N 507 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед местным бюджетом" (т. 2, л. д. 88), принято также в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 726, и также, в соответствии с Постановлением Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П, и в части, содержит текст, аналогичный тексту, содержащемуся в Постановлении Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П.
Обращаясь в арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительным решения от 12.10.2007 N 2438, налогоплательщик в числе прочего, указывал на то, что данное решение, по мнению ФГУП "ПО "ЗМЗ", "...вынесено на основании и в связи с неисполнением требований об уплате налогов, сборов, пеней, штрафов N 607 от 18.06.2007 и N 7873 от 18.06.2007, которые являются недействительными в полном объеме. 03.12.2007 в адрес предприятия поступило Уведомление "об уменьшении задолженности", в котором указано, что задолженность, взыскиваемая по решению N 2438, уменьшается в пределах сумм по требованию N 7873 в связи с отзывом Инспекцией ФПС по г. Златоусту требования N 7873... Решение о взыскании пеней и штрафов за счет имущества нашего предприятия в оставшейся части (не отозванное налоговым органом) наше предприятие считает недействительным..." (т. 1, л.д. 2).
Тем не менее, ФГУП "ПО "ЗМЗ" просило признать недействительным решение от 12.10.2007 N 2438, в полном объеме (т. 1, л.д. 6).
Арбитражный суд первой инстанции, в отношении сумм пеней, указанных налоговым органом в оспариваемом налогоплательщиком решении от 12.10.2007 N 2438, касающихся пеней по налогу на имуществу, на основании ранее выставленного заинтересованным лицом заявителю, требования N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, указал на то, что "материалами дела подтверждается, что требование N 7873 от 18.06.2007 отменено и согласно уведомлению налогового органа от 28.11.2007 N 11-025/29100 задолженность ФГУП "ПО "ЗМЗ", числящаяся по оспариваемому решению N 2438 от 12.10.2007 уменьшена на сумму 124409,23 руб. Учитывая изложенное, суд считает, что на момент принятия оспариваемого решения права и заявителя в указанной выше сумме не нарушены".
С выводами арбитражного суда первой инстанции в данной части, нельзя согласиться.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, у арбитражного суда, рассматривающего соответствующий спор, наличествует обязанность проверить законность и обоснованность оспариваемого налогоплательщиком решения налогового органа (применительно к данной ситуации), вне зависимости от доводов, указанных налогоплательщиком в тексте соответствующего заявления.
При новом рассмотрении апелляционной жалобы в материалы дела представлены:
- - график погашения задолженности ФГУП ПО "ЗМЗ" по налогам и сборам перед областным бюджетом (первая часть задолженности) по Постановлению Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П, согласованный налогоплательщиком-заявителем и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (налоговый орган по месту учета налогоплательщика-заявителя), в период 25 - 26 июня 2007 года (т. 2, л.д. 100, 101);
- - график погашения задолженности ФГУП ПО "ЗМЗ" по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (вторая часть задолженности) по Постановлению Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П, согласованный налогоплательщиком-заявителем и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области, в период 25 - 26 июня 2007 года (т. 2, л.д. 102);
- - решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 25.06.2007 N 2 "Об утверждении графиков погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом ФГУП "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" ИНН 7404003218 (456208, г. Златоуст, проезд Парковый, 1)" (т. 2, л.д. 46, 47).
Согласно решению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 25.06.2007 N 2, в числе прочего, утвержден график погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (вторая часть задолженности) на 2017 г. (4 квартала) (Приложение N 2) в сумме 104440247 руб. 05 коп., в том числе: МРИ N 1 - 77922251 руб. 51 коп.; ИФНС по г. Златоусту - 26517995 руб. 54 коп.
В силу условий ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации, к региональным налогам относятся: 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог, - тогда как статьей 15 НК РФ к числу местных налогов отнесены исключительно: 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.
В настоящее время на территории субъекта Российской Федерации - Челябинской области, действует Закон Челябинской области от 27.11.2003 N 189-ЗО "О налоге на имущество организаций".
Согласно п. 1 ст. 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов: налога на имущество организаций - по нормативу 100 процентов.
При этом, ссылаясь на то, что задолженность по пеням по налогу на имущество включена в состав реструктурируемой задолженности на основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 15.11.2007 N 507 "О реструктуризации задолженности федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" по налогам, сборам, пеням и штрафам перед местным бюджетом" (решение от 21.03.2008 об отмене решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя (т. 1, л.д. 90), Инспекция ФНС России по г. Златоусту, не подтверждает данное обстоятельство документально, и не учитывает тот факт, что реструктуризация, как недоимки по налогу на имущество, так и начисленных пеней и штрафов по налогу на имущество, может быть произведена исключительно, в рамках Постановления Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П.
Это же обстоятельство, при рассмотрении настоящего спора, не учтено и налогоплательщиком.
Выполняя указания Федерального арбитражного суда Уральского округа, изложенные в постановлении от 29.09.2008 N Ф09-6919/08-СЗ, арбитражный апелляционный суд определением от 11.11.2008 (т. 2, л.д. 7 - 15) затребовал у лиц, участвующих в деле, определенные документы, а также назначил лицам, участвующим в деле, проведение сверок расчетов на предмет: 1) установления сумм пеней и пенеобразующей недоимки, указанных в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (с отражением в акте сверки данных, позволяющих установить сведения относительно расчета пеней, сроков и факта образования пенеобразующей недоимки, мерах, принятых налоговым органом в целях взыскания пенеобразующей недоимки); 2) установления сумм пеней по налогу на имущество, включенных в состав реструктурированной задолженности.
Инспекцией ФНС России по г. Златоусту в материалы дела в числе прочих документов представлена справка о суммах задолженности по налогам и сборам, исчисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (т. 2, л.д. 49), согласно которой, в состав реструктурированной задолженности включены следующие суммы: 15040532 руб. 60 коп. недоимки по налогу на имущество (по состоянию на 24.05.2007); 4995207 руб. 00 коп. пеней и штрафов по налогу на имущество организаций (по состоянию на 24.05.2007).
Также в указанной справке Инспекцией ФНС России по г. Златоусту приведены следующие данные в отношении начисленных пеней и штрафов:
- - по налогу на имущество предприятий (в части сумм, зачисляемых по расчетам за 2003 год, и погашения задолженности прошлых лет - 20655314 руб. 33 коп. (по состоянию на 24.05.2007);
- - по транспортному налогу с организаций - 784809 руб. 90 коп. (по состоянию на 24.05.2007);
- - по налогу с продаж - 82664 руб. 31 коп. (по состоянию на 24.05.2007).
Итоговая сумма пеней и штрафов, указанных в справке налогового органа, с учетом суммы пеней и штрафов по налогу на имущество организаций (4995207 руб. 00 коп. + 20655314 руб. 33 коп. + 784809 руб. 00 коп. + 82664 руб. 31 коп.), составляет сумму 26517995 руб. 54 коп., обозначенную в решении Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области, как вторая часть задолженности ("ИФНС по г. Златоусту - 26517995,54 руб."), и тождественна сумме, значащейся в графике погашения задолженности ФГУП ПО "ЗМЗ" по начисленным пеням и штрафам перед областным бюджетом (вторая часть задолженности) по Постановлению Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П)), согласованным налогоплательщиком-заявителем и Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области в период 25 - 26 июня 2007 года (6629498 руб. 89 коп. + 6629498 руб. 89 коп. + 6629498 руб. 89 коп. + 6629498 руб. 87 коп. = 26517995 руб. 54 коп.) (т. 2, л. д. 102)
Согласно данным оперативного учета Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 13.06.2007 N 16 (т. 2, л. д. 50), сумма 4995207 руб. 00 коп. составляет исключительно, задолженность ФГУП "ПО ЗМЗ" по начисленным пеням по налогу на имущество.
Проведенная между налогоплательщиком и налоговым органом сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 01.01.2007 по 17.06.2007, оформлена лицами, участвующими в деле, актом от 03.12.2008 N 51 (т. 2, л.д. 53 - 57).
Проведенная сверка расчетов при этом не привела к единому мнению, налогоплательщика и налогового органа.
Так, у налогоплательщика не имеется разногласий по поводу суммы реструктурированной задолженности по налогу на имущество, составляющей 15040532 руб. 00 коп., и пеней, составляющих 4232633 руб. 52 коп. (пп. 1.1.1.1, 1.1.2, 1.1.2.1 п. 1.1, т. 2, л.д. 54).
В свою очередь, по п. 2.2 акта сверки "Начислено (доначислено) (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотрения материалов налоговых проверок, по судебным актам)", налоговый орган и налогоплательщик отразили следующие данные:
- - пп. 2.2.1 налог (сбор) - 9261030 руб. 00 коп. - без разногласий (т. 2, л.д. 55);
- - пп. 2.2.2 пеня - 908331 руб. 88 коп. - с разногласиями, согласно условий приказа ФНС России от 11.09.2007 N ММ-3-25/494@ "Об утверждении формы Акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам" (по строке 3 акта сверки налогоплательщик, исходя из его данных, отразил иную сумму пеней, равную 776727 руб. 22 коп.; по строке 4 акта сверки ФГУП "ПО "ЗМЗ" отразило сумму пеней, равную 131604 руб. 66 коп., - выявленного расхождения) (т. 2, л.д. 55).
Без разногласий налогоплательщиком и налоговым органом согласованы суммы по п. 2.3 акта проверки "Уменьшено (по расчетам, перерасчетам и решениям, вынесенным по результатам рассмотренных материалов налоговых проверок, по судебным актам)"
- пп. 2.3.2 пеня - 14153 руб. 74 коп. (т. 2, л.д. 55).
Также без разногласий налогоплательщиком и налоговым органом согласованы суммы по п. 2.4 акта сверки "Уплачено":
- - пп. 2.4.1 налог (сбор), всего - 9261030 руб. 00 коп. (т. 2, л.д. 55);
- - пп. 2.4.1.1 уплачено налога (сбора) - 9261030 руб. 00 коп. (т. 2, л.д. 55).
В свою очередь, разногласия между налогоплательщиком и налоговым органом, возникли по поводу информации, отраженной в пп. 3.1.1.1, 3.1.1.4, 3.1.2, 3.1.2.1, 3.1.2.4 акт сверки. В качестве объяснения причин разногласий указано следующее: "В Акте не отражена задолженность, реструктуризированная в соответствии с Постановлением Правительства Чел. обл. N 109-П от 24.05.2007 недоимка - 15040532,00 руб., пени - 4995207,0 руб. Начислены неправомерно пени в размере 131.604,66 руб. за период с 24.05.2007 по 18.06.2007" (т. 2, л.д. 57).
Так, в акте сверки отражено по п. 3.1 "Задолженность всего":
- - пп. 3.1.1 налог (сбор) всего - 15040532 руб. 60 коп. - без разногласий (т. 2, л. д. 56);
- - пп. 3.1.1.1 налог (сбор) всего: в том числе недоимка - 15040523 руб. 60 коп. (по данным налогового органа); 0,00 - по данным налогоплательщика (строка 3); расхождения по данным налогоплательщика (строка 4) составили 15040532 руб. 60 коп. (т. 2, л.д. 56);
- - пп. 3.1.1.4 реструктуризированная задолженность - 0,00 (по данным налогового органа); 15040532 руб. 60 коп. - по данным налогоплательщика (строка 3); расхождения по данным налогоплательщика (строка 4) составили - 15040532 руб. 60 коп. (т. 2, л.д. 56);
- - пп. 3.1.2 пеня всего - 5126811 руб. 66 коп. (по данным налогового органа); 4995207 руб. 00 коп. - по данным налогоплательщика (строка 3); расхождения по данным налогоплательщика (строка 4) составили 131604 руб. 66 коп. (т. 2, л.д. 56);
- - пп. 3.1.2.1 задолженность (кроме отсроченных, приостановленных к взысканию, реструктуризированных платежей) - 5126811 руб. 66 коп. (по данным налогового органа; 0,00 - по данным налогоплательщика (строка 3); расхождения по данным налогоплательщика (строка 4) составили 5126811 руб. 66 коп. (т. 2, л.д. 56);
- - пп. 3.1.2.4 реструктуризированная задолженность - 0,00 (по данным налогового органа); 4995207 руб. 00 коп. - по данным налогоплательщика (строка 3); расхождения по данным налогоплательщика (строка 4) составили - 4995207 руб. 00 коп. (т. 2, л.д. 56).
Таким образом, исходя из данных налогового органа, общая сумма пеней 5126811 руб. 66 коп., складывается из следующих сумм: 4232633 руб. 52 коп. (пп. 1.1.2.1); 894178 руб. 14 коп. (сумма пеней 908331 руб. 88 коп., пп. 2.2.2, за минусом суммы 14153 руб. 74 коп., пп. 2.3.2).
Налогоплательщик, в свою очередь, указывает на то (т. 2, л.д. 57), что Инспекцией ФНС России по г. Златоусту неправомерно начислены пени в сумме 131.604 руб. 66 коп. за период с 24.05.2007 по 18.06.2007, поскольку в состав реструктурированной задолженности на основании Постановления Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П включены недоимка по налогу на имущество в сумме 15040532 руб. 00 коп. и пени по налогу на имущество - в сумме 4995207 руб. 00 коп., - что соответствует данным справки Инспекции ФНС России по г. Златоусту (т. 2, л.д. 49), и как отмечено выше, данным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 25.06.2007 N 2 (пункт 2) и графику погашения задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Действительно, разница между суммой пеней 5126811 руб. 66 коп. и суммой пеней 131604 руб. 66 коп., составляет сумму пеней 4995207 руб. 00 коп., включенных в реструктурированную задолженность, однако, проведенная между Инспекцией ФНС России по г. Златоусту и ФГУП "ПО "ЗМЗ" сверка расчетов, в данном случае, не имеет какого-либо отношения к рассматриваемой спорной ситуации, так как пени в сумме 131604 руб. 66 коп. не включены в реструктурированную сумму 4995207 руб. 00 коп., и соответственно, не имеется оснований полагать о том, что часть суммы 131604 руб. 66 коп. была включена в сумму пеней, значащейся в выставленном требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (126340 руб. 52 коп.), а в последующем, составила сумму пеней по налогу на имущество в оспариваемом налогоплательщиком решении от 12.10.2007 N 2438.
Об этом же свидетельствует служебная записка (т. 2, л.д. 58, 59) главного бухгалтера ФГУП "ПО "ЗМЗ" Ющенко О.В. (т. 2, л.д. 57), в которой представитель налогоплательщика указывает на то, что "Исх. N 206/1140 от 09.07.2007 в адрес ИФНС по г. Златоусту было направлено письмо, согласно которому предприятие, ссылаясь на п. 1 Постановления Правительства РФ N 646-40 от 18.10.2005, просило отозвать требование N 7673 от 18.06.2007. И лишь 22.10.2007 налоговым органом Исх. N 11-008/26060 требование N 7873 от 18.06.2007, решение N 6467 от 07.08.2007, а также инкассовое поручение N 6198 от 07.08.2007 на сумму 126340,52 руб. были отозваны. На основании изложенного, считаем, что в соответствии с Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 по делу N А76-26950/2007 г., произвести сверку пеней и пенеобразующей недоимки, указанной в требовании N 7873 от 18.06.2007 г. не представляется возможным, поскольку по сути пенеобразующая недоимка отсутствует и пеней соответственно нет. Отозвав требования, налоговый орган скорректировал пени, в период с 01.07.2008 по 01.11.2008 (т.о. пени были начислены в период с 24.05.2007 по 18.06.2007 г. и скорректированы в период с 01.07.2008 по 01.11.2008, т.е., когда реструктуризация уже была предоставлена). Представленный налоговым органом Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам N 51 по состоянию расчетов на 18.06.2007 содержит неточную информацию, поскольку в Акте указано, что по состоянию на 18.06.2007 задолженность по налогу составляет 15040532,60 руб. из нее реструктуризированная задолженность - 0,00 руб. Согласно данным предприятия по стр. 3.1.1.4 "Реструктуризированная задолженность" должна быть отражена сумма 15040532,60 руб., соответственно по строке 3.1.1.1 - 0,00 руб. Задолженность по пени по данным предприятия составляет 4995207,00 руб. - задолженность реструктуризированная в соответствии с Постановлением N 109-П от 24.05.2007 (указанная сумма должна быть отражена в Акте по стр. 3.1.2.4). По данным налогового органа задолженность по пени по состоянию на 18.06.2007 составила 5126811,66 руб., т.о., 131604,66 руб. были начислены на реструктуризированную недоимку 15040532,60 руб. - неправомерно. Решение Собрания депутатов ЗГО N 507 от 15.11.2007 предусматривает реструктуризацию задолженности перед местным бюджетом, т.о., налог на имущество никак не может быть реструктуризирован в составе указанного решения".
Спорные правоотношения по факту начисления налоговым органом пеней по налогу на имущество в сумме 131604 руб. 66 коп., федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" и Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области, в связи с этим, могут разрешить в самостоятельном порядке, но не в рамках настоящего дела, к существу которого, данные спорные моменты, отношения не имеют.
Таким образом, в предмет доказывания по настоящему спору, входит в том числе, вопрос о том, включена ли сумма пеней по налогу на имущество (124409 руб. 23 коп.) в состав суммы пеней по налогу на имущество, включенной в реструктурированную задолженность (4995207 руб. 00 коп.).
Наличие положений ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не означает, что с налогоплательщика снимается обязанность по доказыванию тех обстоятельств, на наличие которых он ссылается в обоснование заявленных требований.
Восемнадцатым арбитражным апелляционным судом были предприняты меры, направленные на выяснение вопроса о том, включена ли спорная сумма пеней по налогу на имущество в состав реструктурированной суммы пеней по указанному налогу, при этом лицам, участвующим в деле, определением арбитражного апелляционного суда от 11.11.2008 (т. 2, л.д. 7 - 15), в числе прочего также предлагалось провести сверку расчетов на предмет установления сумм пеней по налогу на имущество, включенных в состав реструктурированной задолженности (либо на основании решения Собрания депутатов Златоустовского городского округа Челябинской области от 15.11.2007 N 507, либо на основании Постановления Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П) (т. 2, л.д. 15).
Соответствующая сверка расчетов лицами, участвующими в деле, фактически не произведена.
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Налоговый орган, в свою очередь, не отрицает того факта, что спорная сумма пеней 126340 руб. 47 коп. (в последующем уменьшенная до 124409 руб. 23 коп.) была начислена на реструктурированную сумму задолженности по налогу на имущество в период с 25.05.2007 по 17.06.2007, то есть, в нарушение условий Постановления Правительства Челябинской области от 24.05.2007 N 109-П.
Данный факт подтверждается представленным налоговым органом при новом рассмотрении апелляционной жалобы, в материалы дела, подтверждением пени, начисленной с 25.05.2007 по 17.06.2007 (т. 2, л.д. 38, 39), согласно которому, пени в сумме 126340 руб. 47 коп. начислены на следующую недоимку по налогу на имущество, в итоге образующую общую сумму реструктурированной задолженности 15040532 руб. 60 коп., а именно:
- - 473167 руб. 60 коп. по установленному сроку уплаты 05.05.2004;
- - 2826517 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 09.11.2004;
- - 196356 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 01.01.2005;
- - 2720201 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 11.04.2005;
- - 2963137 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 05.05.2005;
- - 2949803 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 04.08.2005;
- - 2911351 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 11.04.2007.
При этом, исходя из данных требования N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007 (т. 2, л. д. 19, 20), в сравнении с данными подтверждения пени, начисленной с 25.05.2007 по 17.06.2007, возможным, представляется соотнести лишь одну сумму, указанной в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, с суммой пенеобразующей недоимки, значащейся в подтверждение пени, а именно - 2911351 руб. 00 коп. по установленному сроку уплаты 11.04.2007.
Тождества иных сумм задолженности по налогу на имущество, указанных в требовании N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, с суммами пенеобразующей недоимки по подтверждению пени, начисленной с 25.05.2007 по 17.06.2007, не прослеживается, однако, как отмечено выше, в подтверждение пени Инспекция ФНС России по г. Златоусту все же не отрицает факт начисления пеней на реструктурированную сумму задолженности по налогу на имущество.
При новом рассмотрении апелляционной жалобы 02.12.2008 представителем ФГУП "ПО "ЗМЗ" даны письменные пояснения на предмет того, что "...факт включения пени в сумме 124409,23 руб., начисленных ФГУП "ПО "ЗМЗ", согласно требованию N 7873 и предъявленных ко взысканию в постановлении N 2483 от 12.10.2007, в реструктуризированную задолженность, предприятие не может, т.к. реструктуризация представлялась предприятию на основании данных налогового органа, общей суммой по каждому виду налогов, что не дает возможности в общей сумме реструктуризированной задолженности пени по налогу на имущество вычленить конкретную сумму пеней, в частности пени в сумме 124409,23 руб., по требованию N 7873 от 18.06.2007" (т. 2, л.д. 119).
Учитывая изложенное, в рамках настоящего дела налогоплательщик не доказал тот факт, что спорная сумма пеней включена в состав реструктурированной задолженности на основании решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 25.06.2007 N 2.
Тем не менее, данное обстоятельство не означает, что федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод", лишается в дальнейшем возможности доказывания факта включения в состав суммы реструктурированной задолженности 4995207 руб. 00 коп., пеней в сумме 124409 руб. 23 коп., однако, в рамках оспаривания решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области от 25.06.2007 N 2, в соответствующей части (с привлечением к участию в деле в качестве третьего лица Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области). Поскольку в рассматриваемой ситуации, вывод о том, что спорная сумма пеней по налогу на имущество включена в состав реструктурированной задолженности, напрямую касается прав и законных интересов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам N 1 по Челябинской области (относительно законности включения соответствующих сумм в решение от 25.06.2007 N 2), а предметом настоящего дела является рассмотрение заявление ФГУП "ПО "ЗМЗ" о законности решения Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 12.10.2007 N 2438, и материалами дела N А76-26950/2007, вне зависимости от мер, предпринятых арбитражным апелляционным судом, не подтвержден факт включения спорной суммы пеней в состав реструктурированной задолженности, - у арбитражного апелляционного суда не имеется правовых оснований считать обстоятельства, на наличие которых указывает налогоплательщик, документально подтвержденными.
В то же время, данное обстоятельство не означает, что в удовлетворении заявленных требований в соответствующей части, федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод", должно быть отказано.
В целях признания недействительными (незаконными) соответствующих ненормативных правовых актов (решений), необходимо наличие совокупности условий, как-то: несоответствие ненормативного правового акта (решения) закону или иному нормативному правовому акту; нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Совокупность указанных условий в настоящей ситуации наличествует.
Налоговый орган, как отмечено выше, 16.10.2007 сопроводительным письмом N 11-021/25556 (т. 2, л. д. 32), направил в Главное управление Федеральной службы судебных приставов по Челябинской области постановление от 12.10.2007 N 2438 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя (т. 2, л. д. 33), - что и послужило для судебного пристава-исполнителя Межрайонного специализированного отдела судебных приставов по особо важным исполнительным производствам, основанием для возбуждения исполнительного производства N 8207/38.09-13/07 (т. 2, л.д. 37).
Тем не менее, вне зависимости от отзыва требования N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, и решения от 07.08.2007 N 6467 о взыскании соответствующих сумм за счет денежных средств ФГУП "ПО "ЗМЗ" на счетах в банках, в связи с вынесением Инспекцией ФНС России по г. Златоусту решения от 26.10.2007 N 11-010/26483, отзыва инкассового поручения (т. 2, л.д. 40 - 42), налоговый орган счет возможным, лишь 29.11.2007 (т. 2, л.д. 43), направить в Межрайонный специализированный отдел судебных приставов по особо важным исполнительным производствам, уведомление от 28.11.2007 N 11-025/29100 (т. 2, л.д. 45), которым сообщал (в отсутствие указания номера исполнительного производства), об уменьшении задолженности, числящейся за ФГУП "ПО "ЗМЗ".
Между тем, у судебного пристава-исполнителя, не имелось повода, как для прекращения, так и для окончания исполнительного производства, - учитывая, что направленное Инспекцией ФНС России по г. Златоусту уведомление от 28.11.2007 N 11-025/29100, содержит опосредованную информацию, не подпадающую под условия действовавших в спорный период, ст.ст. 23, 26, 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Лишь только решением от 21.03.2008 N 3 налоговый орган отменил решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента организации, индивидуального предпринимателя от 12.10.2007 2483 (т. 1, л.д. 90), сообщив об этом судебному приставу-исполнителю путем направления в его адрес 25.02.2008 (т. 1, л.д. 91) заявления от 28.02.2008 N 11-025/04276 "Об отзыве постановления от 12.10.2007 N 2438" (т. 1, л.д. 89), - что и послужило для судебного пристава-исполнителя основанием для вынесения постановления от 03.03.2008 об окончании исполнительного производства N 1273/38.09-13/07 (т. 1, л.д. 97), - которым окончено указанное исполнительное производство, возбужденное на основании постановления Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 12.10.2007 N 2438 о взыскании недоимки по налоговым платежам в сумме 197989 руб. 01 коп., в связи с отменой налоговым органом решения от 12.10.2007 N 2438, решением от 21.02.2008 N 3.
Таким образом, сам факт вынесения судебным приставом-исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, на основании постановления Инспекции ФНС России по г. Златоусту от 12.10.2007 N 2438, свидетельствует о том, что оспариваемое заявителем решение от 12.10.2007 N 2438, нарушает права и законные интересы налогоплательщика (тем более, что в последующем, 17.01.2008 в рамках сводного исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем, постановлением о наложении запрета на имущество (т. 2, л.д. 61), был наложен запрет на отчуждение и какие-либо регистрационные действия в отношении недвижимого имущества ФГУП "ПО "ЗМЗ")).
О несоответствии оспариваемого решения от 12.10.2007 N 2438, закону, свидетельствует тот факт, что данное решение вынесено фактически, в связи с неисполнением ФГУП "ПО "ЗМЗ" требования N 7873 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 18.06.2007, - законных оснований для выполнения которого, у заявителя изначально не имелось (что и послужило в последующем для Инспекции ФНС России по г. Златоусту основанием для отзыва ("отмены") данного требования, а также отмены решения от 07.08.2007 N 6467, отзыва инкассового поручения от 07.08.2007 N 6198)).
Кроме того, представленный налогоплательщиком в материалы дела при первом рассмотрении апелляционной жалобы акт сверки об исполнительных производствах по кредиторской задолженности ФГУП ПО "Златоустовский машиностроительный завод" по состоянию на 23.05.2008, по строке 61 акта (т. 1, л.д. 94), содержит сведения о том, что исполнительное производство N 8207 было возбуждено в части взыскания налоговых платежей в общей сумме 197989 руб. 01 коп., - то есть, в сумме, тождественной сумме пеней по налогу на имущество, штрафам по земельному налогу, и пеней по земельному налогу, указанной в оспариваемом ФГУП "ПО "ЗМЗ" решении от 12.10.2007 N 2438.
Об этом же свидетельствует представленный налогоплательщиком в материалы дела при новом рассмотрении апелляционной жалобы, соответствующий акт сверки, датированный 13.03.2008 (т. 2, л. д. 115 - 118) (строка 78).
Учитывая изложенное, у арбитражного суда первой инстанции не имелось правовых оснований для частичного отказа в удовлетворении требований, заявленных федеральным государственным унитарным предприятием "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод".
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба налогоплательщика подлежит удовлетворению, а решение арбитражного суда первой инстанции соответственно, подлежит изменению.
В связи с удовлетворением заявленных налогоплательщиком, требований, в силу условий ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины подлежит взысканию 4000 рублей (2000 рублей за подачу заявления в арбитражный суд первой инстанции, 1000 рублей за подачу апелляционной жалобы, 1000 рублей за подачу кассационной жалобы).
Руководствуясь частью 1 статьи 110, статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
постановил:

решение Арбитражного суда Челябинской области от 19 мая 2008 года по делу N А76-26950/2007, изменить.
Требования, заявленные федеральным государственным унитарным предприятием "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (Челябинская область, г. Златоуст, Парковый проезд, 1), зарегистрированным в качестве юридического лица администрацией г. Златоуста 23.06.1992 за регистрационным номером 982, Инспекцией МНС России по г. Златоусту Челябинской области 19.07.2002 за основным государственным регистрационным номером 1027400576169, удовлетворить.
Признать незаконным решение от 12.10.2007 N 2438 о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя, вынесенное Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области (Челябинская область, г. Златоуст, пр. Мира, 37) в отношении федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод", - как несоответствующее требованиям ст. 47 Налогового кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Златоусту Челябинской области в пользу федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 4000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа по адресу: http://www.fasuo.arbitr.ru.



Председательствующий
судья
М.Б.МАЛЫШЕВ

Судьи
Н.Н.ДМИТРИЕВА
М.Г.СТЕПАНОВА












© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)