Судебные решения, арбитраж
Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
8 февраля 2007 г. Дело N КА-А40/12782-06
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю., судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В., при участии в заседании от заявителя: ОАО "РЖД" П. по доверенности от 28.12.2006 N 11/1-112, Г. по доверенности от 28.12.2006 N Ю-11/207; от ответчика: М., доверенность от 09.01.07 N 02/123, рассмотрев 08 февраля 2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 8 по г. Москве на постановление от 18 сентября 2006 г. N 09АП-11061/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Порывкиным П.А., Румянцевым П.В., Окуловой Н.О., по заявлению ОАО "РЖД" об обязании возвратить налог к ИФНС России N 8 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 8 по г. Москве об обязании возвратить из бюджета в сумме 14056983,94 руб. и взыскании процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога в размере 177876,86 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июня 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2006 года указанное решение отменено. На ИФНС России N 8 по г. Москве возложена обязанность возвратить ОАО "РЖД" из бюджета излишне уплаченный земельный налог в размере 14056983 руб. 94 коп. и начислить и уплатить ОАО "РЖД" проценты за нарушение срока возврата налога в размере 177876 руб. 86 коп.
В кассационной жалобе ИФНС России N 15 по г. Москве просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального права - положений статей 387, 389, 390 НК РФ. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению налогового органа, отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" возражает против ее удовлетворения и просит оставить законно и обоснованно принятое постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 8 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ОАО "РЖД" возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, в связи с неправильным применением арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права.
Арбитражные суды установили, что Московское отделение Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" уплатило земельный налог за 2005 г. перечислив его по платежным поручениям N 891 от 25.04.05, N 663 от 19.07.05, N 773 от 22.08.05 N 774 от 22.08.05, N 697 от 31.10.05. Общая сумма уплаченного земельного налога составила 14056983 руб. Согласно представленным в налоговый орган уточненным декларациям за 2005 год земельный налог подлежит уплате заявителем в размере 0 (ноль) руб.
Письмом N 522/н/761 от 24.11.05 заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 14056983,94 руб. Данное письмо инспекцией оставлено без ответа, возврат денежных средств не произведен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "РЖД" являлось плательщиком земельного налога в 2005 году, так как фактически владело земельным участком. ОАО "РЖД" создано в процессе приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта путем изъятия этого имущества и внесения его в уставный капитал ОАО "РЖД".
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку земли не были переданы ОАО "РЖД" ни на каком праве, оно в силу ст. 388 НК РФ не является налогоплательщиком.
Между тем данные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права - статей 78, 388, 389 НК РФ, ЗК РФ, положений Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и не соответствуют обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта было создано ОАО "РЖД".
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусматривает, что ОАО "РЖД" не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
- магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
- малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
- информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
- объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
- объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва.
В силу пункта 7 статьи 1 ЗК РФ "Основные принципы земельного законодательства" платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями действовавшей в 2005 году редакции Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и уже действовавшей в 2005 году главой 31 "Земельный налог" раздела X "Местные налоги", статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
ОАО "РЖД" в лице филиала Октябрьской железной дороги являлось пользователем земельных участков расположенных в г. Москве, данные земельные участки в аренду в 2005 году заявителю не передавались.
В соответствии со статьей 388 НК РФ земельный налог должен уплачиваться собственниками или землепользователями, а арендаторами - арендная плата. В 2006 году ОАО "РЖД" арендатором не являлось.
Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утверждены только в 2006 году Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". При этом началом действия данного документа является 16 мая 2006 года.
В связи с этим ОАО "РЖД" правомерно считало себя в 2005 году налогоплательщиком земельного налога за земельные участки, находящиеся под переданным, согласно передаточному акту, в качестве вклада в уставный капитал имуществом (имущественными комплексами) организаций федерального железнодорожного транспорта.
Поэтому требование ОАО "РЖД" о возврате из бюджета земельного налога в соответствии со статьей 78 НК РФ и взыскании процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога неправомерно.
Поскольку при разрешении спора, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены как арбитражным судом первой инстанции, так и арбитражным судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя обжалуемое постановление, в связи с неправильным применением арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований.
Расходы по госпошлине по кассационной жалобе подлежат отнесению на ОАО "РЖД в силу ст. 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 по делу N А40-20447/06-109-81 отменить.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2006 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета 1000 рублей расходов по госпошлине.
Отменить приостановление исполнения постановления апелляционной инстанции по определению от 07.02.07.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС МОСКОВСКОГО ОКРУГА ОТ 08.02.2007, 22.02.2007 N КА-А40/12782-06 ПО ДЕЛУ N А40-20447/06-109-81
Разделы:Земельный налог
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (определений, постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
8 февраля 2007 г. Дело N КА-А40/12782-06
Резолютивная часть постановления объявлена 08 февраля 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 февраля 2007 года.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе: председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю., судей Агапова М.Р., Борзыкина М.В., при участии в заседании от заявителя: ОАО "РЖД" П. по доверенности от 28.12.2006 N 11/1-112, Г. по доверенности от 28.12.2006 N Ю-11/207; от ответчика: М., доверенность от 09.01.07 N 02/123, рассмотрев 08 февраля 2007 г. в судебном заседании кассационную жалобу ИФНС России N 8 по г. Москве на постановление от 18 сентября 2006 г. N 09АП-11061/2006-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Порывкиным П.А., Румянцевым П.В., Окуловой Н.О., по заявлению ОАО "РЖД" об обязании возвратить налог к ИФНС России N 8 по г. Москве,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 8 по г. Москве об обязании возвратить из бюджета в сумме 14056983,94 руб. и взыскании процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога в размере 177876,86 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 19 июня 2006 года в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2006 года указанное решение отменено. На ИФНС России N 8 по г. Москве возложена обязанность возвратить ОАО "РЖД" из бюджета излишне уплаченный земельный налог в размере 14056983 руб. 94 коп. и начислить и уплатить ОАО "РЖД" проценты за нарушение срока возврата налога в размере 177876 руб. 86 коп.
В кассационной жалобе ИФНС России N 15 по г. Москве просит отменить постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, поскольку оно принято незаконно и необоснованно, с нарушением норм материального права - положений статей 387, 389, 390 НК РФ. Выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению налогового органа, отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты земельного налога.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "РЖД" возражает против ее удовлетворения и просит оставить законно и обоснованно принятое постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 8 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представители ОАО "РЖД" возражали против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на них, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемое постановление подлежащим отмене, в связи с неправильным применением арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права.
Арбитражные суды установили, что Московское отделение Октябрьской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" уплатило земельный налог за 2005 г. перечислив его по платежным поручениям N 891 от 25.04.05, N 663 от 19.07.05, N 773 от 22.08.05 N 774 от 22.08.05, N 697 от 31.10.05. Общая сумма уплаченного земельного налога составила 14056983 руб. Согласно представленным в налоговый орган уточненным декларациям за 2005 год земельный налог подлежит уплате заявителем в размере 0 (ноль) руб.
Письмом N 522/н/761 от 24.11.05 заявитель обратился в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы земельного налога в размере 14056983,94 руб. Данное письмо инспекцией оставлено без ответа, возврат денежных средств не произведен.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ОАО "РЖД" являлось плательщиком земельного налога в 2005 году, так как фактически владело земельным участком. ОАО "РЖД" создано в процессе приватизации имущества организаций федерального железнодорожного транспорта путем изъятия этого имущества и внесения его в уставный капитал ОАО "РЖД".
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные ОАО "РЖД" требования, суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку земли не были переданы ОАО "РЖД" ни на каком праве, оно в силу ст. 388 НК РФ не является налогоплательщиком.
Между тем данные выводы арбитражного суда апелляционной инстанции основаны на неправильном применении норм материального права - статей 78, 388, 389 НК РФ, ЗК РФ, положений Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" и не соответствуют обстоятельствам дела.
Федеральным законом от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" в процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта было создано ОАО "РЖД".
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусмотрено, что земельные участки, за исключением земельных участков, предоставленных для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельных участков, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, вносятся в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью. Внесение указанных земельных участков в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта не допускается.
Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" предусматривает, что ОАО "РЖД" не вправе передавать в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление или залог следующее имущество, внесенное в его уставный капитал:
- магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
- малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
- информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
- объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение;
- объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и не используемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва.
В силу пункта 7 статьи 1 ЗК РФ "Основные принципы земельного законодательства" платность использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с требованиями действовавшей в 2005 году редакции Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" и уже действовавшей в 2005 году главой 31 "Земельный налог" раздела X "Местные налоги", статьей 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В статье 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
ОАО "РЖД" в лице филиала Октябрьской железной дороги являлось пользователем земельных участков расположенных в г. Москве, данные земельные участки в аренду в 2005 году заявителю не передавались.
В соответствии со статьей 388 НК РФ земельный налог должен уплачиваться собственниками или землепользователями, а арендаторами - арендная плата. В 2006 году ОАО "РЖД" арендатором не являлось.
Правила пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными ОАО "РЖД", утверждены только в 2006 году Постановлением Правительства РФ от 29.04.2006 N 264 "О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги". При этом началом действия данного документа является 16 мая 2006 года.
В связи с этим ОАО "РЖД" правомерно считало себя в 2005 году налогоплательщиком земельного налога за земельные участки, находящиеся под переданным, согласно передаточному акту, в качестве вклада в уставный капитал имуществом (имущественными комплексами) организаций федерального железнодорожного транспорта.
Поэтому требование ОАО "РЖД" о возврате из бюджета земельного налога в соответствии со статьей 78 НК РФ и взыскании процентов за каждый день нарушения срока возврата излишне уплаченного налога неправомерно.
Поскольку при разрешении спора, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены как арбитражным судом первой инстанции, так и арбитражным судом апелляционной инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств и доводов лиц, участвующих в деле, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, отменяя обжалуемое постановление, в связи с неправильным применением арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального права, оставить в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "РЖД" требований.
Расходы по госпошлине по кассационной жалобе подлежат отнесению на ОАО "РЖД в силу ст. 110 АПК РФ, подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2006 по делу N А40-20447/06-109-81 отменить.
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.06.2006 по тому же делу оставить в силе.
Взыскать с ОАО "РЖД" в доход федерального бюджета 1000 рублей расходов по госпошлине.
Отменить приостановление исполнения постановления апелляционной инстанции по определению от 07.02.07.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOCS.SUBSCHET.RU | Налоги и учет. Документы" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)